Темы консультаций для родителей. Родительское собрание "профилактика правонарушений среди несовершеннолетних" Консультация для родителей соп правонарушение

Государственное учреждение Тульской области

"Социально-реабилитационыый центр для несовершеннолетних №2"

Консультация для родителей

"Профилактика правонарушений среди подростков"

Подготовила:

воспитатель

Тинькова Татьяна Ивановна.

Белёв, 2017.

«Не из страха, а из чувства долга

должно воздержаться

от дурных поступков».

Демокрит.

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

Что такое правонарушение?

Правонарушение - это виновное поведение право дееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность - уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско - правовую.

1 .Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3 . Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4 . Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних

Правонарушения несовершеннолетних, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения;

Анализ наблюдений за данной категорией обучающихся показал, что причины отклонений в поведении школьников очень разнообразны.

1. Педагогическая неграмотность родителей:

2. Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом - их безответственным отношением к воспитанию детей.

3. Отрицательный пример родителей, аморальное поведение, пьянство и др.

4. Нарушение структуры семьи (отсутствие отца, конфликт с отчимом).

Непосредственным объектом социального контроля в сфере профилактики преступлений выступает личность подростка

К ним, прежде всего, следует отнести:

Детей и подростков, которые самовольно оставили учебу в школах, нигде не учатся, не работают и ведут антиобщественный образ жизни;

Трудновоспитуемых и неуспевающих учеников, систематически нарушающих школьный режим и правила общественного поведения;

Безнадзорных подростков из числа учащихся, совершивших правонарушения и состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.

Как известно, преступление является следствием сложного взаимодействия личности со средой.

Результаты работы с данной категорией обучающихся дают основание утверждать, что правонарушения среди обучающихся в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями формирования личности, с недостатками в нравственном и трудовом воспитании, плохой организации досуга, а также в недостаточной деятельности общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями.

Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей

Как известно, проблемы чаще всего начинают проявляться в подростковом возрасте, который считается трудным, противоречивым, переходным и охватывает период от 11 до 15 лет.

Учащиеся в этом возрасте требуют усиленного социального контроля со стороны семьи, школы, общественности. У подростков неустойчивые установки, они еще не осознали свое место в жизни. Авторитет родителей в этот период может ослабевать, а влияние неформальных групп ближайшего окружения, наоборот, возрастать, что повышает степень вероятности антиобщественного поведения.

Одновременно происходит интенсивное личности, ощущение самостоятельности, взрослости. Возникновение чувства взрослости, стремление быть и считаться взрослым - стержневая особенность личности подростка. В этот период, особое значение придается межличностному общению. Если у подростка не складываются отношения с классом; то он начинает искать общения за пределами класса, школы и зачастую попадает в самые неблагоприятные условия.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Выделяют следующие стадии откланяющегося поведения подростков :

Неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

Порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

Девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);

Предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

Противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Признаками проблемных детей могут являться:

1. Уклонение от учебы вследствие:

неуспеваемости по большинству предметов;

отставания в интеллектуальном развитии;

ориентации на другие виды деятельности;

отсутствия познавательных интересов.

2. Низкая общественно-трудовая активность:

отказ от общественных поручений;

пренебрежительное отношение к делам класса;

демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

3. Негативные проявления:

употребление спиртных напитков;

употребление психотропных и токсических веществ;

тяга к азартным играм;

курение;

нездоровые сексуальные проявления.

4. Негативизм в оценке действительности.

5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

грубость;

драки;

прогулы;

пропуски занятий;

недисциплинированность на уроках;

избиение слабых, младших;

вымогательство;

жестокое отношение к животным;

воровство;

нарушение общественного порядка;

немотивированные поступки.

6. Отношение к воспитательным мероприятиям:

равнодушное;

скептическое;

негативное;

ожесточенное.

Ранняя профилактика детской преступности.

Меры профилактики преступлений, применяемые на ранних стадиях, это: выявление неблагополучного воспитания и плохих условий проживания ребенка, формирование ценностей и взглядов у несовершеннолетнего лица еще до того момента, как таковые сложились; выявление и ликвидация источников негативного воздействия на подростков, которые могут способствовать асоциальному образу мышления и дальнейшему совершению правонарушений со стороны ребенка; корректирующее и сдерживающее влияние на несовершеннолетнего с социально опасным поведением. Методы профилактики преступлений на данном этапе включают в себя: прогнозирование, которое основано на изменении личностных особенностей детей-правонарушителей и условий, при которых происходит нарушение ими закона; анализ статистических данных, позволяющий определить ряд общих признаков, свидетельствующих об отклонениях в формировании личности малолетних лиц.

Предупреждение рецидива правонарушения, совершенного ребенком Если же ребенок ранее совершал правонарушение, состоит на учете в органах по делам несовершеннолетних, то к нему могут и должны быть применены особые меры профилактики, не допускающие рецидива. Данный уровень профилактических мер включает в себя: исправление и перевоспитание несовершеннолетнего, ранее совершавшего нарушение закона; ликвидацию источников негативного влияния на подростка-нарушителя. Как ранняя профилактика, так и предупреждение рецидива правонарушения осуществляются с использованием различных способов и приемов в зависимости от ситуации. Например, профилактика преступлений в школе, имеющая общий характер, может заключаться в проведении специальных открытых уроков с приглашенными на беседу психологами, работниками детских исправительных учреждений, следователями по делам с несовершеннолетними

УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ!

Если вы – человек, который живет не только прошлым, но и настоящим, при этом старается заглянуть в будущее, послушайте наши советы.

1.​ Помните, что ваша семья и ваш ребенок – это самая большая ценность вашей жизни!

2.​ Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте её в списке своих «больших и важных» дел на «потом».

3.​ Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения с работы было максимально интенсивным.

4.​ Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным ребенком.

5.​ Интересуйтесь не только отметками в дневнике, постарайтесь оценить и узнать его душевное состояние, впечатление от прожитого дня, от общения с друзьями и сверстниками.

6.​ Если есть немного свободного времени, потратьте его на то, чтобы познакомиться и пообщаться с друзьями вашего ребенка.

7.​ Не тратьте вечера на телевизор, необязательные телефонные звонки, лучше обнимите своего ребенка и пошепчитесь с ним о самом важном, дорогом и сокровенном и для него, и для вас!

8.​ Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваш ребенок.

9.​ Изучайте своего ребенка, знакомьтесь с его внутренним миром вовремя, бойтесь опоздать!

10.​ Будьте внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

11.​ Не обрывайте своего ребенка на полуслове, спешите выслушать его.

12.​ Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

13.​ Опасайтесь получения информации вашим ребенком из чужих уст.

14.​ Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

15.​ В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

16.​ Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными способами, если он в этом нуждается.

17.​ Никогда не забывайте о том, что своему ребенку нужно доверять.

18.​ Не отталкивайте своего ребенка и не отмахивайтесь от него, дайте ему возможность обнять вас, прижаться к вам. Это дает ему эмоциональный заряд на новый день, новые встречи, дает ощущения счастья и уверенности в завтрашнем дне. Не лишайте его этой радости!

19.​ Дайте своему ребенку понять, что он вам необходим, что он не обуза, а радость, как бы трудно материально и морально вам в жизни не было.

20.​ Помните! Лишая своего ребенка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ним в старости!

Помните – бумерангу свойственно возвращаться!

Консультация для родителей по профилактике правонарушений детей дошкольного возраста

«Что нужно делать родителям,

чтобы ребёнок не попал в беду».

Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка.

В первую очередь к социальным причинам возникновения девиантного поведения маленьких детей относится неблагополучная обстановка в семье. Понятие «семейное неблагополучие» включает в себя различные негативные характеристики: внутрисемейные отношения, дефекты ее количественного, структурного и половозрастного состава, связь домочадцев с различными внешними социальными институтами (например, с представителями детского сада).

Многочисленные исследования показали, что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания:

    скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности); потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное поведение малыша); чрезмерная строгость и требовательность к малышу; эмоциональное отвержение; гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.

Неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления девиантного поведения малыша дошкольного возраста.

В первую очередь важно позаботиться об эмоциональном благополучии своего ребёнка.

В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия. Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий, коррелирующие с типом материнско-детского взаимодействия и его выраженностью. Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия. Разные формы эмоционально-зависимых и эмоционально-отвергающих типов взаимодействия и степень их выраженности продуцируют средний или низкий уровень эмоционального благополучия ребенка.

Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия. Под высоким уровнем эмоционального развития принято понимать: желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время; успешное участие в коллективных делах, успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей, умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем, признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми, заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя, владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния и т. д.

В отечественной психологии традиционно упор делался на эмоциональные переживания ребенка во взаимодействиях со взрослым. Мать первоначально рассматривалась как источник стимуляции, обеспечивающий удовлетворение потребности во впечатлениях. В первые недели жизни поведение матери (проявление положительных эмоций во взаимодействии с ребенком) обеспечивает возникновение на основе потребности во впечатлениях потребности в общении (в форме эмоционального взаимодействия) и ее последователи считают потребность в общении самостоятельной потребностью, но возникающей также в течении периода новорожденности на основе активного воздействия взрослого. Проявляя свое эмоциональное отношение, взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии, которое является содержанием первой формы общения - ситуативно-личностной. Эмоциональная депривация ребенка в этом возрасте ведет к задержке и искажениям развития не только общения, но и всей эмоционально-личностной сферы. Основное внимание уделяется структуре и содержанию эмоциональной сферы ребенка, хотя не отрицается влияние его эмоционального состояния на развитие познавательной сферы. Роль эмоционального общения в предупреждении и терапии депривационных последствий (госпитализм и его более мягкие формы) состоит не только в развитии самого общения и всех остальных форм деятельности (которые являются основным предметом исследования), но и в формировании и поддержании стабильного, благополучного (а точнее - эмоционально-положительного) состояния ребенка.


Родителям важно помнить, что без сопровождения взрослых дети не должны находиться в общественных местах:

До 7 лет – круглосуточно;

С 7 до 14 лет – с 21 часа;

С 14 до 18 лет – с 22 часов.

Ответственность за это несут родители.

Подумайте о своем примере

Трудно предположить, что кто-то поверит советам родителя, который сам злоупотребляет курением, алкогольными напитками и так далее. Не забудьте, что даже такие "невинные" пороки требуют объяснения ребенку.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Там, где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным-пьяна.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Шестилетний ребенок очень эмоционален: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии – его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др. Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.

1. Ваш ребёнок и его друзья.

2. Взрослые и дети: динамика взаимоотношений.

4.Семейные конфликты. Как их предотвратить?

5. Детям нужна любовь. Но какая?

6. О воспитании чувств.

7. Азы семейной педагогики.

9. Проблемы ребёнка. Кому и как их решать?

10.Конфликт поколений. Как его избежать?

11.Любовь и воспитание детей в семье.

12.Как воспитать ребёнка счастливым?

13.Мир детства и безопасность.

14.Азбука здорового образа жизни.

15.Не допустить беду к порогу.

16.От шалости до преступления.

17.Где взять талант?

18.Игра-это очень серьезно.

19.Труд в радость.

20.С любовью к природе.

21. Половое воспитание. Когда начинать?

22. Как воспитать рыцаря?

23. Что и как читают наши дети.

24. Как помочь ребёнку в учёбе.

25. Режим - в жизни всем необходим.

26. Бить или не бить. Вот в чём вопрос?

27. Выбор профессии. Чьё это дело?

28. Ребёнок в музее.

29. Компьютер и школьники.

30. Телевидение и дети.

31. Музыка в семье.

32. Искусство наказывать и прощать.

33. Какими они нас видят.

34. Познай самого себя.35. Истоки жестокости.

36. «Трудные» дети или родители?

37. Типичные ошибки семейного воспитания.

38. Неизбежен ли конфликт поколений?

39. Педагогика семейных отношений.

40. Праздник в семье. Каким ему быть?

41. Нужны ли семейные традиции?

42. Знаете ли вы своего ребёнка?

43. Семейные кризисы. Как их преодолеть?

44. Семья и школа: проблемы взаимоотношений.

45.Профилактика социальных вредностей.

46.Социально - педагогическая запущенность у детей.

47.Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей?

48.Как наши страхи становятся страхами наших детей?

49.Что родители должны дать детям, и что дети должны дать своим родителям?

50.В чем суть воспитания - в обучении или в общении? Нравственные основы родительства.

51.Наши конфликты с детьми (с включением элемента проигрывания ролей).

52.Наказание. Роль ярлыков.

53.Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль прикосновений в общении.

54.Эффекты, оказывающие влияние на развитие личности ребенка типичными способами коммуникации родителей с детьми.

55.Беспокойный подросток. Что делать?

56.Семья как объект психолого-педагогической коррекции.

57.Как помочь младшему школьнику в выполнении домашнего задания.

58.Отношения в семье в триаде поколений.

59.Физические принципы исключительности: плохой аппетит, неправильный сон, энурез, заикание. Что делать?

60.Формирование характера и его недостатков у ребенка. Чем достигается исправление характера?

61.Возможность исправления недостатков характера. Коррективно-воспитательные достижения родителей.

62.Юность и ее проблемы.

63.Как создать счастливую семью.

64.Характер взаимоотношений детей и родителей.

65.Любовь матери.

66.Отцовская любовь.

67.Конфлик, кризис в семье. Развод.

69.Мачеха.

70.Если в семье нет мужчины.

71.Спокойная, уравновешенная мама, счастливый ребенок.

72. Воспитательный потенциал семьи.

73.Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.

74.Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях. Иерархия отношений в семье и основа семейного воспитания.

75.Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства.

76.Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.

77. Диалог в семейном общении.

78. Принципы творческой педагогики в семье.

79.Современная семья; возможности и проблемы ее уклада.

80. Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.

81.Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях.

82.Место традиций в современном семейном укладе.

83.Этика и эстетика семейного быта.

84.Возможности воспитания трудом в современной школе.

85.Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение.

86.Искусство создания детского праздника.

87.Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.

88.О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье. Традиции семейного чтения.

89.Семья на пороге школьной жизни ребенка.

90.Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты). Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.

92.Понятие физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь.

93.Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.

94.Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации. 95.Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.

96.Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.

97.О развитии самосознания у детей и подростков.

98.Нравственные чувства человека и особенности их формирования.

99.Психология потребностей: разумные потребности и псевдопотребности. 100.Нравственный облик и поведение человека.

101.Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.

102.Педагогическая запущенность подростка, ее причины.

103.Роль семейного общения в профилактики девиантного поведения и негативных привычек у детей.

104.Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования.

105.Правовая и экономическая защита личности ребенка.

3. Дети воспитываются в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на их поведение (воспитание носит антиобщественный характер);

Что имеется в виду: когда ребенка приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ; родители несовершеннолетнего ведут аморальный образ жизни (злоупотребляют алкогольными напитками, занимаются проституцией и др.); родители привлечены к административной ответственности за совершение ряда правонарушений.

4. Дети становятся жертвами физического, психического, сексуального или иного вида насилия.

Что имеется в виду: оскорбление и унижение достоинства ребенка, предъявление ребенку чрезмерных требований, однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму и др.

5. Дети совершают правонарушения и иные антиобщественные действия.

Что имеется в виду: ребенок нарушает дисциплину, увеличиваются пропуски занятий в учреждении образования; наблюдаются асоциальные связи несовершеннолетнего, бродяжничество, совершение действий, влекущих административную либо уголовную ответственность, нахождение ребенка на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

6. Дети находятся в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации.

Что имеется в виду: несовершеннолетний находится в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера; выявлены факты жестокого обращения с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых, а также когда несовершеннолетний пострадал в результате аварии, катастрофы, бедствий, ребенок предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания.

Источник фото: unsplash.com

Каким образом выявляют семьи, находящиеся в СОП?

В начале каждого учебного года, как правило, классный руководитель либо воспитатель группы дошкольного учреждения посещает семьи своих подопечных для изучения условий жизни и воспитания каждого из них.

Иногда посещать семьи могут комиссией: классный руководитель либо воспитатель группы дошкольного учреждения, социальный педагог, педагог-психолог, участковый инспектор.

Особое внимание уделяется информации, поступающей из различных источников (соседи, родственники, совершенно случайные люди, анонимы, отдел образования, поликлиника, ЖЭУ, ИДН, КДН и др). Информацию обязательно проверяют. По результатам посещения несовершеннолетнего и его семьи составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.

Можно ли ознакомиться с актом обследования?

Адвокаты обращают внимание на то, что акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего должен составляться только лишь в присутствии законных представителей. Отказать в ознакомлении с актом обследования представители госорганов не вправе.

В том случае, если все же вам отказали в этом, можно направить письменное обращение на имя руководителя государственного органа с описанием ситуации и (или) с просьбой о предоставлении вам копии акта обследования для ознакомления.

Решение о признании СОП по результатам акта обследования принимается советом учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (в школах, гимназиях, лицеях, вспомогательных школах, вспомогательных школах-интернатах, вечерних школах, ПТУЗах, ССУЗах) или педагогическим советом (в дошкольных учреждениях, социально-педагогических учреждениях).

На заседание совета обязательно приглашаются родители (или лица их заменяющие) несовершеннолетнего.

Можно ли обжаловать решение о признании СОП?

Решение о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении может быть обжаловано законными представителями в управление (отдел) образования Мингорисполкома (облисполкома) по месту принятия решения, Министерство образования Республики Беларусь, прокуратуру или в суд.


Источник фото: unsplash.com

На какую помощь может претендовать семья, находящаяся в СОП?

После принятия решения составляется индивидуальный план работы, как с несовершеннолетним, так и с его родителями, который утверждается руководителем учреждения образования.

Семья в СОП оказывают необходимую помощь. Например, наблюдение и консультации педагога-психолога, педагога социального, проведение семинаров-практикумов, лекций, бесед, вовлечение детей в кружки, секции, родителей - в клубы, консультация для родителей от педагога-психолога, врача, юриста, правоохранительных органов, психотерапевтическая помощь детям и родителям.

Материальная помощь может выражаться в предоставлении бесплатного питания в саду или школе, в организации бесплатного оздоровления в лагерях.


Источник фото: unsplash.com

Могут ли отменить решение о признании ребенка, находящегося в СОП?

Родители вправе подать ходатайство об отмене решения о признании ребенка находящимся СОП, если считают, что причины, повлекшие такой статус, отпали.

Ходатайство направляется в адрес педагогического совета или совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Что происходит, если ситуация с ребенком не меняется? Могут ли ребенка отобрать из семьи?

После признания ребенка находящимся в СОП ежеквартально проверяющие анализируют проделанную работу и принимают решение, работать с семьей дальше по плану или готовить ходатайство в комиссию по делам по несовершеннолетних о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите.

Как правило, минимум полгода такую семью пытаются «привести в чувство», дают им шанс исправить ситуацию: изменить отношение родителей к жизни, мотивировать на поиск работы, улучшить условия проживания, избавиться от зависимостей, наладить отношение с близкими.

И лишь тогда, когда результата нет, ребенка могут признать нуждающимся в государственной защите и принять решение об отобрании его у родителей и помещении на государственное обеспечение.


Источник фото: unsplash.com

В пункте 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 №18 (ред. от 23.02.2012) «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» основаниями для отобрания ребенка из родной семьи указаны следующие: родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей , в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

В трехдневный срок комиссия принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установления ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, о помещении ребенка на государственное обеспечение. В шестимесячный срок после отобрания ребенка принимается решение: вернуть ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, либо обратиться в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

ГУ ТО СРЦН №2 г.Белева

Тульской области

Памятка для родителей.

Воспитание подростков никогда не было легким делом. Кажется, что сегодня мир кружится быстрее и прежние масштабы воспитания не имеют никакого значения. Наше поколение молодежи находится в жестокой жизненной борьбе и большом душевном стрессе. Молодежь, не нашедшая себя в условиях нынешней реальности, утверждается не всегда законными средствами и способами. Это значит, что дети нуждаются в любви взрослых, больше, чем когда-либо!

Задача родителей состоит в предупреждении подростков об опасностях в игре с законом. Что бы ни случилось с сыном или дочерью, родители, прежде всего, должны проанализировать собственные ошибки и недостатки. В этом заключается разумность в отношениях взрослых и детей – основа семейного воспитания.

Подготовила:

Тинькова Татьяна Ивановна.

Октябрь, 2017 год.

Причины, по которым подростки чаще всего совершают правонарушения :

1. Подростки без должного почтения относятся к закону.

2. Из-за отсутствия контроля со стороны родителей, подросток часто совершает противоправные поступки: употребляет алкоголь, участвует в драках, оскорбляет окружающих.

3. Зачастую, из-за отсутствия занятости молодых людей, противоправные действия совершаются от скуки и безделья.

РОДИТЕЛИ ОБЯЗАНЫ:

1. Не допускать пребывания в общественных местах без их сопровождения детей и подростков

в возрасте:

До 7 лет – круглосуточно;

От 7 до 14 лет – с 21 часа до 6 часов утра;

От 14 до 18 лет – от 22 часов до 6 часов.

2. Не допускать нахождения несовершеннолетних в учебное время в интернет-залах, игровых

клубах, кафе, барах, ресторанах, кинотеатрах и других развлекательных учреждениях.

3. Не допускать пребывания без их сопровождения детей и подростков в организациях общественного питания, где производится распитие алкогольной продукции.

Советы родителям :

1. Разговаривайте со своим ребенком: если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.

2. Умейте выслушать – внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем.

4. Будьте рядом: важно, чтобы дети понимали, что дверь к вам открыта, и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.

5. Будьте тверды и последовательны: не выставляйте условия, которые не можете выполнить. Ребенок должен знать, чего от вас ожидать.

6. Старайтесь все делать вместе, планировать общие интересные дела: нужно как можно активнее развивать интересы ребенка, чтобы дать ему альтернативу, если ему вдруг предстоит делать выбор, где одним из предложенных вариантов будет сигарета, наркотик или предложение совершить противоправное деяние.

7. Общайтесь с его друзьями, подросток часто ведет себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружения.

8. Помните, что ребенок нуждается в вашей поддержке: помогите ему поверить и в свои силы.

9. Показывайте пример: алкоголь, табак, медикаменты – их употребление привычно, хотя может вызывать проблемы (например, алкоголизм). Все эти вещества легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни – пример для ваших детей. Не запугивайте, они могут перестать вам верить.

10. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход). Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции.

11. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.