Русь моя, жизнь моя… Текст. Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? Русь моя жизнь вместе ль

Александр Блок трепетно относится к Родина и не раз возвращается к ней в своих стихах. Одно из таких стихотворений – это «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться», в котором поэт представляет на суд читателей Россию в образе девушки.

Стихи наполнены волнующими интонациями и сравнениями, что помогает автору более точно передать чувства к Руси. Уже в начале поэт приводит вечные атрибуты Руси – царя, Сибири и тюрьмы. В образе царя анализ стихотворения показывает угнетение русского народа, Сибирь олицетворяется бескрайними просторами Отчизны, а тюрьма – это вечный спутник отечества, недаром только в России есть поговорка «От тюрьмы и от сумы не зарекайся».

Разлучиться и раскаяться

Ермак во второй строчке является собирательным образом – это попытка протеста против болота бытия, к сожалению, все протесты и революции обходились Руси большой кровью и очень редко изменяли страну в лучшую сторону.

Блок предлагает Руси разлучится с этим неизменными веками атрибутами и раскаяться, ведь освобождение из рабства начинается не на площадях, что показали революции, а в душе.


Александр Блок в стихотворении задаёт вопросы и на них отвечает. Поэт спрашивает верит ли русский народ в Бога и что слышно из его вечно тоскливых песен. Движение России вперёд не имеет динамики, это более топтание на месте или освоение неосвоенных земель. Вся энергия уходит на это, Родина пребывает во мраке, всегда считая, что завтра будет лучше. И так из века в век. Это доказывают строки:

Лодки да грады по рекам рубила ты,

Но до Царьградских святынь не дошла…

Духовное и материальное

Под Царьградскими воротами Блок, возможно, имеет внутреннее просветление, освобождение от духовных цепей рабства. Градов Русь нарубила, а к святыням не приблизилась ни на шаг. Вечная надежда на завтра не удовлетворят Блока, поэт знает, что отлаживать движение вперёд можно вечно. Автор глазами пророка смотрит назад и вперёд, предсказывая Родине долгий и местами страшный путь.

Ещё одно пророчество видно в концовке стихотворения:

Тихое, долгое, красное зарево
Каждую ночь над становьем твоим…

Блок видит, что над Русью стоит красное, кровавое зарево, являясь предвестником горя. Зарево долгое, из чего делаем вывод, что в судьбе Родины не будет короткого перелома, когда страна заснёт одной и проснётся другой, просветлённой. Для просветления Руси придётся пройти долгий и мучительный путь, но иного решения нет.

Вывод

В строках Александра Блока чувствуется неиссякаемая любовь к Родине, но поэт не только любит Русь, но пытается внести свой вклад в её процветание. Приносить пользу Отчизне можно не только делая научные открытия и открывая новые земли, но и передавая в массы своё видение проблем и путей выхода из лабиринта Минотавра в красивой стихотворной форме.

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…
Вольному сердцу на что твоя тьма?

Знала ли что Или в бога ты верила?
Что там услышишь из песен твоих?
Чудь начудила, да Меря намерила
Гатей, дорог да столбов верстовых…

«Русь моя, жизнь моя...» - это суть поэзии Блока, проходящая лейтмотивом через все его творчество. Она затрагивает как интимную, так и гражданскую лирику.
Тема России в лирике Блока возникает в те же годы, что и тема страшного мира, и как полная противоположность ей. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», - говорил А. Блок К. С. Станиславскому. В таких стихотворениях, как «Русь», «Россия», «Осенний день», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», и других Блок выражает всю свою преданность Родине и любовь к ней. Возникает новый образ страны, живущей своей особой, насыщенной и неспокойной жизнью:
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь,
Дремлю - и за дремотой тайна
И в тайне ты почиешь, Русь.
Это из стихотворения «Русь». А вот из другого стихотворения:
Тихое, долгое, красное зарево
Каждую ночь над становьем твоим...
Что же молчишь ты, сонное марево?
Вольным играешь духом моим?
В этих стихотворениях Блок продолжает традицию Некрасова. У Блока также Россия отождествляется с народом, с его бедами и радостями, достоинствами и недостатками. Все стихи Александра Блока о России переполнены большой любовью и болью за ее судьбу, за ее будущее и настоящее:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слезы первые любви!
Но Блок не ограничивается только использованием традиций, он идет дальше. Поэт ищет что-то новое и создает образ новой России. России волнующей, готовой всколыхнуться мятежом и гореть огнем.
Причиной желания автора создать новый образ России является смена исторической эпохи. Происходит перемена во всей стране, на смену старым порядкам приходят новые: одна человеческая порода вытесняется другой, один социальный порядок заменяется другим.
Причину всех этих изменений Блок видел в том, что «стихии, бушевавшие под землей, хлынули наружу». На конец девятнадцатого и начало двадцатого века как раз приходится кризис монархии, наибольшее брожение масс, постоянные митинги, демонстрации, поражение февральской революции - все это не может оставить Блока равнодушным, в душе поэта постоянно происходит борьба.
Такое положение вещей стало для Блока тем пунктом, в котором сходились линии лирики интимной и лирики гражданской. В эти годы Блок пишет о любви и ее неминуемом драматическом исходе. Прекрасная Дама поэта оказывается вытеснена Незнакомкой - неотразимо-притягательной падшей женщиной, опустошающей душу героя. Он пишет о России и ее неблагополучии. Белый Цвет - цвет чистоты заменяется все больше и больше красным - цветом крови и пламени. Поэт казнит себя за слишком светлую веру в любовь и жизнь, которая сопровождала его выход на поэтическую арену. Поэтому впоследствии Блок поставил «Двенадцать» в один ряд не только со «Снежной маской», но и с другим любовным Циклом - «Кармен».
Блок понимает, что рушатся все вековые устои, что он является свидетелем большой исторической драмы. Поэт во всем чувствует приближение катастрофы. По его мнению, катастрофа заключается в накале отношений между интеллигенцией и народом.
Проблема интеллигенции и народа явилась для Блока одной из главных. Она с наибольшей наглядностью раскрывает личность поэта, его духовный мир со всеми противоречиями.
Блок пытается понять и передать то, что он чувствует. Он начинает искать различные «всеобъемлющие» образы, способные охватить и выразить все то неблагополучие, в котором находится страна. Блок по-своему переосмысливает Гоголя и Некрасова. Из Гоголя поэт заимствует образ тройки как олицетворение народной силы, а из Некрасова образ Коробейника как воплощение народного знания. В пьесе «Песня судьбы» именно Коробейник «выводит» героя на верный путь. Блок стремится найти верный путь для России, по которому может пойти страна. Он отмечает стремительность процесса всеобщего обновления, в который вступает Россия, неудержимость полета в будущее, которое, однако, не является спокойным и бесспорным.
Как отражение этих чувств, появляется цикл «На поле Куликовом» - лучшее, что дала о России поэзия Блока рубежа двух веков.
В этом цикле Блок продемонстрировал новое и необычное восприятие родины. Из глухих лет реакции он увидел зарево пожара:
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Блок, ощущающий себя частью России, ее сыном, ее мужем, не может заглушить тревогу, гложущую его душу и ум. «Не может сердце жить покоем», - сказал он здесь уже о себе.
Преодолевая мотивы тоски и безысходности, Блок выходит на широкую дорогу гражданского искусства. Герой Блока за это время претерпевает существенные изменения. Он дополняется новыми чертами, приобретает другой облик. Пройдя через круг самоотречений, снедающих душу противоречий, по-своему раскрывающих сущность мира, поэт приходит к мысли о простоте, естественности. Это дает поэту возможность к возрождению. Стихотворение «Май жестокий с белыми ночами!..», занимающее центральное место в сборнике «Ночные часы», состоит из двух частей. На первый взгляд, эти две части взаимоисключают друг друга, но на самом деле дополняют. Первая часть стихотворения имеет характер полной безысходности:
Голубая дымка за плечами,
Неизвестность, гибель впереди!
Тогда как вторая часть рисует картину начала новой жизни:
Хорошо в лугу широким кругом
В хороводе пламенном пройти,
Пить вино, смеяться с милым другом
И венки узорные плести,
Раздарить цветы чужим подругам,
Страстью, грустью, счастьем изойти, -
Но достойней за тяжелым плугом,
В свежих росах поутру идти!
Этот светлый финал стихотворения не согласуется с общей идеей сборника, которая выражается в мотивах утраченного счастья, пролетевшего мимо и скрывшегося вдали. Но этот финал важен нам как выражение идеальной мечты поэта. Он дает возможность понять мысли и чувства Блока.
В поэтическом сознании Блока произошел поворот, он открывает новые возможности в своем творчестве. Блок заговорил гражданским языком, который опирался на традицию Некрасова. В стихотворении «Коршун», написанном в марте 1916 года, он изобразил зло, царящее в обществе, которое нависло над Россией в виде зловещей птицы - коршуна.
Каждое стихотворение Блока, каждая его поэма самостоятельны. Но постичь полностью смысл стихотворения можно, только прочитав весь цикл. Понять и проследить все поиски и терзания поэта, все положительные и отрицательные черты того времени, понять настроение народа и интеллигенции очень важно на сегодняшний день, потому что, если мы не осознаем ошибок прошлого, мы не сможем найти верный путь в настоящем.

Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
А. Блок
Александр Блок жил и творил на рубеже двух веков – девятнадцатого и двадцатого. Он явился последним поэтом старой, дооктябрьской России. Именно этим именем “открывается первая страница русской советской поэзии”. Я больше всего люблю в поэзии Блока стихи, посвященные теме родины – России. Стихи об этом можно встретить почти у каждого поэта, но, на мой взгляд, патриотическая поэзия Блока – лучшая.
“Этой теме, – писал Блок, – я сознательно и бесповоротно посвящаю

Жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни…”
Состояние гордой непокорности является свойством характера поэта. Без этого едва ли могло появиться в годы первой русской революции стихотворение “” Бурное революционное время всецело захватило поэта. Нельзя сказать, что Блок приветствовал надвигающуюся бурю 1905 года, скорее, наоборот. С тревогой пишет он одному из своих товарищей в 1902 году: “Слышали ли вы про ужасные бунты в Пензе и Саратове? Я имею достоверные сведения об этом, потому что пострадали мои родственники и знакомые. Крестьяне жгут усадьбы, призваны войска…”
Поэт ожидал каких-то важных для себя и для родины изменений от надвигающихся событий. Но, увы! Оптимистические настроения пропали, появились жесткие интонации, о чем говорит первая строка стихотворения:
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Блок горячо любит родную землю, с ней связывает лучшие надежды, несмотря на то, что ненавидет “страшный мир” царской России.
В этом стихотворении образ лирического героя оформлен как образ поэта-обличителя социального зла:
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…
Вольному сердцу на что твоя тьма?
Очень символично Блок использует в данной строфе слово “тьма”. За этой символикой угадываются тревожные мысли о грядущих днях России, о вере в победу света над тьмой – революции над черными силами царизма.
Воспитывая в себе “всеобъемлющее чувство дали” (исторической, временной), Блок создает пространственный образ Руси, что достигается различными изобразительно-выразительными и синтаксическими средствами (прерывистостью фраз, многоточиями):
Чудь начудила, да Меря намерила

Лодки да грады по рекам рубила ты,
Но до Царьградских святынь не дошла…
В согласии с блоковской “стихийностью” как основной силой истории сама судьба родной страны представляется сгустком диких страстей, не подвластных никакому разгулу и таящих в себе нечто темное и грозное. Облик родины видится поэту в зареве степных, зловещих, никогда не гаснущих костров, разложенных нашими давними предками, древними кочевниками:
…Кинулась из степи черная мгла…
За море Черное, за море Белое,
В черные ночи и белые дни
Дико глядится лицо онемелое,
Очи татарские мечут огни!
Глядя в это дикое, темное лицо, от которого веет чем-то роковым, грозным, зловещим, лирический герой задает риторические вопросы в тоске и томлении:
Тихое, долгое, красное зарево
Каждою ночь над становьем твоим…
Что же маячишь ты, сонное марево?
Вольным играешься духом моим?!
Поэт не может найти ответа, от которого зависит не только его жизнь, но и судьба родной страны.
Открыв это стихотворение в сборнике и еще даже не прочитав его, мы замечаем большое количество знаков препинания – риторических вопросов, восклицаний, многоточий, которые наполняют каждую строфу. Это говорит о душевном состоянии лирического героя: волнение, беспокойство за родину. Постоянные многоточия, свидетельствующие о недосказанности, недоговоренности, незаконченности фраз, помогают создать Блоку огромные просторы родины, так как они такие же нескончаемые, как и мысли поэта о России, ведь сказать о ней, ограничившись несколькими поэтическими строками, нельзя.
Блок все же видит возможность обновления жизни, и, утверждает он, если мы откроем ей сердце, то она “исполнит восторгом, новыми надеждами, новыми снами, опять научит свергнуть проклятое “татарское” иго сомнений, противоречий, отчаяния, самоубийственной тоски и пр. и пр., все то иго, которое мы, “ннешние”, в полной мере несем”.

(Пока оценок нет)



Другие сочинения:

  1. Стихотворение “Россия” было написано А. А. Блоком в 1908 году в цикле стихов “Родина”. После событий 1905 года обращение поэта к теме родины было сознательным и закономерным. Поэта интересуют дальнейшие пути развития общества, историческое прошлое и будущее родной страны, судьба Read More ......
  2. Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру в поэме “Двенадцать”. Блок прошел сложный творческий путь от поэта-символиста, Read More ......
  3. Стихотворение “Россия” написано Александром Александровичем Блоком восемнадцатого октября тысяча девятьсот восьмого года, в период, когда создавался цикл “Родина” третьего тома “Трилогии вочеловечения”. Это время было для поэта временем осознания всей важности освещения темы России, этого “первейшего, самого жизненного вопроса”. Тогда Read More ......
  4. В стихотворении “Русь” образ родины, России, видится Блоку в былинно-сказочном ореоле. Это древняя, нетронутая цивилизацией страна, напоминающая исторические картины В. М. Васнецова и И. С. Горюшкина-Сорокопудова: Русь опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором Read More ......
  5. Все поэты размышляли о России, каждый пытался создать в своих произведениях ее неповторимый образ. Для Сергея Есенина Россия – это родной край, который он бесконечно любит, ради него он готов без колебаний пожертвовать жизнь. Стихотворение “Гой ты, Русь, моя родная” Read More ......
  6. Стихотворение А. Блока “Скифы” датировано 30 января 1918 года. Известно, что этот период в жизни России, да и всего мира был сложным и напряженным. В России только что совершился грандиозный переворот – Октябрьская революция, которая повлекла за собой кровавые перемены Read More ......
  7. Праздник радостный, праздник великий, Да звезда из-за туч не видна… Ты стоишь под метелицей дикой, Роковая, родная страна. А. Блок Тема Родины явилась основной в творчестве Блока. О чем бы он ни писал – все это было о России. На Read More ......
  8. По словам самого Александра Александровича Блока, тема, посвященная России, – главная в поэзии. А. А. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни. Цикл “На поле Куликовом” целиком посвящен Read More ......
Анализ стихотворения А. Блока “Русь моя, жизнь моя…”

Ты всех краев дороже мне.

Александр Блок жил и творил на рубеже двух веков – девятнадцатого и двадцатого. Он явился последним поэтом старой, дооктябрьской России. Именно этим именем» открывается первая страница русской советской поэзии». Я больше всего люблю в поэзии Блока стихи, посвященные теме родины – России. Стихи об этом можно встретить почти у каждого поэта, но, на мой взгляд, патриотическая поэзия Блока – лучшая.

«Этой теме, — писал Блок, — я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни….»

Состояние гордой непокорности является свойством характера поэта. Без этого едва ли могло появиться в годы первой русской революции стихотворение» » Бурное революционное время всецело захватило поэта. Нельзя сказать, что Блок приветствовал надвигающуюся бурю 1905 года, скорее, наоборот. С тревогой пишет он одному из своих товарищей в 1902 году:» Слышали ли вы про ужасные бунты в Пензе и Саратове? Я имею достоверные сведения об этом, потому что пострадали мои родственники и знакомые. Крестьяне жгут усадьбы, призваны войска…»

Поэт ожидал каких-то важных для себя и для родины изменений от надвигающихся событий. Но, увы! Оптимистические настроения пропали, появились жесткие интонации, о чем говорит первая строка стихотворения:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Блок горячо любит родную землю, с ней связывает лучшие надежды, несмотря на то, что ненавидет» страшный мир» царской России.

В этом стихотворении образ лирического героя оформлен как образ поэта-обличителя социального зла:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…

Вольному сердцу на что твоя тьма?

Очень символично Блок использует в данной строфе слово» тьма». За этой символикой угадываются тревожные мысли о грядущих днях России, о вере в победу света над тьмой – революции над черными силами царизма.

Воспитывая в себе» всеобъемлющее чувство дали» (исторической, временной), Блок создает пространственный образ Руси, что достигается различными изобразительно-выразительными и синтаксическими средствами (прерывистостью фраз, многоточиями):

Чудь начудила, да Меря намерила

Лодки да грады по рекам рубила ты,

Но до Царьградских святынь не дошла….

В согласии с блоковской» стихийностью» как основной силой истории сама судьба родной страны представляется сгустком диких страстей, не подвластных никакому разгулу и таящих в себе нечто темное и грозное. Облик родины видится поэту в зареве степных, зловещих, никогда не гаснущих костров, разложенных нашими давними предками, древними кочевниками:

…Кинулась из степи черная мгла…

За море Черное, за море Белое,

В черные ночи и белые дни

Дико глядится лицо онемелое,

Очи татарские мечут огни!..

Глядя в это дикое, темное лицо, от которого веет чем-то роковым, грозным, зловещим, лирический герой задает риторические вопросы в тоске и томлении:

Тихое, долгое, красное зарево

Каждою над становьем твоим…

Что же маячишь ты, сонное марево?

Вольным играешься духом моим?!

Поэт не может найти ответа, от которого зависит не только его жизнь, но и судьба родной страны.

Открыв это стихотворение в сборнике и еще даже не прочитав его, мы замечаем большое количество знаков препинания – риторических вопросов, восклицаний, многоточий, которые наполняют каждую строфу. Это говорит о душевном состоянии лирического героя: волнение, беспокойство за родину. Постоянные многоточия, свидетельствующие о недосказанности, недоговоренности, незаконченности фраз, помогают создать Блоку огромные просторы родины, так как они такие же нескончаемые, как и мысли поэта о России, ведь сказать о ней, ограничившись несколькими поэтическими строками, нельзя.

Блок все же видит возможность обновления жизни, и, утверждает он, если мы откроем ей сердце, то она» исполнит восторгом, новыми надеждами, новыми снами, опять научит свергнуть проклятое» татарское» иго сомнений, противоречий, отчаяния, самоубийственной тоски и пр. и пр., все то иго, которое мы,» ннешние», в полной мере несем».

«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?…» Александр Блок

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…
Вольному сердцу на что твоя тьма?

Знала ли что? Или в бога ты верила?
Что там услышишь из песен твоих?
Чудь начудила, да Меря намерила
Гатей, дорог да столбов верстовых…

Лодки да грады по рекам рубила ты,
Но до Царьградских святынь не дошла…
Соколов, лебедей в степь распустила ты —
Кинулась из степи черная мгла…

За море Черное, за море Белое
В черные ночи и в белые дни
Дико глядится лицо онемелое,
Очи татарские мечут огни…

Тихое, долгое, красное зарево
Каждую ночь над становьем твоим…
Что же маячишь ты, сонное марево?
Вольным играешься духом моим?

Анализ стихотворения Блока «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?…»

Образ Родины, предстающей в поэтике Блока в женском облике, отличается сложной структурой. Он вызывает у лирического героя неоднозначные эмоции, в которых любовь и восхищение сочетаются с тоской и апокалиптическими предчувствиями.

В известном стихотворении 1910 г. звучат взволнованные интонации: поэтический текст изобилует риторическими вопросами и многоточиями, передающими попытки лирического субъекта осмыслить мучительные догадки.

Тема раздумий задается первой строкой произведения. «Вольное сердце» героя смущает «тьма», темное начало в национальном характере. Именно эта причина порождает размышления о возможной разлуке со страной отцов. Однако герой осознает, что существование вдали от родной земли не будет счастливым: понятия «Русь» и «жизнь» для него тождественны.

Первый катрен задает и особенности формы: стихотворение представляет собой эмоциональное, насыщенное фольклорными приметами обращение к персонифицированному образу России. Каким предстает необычный лирический адресат? Герой ставит под сомнение истинность его христианских корней, обращаясь к атрибутам древнего языческого периода. Последний характеризуют два этнонима, от которых поэт образовывает глаголы, - блестящий стилистический прием, моментально освежающий внутреннюю форму современных лексем и возрождающий к жизни полустертые книжные понятия.

Упоминания о далеких походах и сражениях, при помощи которых прирастала территория государства, опираются на исторические аллюзии. Фигура Ермака, о которой заявлено в зачине, являет собой лишь часть мозаики прошлого. Исторические перспективы гораздо шире: образы степи, соколов и лебедей отсылают читателя к «Слову о полку Игореве», посвященному походу русских князей на половцев. Ретроспектива призвана очертить наступательную, завоевательскую сущность адресата стихотворения.

Портретная характеристика основного образа лишена гармоничности: дикое напряженное «онемелое» лицо, узкие гневные очи, которые «мечут огни». Детали условной внешности подчеркивают характер героини - необузданный, агрессивный, варварский.

В финальном катрене позиция лирического субъекта меняется: он выступает в качестве наблюдателя, который замечает ежевечернее «красное зарево». Свечение окружает не город или селение, а место стоянки - это наиболее подходящая категория, точно характеризующая кочевую жизнь Руси-завоевательницы. Тревожные отсветы и манят, и страшат героя.