Нормы расходов. Обоснование норм расхода топлива на механизированные работы Обоснование норм расхода

Нормы расходов - научно-обоснованный параметр, который отображает допустимый объем расходов конкретных ресурсов. На практике определение и суть нормы расходов может меняться, в зависимости от сферы:

- нормы расходов в бюджетном праве - норматив (размер затрат) для каждой конкретно взятой расчетной единицы (больного в медицинском учреждении, школьника и так далее);

- нормы расходов в производстве - максимально допустимый объем материалов и сырья, которое должно быть затрачено для производства той или иной продукции.

Нормы расходов: сущность, признаки, классификация

Норма - показатель (числовой параметр), который научно обоснован и отображает расходы тех или иных ресурсов в сфере экономики. Расчет нормы, как правило, ведется для определенных производственно-технических параметров. Норматив - расчетный параметр, касающийся издержек рабочего времени, валютных и материальных средств, применяемых в нормировании трудовой деятельности, планировании хозяйственной и производственной сферы. Задача норматива - обеспечить наивысший уровень эффективности производства, который должен быть не ниже установленного рынком увеличения финансовых результатов над уровнем расходов.

Сложившиеся на рынке нормативы с учетом зарубежного планирования отображают завершающий этап в производственной сфере, а действующие нормы - расходы экономических ресурсов на его воплощение в определенных критериях.

На современном этапе существует одна общая норма прогрессивных норм, а также нормативов затрат (расходов) в сфере материального и бюджетного обеспечения. Основная цель создания системы - достижение пропорциональности, научной обоснованности и сбалансированности планов, а также оперативное выявление и применение имеющихся резервов.

Все нормы и нормативы можно классифицировать по различным группам и признакам в зависимости от сферы применения :

1. Для бюджетной сферы нормы расходов классифицируются:

- по содержанию они делятся на денежные и материальные. В первом случае речь идет о нормах, которые выступают в роли стоимостного выражения натуральных норм. Для расчета параметра денежной нормы достаточно умножить расходы в натуральном виде на цену, установленную государством;

- по юридическому законодательству и свойствам нормы расходов можно разделить на два типа - обязательные и расчетные. На практике обязательные нормы устанавливаются соответствующими актами и не подлежат корректировкам. В данную категорию можно отнести нормы расходов на питание, ставки заработной платы и так далее. Расчетные нормы - средние расходы на конкретную расчетную единицу. Определение расчетной нормы - задача самого учреждения. Расчет производится с учетом финансовых норм и условий работы, которые характерны для конкретного предприятия.

В процессе бюджетного нормирования затрат Правительством страны устанавливается ряд нормативов - величины затрат, которые не имеют связи с единицей нормирования. К примеру, это могут быть проценты, насчитанные на зарплату.;

- по степени охвата расходов на конкретную единицу финансирования все расходные нормы делятся на два типа - укрупненные и индивидуальные. Особого внимания заслуживают индивидуальные нормы. Они (как расчетные, так и обязательные) используются в процессе составления персональных смет. Что касается укрупненных норм расходов, то они формируются при создании бюджета различных уровней и представляют собой какой-то общий объем расходов на плановый параметр;

- по характеру принадлежности :

1) Личные нормы. Здесь подразумевается, что роль объекта нормирования и играет определенная единица товара (продукции, работы). Например, это может быть сборочная единица, технологическая операция или набор;

2) Групповые нормы. Параметры, которые отображает нормы затрат материалов, требуемых для создания более крупной единицы монотипной продукции (работы). В промышленной сфере к данной категории можно отнести нормы для таких элементов, как телек, трактор, грузовой кар и так далее. Групповые нормы, как правило, зависят от индивидуальных параметров и применяются на более высоких уровнях планирования.


2. Для производственной сферы характеристики нормирования можно поделить на несколько основных групп :

Нормы в результативности публичного процесса производства;

Нормативы и нормы в отношении расходов (издержек) труда, а также выплаты заработной платы. Сюда можно отнести тарифные ставки, нормы выработки, временные нормы на вид товара, должностные оклады и так далее;

Нормативы и нормы в отношении затрат материальных ресурсов. С их помощью можно определить расходы материальных ресурсов на всех видах производства (на вспомогательном и основном). При этом показатели определяют нормы сбытовых, производственных и товарных запасов сырьевой продукции, горючих и смазочных материалов;

Нормативы и нормы в отношении применения мощностей в производстве, а также нормы продолжительности их освоения;

Нормативные показатели удельных вложений (капитальных инвестиции) на каждую из единиц вводимой мощности, восстановление уже работающего оборудования с целью увеличения объемов вырабатываемой продукции;

Нормативы и нормы в отношении применения того или иного оборудования и техники;

Финансовые нормы. Отображают нормы расходов в отношении оплаты услуг, обслуживания, затрат на мотивированные мероприятия;

Нормы в социально-экономической сфере и прочие виды нормированных расходов.

Также нормы расходов классифицируются по ряду признаков:

- по степени агрегирования изготовленного товара - групповые, индивидуальные и средневзвешенные;

- по степени агрегирования материальных ресурсов - сводные и специфицированные;

- по периоду действия - месячные (30-31 день), квартальные (три месяца) и годовые.

К примеру, нормы затрат при выполнении отделочных работ могут выглядеть следующим образом:


Вне зависимости от классификации нормы расходов - это плановые параметры, которые нельзя отождествлять с реальными расходами ресурсов, сложившимися в процессе производства товара на том или ином предприятии.
Нормы расходов, которые отражают общественно необходимые , относят к категории прогрессивных. При этом в роли объекта нормирования, как правило, выступает основной тип продукции (услуги, работы), для которой и происходит определение нормы расхода.

Нормы расходов: способы планирования и расчета

Планирование норм расходов наибольшего внимания заслуживает в производственной сфере. Большинство компаний используют целую группу способов, позволяющих определить нормы материальных ресурсов. Сюда можно отнести следующие методы - опытнейший (на основе приобретенного опыта), расчетно-аналитический (подразумевает проведение соответствующих расчетов) и отчетно-статистический (формируется на базе отчетов и существующей статистики).

В качестве базы для разработки прогрессивных норм расходов выступает малоотходная разработка, передовая техника, а также организация трудовой и производственной работы.

Классификация материала - основа для установки норм расхода по каждой из позиций в номенклатуре. При этом нормы расходов выступают базой для дальнейшего вычисления необходимых объемов материалов для производства единицы товара. В дальнейшем создается план снабжения, рассчитывается товара, вырабатывается четкая стратегия экономного применения материальных ресурсов и так далее.

По сути, норма расхода материала - объем сырья (материала), необходимого для изготовления единицы товара. С помощью таких норм можно планировать производство, ведь в руках есть мощный и главное - точный ориентир для дальнейшей оптимизации.


В практической сфере применения нормированного расхода материалов нашли отражения два вида расчетов:

1. Графоаналитический метод - подразумевает сопоставление фактических (реальных) затрат и протоколов, отражающих объем израсходованного сырья при создании опытных образцов. В дальнейшем данные переносятся на специальные графики, и проводится анализ с помощью современного программного обеспечения.

2. Расчетный метод подразумевает точный (подетальный) анализ расхода сырья (материалов) с применением технической документации и имеющихся чертежей.

При разработке норм расходов стоит учесть два ключевых фактора - полезные материала (на производство той или иной единицы товара), не утилизируемые отходы и невозвратные потери. Последние, как правило, обусловлены несовершенством применяемой техники, а также низкой квалификацией некоторого персонала.

Качество и правильность рассчитанных норм расходов можно определить по целой группе показателей, а именно :

По коэффициенту использования материала на производство изделия (детали);
- по удельному весу отходов в производственном процессе. Здесь сравнивается масса изделия до начала обработки и после завершения данного процесса;
- по проценту выхода пригодных к дальнейшей эксплуатации изделий.

Все разработанные нормы должны быть зафиксированы в специальных бумагах, а именно:

В ведомостях сводных норм для каждого конкретного изделия;
- в картах подетальных норм затрат материалов;
- в картах, отображающих раскрой материала;
- в форме извещения об изменении норм расхода материалов.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

.

«Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (№Р3112194-0366-03)» утверждены Минтрансом Российской Федерации 29 апреля 2003 года. Указанные нормы введены в действие с 1 июля 2003 года и будут действовать до 1 января 2008 года.

Данные нормы содержат значения базовых показателей:

ü норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава общего назначения;

ü норм расхода топлива на работу специальных автомобилей;

ü порядок применения норм и методы расчета нормируемого расхода топлива при эксплуатации;

ü справочные нормативы по расходу смазочных материалов;

ü значения зимних надбавок;

ü другие данные.

Данный документ предназначен для автотранспортных предприятий и организаций (независимо от форм собственности), предпринимателей и других лиц, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации. Также данные нормы могут использоваться в качестве основы для расчета ведомственных норм при эксплуатации специальных и технологических автомобилей.

Для чего предназначены нормы? Документом установлено, что нормы расхода топлива (смазочных материалов) на автомобильном транспорте предназначены для:

ü расчетов нормируемого значения расхода топлива;

ü ведения статистической и оперативной отчетности;

ü определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ;

ü планирования потребности организаций в обеспечении нефтепродуктами;

ü осуществления расчетов по налогообложению хозяйствующих субъектов;

ü осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов;

ü проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и так далее.

Существующие Положения по бухгалтерскому учету не содержат требования о нормировании расходов на ГСМ организациями. Исключение составляют организации автомобильного транспорта, которые в своей деятельности должны руководствоваться отраслевой инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной Приказом Минтранса Российской Федерации от 24 июня 2003 года №153 «Об утверждении инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» (далее Инструкция №153).

Инструкция №153 устанавливает, что в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности некоторые расходы включаются только в пределах установленных норм и лимитов. В частности, в пределах норм, утвержденных Минтрансом России, учитываются расходы на топливо, что должно быть отражено в приказе по учетной политике.

Сверхнормативные расходы в соответствии с пунктом 97 Инструкции №153 включаются в состав внереализационных расходов.

Обратите внимание!

Требование Инструкции №153 учитывать расходы на топливо в составе затрат по обычным видам деятельности только в пределах норм противоречит ПБУ 10/99. Пункт 6 ПБУ 10/99 устанавливает, что расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. Следовательно, в бухгалтерском учете расходы по обычным видам деятельности должны приниматься в сумме фактических затрат.

При нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлива и расчетное нормативное значение, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. Базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

· базовая норма в литрах на 100 км пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии (зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов, категории, типа и назначения автомобиля, от вида используемого топлива, учитывает снаряженное состояние автомобиля, типизированный маршрут и режим движения в эксплуатации);

· транспортная норма в литрах (включает базовую норму и зависит от грузоподъемности или нормируемой загрузки, или от конкретной массы перевозимого груза, с учетом условий эксплуатации автотранспортного средства):

ü на 100 км пробега транспортной работы;

ü на 100 тонно-километров транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, устанавливаемых в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы расхода топлива.

ГСМ, израсходованные в процессе осуществления хозяйственной деятельности, в целях налогообложения прибыли включаются в расходы в соответствии с правилами главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Если автомобили используются в основной деятельности организации, то расходы на приобретение ГСМ, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ, должны быть отнесены к материальным расходам. Если же автомобили используются в управленческой деятельности, то расходы на приобретение ГСМ для таких служебных автомобилей, согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Необходимо обратить внимание на то, что НК РФ не предусмотрено нормирование расходов на ГСМ в целях налогообложения прибыли. Из пункта 1 статьи 252 НК РФ следует, что расходами налогоплательщика признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что данные затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Для обоснования расходов на приобретение ГСМ следует руководствоваться нормами, содержащимися в технической документации к транспортному средству, а также «Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (№Р3112194-0366-03)», утвержденные Минтрансом Российской Федерации. Этими нормами следует руководствоваться еще и для того, чтобы расходы организации на ГСМ не превышали затрат, рассчитанных с применением Норм и при налоговой проверке не пришлось доказывать экономическую обоснованность расходов.

Под экономически оправданными понимаются затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.

Затраты организации по содержанию арендованных транспортных средств также учитываются в целях налогообложения прибыли, если договором аренды предусмотрено, что расходы несет арендатор. В Письме Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2005 года №03-03-04/1/463 сказано, в частности, что затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с физическим лицом, в том числе затраты на приобретение ГСМ для обеспечения работы данного автомобиля исходя из фактического пробега автомобиля (с учетом фактического расхода ГСМ и производственных целях и стоимости его приобретения) могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям, изложенным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Нередко организации задают вопрос о том, достаточно ли чеков автозаправочных станций для того, чтобы признать расходы на ГСМ в целях исчисления налога на прибыль. Чек, выдаваемый водителю на АЗС, подтверждает оплату и получение ГСМ. Но использование ГСМ должно быть подтверждено документально. Первичным документом, подтверждающим расходование ГСМ на производственные или управленческие нужды, является . Унифицированные формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28 ноября 1997 года №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». На основании данных, содержащихся в путевом листе, определяется фактический расход топлива по каждому конкретному автомобилю.

Выше мы отметили, что расходы должны быть экономически обоснованными, поэтому можно рекомендовать организациям в целях налогового учета установить нормы расхода ГСМ. Можно это сделать самостоятельно на основании данных, содержащихся в технических паспортах на автомобили, а можно ориентироваться на Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03), утвержденные Минтрансом Российской Федерации.

Таким образом, если расходы налогоплательщика не будут экономически обоснованы и подтверждены документально, то согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ данные расходы не будут учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль как не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Необходимо также отметить, что в отношении организации налогового учета расходов на содержание служебного автотранспорта, принимаемых для целей налогообложения прибыли, глава 25 НК РФ не предусматривает особенности оформления и формирования первичных документов. В письме Минфина Российской Федерации от 11 января 2006 года №03-03-04/2/1 отмечено, что в целях налогообложения в качестве первичных документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией служебного автотранспорта, служат первичные документы, используемые в бухгалтерском учете для учета указанных затрат. Такими документами являются, в частности, путевые листы, талоны на ГСМ, кассовые чеки, и иные документы.

Многие организации, имеющие парк автотранспортных средств, оказывают своим работникам услуги по доставке на работу и обратно. В пункте 26 статьи 270 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортном общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, при этом исключение составляют:

ü суммы, подлежащие включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства;

ü случаи, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Из Письма Минфина Российской Федерации от 24 августа 2004 года №03-03-01-04/1/16 следует, что расходы на доставку работников к месту работы и обратно ведомственным транспортом, предусмотренные коллективным договором, включаются в состав расходов на оплату труда в соответствии со статьей 255 НК РФ. В данной статье сказано, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются, в частности, любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Таким образом, расходы на содержание ведомственного транспорта, доставляющего работников к месту работы и обратно, в том числе расходы на ГСМ, включаются в состав расходов, учитываемых в целях исчисления налога на прибыль.

Мнение о правомерности включения в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, затрат по перевозке рабочих к месту работы и обратно высказано и в Письме Минфина Российской Федерации от 14 декабря 2005 года №03-03-04/1/426 (ответ на частный запрос налогоплательщика). В названном письме сказано, что если доставка работников к месту работы возможна только ведомственным транспортом по причине отсутствия городских маршрутов, и такая доставка предусмотрена коллективным договором, то расходы по перевозке работников к месту работы и обратно организация вправе учесть для целей налогообложения прибыли в том объеме, в котором это предусмотрено коллективным договором.

Более подробно с вопросами, касающимися ведения учета горюче-смазочных материалов, способами поступления горюче-смазочных материалов, методами формирования фактической стоимости, приобретением и списанием горюче-смазочных материалов в производство, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Судебный порядок рассмотрения трудовых дел. Правовое регулирование. Практика. Документы»

При беседе с Заказчиком нам часто приходится обсуждать вопрос обоснованности , рассчитанных нашей организацией. В этой статье мы расскажем об обоснованности рассчитанных нами норм. Мы прекрасно пониманием организации, которых интересуют для обоснованного списания. Получив наши расчеты и работая по ним, организация должна быть уверена, что при надзорной проверке, вопросов по базовым, транспортным и эксплуатационным нормам быть не должно. Здесь сразу хотим отметить, что получить обоснованно рассчитанные нормы от нас это еще полдела. Самое главное правильно ими пользоваться. Потому что всегда есть риск того, что ваш специалист может посчитать неправильно километраж или неправильно применить транспортную работу. Поэтому ответственность за предоставленный Клиенту обоснованный расчет несет наша организация, а за их правильное и корректное применение это уже работа ваших специалистов.

ВОПРОС ПО НОРМАМ РАСХОДА ТОПЛИВА НА АВТОМОБИЛИ

К нам на электронную почту пришло письмо с очень актуальным вопросом от Смирнова Р.А. Мы выкладываем его как есть, цитируем:
Вопрос:

…В письме Минфина РФ от 10.06.11 N 03-03-06/4/67 как и в распоряжении Минтранса есть следующие слова: «… нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике…»
На что бы хотелось обратить внимание, словосочетание «… научными организациями…» Вы же пишите «… специализированные организации…». Думаю, что научные и специализированные, это абсолютно разные организации. Отсюда вопрос: не возникнет ли у меня и у моей организации вопросов со стороны налоговой, если при проверке они интерпретируют данные словосочетания как им нужно?

С уважением, Смирнов Р.А., тел. 8-960-**-**-44

Отвечаем. Есть официальный ответ Министерства Транспорта Российской Федерации (Минтранс России) №0304-10/2164 от 07 мая 2015 года.

Уважаемый Константин Валентинович! (прим. Это я)

Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минранса России по вопросу необходимости применения методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенными в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р (далее — Методические рекомендации) сообщает о рекомендательном характере данных Методических рекомендаций.
Таким образом, выбор организации осуществляющей расчет базовых норм расхода топлива остается на усмотрение индивидуального предпринимателя или юридического лица .
Вместе с тем, согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 03 июня 2013 года, №03-03-06/1/20097 расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При определении обоснованности производственных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации.
Таким образом, признание базовой нормы в качестве обоснованной, остается на усмотрение налогового органа.

Подробнее на эту тему можно прочитать в моей отдельной теме .
Теперь, что касается письма Минфина. В этом письме и распоряжении Минтранса речь идет именно о научных организациях, которые имеют собственную специальную программу-методику, отличную от методики НИИАТ, согласно которой рассчитываются и базовые, и транспортные, и эксплуатационные нормы либо другие нормы, которые захочет разработать научная организация.
Наша организация использует уже готовые методики НИИАТ для расчета всех норм расхода топлива на автомобили , для этого не надо быть научной организацией, мы ничего не изобретаем. Для того чтобы рассчитать транспортную или эксплуатационную норму мы используем доступные всем формулы из документа АМ-23р. Расчет может сделать любой бухгалтер, механик или диспетчер. Так же как для того, чтобы рассчитать базовые нормы по методике НИИАТ не нужно быть научной организацией, достаточно быть специализированной организацией, имеющей лицензионное соглашение на право использования специальной программы-методики, а также иметь компетенции: соответствующее образование, навык и опыт.
Кстати есть другое интересное письмо Минфина. О нем вы можете прочитать .
ИТОГ:

  • Что такое «научная» и что такое «специализированная» мы разобрались: научная изобретает собственную методику, специализированная использует разработанную, доступную и утвержденную методику. И разобрались в главном: заказывать можно, согласно Минтранса, не только в научную организацию.

БАЗОВЫЕ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА НА АВТОМОБИЛИ

Т еперь что касается разработки базовых норм. У НИИАТ есть собственная методика по разработке базовых норм расхода топлива на автомобили . Это утвержденный Минтрансом документ, в основе которого лежит специальная программа-методика МВК, патентообладателем которой является не НИИАТ, а физическое лицо (научный сотрудник). И когда мы видим, что базовой нормы расхода топлива на автомобиль в АМ 23 Р нет, то именно с помощью этой методики наша организация или НИИАТ рассчитывает базовые нормы. Ни НИИАТ, ни наша организация никуда не выезжает делать замеры для определения базовых норм, это делается не экспериментальным методом, а расчетным, с помощью вычислений. Также обращаем ваше внимание, что базовая норма рассчитанная по этой методике это не эталон, а всего лишь средневзвешенный результат между дорожными испытаниями по городскому маршруту и «трассе». И базовая норма может быть разная на один и тот же автомобиль только потому, что дорожные испытания могут проводиться по разнонагруженным маршрутам. НИИАТ не знает размер шин вашего автомобиля, так же как не знает снаряженную массу вашего автомобиля. Базовая норма от НИИАТ в рекомендациях АМ 23 Р, это всего лишь «средняя температура по больнице».
ИТОГ:
  • Базовая норма расхода топлива, так же как поправочные коэффициенты (повышающие и понижающие) это инструмент в ваших руках с помощью которого вы можете обосновать фактический расход топлива на автомобиль .

НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА НА АВТОМОБИЛИ ОТ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

А теперь самое интересное. Для надзорных органов списание топлива должно быть обоснованным!!! На сегодняшний день все поставлено с «ног на голову»: вместо того, чтобы обосновать фактический расход топлива с помощью методик (то есть работаем с методиками для того чтобы обосновать фактический расход), надзорные органы (и все организации к этому привыкли), требуют фактический расход топлива укладывать в базовые нормы (то есть работаем с фактическим расходом так чтобы уложиться в базовые нормы). И никто не задается вопросом: а почему организации должны мучиться? И надзорные органы не задаются вопросом: а почему все берут максимальные поправочные коэффициенты из АМ 23 Р? Ответ простой — методики и нормы расхода топлива на автомобили должны работать на вас, а не наоборот.
Что касается норм от изготовителя, сообщаем вам, что это тоже результат дорожных испытаний. Только по европейским методикам. Городской цикл, загородный цикл, смешанный цикл — эти цифры нельзя назвать нормами, так как не призваны для списания ваших фактических затрат. Они лишь показывают расход при определенных условиях. Вопрос: может ли автомобиль столько потреблять? Ответ: да, может при определенных условиях. Вопрос: можно ли эти цифры утвердить Приказом по организации в качестве норм для обоснованного списания. Ответ: да, можно. Только вы опять пойдете по ложному пути, вы будете работать на показатели, которых не так просто добиться в российских условиях. А в некоторых случаях вообще не возможно.
ИТОГ:
  • Расход в разных циклах от изготовителя — это расход при условиях определенных европейскими методиками. Да, автомобиль может столько потреблять, но никто не вправе заставить вас укладываться в эти показатели. Эти показатели можно утвердить для обоснованного списания как нормы расхода топлива на автомобили, если расход вашего автомобиля соответствует по факту. Это ваше право. А не обязанность. Если вам нужно обосновать фактический расход на ваши автомобили, обращайтесь к нам. Нам доверяют. Ваши проблемы — наше решение.

Нормы расхода сырья и материалов играют ключевую роль в организации деятельности промышленного предприятия и применяются для планирования, оперативного контроля, анализа и принятия управленческих решений.

Важный элемент системы управления и контроля затрат — нормативные затраты.

Стандарты (нормативы) — количественная величина, которая определяется заранее и служит для измерения результатов деятельности. Нормативы устанавливаются как в стоимостном измерении (стандартные затраты), так и в натуральном (например, расход материала — в килограммах, рабочее время производственного персонала — в часах).

Аналог первого понятия (стандартные затраты) в отечественной практике — нормативы, второго — нормы.

Нормативные затраты могут быть установлены для каждого вида затрат. Они определяются в процессе планирования и включаются в результирующий план по прибыли.

Существует мнение, что нормативный метод учета затрат приемлем лишь в массовом и крупносерийном производствах и малоприменим в условиях мелкосерийного и единичного производств.

Конечно, в массовом и крупносерийном производствах, когда в значительных объемах производится ограниченный ассортиментный ряд товаров и применяются стандартизированные технологии, проще нормировать потребляемые ресурсы. Но даже в условиях единичного производства (изготовление штучного оборудования, строительство уникального объекта) можно определить стандартизированные составляющие или стандартизированные технологические операции.

Нормативный метод применим во всех производствах, где затраты на изготовление продуктов могут сопоставляться с результатами труда через определенные промежутки времени.

Благодаря данным особенностям нормативный метод является незаменимым инструментом:

  • планирования.

На основе норм планируется потребность в производственных ресурсах (оборудование, материалы, персонал) и финансовых средствах для приобретения этих ресурсов.

На основе норм затрат формируются плановые калькуляции, что, в свою очередь, позволяет планировать программу выпуска, отпускные цены, объем реализации, выручку и в, итоге, прибыль (пример планирования потребности в материальных ресурсах см. далее);

  • оперативного контроля и принятия управленческих решений.

В процессе производства по разным причинам могут появляться отклонения от нормального течения технологического процесса, а вместе с ними и отклонения в потреблении производственных ресурсов. Это требует, как правило, дополнительных затрат на изготовление. Оперативно устраняя причины нарушения норм производственного потребления, можно восстановить нормальное течение технологического процесса;

  • анализа.

Распределив отклонения по вызвавшим их причинам, виновникам, объектам учета, можно еще до окончания отчетного периода спрогнозировать результаты деятельности предприятия в целом и отдельных мест возникновения затрат в частности, разработать программу снижения затрат.

Составляем нормативные калькуляции

С одной стороны, формирование бюджета производственной себестоимости (в который входят и нормативные калькуляции) — необходимый промежуточный этап финансового планирования: без нормативных калькуляций невозможно создать бюджет прибылей и убытков. С другой стороны, при формировании бюджета производственной себестоимости также необходимо составить ряд промежуточных бюджетов, например, бюджет потребности в материальных ресурсах.

Так или иначе данные о нормативной себестоимости выпускаемых продуктов используются при планировании:

  • ассортимента продуктов;
  • программы сбыта;
  • потребностей в производственных ресурсах;
  • потребностей в финансовых ресурсах;
  • бюджета движения денежных средств;
  • финансового результата деятельности.

К сведению

Перечисленные плановые показатели в текущем периоде становятся инструментом контроля: при реализации бюджетов постоянно сопоставляются плановые и фактические показатели.

Для составления нормативных калькуляций необходимы:

  • нормативные карты с данными о нормах (текущих или плановых) потребления производственных ресурсов для изготовления единицы продукта;
  • базы данных по ценам на потребляемые производственные ресурсы;
  • четко прописанные алгоритмы (методики) расчета себестоимости, составления калькуляций.

Для использования нормативного метода необходимы следующие предпосылки:

1. Наличие норм потребления производственных факторов в разрезах:

  • сырье, основные материалы, полуфабрикаты — на деталь, изделие, по каждому месту их потребления;
  • нормы расхода рабочего времени (как в отношении оборудования, так и в отношении живого труда) — на отдельные технологические переходы, операции, части изделия и изделия в целом.

2. Оперативное выявление и оформление расходов, отклоняющихся от норм.

3. Системный учет изменений норм.

Основное требование к нормам — они должны отражать действительные потребности производства в потребляемых ресурсах при данном технологическом и организационном уровне.

Текущие нормы могут совпадать с плановыми, если в течение рассматриваемого периода времени не предполагается изменение норм потребления производственных ресурсов.

Чтобы на предприятии можно было использовать нормативный метод учета, необходимо в первую очередь разработать систему методологического обеспечения и создать необходимую организационную инфраструктуру, отвечающую за разработку и ревизию норм, за внесение в них изменений.

Разрабатываем нормы

Разрабатывают нормы в случаях:

  • запуска в производство нового продукта;
  • отсутствия норм для уже существующих продуктов.

При этом используют два основных подхода:

1. Разработка так называемых технически обоснованных норм.

Нормы потребления производственных ресурсов разрабатываются конструкторскими, производственно-техническими и другими подразделениями предприятия на основе отраслевых справочных изданий расчетным, экспертным или экспериментальным путем.

2. Разработка норм «от достигнутого».

В этом случае как таковой разработки нет — в качестве норм принимаются фактически сложившиеся на предприятии величины потребления производственных ресурсов.

Данный подход вполне справедливо критикуется за «техническую необоснованность» норм. Но, во-первых, наличие даже не вполне «технически обоснованных» норм лучше их отсутствия; во-вторых, сами «технически обоснованные» нормы можно так назвать достаточно условно: используемые для их разработки отраслевые справочные издания часто устаревшие, не отражают современный уровень развития технологии. Кроме того, справочники носят единый, универсальный характер и не учитывают производственные особенности конкретного предприятия.

С помощью расчетного и экспертного методов тоже сложно однозначно определить нормы. Чтобы получить достоверные показатели экспериментальным путем, необходимо достаточное количество данных наблюдений.

К сведению

Разработка норм «от достигнутого» допустима при условии, что данные нормы будут периодически пересматриваться.

Разрабатываемые нормы заносят в нормативные карты, которые составляются для каждого продукта. В нормативной (маршрутно-технологической) карте указывают нормы потребления производственных ресурсов на каждой технологической операции производственного процесса.

Ревизируем

Ревизия норм позволяет проверить:

  • насколько правильно нормы были изначально установлены;
  • насколько установленные нормы соответствуют текущему технологическому и организационному уровню производства на предприятии, например при использовании другого/нового оборудования.

Основные методы ревизии норм:

  • проверки. Оценивается правильность проведенных при разработке норм расчетов, устраняются механические ошибки, пересматриваются экспертные оценки и т. д. Применяется в случаях значительных и достаточно стабильных отклонений фактических показателей от разработанных норм;
  • статистические наблюдения и анализ отклонений фактических данных от принятых норм.

Изменяем

Различают плановое и внеплановое изменение норм.

Причины планового изменения норм:

  • проведение организационно-технических мероприятий (замена оборудования, переход на другой вид сырья, повышение квалификации персонала и т. д.);
  • несоответствие норм текущему организационному и технологическому уровню производства, выявленное в ходе ревизии.

Как правило, в процессе плановых изменений новые нормы устанавливаются на относительно длительный промежуток времени.

Внеплановое изменение норм может быть вызвано, например, отсутствием необходимого вида материалов и необходимостью замены его другим, необходимостью временного перехода на другой вид оборудования (когда оборудование, предусмотренное технологической картой, неработоспособно или не имеет свободных производственных мощностей), использованием работников другой профессии или квалификации.

Внеплановое изменение норм производится на определенный промежуток времени — пока не будут устранены причины изменений, подготовлены и предоставлены предусмотренные технологией материалы, оборудование, персонал.

Оформляем изменение нормы расхода

Любое изменение норм расхода материалов приводит к изменению себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому каждое изменение должно быть согласовано со службами, ответственными за расчет себестоимости, и оформлено Актом об изменении нормы расхода сырья и материалов .

В акте обязательно указывается, для каких изделий изменяются нормы.

В нашем случае изменения касаются трех изделий: А1, А2 и А3.

По изделию А1 происходит замена основного материала — металла толщиной 1,2 мм на металл толщиной 1,5 мм и увеличивается норма расхода материала на единицу изделия с 1,25 кг до 1,5625 кг. Корректировка норм расхода связана с улучшением потребительских свойств, вызванных изменением конструкции изделия.

Также по изделию А1 происходит замена упаковки: гофролист 1000×2000 меняют на гофрокороб № 1, норма расхода при этом тоже меняется.

По изделиям А2 и А3 происходит замена упаковки: гофролист 1000×2000 меняют на гофрокороб № 2, норма расхода в штуках не меняется.

100 единиц изделия А2 необходимо покрасить по просьбе покупателя в другой цвет.

Акт подписывает работник, который его составил; согласительные подписи ставят ответственные за проверку данных, указанных в акте (в рассмотренном случае — конструктор и технолог).

После согласования документ утверждается руководителем предприятия.

Собираем и систематизируем данные для планирования потребности в материальных и финансовых ресурсах

Наиболее удобная форма организации данных по учету норм расхода материалов в производстве — шахматная , или матричная (табл. 1).

В строках таблицы указывают наименования сырья и материалов, в столбцах — наименование продукции, на пересечении строк и столбцов — норму расхода.

Добавьте в форму столбец с ценой материалов и строку с производственной программой (планом производства) — и вы легко рассчитаете плановую потребность в сырье и материалах как в натуральных единицах, так и по стоимости.

В столбце 13 указывается потребность в материальном ресурсе в натуральных единицах, рассчитанная по формуле:

V i = К 1 Н i 1 + К 2 Н i 2 + ... + К m Н im , (1)

где V i — объем i -го материального ресурса в натуральных единицах;

К — количество планируемого к изготовлению изделия, шт.;

Н i — норма расхода i -го материального ресурса на изготовление j -го изделия;

m — количество изделий.

Стоимость необходимых материальных ресурсов (столбец 14) определяется следующим образом:

С i = Ц i × V i . (2)

где С i — стоимость i -го материального ресурса;

Ц i — цена i -го материального ресурса;

V i — объем i -го материального ресурса в натуральных единицах.

Формируем базу данных по ценам на ресурсы

Особого внимания требует цена материального ресурса. Основная задача — установить в качестве нормативной такую цену, которая, как ожидается, будет преобладать в течение предстоящего периода:

  • если на момент составления нормативной калькуляции соответствующие производственные ресурсы или уже приобретены (т. е. фактическая цена известна), или еще не приобретены, но подписаны договоры на приобретение (т. е. цена тоже известна), могут быть использованы фактические цены;
  • если комплектующие или материал приобретаются впервые, часто планируется цена, которая предположительно будет согласована в ходе переговоров. В таких случаях в качестве норматива можно пользоваться прогнозной ценой. Если цена, достигнутая в конечном итоге в ходе переговоров, существенно отличается от оценочной, соответственно изменяется нормативная цена;
  • если предприятие закупает материалы у нескольких поставщиков по разным ценам, удовлетворительным нормативом цены будет средневзвешенное значение цены;

Пример

Материалы поступают на предприятие от нескольких поставщиков по разным ценам.

Для установления норматива цены воспользуемся данными табл. 2.

Таблица 2

Исходные данные для расчетов

Средневзвешенная цена = 0,3 × 26 + 0,4 × 23 + 0,3 × 20 = 23 руб.

______________________

  • если цель — минимизировать стоимость ресурса, в качестве норматива следует использовать минимальную цену.

В нашем примере Ц min = 20 руб. Затраты на материалы, закупаемые по более высоким ценам, будут фиксироваться как отклонения.

Следует учитывать и возможность получить скидку при закупке определенных материалов крупными партиями. Но ориентироваться только на низкие цены при оптовой закупке материалов большими партиями нельзя.

Важно!

Нормативная цена должна базироваться на таком объеме закупок, который минимизирует суммарные удельные издержки, включающие стоимость хранения запасов, затраты на покупку и на подачу заказов.

Утверждаем методику расчета нормативных калькуляций

На предприятии должна быть утверждена методика составления нормативных калькуляций , в которой необходимо отразить:

1. Алгоритм расчета нормативных калькуляций, в том числе:

  • перечень статей в калькуляции, их наполнение и порядок расчета, необходимые данные;
  • состав накладных затрат и способ их распределения по единицам продукции.

2. Организационные вопросы (с указанием сроков):

  • периодичность перерасчета нормативных калькуляций (например, 1 раз в квартал);
  • ответственное подразделение за составление нормативных калькуляций;
  • подразделения, предоставляющие информацию для составления калькуляций;
  • порядок передачи нормативных калькуляций другим подразделениям.

Выводы

1. Для планирования потребности в материальных ресурсах наиболее удобна матричная форма организации данных по нормам расхода материальных ресурсов.

2. Одним из необходимых элементов корректной работы предприятия является нормирование расхода материалов и учет изменения норм.

3. При расчете потребности в финансовых ресурсах на производственную программу особое внимание следует обратить на нормативную цену приобретаемого ресурса.

4. На предприятии должен быть разработан алгоритм (методика) расчета нормативных калькуляций.

Кадры механизаторов

Инженерно-техническая служба

Весь штат инженерно-технических работников подчиняется главному инженеру, который в свою очередь подчиняется руководителю хозяйства. От правильности принятия главным инженером тех или иных решений, от их своевременности зависит, как будет работать хозяйство.

Для обеспечения требований, предъявляемых к технике, инженерно-техническая служба хозяйств может иметь различные организационные структуры.

В СПК «Черняны» Жлобинского района имеется следующая организационная структура:

1. В подчинении главного инженера находится главный механик и заведующий гаражом, которые отвечают за исправность техники выходящей на линию, следят за своевременным выполнением технических обслуживаний.

2. Мастера-наладчики, обеспечивают контроль технического состояния машин с помощью диагностирования, выполняют работы по техническому и технологическому обслуживаний и устраняют последствия отказов;

3. Трактористы-машинисты и водители автомобилей работают под началом мастера-наладчика;

4. Слесари-ремонтники также находятся в подчинении мастера-наладчика;

5. Главный энергетик подчиняется главному инженеру, он же выполняет все работы связанные с электрооборудованием;

ногофункциональный коллектив ремонтной мастерской, способен выполнять необходимые объемы ремонтно-обслуживающих работ в пределах хозяйства. При проведении работ по ТО и ремонту создается бригада из мастера-наладчика, механизатора и слесаря-ремонтника. Хозяйство нуждается в молодых высококвалифицированных специалистах.

Обеспеченность хозяйства механизаторскими кадрами и их использование представлено в виде табл. 2.8.

Таблица 2.8

Обеспеченность хозяйства механизаторскими кадрами и их использование

Категория работников Количество рабочих
2002 год 2003 год 2004 год
Трактористы-машинисты, всего
из них: 1 класса
2 класса
3 класса
Со стажем работы: до 2-х лет
от 2 до 5 лет
от 5 до 15 лет
свыше 15лет
Приходится механизаторов на 10 физических тракторов 9,5 9,5 9,2
Занятость в рабочих днях: на механизированных работах
на ремонте
на прочих работах

Из табл. 2.8 видно, что механизаторов в хозяйстве хватает, а стаж их работы и классность говорит об их профессионализме, что должно обеспечивать высокое качество работ.


3. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ ГОРЮЧЕ−СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МАШИННО−ТРАКТОРНОГО ПАРКА

Нормирование расхода ТСМ – это установление плановой меры их потребления на основе применения - технически и экономически обоснованных, прогрессивных норм расхода, рационального распределения, планомерного использования и осуществления режима экономии.

Нормированию подлежат все расходы ТСМ на основные и вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды, включая технологические и организационные потери в производстве при транспортировке и сфере обращение.

Нормы и нормативы расхода дизельного топлива на работу тракторов основываются на определении нормативов массового расхода топлива по элементам рабочего процесса. При этом учитываются такие нормообразующие факторы, как удельное сопротивление машин, орудий и тяговые свойства тракторов, показатели, характеризующие размеры, рельеф, формы полей и длину гона, баланс времени смены и организационный уровень эксплуатации МТА.

Групповые нормы расхода топлива на работу комбайнов и самоходных машин разработаны с учетом площадей посевов, урожайности и способов уборки с/х культур, структуры парка комбайнов и машин, нормативов расхода топлива для зерноуборочных комбайнов.

Нормы расхода топлива автомобилями устанавливают раздельно по автомобильному бензину, дизельному топливу, сжиженному газу, включают расход топлива необходимый для перевозок. Расход топлива на ремонт автомобилей, гаражные и прочие расходы не связанные непосредственно с технологическим процессом, в состав норм не входит. Для этих целей разрешается расходовать до 0,5% топлива от общего количества.

Временные линейные нормы необходимо дополнить следующими примечаниями:

1. Для автомобилей и автопоездов, выполняющих транспортную работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно устанавливается расход топлива на каждые 100 км - 2литра, при работе на бензине.

2. Для автомобилей-самосвалов дополнительно устанавливается расход топлива на каждую ездку с грузом в количестве 0,25 литров при работе на бензине и 0,25 мм 3 при работе на сжатом природном газе.

Наиболее широкое распространение получил метод определение потребности в топливе по групповым нормам расхода. Они устанавливают структуру посевных площадей, технологию и организацию производства, основные нормообразующие факторы, структуру МТП и устанавливаются на 1 усл.эт.га. полевых тракторных работ, а также на 1 усл.эт.га. и 1ткм тракторно-транспортных работ.

Конкретные примеры из хозяйства:

Автомобиль ГАЗ-52 при перевозке опасного груза, двигаясь со скоростью менее 20 км/час совершил 78 км пробега, выполнив 150 ткм. Линейная норма расхода топлива автомобилей ГАЗ-52 составляет 22 л/100 км, надбавка за скорость ниже 20 км/час составляет 10%, норма расхода бензина на грузооборот составляет 2 л/100 ткм.

Q н =(78/100∙22+150/100∙2)∙(1+0,1)=22,2 л.

Автомобиль ЗИЛ-ММЗ-4502, работая в хозяйстве в тяжелых дорожных условиях, в период сезонной распутицы совершил 162 км пробега, выполнив 530 ткм. Линейная норма расхода топлива 42 л/100 км, надбавка за работу в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы 35%, норма расхода бензина на грузооборот составляет 2 л/100 ткм.

Нормируемый расход топлива составит

Q н =(162/100∙42+530/100∙2)∙(1+0,35)=106,2 л.