Тест ваше отношение к критике. Тестовые задания. Тест «Как вы относитесь к критике?»

    Психологические особенности функции планирования.

    Психологические особенности реализации функции организации.

    Психологические особенности функции регулирования.

    Психологические особенности функции контроля.

    Правила ведения переговоров по телефону.

Тест «Как вы относитесь к критике?»

    Считаете ли Вы критику методом изживания недостатков в работе отдельных лиц или коллектива?

а) да, я считаю критику необходимым и нормальным элементом жизнедеятельности любого коллектива;

б) критика часто осложняет отношения в коллективе, поэтому я ее не признаю;

в) критика допустима, но не следует преувеличивать ее роли и прибегать к ней часто.

    Как Вы относитесь к публичной критике?

а) считаю публичную критику действенной формой изживания недостатков;

б) лучше высказать замечания человеку наедине, чем публично, на людях;

в) предлагаю «кулуарную критику», т.е. критику «за глаза», в неслужебной обстановке или высказываемую в полушутливой форме.

    Можно ли, по-Вашему, критиковать начальство?

а) да, конечно;

в) можно, но крайне осторожно.

    Как Вы относитесь к самокритике?

а) стараюсь быть объективным к себе и к «своей» службе, если вижу недостатки, открыто признаю их сам, не дожидаясь, пока на них укажут другие;

б) обычно я знаю недостатки в работе «своей» службы и моей лично, но не спешу себя критиковать;

в) критиковать себя ни к чему, так как охотников тебя поругать всегда хватает.

5. Высказывая критические замечания, стараетесь ли Вы выражаться мягко, корректно, тактично, так, чтобы не задеть личность критикуемого?

а) да, разумеется;

б) нет, считаю, что чем сильнее задета личность критикуемого, тем действеннее критика;

в) все зависит от самой этой личности: если она уж очень обидчива – учитываю это, а если нет – особенно не придерживаюсь дипломатии.

    Высказывая критические замечания, стараетесь ли Вы «подсластить пилюлю» указанием на положительные моменты в деятельности объекта критики?

а) да, обычно стараюсь;

б) нет, не вижу в этом смысла;

    Дозируете ли Вы объем критики, стараетесь ли соблюсти некую меру?

а) да, я стараюсь критиковать не более чем за один недостаток;

б) нет, обычно высказывают все, что, на мой взгляд, плохо в деятельность объекта критики;

в) стараюсь ограничить поле критики предметом обсуждения.

    Вносите ли Вы в ходе критического выступления какие-либо предложения для исправления положения или ограничиваетесь указанием на недостатки?

а) да, я считаю, что тот, кто критикует, должен что-то предложить, иначе он и критиковать не вправе;

б) нет, я полагаю, что главное – обнажить проблему, указать на недостаток, а его устранение – дело критикуемой службы или других компетентных органов и специалистов;

в) предпочтительнее конструктивная критика, но даже если трудно что-либо предложить, нельзя умалчивать о недостатках.

    Какова обычно ваша первая реакция на критику?

а) стремлюсь тут же ответить, сразу прошу ответного слова или говорю с места;

б) переживаю молча, с обидой, от ответного выступления стараюсь уклониться;

в) обдумываю критику, выступать с ответом не спешу, но если настаивают, то не отказываюсь.

    Какое поведение наиболее характерно для Вас при ответе на критику?

а) как правило, стараюсь признать критику, даже если она не во всем объективна;

б) прибегаю к методу защиты от противного, т.е. критикую критикующего;

    Раздражает ли Вас критика?

а) как правило, да;

б) не очень;

в) смотря кто и как критикует.

    Появляется ли у Вас чувство неприязни к критикующему Вас человеку?

а) как правило, да;

б) нет, крайне редко;

в) да, если критика несправедлива или высказывается в резкой, обидной форме.

    Как Вы в дальнейшем строите свои отношения с критикующим Вас человеком?

а) как и прежде;

б) стараюсь, при случае, «ответить взаимностью» или ущемить его интересы другим, доступным мне способом;

в) некоторое время обхожу этого человека, стараюсь не вступать с ним в контакт.

    Как Вы относитесь к тем, кто сам себя критикует?

а) считаю их приспособленцами, трусишками, угодниками;

б) нормально отношусь, ничего тут особенного нет;

в) советую впредь не торопиться с самокритикой.

    Существует ли уголовная ответственность за преследование критикующих?

в) не знаю.

    Вопрос-шутка: высказывание о критике Вам ближе?

а) критика – лекарство, ее надо уметь применять и принимать;

б) управленческая деятельность – тоже творчество, поэтому пусть меня оценивают те, кому положено, а не всяк, кому не лень;

в) и на критику существует мода.

Определите число набранных вами очков по шкале оценки ответов:

0 баллов – 1б, 2в, 3б, 7б, 9б, 10б, 13б, 15б, 15в, 16б;

1 балл – 2б, 7а, 9а, 11а, 12а, 14а, 5б, 6б, 8б, 3в, 4в, 10в, 14в, 16в;

2 балла – 6а, 8а, 10а, 16а, 4б, 11б, 14б, 1в, 5в, 12в;

3 балла – 1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 13а, 15а, 12б, 6в, 7в, 8в, 9в, 11в, 12в, 13в.

8-18 баллов. Ваше отношение к критике скорее негативное, чем позитивное. Вы не любите, когда критикуют вас, а критикуя других, нередко утрачиваете чувство меры. И в том, и в другом случае вы весьма эмоциональны, легко возбудимы, можете вспылить, допустить резкость.

Вам необходимо воспитать некий комплекс стабильности, т.е. чувство уверенности в себе, в правомерности своих действий и решений, а для этого следует активно повышать свой деловой уровень, не переоценивая себя, но и не умаляя своих достоинств.

19-32 балла. Вы терпимо относитесь к критике, считаете ее допустимым элементом управленческой жизни, не переоцениваете ее значения. Ваше поведение в ролях критикуемого и критикующего можно охарактеризовать как «контролируемую эмоциональность» - вы редко выходите из себя. В то же время вам чуждо чувство обиды, желание «насолить» критикам, оправдать свои ошибки.

33-46 баллов. Вы по-деловому относитесь к критике, достаточно спокойно ее воспринимаете, мужественно и открыто признаете свои ошибки. Изредка вас посещает чувство досады на критику, однако вы это стараетесь скрывать. В критических выступлениях вы не перебарщиваете и не стараетесь оправдаться, сваливая вину на других. Хорошее знание своего дела, уверенность в том, что вы на своем месте, позволяет вам не заботиться о личном авторитете, а лишь помнить о пользе дела.

Дополнительный материал:

Звонок по телефону должен подчиняться требованиям краткости.

Первым всегда представляется тот, кто звонит. Он должен поздороваться и пригласить к телефону интересующего его человека. Если этого человека нет на месте, надо уточнить, когда он будет, попросить ему что-то передать и повесить трубку.

Деловая переписка, культура речи.

В бизнесе дороже всего ценится время, поэтому деловое письмо должно быть кратким, точным и по существу.

Деловая корреспонденция редко охватывает несколько тем. Если в письме нужно охватить несколько вопросов, то их желательно отделить один от другого визуально, то есть пронумеровать. Наилучший вариант, если письмо содержит ответ на какой-то один вопрос или однородную информацию.

Структура письма:

1) в верхнем левом углу указывается адрес;

2) справа пишут дату отправления письма – день, месяц и год полностью;

3) слева – обращение в вежливой форме;

4) следующие несколько строк посвящают краткой формулировке темы письма;

5) при необходимости получить скорый ответ можно написать следующее: «Рассчитываем, что Вы ответите при первой же возможности»;

6) после окончания письма ставят подпись и фамилию, ниже указывают должность и название фирмы.

На любой корреспонденции проставляют обратный адрес.

Поздравление, соболезнование, благодарственные письма, извинения пишутся от руки.

Общее правило для любой корреспонденции – с левого края бумаги донизу оставляют свободное поле одинаковой ширины.

Литература:

          Жариков, Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу/ Е.С. Жариков. - М.: МЦФЭР, 2002. – стр.318-325.

          Мещерякова, Е.В. Психология управления: учебное пособие/ Е. В. Мещерякова. - Мн.: Выш. шк., 2005. – стр.19-24.

    3.Творогова Н.Д. Психология управления. Лекции. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. - (XXI век). – С.346-347

Одни извлекают из критики пользу, другие морщатся, но терпят, третьи – активно борются с критикующими, «давят на корню» любые зародыши критики. Одни считают, что она помогает делу, другие – что мешает.

Однако хотим мы того или нет, но критика присуща любому коллективу, и современный руководитель не может признаваться грамотным, если он не знаком со всеми сложностями и тонкостями этого явления.

Предлагаемый тест поможет определить, как Вы относитесь к критике, умеете ли Вы контролировать свои эмоции, когда Вас кто-либо критикует, не утрачиваете ли Вы чувство меры, критикуя других, способны ли Вы признавать свои ошибки.

В каждом вопросе отметьте наиболее приемлемый для вас вариант ответа.

Вопросы:

1. Считаете ли вы критику методом изживания недостатков в работе отдельных лиц или коллектива?

а) Считаю критику необходимым и нормальным элементом жизнедеятельности любого коллектива;

б) Критика лишь осложняет отношения в коллективе, поэтому не признаю ее;

в) Критика допустима, но не следует преувеличивать ее роль и прибегать к ней часто.

2. Как вы относитесь к «публичной» критике?

а) Считаю такую критику действенной формой изживания недостатков;

б) Полагаю, что лучше высказать имеющиеся замечания человеку наедине, в кабинете, чем публично, на людях;

в) Предпочитаю «кулуарную» критику, т.е. критику «за глаза», в неслужебной обстановке или высказываемую в полушутливой форме.

3. Можно ли, по-вашему, критиковать начальство?

а) Конечно;

в) Можно, но крайне осторожно.

4. Как вы относитесь к самокритике?

а) Стараюсь быть объективным к себе и, если вижу недостатки, открыто признаю их сам, не дожидаясь, пока на них укажут другие;

б) Обычно я знаю недостатки в работе своего отдела и моей лично, но не спешу себя критиковать;

в) Критиковать себя ни к чему, так как охотников тебя поругать всегда хватает.

5. Высказывая критические замечания, стараетесь ли вы выражаться мягко, тактично, корректно, так, чтобы не задеть личность критикуемого?

а) Да, разумеется;

б) Нет, считаю, что чем сильнее задета личность критикуемого, тем действеннее критика;

в) Все зависит от этой самой «личности»: если она уж очень обидчива – учитываю это, а если нет – особо не дипломатничаю.

6. Выступая с критическими замечаниями, стараетесь ли вы «подсластить пилюлю» указанием на положительные моменты в деятельности объекта критики?

а) Обычно стараюсь;

б) Не вижу в этом смысла;

в) Если плохо знаю критикуемого или мне известно, что он обидчив, тогда стараюсь.

7. Дозируете ли вы объем критики, пытаетесь ли соблюсти при этом некую «меру»?

а) Да, критикую не более чем за один недостаток;

б) Нет, обычно высказываю все, что, на мой взгляд, плохо в деятельности объекта критики;

в) Стараюсь критиковать только предмет обсуждения.

8. Вносите ли вы в ходе критического выступления какие-либо предложения для исправления положения или ограничиваетесь указанием на имеющиеся недостатки?

а) Да, считаю, что тот, кто критикует, должен что-то предложить, иначе он и критиковать не вправе, поэтому стараюсь внести какие-то предложения;

б) Нет, полагаю, что главное – обнажить проблему, указать на недостаток, а как его устранять – дело критикуемой службы или других компетентных органов и специалистов;

в) Как правило, предпочтительнее конструктивная критика, но если даже и трудно что-либо предложить, все равно нельзя замалчивать недостатки.

9. Какова обычно ваша первая реакция на критику?

а) Стремлюсь тут же ответить, сразу прошу слова или говорю с места;

б) Переживаю молча, с обидой, от ответного выступления стараюсь уклониться;

в) Обдумываю критику, выступать с ответом не спешу, но, если настаивают, не отказываюсь,

10. Какое поведение наиболее характерно для вас при ответе на критику?

а) Как правило, стараюсь признать критику, даже если она не во всем объективна;

б) Прибегаю к методу «защиты от противного», т. е. критикую критикующего;

11. Раздражает ли вас критика?

а) Да, как правило;

б) Не очень;

в) Зависит от того, кто и как критикует.

12. Появляется ли у вас чувство неприязни к критикующему вас человеку?

а) Да, как правило;

б) Нет, крайне редко;

в) Да, если критика несправедлива или высказывается в резкой, обидной форме.

13. Как вы в дальнейшем строите свои отношения с критикующим лицом?

а) Как и прежде;

б) Стараюсь при случае «ответить взаимностью» или ущемить его интересы другими доступными мне способами;

в) Некоторое время «обхожу» этого человека, стараюсь не вступать с ним в контакт.

14. Как вы относитесь к тем, кто сам себя критикует?

а) Считаю их «приспособленцами», «трусишками», «угодниками»;

б) Нормально отношусь, что тут особенного;

в) Советую впредь не торопиться с самокритикой.

15. Существует ли уголовная ответственность за преследование критикующих?

в) Не знаю.

16. Вопрос-шутка: какое из следующих высказываний о критике вам ближе?

а) Критика – это лекарство, ее надо уметь «применять и принимать»;

б) Управленческая деятельность – тоже творчество, поэтому пусть меня оценивают те, кому положено;

в) И на критику существует мода.

Инструкция:

Определите число набранных вами баллов по шкале оценки ответов.

Результаты:

8–18 баллов. Ваше отношение к критике скорее негативное, чем позитивное. Вы не любите, когда критикуют вас, а критикуя других, нередко утрачиваете чувство меры. И в том, и в другом случае вы весьма эмоциональны, легко возбуждаетесь, можете вспылить, допустить резкость. Вам необходимо воспитывать некий «комплекс стабильности», т. е. чувство уверенности в себе, в правомерности своих действий и решений, а для этого следует активно повышать свой деловой уровень, не переоценивая себя, но и не умаляя достоинств.

19–32 балла. Вы терпимо относитесь к критике, считаете ее допустимым элементом деловой жизни, не переоценивая, однако, ее значения. Ваше поведение в ролях критикуемого и критикующего можно охарактеризовать как «контролируемую эмоциональность» – вы редко «выходите из себя». В то же время вам не чуждо чувство обиды, желание «насолить» критикам, оправдать свои ошибки.

33–45 баллов. Вы по-деловому относитесь к критике, достаточно спокойно ее воспринимаете, мужественно и открыто признаете свои ошибки. Изредка вас посещает чувство досады на критику, однако вы стараетесь это скрывать. В критических выступлениях вы неперебарщиваете, не стараетесь оправдаться, сваливая вину на других. Хорошее знание своего дела, уверенность в том, что вы на своем месте, позволяют вам не заботиться о личном авторитете, а помнить лишь о пользе дела.

Печказова Светлана Петровна,

учитель литературы МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка Республики Мордовия

по рассказу

В.М.Шукшина

«Критики»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ


проверить уровень

усвоения и понимания учениками содержания рассказа

В.М.Шукшина «Критики»:

его темы, сюжетной линии, языковых средств и др.


Укажите годы жизни

В.М.Шукшина:

а) 1929 – 1974;

б) 1939 – 1984;

в) 1949 – 1994


произведений Шукшина

часто называют:

а) «лишние люди»;

б) «странные люди»;

в) «чудесные люди»;


произведений Шукшина

были его современники:

а) учителя и инженеры;

б) рабочие и колхозники;

в) учёные и военные


Жанр произведения

«Критики»:

а) рассказ;

б) повесть;


Произведение «Критики»

В.М.Шукшин написал:

а) в 1954 г.;

б) в 1964 г.;


Фамилия главного героя

рассказа «Критики»:

а) Новопольцев;

б) Новокольцев;

в) Новоскольцев


Дед-пенсионер в прошлом работал в колхозе:

а) агрономом;

б) зоотехником;

в) плотником


Сколько лет было деду:


Сколько лет было внуку:


Почему Петька и дед

были друзьями:

а) они оба любили ходить в кино;

б) дед во всём соглашался с внуком;

в) и деду, и Петьке свойственно чувство справедливости


а) дед был толстый и добрый;

б) был сухой и нервный

в) мудрый и спокойный


а) настойчивый и внимательный;

б) веселый и шустрый;

в) стыдливый и упрямый


Дед плакал в кино, если…:

а) видел фальшь;

б) фильм был про любовь;

в) убивали невинного


Какие герои не нравились деду:

а) нечестные и жадные;

б) те, что казались фальшивыми;

в) жестокие и злые


Кто приехал в гости

к родителям Петьки:

а) родственники из города;

б) родственники из райцентра;

в) знакомые из деревни


Почему городской мужчина

стал спорить с дедом:

а) ему хотелось показать, что дед стар и глуп;

б) защищал игру актёров;

в) он отстаивал свою точку зрения


Почему дед обиделся на гостей:

а) гости были не правы;

б) гости смеялись над дедом и его «правдой»;

в) они не обращали внимания на деда


Что имел в виду дед, когда сказал,

что «всегда люди одинаковые»:

а) люди похожи друг на друга;

б) во все времена люди должны жить по законам совести;

в) плохих людей больше, чем хороших


Как дед решил доказать

свою правоту:

а) позвал на помощь милиционера;

б) стал спорить с гостями;

в) разбил сапогом экран телевизора


Какие меры приняли взрослые, чтобы «усмирить» деда:

а) сердечно с ним поговорили;

б) вызвали милицию;

в) напоили его чаем с пирогами


Как звали Петькиного деда:

а) Трофим Макарыч;

б) Макар Тимофеич;

в) Тимофей Макарыч


Откуда мы узнаём имя Петькиного деда:

а) из разговора с соседкой;

б) из диалога с гостями;

в) из протокола, составленного милиционером


Почему Петька горько плакал, когда милиционер увёл деда:

а) он разозлился на гостей;

б) уверен, что дед не виноват;

в) считал, что это несправедливое наказание


в этом рассказе:

а) чудачество деда;

б) несдержанность старика;

в) равнодушие и насмешливое отношение к пожилым людям


О чём рассказ

В.М.Шукшина «Критики»:

а) о правонарушении подвыпившего деда;

б) о несправедливо обиженном мальчике;

в) об отчаянном протесте человека против неправды и неуважения к себе


«Больше всего на свете они любили кино»:

а) эпитет;

б) сравнение;

в) гипербола


Какой приём используется в предложении

«Один раз только крепко схлестнулся он со взрослыми»:

а) метафора;

б) сравнение;

в) эпитет


Как вы оцениваете

свою работу на уроке:

Знания прочные:

МОЛОДЦЫ!

Было много ошибок:

нужно быть внимательнее

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!


5

Всем спасибо!

ВЫХОД


  • Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс – М.: ВАКО, 2015
  • Ерёмина О.А. Уроки литературы в 6 классе: кн. для учителя – М: Просвещение, 2014
  • Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 4 ч./ Полухина В.П.; под ред. Коровиной В.Я. – М.: Просвещение, 2016

Одни извлекают из критики пользу, другие морщатся, но терпят, третьи - активно борются с критикующими, «давят на корню» любые зародыши критики. Одни считают, что она помогает делу, другие - мешает. Одни критику применять умеют, другие - нет.

Однако хотим мы этого или нет, но критика присуща всякому социальному организму, каким является любой коллектив, и современный коллектив не может признаваться грамотным, если он не знаком со всеми сложностями и тонкостями этого явления. Предлагаемый тест поможет вам определить уровень вашей персональной грамотности в этой области. И хотя, как и все подобные тесты, он не претендует на бесспорность, думаем, поможет вам в вашем деловом развитии.

1.Считаете ли вы критику методом изживания недостатков в работе отдельных лиц или коллективов?

а) да, я считаю критику необходимым и нормальным элементом жизнедеятельности любого коллектива;

б) критика лишь осложняет отношения в коллективе, поэтому я ее не признаю;

в) критика допустима, но не следует преувеличивать ее роль и прибегать к ней часто.

2. Как вы относитесь к публичной критике?

а) считаю публичную критику действенной формой изживания недостатков;

б) полагаю, что лучше высказать имеющиеся замечания человеку наедине, в кабинете, чем публично, на людях;

в) предпочитаю «кулуарную критику», то есть критику «за глаза», в неслужебной обстановке или высказываемую в полушутливой форме.

3. Можно ли, по-вашему, критиковать начальство?

а) да, конечно;

в) можно, но крайне осторожно.

4. Как вы относитесь к самокритике?

а) стараюсь быть объективным к себе и «своей» службе и, если вижу недостатки, открыто признаю их сам, не дожидаясь, пока на них укажут другие;

б) обычно я знаю недостатки в работе «своей» службы и мои лично, но не спешу себя критиковать;

в) критиковать себя ни к чему, так как охотников тебя поругать всегда хватает.

5. Высказывая критические замечания, стараетесь ли вы выражаться мягко, корректно, тактично, так, чтобы не задеть личность критикуемого?

а) да, разумеется;

б) нет, считаю, что чем сильнее задета личность критикуемого, тем действеннее критика;

в) все зависит от этой самой «личности», если она уж очень I обидчива - учитываю это, а если нет - особо не дипломатничаю.

6. Выступая с критическими замечаниями, стараетесь ли вы «подсластить пилюлю» указанием на положительные моменты в деятельности объекта критики?

а) да, обычно стараюсь;

б) нет, не вижу в этом смысла;

в) если плохо знаю критикуемого или мне известно, что он обидчив, тогда стараюсь.

7. Дозируете ли вы объем критики, стараетесь ли соблюсти» некую «меру критики»?

а) да, я стараюсь критиковать не более, чем за один недостаток;

б) нет, обычно высказываю все, что, на мой взгляд, плохо в деятельности объекта критики;

в) стараюсь ограничить поле критики предметом обсуждения.

8. Вносите ли вы в ходе критического выступления какие-либо предложения для исправления положения или ограничиваетесь указанием на имеющиеся недостатки?

а) да, я считаю, что тот, кто критикует, должен что-то предложить, иначе он и критиковать не вправе, поэтому я стараюсь внести какие-то предложения;

б) нет, я полагаю, что главное - обнажить проблему, указать на недостаток, а как их устранять - дело критикуемой службы или других компетентных органов и специалистов;

в) как правило, предпочтительнее конструктивная критика, но если даже и трудно что-либо предложить, все равно нельзя замалчивать недостатки.

9. Какова обычно ваша первая реакция на критику?

а) стремлюсь тут же ответить, сразу прошу слова или говорю с места;

б) переживаю молча, с обидой, от ответного выступления стараюсь уклониться;

в) обдумываю критику, выступать с ответом не спешу, но, если настаивают, не отказываюсь.

10. Какое поведение наиболее характерно для вас при ответе на критику?

а) как правило, стараюсь признать критику, даже если она не во всем объективна;

б) прибегаю к методу «защиты от противного», то есть критикую критикующего;

11. Раздражает ли вас критика?

а) да, как правило;

б) не очень;

в) смотря кто и как критикует.

12. Проявляется ли у вас чувство неприязни к критикующему вас человеку?

а) да, как правило;

б) нет, крайне редко;

в) да, если критика несправедлива или высказывается в резкой, обидной форме.

13. Как вы в дальнейшем строите свои отношения с критикующим вас лицом?

а) как и прежде;

б) стараюсь при случае «ответить взаимностью» или ущемить его интересы другим доступным мне способом;

в) некоторое время «обхожу» этого человека, стараюсь не вступать с ним в контакты.

14. Как вы относитесь к тем, кто сам себя критикует?

а) считаю их «приспособленцами», «трусишками», «угодниками»;

б) нормально отношусь, что тут особенного;

у в) советую впредь не торопиться с самокритикой.

15. Существует ли уголовная ответственность за преследование критикующих?

в) не знаю.

16. Вопрос-шутка: какое высказывание о критике вам ближе?

а) критика - это лекарство, ее надо уметь применять и принимать;

б) управленческая деятельность - тоже творчество, поэтому пусть меня оценивают те, кому положено, а не всяк, кому не лень;

в) и на критику существует мода.

Определите число набранных вами очков по шкале оценки ответов:

а б в
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. I
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

8-18 баллов:

Ваше отношение к критике скорее негативное, чем позитивное. Вы не любите, когда критикуют вас, а критикуя других, нередко утрачиваете чувство меры. И в том, и в другом случае вы весьма эмоциональны, легко возбуждаетесь, можете вспылить, допустить резкость. Вам необходимо воспитывать некий «комплекс стабильности», то есть чувство уверенности в себе, в правомерности своих действий и решений, а для этого следует активно повышать свой деловой уровень, не переоценивая себя, но и не умаляя достоинств.

19-32 балла:

Вы терпимо относитесь к критике, считаете ее допустимым элементом управленческой жизни, не переоценивая, однако, ее значения. Ваше поведение в ролях критикуемого и критикующего можно охарактеризовать как «контролируемую эмоциональность». Вы редко «выходите из себя». В то же время вам не чуждо чувство обиды, желание «насолить» критикам, оправдать свои ошибки.

33-46 баллов:

Вы по-деловому относитесь к критике, достаточно спокойно её воспринимаете, мужественно и открыто признаете свои ошибки Изредка вас посещает чувство досады на критику, однако вы это стараетесь скрывать. В критических выступлениях вы не перебарщиваете: не стараетесь оправдаться, сваливая вину на других. Хорошее знание своего дела, уверенность в том, что вы на своем месте, позволяют вам не заботиться о личном авторитете, а помнить лишь о пользе дела.

Приложение 7.

Формулы конфликтов

Конфликтогены это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту.

В.П. Шейнов в своей книге «Конфликты в нашей жизни и их разрешение» приводит три формулы конфликтов (три соответствующие типа конфликтов А, Б и В):

1. Отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтогенов (КФГ):

КФГ 1 КФГ 2 КФГ 3 …. КФ,

где КФГ 1 – первый конфликтоген; КФГ 2 – второй конфликтоген, ответный на первый; КФГ 3 – третий конфликтоген, ответный на второй, и т.д.

При этом важно иметь в виду, что КФГ 2 > КФГ 1; КФГ 3 > КФГ 2 и т.д., т.е. каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который от отвечает (Закон эскалации конфликтогенов ). Механизм развития конфликта типа А основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой применен конфликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, т.е. нарастания.

80% конфликтов возникает помимо желания их участников и по вышеприведенной формуле.