Темы консультаций для родителей. Важно знать каждому. За что семью могут признать «находящейся в СОП»? Консультации для родителей семей находящихся в соп

Ольга Деревягина
Правовая квест-игра по профилактике правонарушений и преступлений

Правовая квест-игра по профилактике правонарушений и преступлений

Цель: профилактика правонарушений и преступлений в подростковой среде через повышение уровня правовой культуры обучающихся.

Задачи:

Пропаганда навыков здорового образа жизни и законопослушного поведения

Формирование умения различать хорошие и плохие поступки

Способствовать развитию, становлению, укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к противоправным поступкам

Способствовать взаимопониманию между подростками и взрослыми

Формирование целостного представления о личной ответственности за правонарушения и преступления

Форма мероприятия: квест-игра

Методы: практические, наглядные, словесные

Контингент: 5-9 классы

ХОД КВЕСТ-ИГРЫ

Команды собираются в рекреации. В игре принимают участие 5 команд (5 кл., 6 кл., 7 кл., 8 кл., 9 кл.). Жюри формируется из педагогов школы.

Игра состоит из 5 частей, прохождения 5 станций.

Социальный педагог рассказывает притчу об отце и сыне, который постоянно грубил и оскорблял окружающих людей.

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, или совершит плохой поступок вбить один гвоздь в доску забора.

В первый день в доске было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился себя контролировать, и с каждым днём число забиваемых в доску гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свое поведение, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он перестал ругаться и совершать плохие поступки. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из доски по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в доске не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в доске дыр? Она уже никогда не будет такой как прежде. Когда совершаешь зло, в душах людей, которых ты обижаешь, остается такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.

Представьте себе, что доска, это ваша жизнь, а гвозди это ваши плохие поступки и слова. Все в этой жизни зависит от вас, от того какие поступки вы совершаете, от того как вы относитесь к себе и окружающим вас людям.

Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

И сегодня я предлагаю вам пройти квест-игру Мы попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность».

СТАНЦИЯ №1 «Гражданин своей страны»

1. В каком возрасте человеку выдается паспорт? (14 лет)

2. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фотографией? (Ф. И. О., пол, дата рождения, место рождения).

3. Какие еще сведения имеются в паспорте? (воинская обязанность, семейное положение дети, сведения о ранее выданном паспорте).

4. В каких случаях гражданину могут поменять паспорт? (при утрате паспорта и при смене фамилии)

5. Что должен сделать гражданин, если он потерял паспорт?

6. В каких ситуация людям необходимо предъявлять паспорт? (при устройстве на работу, при покупке билета на поезд и самолет, денег в сберкассе, подаче заявления в загс).

7. Как выглядит флаг России? (трехцветное полотнище. Цвета с низу вверх: Красный, синий, белый)

8. Что изображено на гербе нашей страны? (двухглавый орел)

9. Кто является президентом нашей страны? (В. В. Путин)

СТАНЦИЯ №2 «Наша школа»

1. Как правильно называется наша школа? («Бейская школа-интернат»)

2. Сколько дней в неделю учатся в нашей школе? (5 дней)

3. Сколько месяцев в году учатся в нашей школе? (9 месяцев)

4. Кто является директором нашей школы? (Янгулова Екатерина Владимировна)

5. Распределите, что является правами, а что является обязанностями учеников.

Уважать учителей (обязанность).

Бесплатное образование (права)

Удобное рабочее место (права)

Отдыхать во время перемен (права)

Охрана здоровья (права)

Соблюдать расписание занятий в школе (обязанность)

Выбирать кружки с секции по своему интересу (права)

Примерное поведение на уроках и переменах (обязанность)

Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения (обязанность).

Бережное отношение к школьному имуществу (обязанность)

СТАНЦИЯ №3 «Виды юридической ответственности»

Ведущий: А теперь я расскажу вам о видах юридической ответственности за нарушения.

Существует 4 вида юридической ответственности:

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. (испорченная вещь)

Сейчас я дам вам задания, а вы постарайтесь правильно ответить: к какому виду ответственности относится нарушение:

1. Порвал учебник одноклассника (Гражданская)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (Административная)

3. Избил одноклассника (Уголовная)

4. Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная)

5. Совершил прогул, опоздал (Дисциплинарная)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная)

7. Разбил мячом окно. (Гражданская)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная)

9. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (Уголовная)

10. Подростки писали на стенах нецензурные слова. (Административная)

СТАНЦИЯ №4 «Происшествие в парке»

Ведущий: Преступник на месте преступления оставил улики: следы от обуви (расклеены в кабинете). Вам необходимо отыскать все улики, на обратной стороне следов вы найдете информацию, которая поможет вам в расследовании.

Слова на следах:

всем по 16 лет (2)

в парке (4)

пили пиво на скамейке (6)

пошли гулять (3)

день рождения Вани (5)

друзья (1)

подошли сотрудники полиции (9)

ругались нецензурной бранью (8)

мальчики шумели (7)

Текст: Друзья, которым всем по 16 лет пошли гулять в парке. У Вани было день рождение, и мальчики пили пиво на скамейке. Мальчики шумели, ругались нецензурной бранью. К ним подошли сотрудники полиции.

Вопросы: Накажут ли друзей? Если да, то за какие правонарушения.

Станция №5 «Раскрытие преступления»

Ведущий: Преступник на месте преступления оставил улики: следы от обуви (расклеены в кабинете). Вам необходимо отыскать все улики, на обратной стороне следов вы найдете информацию, которая поможет вам в расследовании преступления.

Слова на следах:

Вите 16 лет

сбежал с урока (2)

пошел гулять (3)

встретил мальчика Гену из соседней школы (4)

стал его бить (5)

у Гены сильные побои, перелом (6)

Витя отобрал телефон у Гены (7)

Текст: Вите 16 лет, он сбежал с урока, и пошел гулять. Встретил мальчика Гену из соседней школы, стал его бить. У Гены сильные побои, перелом. Витя отобрал телефон у Гены.

Подлежит ли Витя ответственности? Какой вид наказания ему грозит?

Консультация для родителей по профилактике правонарушений детей дошкольного возраста

«Что нужно делать родителям,

чтобы ребёнок не попал в беду».

Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка.

В первую очередь к социальным причинам возникновения девиантного поведения маленьких детей относится неблагополучная обстановка в семье. Понятие «семейное неблагополучие» включает в себя различные негативные характеристики: внутрисемейные отношения, дефекты ее количественного, структурного и половозрастного состава, связь домочадцев с различными внешними социальными институтами (например, с представителями детского сада).

Многочисленные исследования показали, что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания:

    скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности); потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное поведение малыша); чрезмерная строгость и требовательность к малышу; эмоциональное отвержение; гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.

Неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления девиантного поведения малыша дошкольного возраста.

В первую очередь важно позаботиться об эмоциональном благополучии своего ребёнка.

В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия. Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий, коррелирующие с типом материнско-детского взаимодействия и его выраженностью. Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия. Разные формы эмоционально-зависимых и эмоционально-отвергающих типов взаимодействия и степень их выраженности продуцируют средний или низкий уровень эмоционального благополучия ребенка.

Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия. Под высоким уровнем эмоционального развития принято понимать: желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время; успешное участие в коллективных делах, успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей, умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем, признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми, заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя, владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния и т. д.

В отечественной психологии традиционно упор делался на эмоциональные переживания ребенка во взаимодействиях со взрослым. Мать первоначально рассматривалась как источник стимуляции, обеспечивающий удовлетворение потребности во впечатлениях. В первые недели жизни поведение матери (проявление положительных эмоций во взаимодействии с ребенком) обеспечивает возникновение на основе потребности во впечатлениях потребности в общении (в форме эмоционального взаимодействия) и ее последователи считают потребность в общении самостоятельной потребностью, но возникающей также в течении периода новорожденности на основе активного воздействия взрослого. Проявляя свое эмоциональное отношение, взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии, которое является содержанием первой формы общения - ситуативно-личностной. Эмоциональная депривация ребенка в этом возрасте ведет к задержке и искажениям развития не только общения, но и всей эмоционально-личностной сферы. Основное внимание уделяется структуре и содержанию эмоциональной сферы ребенка, хотя не отрицается влияние его эмоционального состояния на развитие познавательной сферы. Роль эмоционального общения в предупреждении и терапии депривационных последствий (госпитализм и его более мягкие формы) состоит не только в развитии самого общения и всех остальных форм деятельности (которые являются основным предметом исследования), но и в формировании и поддержании стабильного, благополучного (а точнее - эмоционально-положительного) состояния ребенка.


Родителям важно помнить, что без сопровождения взрослых дети не должны находиться в общественных местах:

До 7 лет – круглосуточно;

С 7 до 14 лет – с 21 часа;

С 14 до 18 лет – с 22 часов.

Ответственность за это несут родители.

Подумайте о своем примере

Трудно предположить, что кто-то поверит советам родителя, который сам злоупотребляет курением, алкогольными напитками и так далее. Не забудьте, что даже такие "невинные" пороки требуют объяснения ребенку.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Там, где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным-пьяна.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Шестилетний ребенок очень эмоционален: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии – его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др. Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.

Памятка для родителей по профилактике правонарушений

Уважаемые родители! Именно Вы в первую очередь закладываете отрицательное отношение и отрицательные привычки: выкурив сигарету на глазах у своего ребенка или выпив туже бутылку пива или иного горячительного напитка, разговаривая при этом используя нецензурные слова. Именно Вы поднимаете руку на супругу, невольно формируя у подростка пренебрежительное отношение к женщине. Именно Вы грубо разговариваете со стариками в семье, забывая о том, что рано или поздно сами будете стариками, и Ваши дети и внуки будут грубыми и неотзывчивыми, и это будет плодами Ваших рук. Именно Вы, неоднократно вступая в «Гражданские браки» формируете несерьезность и нестабильность семейных отношений, отсутствие ответственности за воспитание детей. Ребенок - это губка, которая в себя впитывает все моменты жизни своих родителей, будь они положительными, или отрицательными.

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически запущенные подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков - правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, нечуткость, агрессивность и т.п.

Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье очень часто воспитывает эгоцентризм и другие негативные качества. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением и т.д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.

Как правило, для трудновоспитуемых подростков характерно отрицательное отношение к учебе, которое, в конечном счете, противопоставляет их коллективу класса, школы, училища и т.п. Начало этого противопоставления лежит в мотивах учебной деятельности. Если для большинства детей в учебном процессе преобладают познавательные мотивы, то для проблемных подростков в этом же процессе преобладает мотив принуждения. Это усугубляет конфликтные отношения неуспевающего подростка с коллективом класса и педагогами, порождая в его поведении явления негативизма и бравады.

Подростковый возраст (11-13, 14-15 лет) является переходным. Подростки этого возраста, как правило, школьники они находятся на иждивении родителей или государства, их ведущей деятельностью является учеба. В такой период появляется чувство взрослости, самостоятельности, а отсюда уже и конфликты с другими, окружающими его людьми.

Личность трудного подростка, прежде всего, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (средние проф. учебные заведения) и на производстве. С другой стороны на личность трудного ребенка, как правило, излишне большое влияние оказывает особая сфера - улица, двор, «уличная группа» с отрицательной направленностью.

Эффективная профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних предполагает целый комплекс мероприятий как социально-педагогического, так и медико-педагогического характера, направленных на оздоровление среды, на лечение и коррекцию поведения несовершеннолетнего правонарушителя. Если для одной части подростков и молодежи средством активного самоутверждения служат иногда преступления, то для других оказывается предпочтительнее уход от чуждого, не понимаемого ими мира в алкоголь, наркотики, суицидальное поведение.

И помните: ребенок, в первую очередь, учится тому, что видит у себя дома: родители ему пример.

Основные понятия

  • безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
  • беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
  • несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия;
  • семья, находящаяся в социально-опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
  • индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
  • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

IV.Тематика консультаций для родителей учащихся, из семей, находящихся в социально опасном положении»


Дата проведения

Месяц

Ответственные

1.

«ЗОЖ- основа успешной жизнедеятельности человека»

Октябрь


2.

« Внимание! Наркомания!»

Декабрь

Педагог-психолог, соц. педагог, инспектор ПДН

3.

« Уголовная ответственность за преступления против здоровья населения и общественной нравственности»

Февраль

Педагог-психолог, соц. педагог, инспектор ПДН

4.

«Почему ребенок лжет?»

Апрель

Педагог-психолог, соц. педагог, инспектор ПДН

V.Консультирование родителей по темам

1.


Знаете ли (понимаете ли) вы своего ребенка?

В течение года

Психолог,

2.

Трудности подросткового возраста

В течение года

Психолог,

3.

Роль традиций в семейном воспитании

В течение года

Психолог, соц. педагог

4.

Семейно- бытовые и личные проблемы.

В течение года

психолог, соц.педагог

5.

Конференция отцов учащихся 4ых, 8ых и 11ых классов

апрель

Психолог, Совет отцов, род. комитет

6.

Круглый стол для опекунов учащихся, оставшихся без попечительства родителей

март

Педагог-психолог, зам по СВР

Выводы:

Психолого-педагогическая работа в течение года велась в соответствии с поставленной целью и задачами.


  • продолжить работу по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса,

  • содействовать администрации школы и учителям по предпрофильной и профильной подготовке,

  • оказать помощь родителям при подготовке детей к школе,

  • повысить компетентность родителей в вопросах профилактики девиантного поведения детей, способствовать повышению личной ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка,

  • продолжить работу по профориентации учащихся с привлечением успешных людей в своей профессии.

1.3.2. Анализ социальной работы

Цель социальной службы в МОУ Большенагаткинская СОШ – социальная защита ребенка, оказание ему социальной помощи, организация его обучения, реабилитация и адаптация ребенка в обществе.

В начале учебного года перед социальной службой школы были поставлены следующие задачи :

1. Выявление детей из семей «группы риска» и своевременное оказание им психологической и социальной помощи.

2. Обеспечение комплексного решения проблем социализации детей, подростков и их родителей.

3.Профилактика безнадзорности, беспризорности среди несовершеннолетних.

4. Координация работы всех служб и организаций по оказанию помощи неблагополучным семьям и трудным подросткам, об оказании методической помощи в работе с неблагополучными семьями и детьми группы риска.

5. Осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся в школе.

6. Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание и социальной помощи и поддержки.

7. Определение задач, форм, методов социально-педагогической работы, способов решения личных и социальных проблем, принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализация прав и свобод личностей обучающихся.

8. Взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

9. Обеспечение своевременной отчетной документации.

В течение учебного года основной задачей в работе социальной службы школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:


  • Руководствуется Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

  • Контролирует движение учащихся и выполнение всеобуча.

  • Предупреждает отсев учащихся из школы.

  • Поддерживает тесные связи с родителями.

  • Изучает социальные проблемы учеников.

  • Ведет учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;.

  • Осуществляет социальную защиту детей из семей группы риска: многодетных; опекаемых; потерявших кормилица; неполных; военнослужащих, уволенных в запас, участников боевых действий; малоимущих.

  • Осуществляет меры по трудоустройству обучающихся.

  • Проводит патронаж опекаемых и неблагополучных семей.

  • Консультирует классных руководителей, выступает на общешкольных и классных родительских собраний, педсоветах и совещаниях.

  • Осуществляет контроль за сохранением здоровья учащихся и формированию у них культуры здоровья.
В школе огромное внимание уделяется профилактике правонарушений среди подростков. Одной из задач, которую решала школа в этом учебном году, является создание условий для психолого-педагогической, правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе с девиантным поведением, а также имеющих аномалии в психическом развитии.

На начало года проведена социальная паспортизация классов и составлен социальный фон школы. Проанализирован образовательный уровень родителей учащихся, создан банк данных учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке, составлены списки многодетных, малообеспеченных, неполных, педагогически несостоятельных и опекаемых семей.В ходе проверки социальных паспортов классов было выявлено следующее:

Социальный паспорт МОУ Большенагаткинская СОШ

2014-2015 учебный год


Характеристика

На начало учебного года

На конец ученого года

Всего учащихся

615

617

Благополучных семей

604

606

Неблагополучных семей

11

11

Семей 1 ребенком

108

108

С 2 детьми

327

327

С 3 детьми

127

128

Неполных:

99

98

Семья, где родитель инвалид

11

11

Мать-одиночка

34

33

Малообеспеченных

58

58

Опекунских семей

13

13

Семьи, имеющие ребенка с ограниченными возможностями

11

11

Дети-сироты

25

25

Состоящие на ВШК

1

4

Состоящие на учете ПДН

1

2

Находящихся в социально-опасном положении

15

14

Семьи рабочих

248

246

Семьи служащих

163

163

Семьи предпринимателей

50

50

Семьи интеллигенции

28

28

Пенсионеры

15

15

Безработные

28

28

Неработающие

36

36

Образование родителей:

высшее


335

335

Незаконченное высшее

9

9

Среднее -специальное

237

237

среднее- профессиональное

40

40

Другие

17

17

Особое внимание в работе социального педагога уделялось учащимся «группы риска». Работа с «трудными» детьми велась планомерно и систематически. В начале учебного года по классам было произведено социально-педагогическое исследование, целью которого являлось проведение социальной паспортизации классов и учебного заведения. собирались сведения о детях с девиантным поведением и детях "группы риска", и на основе анализа этого материала составлялся перспективный план работы.Согласно плану работы школы на 2014-2015 уч.г. с данными категориями учащихся и их родителями велась индивидуально-профилактическая и консультационная работа. Были организованы осенью и весной выезды в п.Солнце, д.Садки, которые носили социально-ориентированный характер, в ходе которого были посещены семьи: Ражик, Серовых, Ербулатовых, Гусаровых, Пеговых, Волынщиковых, Скворцовых, Нягиных, Васильевых и были посещены семьи детей, которые воспитываются в приемной семье Е.Н. Лянкиной (Фомина М., Михеева А, Горшенина А) и С.В.Едривановой (Корнилины), В.Н Дубовой (Аврелькины). С родителями проводились беседы, консультации по вопросам успеваемости и посещаемости учебных занятий учащимися, семьи посещались на дому с целью обследования жилищно-бытовых условий. По мере необходимости родители приглашались в школу на заседание родительского комитета. Проводилась индивидуально-профилактическая работа с учащимися из «группы риска».

На протяжении учебного года функционировал совет профилактики правонарушений и безнадзорности, на котором рассматривались вопросы о профилактике правонарушений и безнадзорности, снятии с ПДН учета. С целью правового просвещения родителей и учащихся школы велась совместная работа с медицинскими работниками., участковым Балакировым В.В. инспектором ПДН Гафуровой Э.И., Саморзиной К.Г. были проведены тематические беседы для учащихся школы, родительские собрания.

В течение учебного года инспектором ПДН Гафуровой Э.И. и участковым Балакировым В.В. проводилась индивидуальная работа с учащимися, состоящими на ВШК и ПДН учете.

Социальный педагог Хвойницкая Е.А и организатор внеклассной и внеурочной работы с детьми Никитина Н.Г. для учащихся -1 х, 2-х и 5-х классов провели познавательное мероприятие «Мой права и обязанности». Учащиеся 1-х классов получили «культурный дневник первоклассника», учащиеся 2-х классов получили «культурный дневник второклассника».

Панов Н.В. провел беседу с учащимися 1-х классов по теме «У меня пропал сотовый телефон, что мне делать?»

С учащимися 10-х классов в рамках мероприятия «Мои права и обязанности» состоялась встреча инспектора ПДН Гафуровой Э.И.

Состоялись родительские собрания в 7-х, 9-11 классах с приглашением инспектора УУП и ПДН Гафуровой Э.И. и Саморзиной К.Г.
В соответствии с межведомственным планом мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ульяновской области на 2014год и в целях предупреждения развития негативных явлений среди несовершеннолетних, устранения причин и условий, им способствующих, установления и привлечения к ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, с 1 ноября по 30 ноября 2014 года на территории региона проводился месячник по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних Ульяновской области». В рамках данного месячника были проведены:


  • Классные часы;

  • Родительские собрания;

  • Уроки – культура здоровья;

  • Конкурс плакатов и рисунков по теме: «Человек будущего –человек без вредных привычек».
В рамках данного мероприятия проведены родительские собрания с приглашением инспектора ПДН Саморзиной К.Г, старшего уполномоченного участкового полиции Балакирова В.В.

Не остаются без внимания дети, потерявшие родителей, опекаемые дети. В течение года осуществлялся периодический патронаж семей, в которых воспитываются опекаемые дети, составлялись акты обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних. С опекунами проводились индивидуальные консультации, решались вопросы по оказанию помощи таким семьям. С первого сентября в школе обучалось 25опекаемых ребенка. Все опекуны должным образом исполняют свои обязанности. Нарушений прав детей выявлено не было. Несовершеннолетние подростки все успешно закончили учебный год и переведены в следующий класс.

26.11.2014 – состоялась встреча начальника отдела опеки МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения МО «Цильнинский район» Головиной Марины Александровны с родителями (законными представителями) детей находящихся под опекой и попечительством.

В своем выступлении рассказала об особенностях и формах работы с приемными детьми.

О повышении ответственности и усилении контроля за воспитанием детей подросткового возраста в части полового воспитания и половой грамотности;

Довела до сведения Постановление Правительства Ульяновской области №466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов за наем (поднаем),) жилого помещения детям-сиротам, детям,оставшимся без попечения родителей а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области »

Капустина Татьяна Васильевна - заместитель директора по социальной работе дала краткую характеристику учащимся, их отношению к учебе. Довела до сведения план работы кружков и спортивных секций. Дала рекомендации по вопросам профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.

Так же на встрече присутствовал социальный педагог центра «Семья» Хакимова Лейсян Рифкатовна которая провела анкетирование опекунов и сообщила результаты анкетирования детей. В завершении встречи была проведена АРТ-терапия

Психолог школы - Ратаева Ирина Ивановна с присутствующими провела беседу «Взаимоотношение в семье. Право на жизнь.»

На встрече присутствовали опекуны (законные представители)


1

Едриванова Светлана Сергевна

2

Савгабина Марина Борисовна

3

Акимова Людмила Александровна

4

Сидуллова Зоя Владимировна

5

Черняева Надежда Васильевна

6

Дедушкина Соня Николаевна

7

Дубова Валентина Ивановна

8

Лянкин Владимир Ильич

9

Лянкина Елена Николаевна

10

Павлова Людмила Владимировна

20.11.2014 На территории Ульяновской области в рамках всемирного дня ребенка прошел День Правовой помощи детям. В рамках данного мероприятия в школе были проведены следующие мероприятия:


Дата

проведения


Класс

Тема

Ответственный

17.11.2014

5-ые

Правовая помощь

Старший участковый уполномоченный полиции ОМВД России по Цильнискому району, капитан полиции Балакиров В.В.

18.11.2014

6-ые

Правовая помощь

Инспектор по делам несовершеннолетних ОМВД России по Цильнинскому району, лейтенант полиции Саморзина К.Г.

19.11.2014

СКК

Мои права и обязанности

Социальный педагог Панов Н.В.

20.11.2014

9-ые

«Знаешь ли ты свои права»

Специалист комплексного центра «Цильнинский район» Головина М.А.

8-ые (фойе школы)

«Права детей в мультиках»

Социальный педагог Панов Н.В.

8-ые

Мои права и обязанности

Зам. директора по СР - Капустина Т.В.

Пропаганда здорового образа жизни выражается в проведении мероприятий, распространение информации, которая способствует выработке негативного отношения к вредным привычкам, встречи со специалистами здравоохранения, просмотры видео фильмов по профилактике ЗОЖ, с последующим обсуждением.

01.12.2014. к Всемирному Дню борьбы со СПИДом, с целью привлечения внимания к этой проблеме учащихся, волонтёрами Шакиной Валентиной и Гусевой Кристиной и активистами школы Топорцовой Мариной, Флегонтовой Диной, Липановой Еленой был организован просмотр фильма о СПИДе и ВИЧ-инфекции в фойе школы. Волонтёры провели беседу «Чем опасны СПИД и ВИЧ-инфекция» среди 7-10 классов, организовали анкетирование по определению уровня информированности обучающихся по данной проблеме.

На протяжении всего учебного года с целью профилактики правонарушений осуществлялась совместная деятельность с инспекторами ПДН Гафуровой Э.И, Саморзиной К.Г.Проведены индивидуальные беседы по теме «Профилактика правонарушений», «Как вести себя в случаях хищения сотовых телефонов, личного имущества», «О правах и обязанностях» в 5-8 классах, посещены семьи учащихся «группы риска».

24.10.2014г. для учащихся 6 классов работниками РДК при участие учащихся 10х классов было проведено мероприятие «Профилактика алкоголизма, табакокурения, наркомании» и «Безопасное движение». В ходе данном мероприятии состоялась беседа с инспектором ПДН Саморзиной К.Г. и инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения Зотова А.С.

С учащимися 1-х классов, СКК были проведены беседы по безопасности дорожного движения инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения Зотовой А.С.

11.12.2013 для учащихся 3-х классов состоялось познавательное мероприятие «Роль Совета профилактики в деятельности школы по предупреждению преступлении и правонарушении несовершеннолетних».

С учащимися 6а и 6в классов и 5в класса состоялись беседы по темам «Права и обязанности учащихся», «Устав школы», а с учениками 6б класса состоялся тренинг «В рамках закона».

26.12.2014 Министерство труда и социального развития организовало благотворительное Новогоднее представление для детей- сирот, детей- инвалидов, детей которые воспитываются в малообеспеченных и многодетных семьях. Данную елку посетили 10 учащихся школы и получили сладкие подарки. В 2013году данную елку посетили 40 учащихся. Новогодними подарками через Большенагаткинское поселение обеспечены 45учащихся (в 201- 32 учащихся).

Специалистами Центра социально-психологической помощи семье и детям «Семья» в феврале месяце проводилось занятие в форме тренинга с обучающимися находящимися в социально - опасном положении.

4 марта на территории Цильнинского района прошел областной агитпоезд «За здоровый образ жизни и здоровую, счастливую семью». Агитпоезд проводился в целях реализации государственной политики и демографического развития Ульяновской области и направлен на пропаганду благополучной семейной жизни, формирование семейных и нравственных ценностей и здоровый образ жизни.

В нашей школе в рамках данного мероприятия были организованы площадки:


№п/п

Направление

Наименование мероприятия

Место проведения

Класс, количество уч- ся

Ответственные

Утренняя зарядка

8:25

Школа

615

Кл. руководители

Патриотическое направление «Диалог поколений»

8:30

«Дети войны»

Актовый зал


7 классы

Новикова М.В.

Воронина Н.В.

БучинскаяИ.Н.-

кл. руководители


Открытый урок

9:25

«Милосердное отношение к животным»


210 каб.

5А, 5В

Семенова Т.В.

Директор УОФЗЖ «Флора и Лавра»


Спортивное

9:25

Мастер класс по вольной борьбе


Малый спортивный зал



Мадьянов С.А.

Чугунов А.

Краснов А.


9:25

Медосмотр учащихся ДЮСШ


204 каб.

50 учащихся

Мадьянов С.А.

10.00

Вручение паспортов


Клуб «Ветеран»

11 учащихся

10:30

«Веселые старты»


Спортивный зал(ангар)

2-3 классы

Руссков Д.М.

Черняев М.Г.

Горлов П.А.

Савандюков Н.А.-

уч.физ.культ.


Круглый стол

9:25

Вопросы и проблемы преподавания ОРКСЭ


Школьная библиотека

Хлопина М.Г.-

школьный библиотекарь.


Презентация

9.30

«Друзья, душа моя открыта». «12 симбирских литературных апостолов»


Актовый зал

8Б, 8В

Клопкова А.Ф.

Профориентационная работа

«Урок успеха»


9:30

«Путь к успеху»


201 каб.

8 А

Ратаева И.И.-

педагог-психолог

Ботунова Н.А.-

учитель ан.яз.


Урок со звездой

10:30

«Здоровье и спорт рядом идут»


25 каб.

3А класс

Хамитова В.Ф.-

уч.нач.кл.

Малкина Л.Н.-

зав.отделом обслуживания ЦДБ


10.30

Тренинг «Здоровый образ жизни»


302 каб

10 А

Шигирданов О.В.

Художественно -эстетическое

11:35

«Война глазами детей»


211 каб.

7 Б

Прусакова Ю.Г.-

Беседа

11:35

«Все начинается с любви»


Читальный зал детской библиотеки

11 классы

Трифонова Т.В.

Беседа

11:35

«Отцовство- долг и дар»


Актовый зал

9 классы

Трифонова Т.В.

Зам. Директора по работе с детьми ЦДБ


Работа стоматологов

11.35

302 кабинет

6 классы

Беседа с элементами тренинга с учащимися группы риска

12:35

«Возможно быть другим»


301 каб.




Капустина Т.В. -

зам. дир. по СР

Хакимова Л.Р.-

специалист центра «Семья»


Круглый стол

12:35

«Духовно-нравственное воспитание девушки, как хранительнице домашнего очага»


Церковь «Всех скорбящих Радость»

9 классы

(девочки)


Хвойницкая Е.А.- организатор.

«Диалог поколений»

12:35

Районная библиотека

10Б

Петрашкина И.А.- зав. абонент.зал.

12.35

Репродуктивное здоровье детей


302 каб

11 классы

Специалист центра «Репродуктивного здоровья детей»

Акция

«Есть 18? Докажи!»

Торговые точки с. Большое Нагаткино

Учащиеся полицейского класса

Саморзина К.Г.- инспектор ПДН

Информационная палатка

перемены

школа

Шигирданов О.В.

Оформление фойе

8.00-14.00

Презентация


школа

Панов Н.В.- соц. педагог

Ежегодно проходят встречи представителей прокуратуры с учащимися школы

В апреле 2015 уч.года учащиеся 9-11 классов прошли тестирование на предмет раннего выявления немедицинского потребления наркотических веществ и психотропных веществ.

Итоги тестирования: результат отрицательный

В 4 четверти формировался банк данных по летней занятости учащихся «группы риска», были сформированы списки учащихся из малообеспеченных семей для участия в акции «Помоги собраться в школу». А рамках данной акции учащимся из многодетных и малообеспеченных семей была оказана материальная помощь.

В целях реализации ст. 31 п. 1,2,3 ст. 19 Закона РФ «Об образовании», ст. 14 ФЗ «О основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних» в МОУ Большенагаткинская СОШ в течение учебного года проводился ежедневный контроль посещаемости учеников, выяснились причины их отсутствия или опоздания, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями. Для четкой координации работы по предупреждению пропуска без уважительной причины, профилактике детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними в школе классными руководителями, заместителем директора по СР Капустиной Т.В., социальным педагогом Хвойницкой Е.А.. и Никитиной Н.Г., ежедневно ведется контроль за посещаемостью учащихся. Для этого ведутся журналы регистрации пропусков учащихся, где ежедневно регистрируются учащиеся по болезни, по заявлению родителей, по приказу. Ежедневно данные сведения проверенные мед. работником сдаются в отдел РОО.

В целях предотвращения пропусков уроков учащимися без уважительных причин в школе ведется специальный журнал учета посещаемости учащимися учебных занятий, в котором строго фиксируются все пропуски. Поддерживается тесная связь с родителями. Классным руководителем и социальным педагогом выясняется причина отсутствия ребенка в школе. Если подросток состоит на внутришкольном учете или имеет пропуски учебных занятий, то причина отсутствия выясняется немедленно в тот же день посредством телефонного звонка, связи с родителями, посещениями на дому. Пропускающих уроки без уважительной причины нет. Работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, деятельность на микроучастке школы по выявлению необучающихся детей, правовое просвещение подростков и их родителей – основные формы деятельности школы. С родителями также проводится большая профилактическая работа: беседы об ответственности за воспитание детей, о необходимости усиления контроля за их времяпрепровождением, индивидуальные консультации, встречи с педагогами и инспекторами по делам несовершеннолетних, передача данных по посещаемости в административную комиссию ПДН. Были организованы родительские собрания о правовой ответственности подрастающего поколения. Тематика собраний: «Поощрение и наказание ребенка в семье», «Причины и последствия детской агрессии», «Воспитание сознательного отношения к учебе», « Взаимоотношения в семье».

В течение учебного года проводились родительские собрания совместно с детьми в 5б, 6б классах, где рассматривались причины плохой успеваемости учащихся и поведения на уроках, в результате различных профилактических мероприятий все учащиеся данных классов успешно закончили учебный год и перешли в следующий класс.

Весь учебный год целенаправленно велась работа по вовлечению несовершеннолетних во внеурочную деятельность (кружки, секции и т.д.). В начале учебного года все ученики школы имели возможность записаться в кружки и секции по интересам. В результате работы с семьями « группы риска» почти все учащиеся (кроме 3 проживают в Садках) из этих семей посещали кружки и секции дополнительного образования.

Для предотвращения и преодоления в нашей школе многих негативных явлений, которые имеют место быть в любой школе, таких как прогулы, нарушение дисциплины, неготовность к учебным занятиям и др., в МОУ Большенагаткинской СОШ разработана система профилактических мер:

1. Ежедневный контроль посещаемости занятий учащимися в целях своевременного отслеживания учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин. В школе ведется журнал учета посещаемости занятий учащимися.

2. Установление контакта с семьей ребенка, привлечение воспитательных сил семьи в целях предотвращения пропусков занятий без уважительной причины.

3. Систематическое посещение учащихся «группы риска».

Так, за 2014-2015 г. совместно с классным руководителям, социальными педагогами посещены и обследованы семьи учащихся из «группы риска»: дети, находящиеся на ВШК и ПДН учете, семьи СОП, дети, находящиеся под опекой и попечительством, дети-инвалиды.

Помимо детского коллектива, социально-педагогическая помощь школы направлена и на родителей. Социальным педагогом, психологом и администрацией школы проводились индивидуальные беседы с родителями, проводились собрания, лектории

Так же социальный педагог работает и с педагогическим коллективом школы: выступает на совещаниях при директоре, проводит индивидуальные консультации для педагогов, помогает в

проведении классных часов и родительских собраний.

На конец І четверти в школе на учете: На конец І четверти в школе на учете:- на внутришкольном: 1 учащийся (Борисов Дмитрий-9 В) (2014 -1)

В инспекции по делам несовершеннолетних: 1 учащийся (Сазонова Люба 4В) (2014 -3)

Неблагополучных семей, находящихся в социально-опасном положении:

11 (Скворцовы, Михайловы, Ларина (Купцова), Гусевы, Сергеевы, Васильевы, Лаврентьевы, Янчук, Савгабины(Кузьмин К), Козлова(Сенатов), Степанова.(2014-6)

Детей воспитывающихся в этих семьях -15. (2014 -10)

Скорректированы списки детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой таких- 25 учащихся

На конец 4 четверти на учете состояло:

На внутришкольном: 4 учащихся (Сергеев Игорь – 8А, Моисеев Дмитрий – 8Б, Утриванов Алексей – 8Б, Тиняхин Клим – 8Б) (2014- 3 учащихся)

в инспекции по делам несовершеннолетних: 2 учащихся (Кузеванова Яна – 9В, Немов Максим -11Б) (2014- 3 учащихся);

В 2014-2054 учебном году горячим питанием было охвачено 580 учащихся, что составляет 96%.

103 учащихся из многодетных семей освобождены от уплаты за питание в школьной столовой в соответствии с Указом Президента Р.Ф. от 05.05.1992 № 431 « О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Также ежемесячная компенсация на питание школьников из малоимущих семей в размере 150 рублей распространялась на 46 учащихся, на основании документов предоставленных родителями и решения комиссии по освобождению от платы за питание.

На основании вышеперечисленного считаю удовлетворительной работу по общей социально-педагогической диагностике контингента учащихся, по взаимодействию с классными руководителями, работу по контролю за посещаемостью, есть положительная динамика в работе с неблагополучными семьями. Но проблема тяжелого материального положения родителей, алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей; остается еще актуальной, над ней необходимо работать в следующим учебном году. В полной мере осуществляется защита прав и интересов детей и подростков. Однако, недостаточно внимания уделялось вовлечению детей и подростков в различные кружки и секции

Социально-педагогическая защита прав ребенка выражается в таких формах работы, как выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-сироты, дети, находящиеся под опекой, дети из многодетных, малообеспеченных семей и др. категорий). Основной сферой деятельности этого направления является процесс адаптации детей в социуме.

Анализируя работу школы с детьми «группы риска», необходимо указать и проблемы, которые возникают во время этой деятельности:

Необходимость более четкой индивидуальной работы с неблагополучными семьями детей «группы риска».

Поиск новых подходов к таким родителям ввиду того, что они редко присутствуют на общих родительских собраниях и индивидуальных беседах.