Просклонять по падежам во множественном числе. Склонение имен существительных во множественном числе в немецком языке. В эту группу относятся

Им. п.

-а/-я

ваза, няня

□ | -о, -е

кран, поле

-ие

изобилие

-ия

Род. п.

-ы/-и

вазы, няни

-а/-я

крана, поля

и

-ия

изобилия

-ии

Дат. п.

вазе, няне

-у / -ю

крану, полю

-ию

изобилию

ии

Вин. п.

-у/-ю

вазу, няню

□ | -о / -е

кран, поле

-ие

изобилие

-ию

Тв. п.

-ой/-ей

вазой, няней

-ом / -ем

краном, полем

-у/-ю

-ием

изобилием

ией

Предл. п.

о вазе, о няне

о кране, о поле

-ии

об изобилии

-ии

1.1. Слова на ия следует различать со словами на ья (Марья, Наталья, Софья). Слова на ья склоняются по правилам первого склонения и имеют окончание в дательном и предложном падежах единственного числа. Сравните:

Дат. п. - Марье , но: Марии ;

Предл. п. - о Марье , но: о Марии

Это относится и к парам типа «учение » - «ученье », «сомнение»- «сомненье». Первый вариант склоняется как слова на —ие , второй - как слова второго склонения.

Однако в художественной речи возможно написание слов на -ье в предложном падеже с окончанием -и. Например: в забытьи .

1.2. Существительные на ий , —ия с односложной основой (т.е. состоящей из больше чем одного слога) в предложном падеже единственного числа в безударной позиции оканчиваются на е .

Например:

кий - о кие, Вий - о Вие, змий - о змие, Лия - о Лии

Под ударением в окончании пишется «и ».

толчия - о толчии

1.3. Существительные на безударныеь я иье имеют в родительном падеже множественного числа окончание - ий или ев : певунья - певуний , ненастье - ненастий ; устье - устьев , келья - кели й ,

А на ударные —ья иьё - окончаниеей . Например: ружьё - ружей , статья - статей , семья - семей (но: копьё - копий ).

1.4 Вопреки основному правилу, следующие слова с неодносложной основой в безударной позиции имеют окончание и , а не :

  1. Слова мужского и среднего рода на —ий и —ие (литий, положение) в предложном падеже единственного числа: о литии , о положении .
  2. Слова женского рода наия (Швейцария ) в предложном и дательном падеже единственного числа: к Швейцарии , о Швейцарии .

1.5. В существительных мужского и среднего рода с суффиксомищ- е , у существительных женского рода - окончаниеа . Например:
а) дуб - дубище , забор - заборище , чудо - чудище ;
б) струя - струища , жара - жарища .

В именительном падеже множественного числа у таких слова женского и мужского рода пишется окончаниеи , а у среднегоа .

1.6. У существительных с суффиксами -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- -шик- в именительном падеже единственного числа ставится:
а) окончаниеа - у слов мужского рода, называющих одушевленные предметы, и у слов женского рода, например: сынишка , мальчишка , сударушка , малинушка , старушка , краюшка ;
б) окончаниео - у слов мужского рода, называющих неодушевленные предметы, и у слов среднего рода: чехлишко , судёнышко , столбишко , сундучишко , золотишко .

1.7. В одушевленных существительных мужского и общего рода после суффиксал в именительном падеже единственного числа ставится окончаниеа , например: чудила , чертила ; у среднего рода - окончаниео , например: покрывало , забрало.

1.8. Названия населённых пунктов на -ов, -ев, -ин, -ын, -ово, -ево, -ино, -ыно имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ом : Павшином, Румянцевом, Марьином, Ерином. Эти слова нужно различать с фамилиями , у которых в этом случае будет окончание -ым : Павшиным , Румянцевым , Марьиным и т.д.

Примечание . Сейчас для топонимов на —ово, -ево, -ино, -ыно нормативны два варианта: склоняемый и несклоняемый, но склоняемый относится к строгой литературной речи и его желательно использовать в официальных выступлениях и т.д.

Но : эти топонимы не склоняются при наличии родового слова, например: из района Братеево , из села Егорово. Но без него уже возможно склонение: из Братеева, из Егорова.

Таблица окончаний склонений во множественном числе

Краткий вариант:

Подробный вариант с примерами для множественного числа:

Падеж 1 склонение 2 склонение 3 склонение на -ие на -ия
Им. п.

-ы | -и

вазы, няни

-ы, -и, -а, -я

краны, яблоки, стога, поля

изобилия

Род. п.

ваз, нянь

-ов, -ей, □

кранов, полей, солнц

речей

изобилий

мантий

Дат. п.

-ам | -ям

вазам, няням

-ам, -ям

кранам, полям

-ам, -ям

речам, дням

-ям

изобилиям

Вин. п.

-ы/□ | и/□

вазы / мам | нянь / руки

-ы, -и, -а, -я

краны, яблоки, стога, поля

изобилия

-ии

Тв. п.

-ами | -ями

вазами, нянями

-ами, -ями

кранами, полями

-ами/-ями

речами, днями

-ями

изобилиями

-ями

мантиями

Предл. п.

-ах | -ях

о вазах, о нянях

-ах, -ях

о кранах, о полях

-ах, ях

о речах, о днях

об изобилии

-ях

о мантиях

2.1 . У омонимов окончание в именительном падеже множественного числа иногда зависит от значения слова: корпусы (тела, туловища) - корпуса (строения), ордены (сообщества, организации) - ордена (награды), мехи (устройство для подачи воздуха) - меха (материал из шкуры)

2.2. У существительных женского рода с окончанием на , в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не ставится: тёщ (теща), кляч (кляча), чащ (чаща), дач (дача).

2.3. В родительном падеже множественного числа у существительных наня с предшествующим согласным мягкий знак на конце не пишется, например: , череш ня - черешен , коптильня - коптилен , наковальня - наковален .
Исключения: барышень , боярышень , деревень , кухонь .

2.4 . У некоторых слов добавляется суффикс «ес » перед окончанием. Например, у слов «чудо » - «чудеса », «небо » - «небеса ».

Разносклоняемые существительные

К разносклоняемым существительным относятся слова «путь », «дитя » и 10 слов на -мя : «темя », «племя », «знамя », «семя », «вымя », «время », «бремя », «стремя », «имя », «пламя ». Эти слова имеют окончания, характерные для разных склонений. В родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе они оканчиваются на .

Падеж
Им.

пути, пламёна, семена, стремена, дети

Род.

путей, пламён, семян, стремян, детей

Дат.

пути, пламени, семени, стремени, дитяти

путям, пламёнам, семенам, стременам, детям

Вин.

путь, пламя, семя, стремя, дитя

пути, пламёна, семена, стремена, детей

Тв.

путём, пламенем, семенем, стременем, дитятею

путями, пламёнами, семенами, стременами, детьми

Предл.

(о) пути, пламени, семени, стремени, дитяти

путях, пламёнах, семенах, стременах, детях

Существительное — часть речи, несущая в себе значение предметности и обладающая такими грамматическими категориями, как род, число и падеж. Эти категории тесно взаимосвязаны, поэтому их знание необходимо для правильного употребления имен существительных. Отдельное внимание стоит уделить склонению существительных во множественном числе.

Грамматическая категория числа

Грамматическая категория — это система противоположных друг другу наборов форм, обладающих однородным значением. В русском языке категорию числа имеют имена и глагол. Она представлена противопоставлением единичности и множественности. В древнерусском языке существовала трехчленная система категории числа, в которой выделялись единственное, множественное и

Выражение грамматического значения числа

В настоящее время в русском языке существует только оппозиция между единственным и множественным числами. Отдельных форм для выражения только категории числа не существует. Для выражения числа используются синтетический и аналитический способы. Первый, основной, случай предполагает использование внутреннего ресурса слова. Таковыми являются, прежде всего, окончание (дом — дома, кошка — кошки, дорога — дороги), в некоторых случаях суффиксы (теленок — телята, опенок — опята, небо — небеса) и иногда ударение (лес — леса) или чередование согласных (ухо — уши, друг — друзья). Для аналитического (синтаксического) способа выражения числа характерно использование согласования (старые дома, белые носки). Такой способ позволяет выразить число у несклоняемых имен существительных (один кофе — три кофе). У некоторых существительных число может быть выражено с помощью другой основы (человек — люди).

Число у имен существительных

Существительное в единственном числе обозначает единичный предмет (чашка, телефон, провод), во множественном — два и более предметов (чашки, телефоны, провода). Легче всего проследить различия между множественным и единственным числами имен существительных на примерах слов, обозначающих предметы, которые возможно посчитать. Например, мяч — пять мячей, стол — два стола, апельсин — три апельсина. Подобные имена существительные являются изменяемыми по числам, т.е. возможно использование этих имен существительных в единственном и множественном числе. Но существуют достаточно обширные группы слов, которые не изменяются по числам.

Существительные, не имеющие формы множественного числа

К таким существительным относят:

    наименования множества подобных предметов или явлений (детвора, листва, человечество, липняк, белье, старье);

    наименование предметов, обладающих вещественным значением (сталь, пшеница, рожь, овес, бензин, молоко, творог, сено);

    наименование качества или признака (голубизна, мощь, злость, теплота, доброта);

    наименование действия или состояния (написание, чтение, молотьба, вырубка);

    имена собственные, используемые для названия единичных предметов (Новгород, Дон, Ленин, Сталин);

    слова типа: время, вымя.

Существительные, не имеющие формы единственного числа

Такими существительными являются:

    наименования парных или составных предметов (кальсоны, очки, ножницы, ворота, кеды, клещи);

    наименования материалов или их отходов (отруби, опилки, духи, чернила);

    наименования некоторых отрезков времени (сутки, будни, каникулы);

    наименования действия или состояния природы (заморозки, выборы, хлопоты, всходы);

    наименования шашки, пятнашки, шахматы, выбивалы);

    некоторые названия географических мест (Альпы, Афины, Карпаты, Сокольники, Сочи, Грязи, Лужники).

Особенности склонения существительных во множественном числе

Для каждого из трех существующих в русском языке, свойственны свои формы при изменении по падежам. Для определения типа склонения необходимо сначала определить начальную форму слова. Для существительных такой формой будет именительный падеж единственного числа.

Однако во время склонения существительного во множественном числе признаки отличия типов склонений друг от друга почти не проявляются. Поэтому стоит говорить отдельно о склонении имен существительных в форме множественного числа.

Окончания существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах всегда совпадают независимо от типа склонения. Различия имеют окончания существительных в именительном, родительном и винительных падежах.

Имена существительные множественного числа в именительном падеже имеют окончания:

    женский род -и, -ы (нити, горы, мыши, пчелы, стрелы, мамы, дочки);

    мужской род -и, -ы (домики, столы, столики, бананы, патроны), иногда -а, -я (стулья, луга, дома, сыновья), -е у слов, оканчивающихся на -ане, -яне (земляне, горожане, северяне, ростовчане);

    средний род -а, -я (озера, крылья, села), иногда -и (уши, плечи, веки).

В родительном падеже существительные множественного числа оканчиваются на:

    Ий — существительные ж. р. 1-го скл., которые оканчиваются на -ия, -ья (серий, келий, арий, армий), некоторые существительные ср. р., которые оканчиваются на -ье (ущелий, копий);

    Ей — слова с основой, которая оканчивается на шипящий или мягкий согласный звук (ночей, морей, ножей);

    Ов, -ев — существительные м. р. с основой, которая оканчивается на твердый согласный или на -ой (портов, героев), слова огурцов, апельсинов, помидоров и т.п.

    В родительном падеже появляется у слов, оканчивающихся в именительном падеже на -ане, -яне, -ата, -ята (армян, горожан, барсучат, зверят), а также слова типа: глаз, солдат, сапог, чулок и т.п.

    Ь — если в существительном перед суффиксом -ня- стоит гласный (пустынь, барынь, яблонь).

При склонении существительных во множественном числе, оканчивающихся в единственном числе на -ня, в родительном падеже появляется беглый гласный -е-, а ь не пишется (вишен, башен). Исключением в данном случае являются слова: барышень, деревень, кухонь.

В именах существительных множественного числа в родительном падеже после шипящих ь не пишется независимо от рода (рощ, плеч, ручищ, сапожищ).

Формы существительных множественного числа в винительном падеже совпадают с формами имен существительных множественного числа в именительном падеже или родительном.

Итак, знание особенностей склонения существительных во множественном числе поможет избежать ошибок как в устной, так и в письменной речи. Умение быстро определять единственное и множественное число станет важным навыком в определении начальной формы слова.

Тема. Склонение существительных во мн. числе.

Цель: закрепить знания учащихся о склонении имен существительных во множественном числе. Закрепить знания особенностей окончаний имен существительных в дательном, творительном и предложном падежах множественного числа.

Задачи:

    Обобщение знаний об изменении существительных по числам, об окончаниях существительных в д.п., т. п., п.п. множественного числа. Формировать умения правильно склонять существительные во множественном числе, знать окончания существительных.

    Развивать мышление, память.

    Воспитывать внимательность, аккуратность, умение слушать.

Ход урока

I Орг. момент.

II Сообщение целей.

Учитель : сегодня мы продолжим работу со склонением имен существительных во множественном числе и повторим, какие окончания бывают у имен существительных в Д.п., Т.п. и П.п. множественного числа.

III Ход урока

1.Массаж рук.

Без пальто гулял глупышка,
И замерз он как ледышка.(Хлопки в ладоши)
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.

2 Запись числа, темы.

Учитель: А теперь взяли ручки и запишите число, классная работа.

3.Чистописание.

Учитель: Вывешиваю таблицу с именами существительными в единственном и во множественном числе. (Кроты, лиса, волк, лоси, мышь, белки)

Как назвать одним словом? (животные, сущ.)

Какое слово лишнее? (мышь)

Почему?(животное луга, а все остальные животные леса)

Составьте цепочку из первых букв слов множественного числа.

(клб) – до конца строчки.

На доске написаны слова ед. и мн. числа Тетради, ручки, пенал, книги, карандаш, линейка, красный.

- Назовите эти слова одним словом.

Ученик : Существительные

Учитель :

    Что заметили? (лишнее слово)

    Почему оно лишнее? (имя прилагательное)

    На какой вопрос отвечает? (какой)

    Чем является в предложении? (определением)

    Как подчеркиваем? (волнистой чертой)

4. Словарная работа.

Загадка.

Получается новое слово (вокзал)

(Записываем новое слово в словарик)

Учитель: - Послушайте как возникло это слово. (рассказ учителя).

Одна английская дама превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала “ ВОКСХОЛЛ”. А звали даму ДЖЕЙН ВОКС.

“ ВОКСХОЛЛ” - в переводе на русский язык “ Зал госпожи Во”. Потом это слово начало означать “ Концертный зал на железнодорожной станции ” . Когда построили железную дорогу из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали ВОКЗАЛ. Позднее так стали называть все железнодорожные станции России.

5. Работа над новым материалом.

А) актуализация знаний.

- Учитель : Посмотрите на доску, прочитайте. Что заметили?

Что общего? (Сущ. , все сущ. в Им падеже)

В чем разница? (Ед. число, Мн. число)

Составьте пары слов.

(Один ученик работает у доски, соединяет стрелками пары)

Остальные дети работают в тетрадях (записывают слова парами)

А теперь выделите окончания существительных второго столбика.

Что изменяется при изменении по числам? (Окончания)

Как отличить существительные ед. числа от сущ. множественного числа? (По значению, по окончанию).

Итак, какой вывод мы можем сделать из этого?

Б) Сообщение темы.

Учитель: Тема нашего урока: « Склонение имен существительных во мн. ч. Закрепление»).

В) ФИЗ – МИНУТКА

Я называю имена сущ. в ед. и во множ. числе.

Если услышите сущ. в ед.числе стоим, если во множ. приседаем.

Страны, ручка, школы. огурцы, слон, стол, парты, метель, дожди, туча, дни.

Г) - Упражнение “Просклоняйте”.

К доске приглашаются два ученика. Им предлагаю просклонять на доске слова во множественном числе: березы, ели.

Остальные работают в тетрадях (склоняют слово: города)

Можем ли мы определить склонения этих слов? (береза, ели, города)

Д) Вывод: (предлагаю сделать детям)

При склонении имена сущ. во множественном числе не делятся на 1,2,3 склонение.

Е) Работа по учебнику. Упр. ________

Ж) Самостоятельная работа в тетрадях(на печатной основе)

IV Итог урока.

Что повторяли на уроке?

Что понравилось?

V Оценивание.

VI Домашнее задание.

Цели и задачи урока: познакомить учащихся со склонением имён существительных во множественном числе;развивать логическое мышление, память, речь, умение работать с информацией; воспитывать интерес к изучению языка.

Оборудование: учебник русского языка для 4 класса автора Рамзаевой Т.Г., тетради, карточки-задания, толковый словарь, доска.

Ход урока:

Организационный момент.

Всё у меня в порядке:
Учебник, ручка, дневник и тетрадки.
На уроке не ленюсь,
Быстро я всему учусь.

2. Словарная работа (орфографическая и лексическая). (на доске)

Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции...

Где может происходить это действие? (на вокзале)

Действительно, на вокзале. (слово вокзал появляется на доске)

Давайте скажем всё, что знаем об этом слове:

Сколько в нём букв? Звуков? (7 букв и 7 звуков, 4 согласные и 3 гласные)

Сколько слогов в этом слове? (два)

На какой слог падает ударение? (на второй слог)

Произнесите это слово, выделив ударный слог.

Какие орфограммы надо запомнить? Вок зал (безударную гласную “О” и согласный звук “К”)

Ребята, а кто может дать толкование этого слова?

А какое лексическое значение слова вокзал даёт нам толковый словарь? (“Вокзал - это здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной станции или на пристани”).

3. Чистописание.

Массаж рук

На дворе пошёл снежок: стучим пальчиками по столу легонько сначала одним, потом другим, третьим, четвёртым, пятым. Ручки замёрзли! Потрём ладошки.... Мы перчаточки надели, расправили, ручками повертели, разогрели. Скажем хором: нам не страшен холод. Снимаем перчатки. Приступаем к чистописанию.

Запишите это слово вокзал столько раз, сколько поместится на одной строке. Не забудьте поставить ударение и подчеркнуть буквы, которые нужно запомнить.

Кто составит предложение с этим словом? (Работа у доски)

Подчеркнём в нём грамматическую основу. Обозначим род, склонение, число и падеж слова вокзал . Выделим окончание. Проверим (сильная или слабая позиция?).

4. Постановка темы урока.

А теперь вернёмся к записанному мною на доске отрывку из стихотворения Маршака.

Найдите существительные в этом тексте.

Дама, багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
собачонку.
даме, на станции
квитанции

Среди названных существительных одно лишнее? Какое? (квитанции)

Почему? (мн.ч.)

Откуда узнали? (по слову четыре)

5. Подготовка к усвоению новой темы.

Я буду называть существительные в единственном, а вы во множественном числе и будем записывать их в два столбика: 1 - сущ.ед.ч., 2 – сущ. мн.ч.

Только вот как мы сумеем доказать, что образованные нами существительные будут употреблены во множественном числе? Ваши предположения? (существительные в ед.ч.обозначают один предмет, а сущ.во мн.ч.-несколько предметов)

А что скажет научный сотрудник? (подготовленный ученик читает на стр. 122 правило)

Работаем с комментированием у доски. Выделяем окончания у сущ.во мн.ч..

Страна, край, апельсин, яблоко, дочь, тигр, парта, стол, метель, снега, туча, облако, сердце, печь.

Какие окончания имеют существительные во множественном числе именительном падеже?

Проверьте себя, прочитав вывод на стр.123 учебника (самостоятельное чтение)

6. Физкультминутка.

Подсолнух.

Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

7. Открытие нового знания. Исследовательская работа.

На какие типы склоненияразделяются все имена существительные? (1, 2, 3-е скл.)

Как вы думаете, будут ли различаться существительные по склонениям во множественном числе?

Давайте проверим ваши предположения.

Мы разделимся на группы и проведём исследование.

Вы должны будете поставить во множественное число существительные

Страна, конь, ель и просклонять. (работа в группах)

1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
Страна конь ель
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

К доске приглашаются ученики и выступают.

Что вы заметили? (окончания не зависят от склонения)

Какой вывод можно сделать? (во множественном числе существительные не различаются по склонениям )

А что скажет научный сотрудник? (стр. 124 правило)

Так что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? (что существительные во множественном числе по склонениям не различаются)

Кто может сформулировать тему нашего урока?

Склонение имён существительных во множественном числе. (появляется на доске)

9. Самостоятельная работа.

Упр.244. Скопируйте текст, выделите окончания существительных во множественном числе.

10. Итог урока. Рефлексия.

Ребята давайте вспомним:

Что обозначают имена существительные во множественном числе? (много предметов)

Что изменяется в имени существительном при изменении его числа? (окончание)

Различаются ли по склонениям имена существительные во множественном числе? (нет)

Что на уроке было интересным?

А что оказалось трудным?

11. Домашнее задание.

Стр. 122–124 (правило) упр. 243

Спасибо за урок! Вы молодцы!

Склонение имён существительных

Склонение - это изменение слов различных частей речи (имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, причастий) по падежам и числам. Имена существительные в русском языке имеют три основных типа склонения, которые отражены в таблице ниже. Если вам нужны числительные, вы можете почитать про склонение числительных в другой статье.

Основные типы склонения имён существительных в русском языке

Тип склонения

Пояснения и примеры

Обратить внимание

1 склонение

Существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а / -я в именительном падеже единственного числа: жена, земля, слуга, юноша, забияка.

Существительные на -ия (армия, Греция) имеют в дательном и предложном падежах единственного числа окончание -и.

2 склонение

Существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и существительные среднего рода с окончанием -о / -е в именительном падеже единственного числа: закон, конь, село, поле.

Существительные на -ий и -ие (гений, настроение) имеют в предложном падеже единственного числа окончание -и.

3 склонение

Существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа: ель, мышь, дочь, лошадь, радость.

У существительных, оканчивающихся в именительном и винительном падежах единственного числа на шипящую, всегда пишется на конце мягкий знак: мышь, дочь.

Во множественном числе различия между типами склонения практически отсутствуют, так что можно отдельно говорить об особом склонении существительных множественного числа.

О правописании падежных окончаний существительных см.: Правописание безудaрных окoнчаний имён сущeствительных.

Падежами выражаются различные роли существительного в предложении. В русском языке выделяется шесть падежей. Определить падеж существительного в предложении можно по вопросу.

Помимо основных вопросов, падеж существительного можно также узнать по вспомогательным вопросам, на которые отвечают обстоятельства. Так, вопрос откуда? предполагает родительный падеж (из магазина, от верблюда); вопрос куда? предполагает винительный падеж (в лес, на лекцию, на урок); вопрос где? предполагает предложный падеж (в лесу, на лекции, на уроке).

В следующей таблице будут представлены названия падежей русского языка, вопросы каждого падежа и вспомогательные вопросы. (3 класс) - таблица:

Именительный падеж называется прямым падежом, а все остальные падежи - косвенными падежами.

Обобщим разницу в склонениях в следующей таблице.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Cклонение во множественном числе

настроени-е

настроени-я

настроени-ю

времен-ам

настроени-е

забияк-ой

закон-ом,

настроени-ем

закон-ами

времен-ами

об арми-и

о закон-е

настроени-и

времен-ах

Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода типа авторы / берега

Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа вместо окончания -ы (-и) могут иметь ударное окончание -а (-я). Это прежде всего:

1) многие односложные существительные типа лес - леса, шёлк - шелка, бок - бока, глаз - глаза, снег - снега и т. д.;

2) многие двусложные существительные, имеющие в форме единственного числа ударение на первом слоге, например: берег - берега, голос - голоса, вечер - вечера, город - города, округ - округа, череп - черепа и т. д.

Однако строгих закономерностей распределения существительных по вариантам окончаний найти нельзя, поскольку на данном участке языка наблюдаются колебания. Перечислим в приводимой ниже таблице наиболее употребительные нормативные варианты, в которых возможны ошибки.

Следующие самые употребительные существительные допускают двоякое образование именительного падежа множественного числа:

Некоторые существительные с разными окончаниями в именительном падеже множественного числа различаются по значению. Приведём самые употребительные слова:

зубы (во рту)

кoрни (у растений)

корпусы (туловища)

лагери (общественно-политические)

листы (железные, бумажные)

мехи (кузнечные)

образы (художественные)

ордены (рыцарские, монашеские)

поясы (географические)

проводы (кого-либо)

пропуски (недосмотры)

счёты (прибор)

соболи (животные)

сыны (Родины)

тоны (звуковые)

тормозы (преграды)

цветы (растения)

хлебы (печёные)

зубья (зубцы)

коренья (сушёные овощи)

корпуса (здания, войсковые соединения)

лагеря (военные, детские)

листья (у растений)

меха (выделанные шкуры)

образа (иконы)

ордена (знаки отличия)

пояса (ремни)

провода (электрические)

пропуска (документы)

счета (документы для оплаты)

соболя (меха)

сыновья (у матери)

тона (оттенки цвета)

тормоза (устройство)

цвета (краски)

хлеба (злаки).

Варианты окончаний родительного падежа множественного числа существительных

В родительном падеже множественного числа имена существительные могут иметь окончания - , -ов (-ев), -ей . На этом участке языка также существуют большие колебания. Мы приведём в таблице наиболее употребительные нормативные варианты, в которых возможны ошибки.

с окончанием -

с окончанием -ов (-ев)

с окончанием -ей

англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган, турок;

партизан, солдат, гусар, драгун, кирасир;

валенок, сапог, чулок, ботинок, погон, эполет;

ампер, ватт, вольт, ом, аршин, микрон, герц, рентген;

колен, плеч, чисел, кресел, брёвен, полотен, волокон, рёбер, ядер, розог, кухонь, кочерёг, ставен (ставня), басен, песен, сплетен, домен (домна), черешен, боен (бойня), барышень, боярышень, деревень, одеялец, полотенец, блюдец, вафель, туфель, кровель, оглобель, свадеб, усадеб, нянь, дел;

брызг, брюк, бус, каникул, макарон, денег, потёмок, носилок, салазок.

киргизов, казахов, узбеков, монголов, таджиков, якутов;

платьев, устьев, подмастерьев, носков;

метров, граммов, килограммов, гектаров, рельсов;

апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов, лимонов;

болотцев, копытцев, корытцев, кружевцев, оконцев;

заморозков, клавикордов, лохмотьев, отрепьев, подонков.

ружей, джоулей, свечей (но: Игра не стоит свеч);

кеглей, саклей, распрей, рикшей, пашей, юношей;

будней, клещей, яслей, дрожжей, дровней, людей, отрубей, саней.

Разносклоняемые имена существительные

К разносклоняемым именам существительным относятся десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и существительное мужского рода путь. Разносклоняемыми они называются потому, что в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа имеют окончание существительных 3 склонения -и, а в творительном - окончание существительных 2 склонения -ем /-ём.

Существительные на -мя имеют в родительном, дательном, творительном и предложном падежах единственного числа и во всех падежах множественного числа суффикс -ен- / -ён-, а слова семя, стремя, кроме этого суффикса, имеют в родительном падеже множественного числа суффикс -ян- (семян, стремян).

Покажем изменение разносклоняемых существительных в следующей таблице.

Единственное число

Множественное число

время, семя, путь-

времен-а, семен-а, пут-и

времен-и, семен-и, пут-и

времён- , семян- , пут-ей

времен-и, семен-и, пут-и

времен-ам, семен-ам, пут-ям

время, семя, путь-

времен-а, семен-а, пут-и

времен-ем, семен-ем, пут-ём

времен-ами, семен-ами, пут-ями

о времен-и, семен-и, пут-и

о времен-ах, семен-ах, пут-ях

Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных

В русском языке есть несклоняемые имена существительные - слова, которые не изменяются по падежам. К ним относятся иноязычные существительные с основой на гласные (пальто, кафе, такси, кенгуру, меню, Шоу, Сочи, Тбилиси), иноязычные существительные женского рода на согласный (мисс, миссис, мадам, роман Жорж Санд), русские и украинские фамилии на -о и -ых / -их и -аго (в гостях у Долгих, стихотворение Шевченко, читать о Живаго, с Дурново) и сложносокращённые слова типа сельпо, ЦСКА, МГУ, ВВЦ.

Падеж несклоняемого существительного определяется по вопросу и по зависимым от этого существительного склоняемым словам (если они есть), например: Сними (что? - винительный) пальто; В этом (в каком? в чём? - предложный) пальто тебе будет жарко.

Число несклоняемого существительного определяется по зависимым от него склоняемым словам (если они есть), по глаголу (если он есть) или по контексту, например: Этих (каких - множественное число) пальто уже нет в продаже; Пальто стоило (единственное число) очень дорого; В магазин привезли десять пальто (множественное число).

Несклоняемые существительные в основном относятся к среднему роду: эскимо, метро, кашне, какао, меню, такси, иногда - к мужскому: кофе, пенальти. Род многих таких существительных может определяться следующими признаками:

1) полом обозначаемого лица или животного (для одушевлённых существительных): богатый / богатая рантье, старый / старая кенгуру;

2) родовым (общим) понятием: широкая авеню (авеню вид улицы), вкусная кольраби (кольраби - вид капусты), солнечный Сухуми (Сухуми - город);

3) главным словом, лежащим в основе словосочетания, из которого образовалось сложносокращённое слово: замечательный ТЮЗ (театр юного зрителя), новая ГЭС (гидроэлектростанция).

Степени сравнения качественных имён прилагательных

В соответствии со своим общим значением качественные прилагательные имеют две степени сравнения, показывающие различия по степени проявления признака, - сравнительную и превосходную.

Сравнительная степень обозначает большее проявление признака в одном предмете, чем в другом, например: Это пирожное слаще торта (слаще, чем торт). Сравнительная степень бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень образуется от прилагательных с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше. Перед суффиксом -е всегда происходит чередование согласных основы.

красивый - красив-ее (красив-ей)

мудрый - мудр-ее (мудр-ей)

сладкий - слащ-е

низкий - ниж-е

тонкий - тонь-ше

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни по падежам, ни по числам. В предложении они чаще всего бывают сказуемыми, редко - определениями, например:

Этот город красивее, чем наш родной (сказуемое).

Давай найдём место красивее (определение).

Составная сравнительная степень образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее.

сладкий - более (менее) сладкий

низкий - более (менее) низкий

Второе слово в форме составной сравнительной степени изменяется по родам, падежам и числам. В предложении прилагательные в данной форме бывают как сказуемыми, так и определениями, например:

Погода сегодня более тёплая, чем неделю назад (сказуемое).

Давай искупаем его в более тёплой воде (определение).

Превосходная степень обозначает превосходство данного предмета по сравнению с остальными по какому-либо признаку, например: Эверест - самая высокая вершина в мире. Превосходная степень, как и сравнительная, бывает простая и составная.

Простая превосходная степень образуется от прилагательных с помощью суффикса -ейш- (-айш-).

мудрый - мудр-ейш-ий

тихий - тиш-айш-ий

Прилагательные в форме простой превосходной степени изменяются по родам, падежам и числам. В предложении они бывают как определениями, так и сказуемыми, например:

Эверест - высочайшая вершина в мире (определение).

Этот кратер - глубочайший (сказуемое).

1. К прилагательному прибавляются слова самый, наиболее, наименее, например: красивый - самый красивый, наиболее красивый, наименее красивый.

В форме составной превосходной степени со словом самый по родам, падежам и числам изменяются оба слова, а со словами наиболее и наименее - только прилагательное.

В предложении эти формы могут быть как определениями, так и сказуемыми.

Мы подошли к самому красивому парку (определение).

Этот парк самый красивый (сказуемое).

2. К сравнительной степени прилагательного прибавляется слово всего, если идёт сравнение с неживыми предметами и явлениями, и слово всех, если идёт сравнение с живыми предметами или явлениями или если один из предметов сравнивается со всеми.

Этот дом выше всего в округе.

Этот дом выше всех домов в округе.

Этот мальчик выше всех в школе.

Эти формы не изменяются. В предложении они являются сказуемыми.

Как различать простую сравнительную степень и составную превосходную степень прилагательных, наречий и слов категории состояния

Прилагательное.

В предложении чаще стоит в роли сказуемого, реже - в функции несогласованного определения и тогда относится к существительному.

Музыка становилась (какова?) тише (сказуемое).

Мы пришлём вам микрофоны (какие?) потише (определение).

Эта девушка (какова?) красивее всех в институте (сказуемое).

В предложении относится к глаголу и стоит в роли обстоятельства образа действия.

Он говорил (как?) тише, чем всегда (обстоятельство).

Он рисует (как?) красивее всех в школе (обстоятельство).

Является сказуемым в безличном предложении, обозначая состояние человека или окружающей среды.

В этой куртке тебе будет (каково?) ещё жарче (сказуемое).

В это время года (каково?) грязнее всего на улице (сказуемое).

Склонение числительных, обозначающих целые числа

Числительные, обозначающие целые числа, изменяются по падежам и в большинстве своём не имеют рода и числа.

По родам изменяются только числительные два и полтора. Они имеют две формы рода: одну в сочетании существительными мужского и среднего рода, другую - в сочетании с существительными женского рода.

дв-а, полтор-а пакета, cела - дв-е, полтор-ы чашки

Числительное один изменяется по родам, падежам и числам, как притяжательные прилагательные.

Мужской род единственного числа

Средний род единственного числа

Женский род единственного числа

Множественное число

один- год

мамин- платок

одн-о село

мамин-о кольцо

одн-а книга

мамин-а шуба

одн-и сани

мамин-ы шубы

одн-ого года

мамин-ого платка

одн-ого села

мамин-ого кольца

одн-ой книги

мамин-ой шубы

одн-их саней

мамин-ых шуб

одн-ому году

мамин-ому платку

одн-ому селу

мамин-ому кольцу

одн-ой книге

мамин-ой шубе

одн-им саням

мамин-ым шубам

один- год

мамин- платок

одн-о село

мамин-о кольцо

одн-у книгу

мамин-у шубу

одн-и сани

мамин-ы шубы

одн-им годом

мамин-ым платком

одн-им селом

мамин-ым кольцом

одн-ой книгой

мамин-ой шубой

одн-ими санями

мамин-ыми шубами

об одн-ом годе

мамин-ом платке

об одн-ом селе

мамин-ом кольце

об одн-ой книге

мамин-ой шубе

об одн-их санях

мамин-ых шубах

Числительные два, три, четыре имеют особое склонение.

Числительные от пять до двадцать и числительное тридцать склоняются как существительные третьего склонения.

Склонение

пять- , одиннадцать- , двадцать- , тридцать- лет, коней, лис, книг

пят-и, одиннадцат-и, двадцат-и, тридцат-и лет, коней, лис, книг

пят-и, одиннадцат-и, двадцат-и, тридцат-и годам, коням, лисам, книгам

пять- , одиннадцать- , двадцать- , тридцать- лет, коней, лис, книг

пять-ю, одиннадцать-ю, двадцать-ю, тридцать-ю годами, конями, лисами, книгами

о пят-и, одиннадцат-и, двадцат-и, тридцат-и годах, конях, лисах, книгах

Числительные сорок, девяносто, сто, полтора (полторы) и полтораста имеют только две падежные формы.

В составе количественных числительных, обозначающих целые числа, много сложных слов, образованных путём сложения основ, например: пятьдесят от пять + десять, шестьсот от шесть + сто, четыреста от четыре + сто и т. д. В этих числительных от пятьдесят до восемьдесят и от двести до девятьсот склоняются обе части. Если числительные, обозначающие целые числа, являются составными, то в них склоняются все слова.

Обобщим сказанное о склонении сложных и составных числительных, обозначающих целые числа, в следующей таблице.

Склонение

шестидесяти, трёхсот- , пятисот- сорока семи

шестидесяти, трёмстам, пятистам сорока семи

шестьдесят, триста, пятьсот сорок семь

шестьюдесятью, тремястами, пятьюстами сорока семью

о шестидесяти, трёхстах, пятистах сорока семи

Склонение собирательных числительных

Собирательные числительные обозначают несколько предметов как одно целое. В отличие от числительных, обозначающих целые числа, и от дробных числительных, собирательные числительные могут обозначать совокупное количество лиц и без сочетания с существительными: Вошли трое (нельзя Вошли три или Я начертил две трети).

Собирательные числительные образуются от количественных числительных от два до десять с помощью суффиксов -ой- (двое (двой-э), трое (трой-э) и -ер- (четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро). Они сочетаются:

1) с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, пятеро солдат;

2) с существительными, обозначающими детёнышей животных: семеро козлят, девятеро поросят;

3) с существительными, имеющими только форму множественного числа, а также со словами ребята, дети, люди: двое суток, четверо детей.

Собирательные числительные изменяются по падежам. В косвенных падежах они имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе.

Собирательное числительное оба имеет две формы рода: форму оба в сочетании с существительными мужского и среднего рода (оба мальчика, оба села) и форму обе в сочетании с существительными женского рода (обе девочки). В косвенных падежах это числительное имеет, соответственно, основы обо- и обе-.

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения (мой, твой, его, её, наш, ваш, их, свой) отвечают на вопрос чей?, в предложении обычно являются определением и указывают на принадлежность говорящему, слушающему, постороннему или любому лицу (предмету).

Местоимения 1-го лица мой, наш указывают на принадлежность говорящему (говорящим): Мой ответ был хорошим; Наши учителя ушли на концерт.

Местоимения 2-го лица твой, ваш указывают на принадлежность к собеседнику (собеседникам): Твоя машина сломалась; Ваш дом построен в прошлом веке.

В русском речевом этикете местоимение Ваш, пишущееся с прописной буквы, используется как вежливое обращение к одному лицу: Господин Иванов, Ваш запрос получен.

Местоимения 3-го лица его, её, их указывают на принадлежность постороннему (посторонним): Его ручка не пишет; Её подруги уехали на море; Их ребёнок заплакал.

Местоимение общего лица свой указывает на принадлежность к любому лицу: Я доел свой завтрак - Ты доел свой завтрак - Он доел свой завтрак.

Притяжательные местоимения 1-го, 2-го и общего лица (мой, наш, твой, ваш, свой) изменяются по родам, падежам и числам и склоняются как притяжательные прилагательные. Это видно из следующей таблицы.

Мужской род, единственное число

Средний род, единственное число

Женский род, единственное число

Множественное число

мамин-ого

мамин-ого

мамин-ому

мамин-ому

мамин-ыми

о мамин-ом

о мамин-ом

о мамин-ой

о мамин-ых

Притяжательные местоимения 3-го лица его, её, их не изменяются. Их следует отличать от форм родительного и винительного падежа личных местоимений он, она, они по вопросу и по роли в предложении:

Я увидел (кого?) её (дополнение) - форма винительного падежа личного местоимения она;

Здесь (кого?) её нет (дополнение) - форма родительного падежа личного местоимения она;

Мой друг пошёл в гости к (чьей?) её сестре (определение) - притяжательное местоимение 3-го лица её.

Покажем в таблице, как отличать личные местоимения его, её и их в родительном и винительном падеже от притяжательных местоимений 3-го лица его, её, их .

Спряжения глаголов. Разноспрягаемые глаголы и глаголы особого спряжения

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам. Глаголы меняются по лицам и числам в настоящем времени и в будущем времени совершенного вида. Различаются два спряжения глаголов.

К I спряжению относятся глаголы, которые имеют следующие окончания:

Примеры на I спряжение.

Ко II спряжению относятся глаголы, которые имеют следующие окончания:

Примеры на II спряжение.

О правописании личных окончаний глаголов см.: Правописание безудaрных личных окончaний глaгола.

Кроме того, в русском языке есть разноспрягаемые глаголы хотеть, бежать, чтить, брезжить, а также все глаголы, образованные от них с помощью приставок (захотеть, побежать, почтить, забрезжить и т. п.), которые имеют как окончания первого, так и окончания второго спряжения.

брезжить

Примечание: у этого глагола в связи с особенностями значения не может быть форм 1 и 2 лица.

Примечание 1. В литературной норме также допустимо спряжение глагола чтить как глагола II спряжения: чту - чтишь - чтит - чтим - чтите - чтят.

Примечание 2. Глагол I спряжения жечь спрягается следующим образом:

жгу - жжём,

жжёшь - жжёте,

жжёт - жгут.

Так же спрягаются и глаголы, образованные от него с помощью приставок, например: выжечь, прижечь, сжечь. Распространённые в устной речи формы жгёшь, жгёт, жгём, жгёте не являются нормативными.

К особому спряжению относятся глаголы дать, создать, есть, а также все глаголы, образованные от них с помощью приставок (отдать, воссоздать, поесть и т. п.). У этих глаголов особые окончания, которые больше нигде не встречаются.

да-м дад-им

да-шь дад-ите

да-ст дад-ут

созда-м создад-им

созда-шь создад-ите

созда-ст создад-ут

е-ст ед-ите

е-ст ед-ят

Некоторые глаголы I спряжения могут иметь двоякие формы настоящего и будущего совершенного времени: с чередованиями и без них. Приведём самые употребительные глаголы:

Степени сравнения наречий

Наречия на -о / -е, образованные от качественных прилагательных, могут иметь степени сравнения, показывающие различия по степени проявления признака: говорил весело - говорил веселее - говорил веселее всех. Качественные наречия образуют сравнительную (веселее) и превосходную (веселее всех) степени сравнения.

Сравнительная степень наречий обозначает большее (меньшее) проявление признака, например: Моя мама печёт пирожные лучше твоей (лучше, чем твоя). Сравнительная степень бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень образуется от наречий с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше. Перед суффиксом -е всегда происходит чередование согласных основы.

красиво - красив-ее (красив-ей)

мудро - мудр-ее (мудр-ей)

искренне - искренн-ее (искренн-ей)

сладко - слащ

низко - ниж

тонко - тонь-ше

Составная сравнительная степень образуется путём прибавления к исходной форме наречия слов более или менее.

сладко - более (менее) сладко

низко - более (менее) низко

Превосходная степень наречий обозначает наибольшую (наименьшую) степень проявления признака, например: Он прыгнул дальше всех; Эта деревня находится ближе всего к лесу. Превосходная степень наречий, как правило, бывает только составная. Формы простой превосходной степени наречия практически исчезли из языка. Остались только три устаревших слова из речевого этикета прошлого: нижайше, глубочайше, покорнейше (например: Покорнейше прошу Вас, сударь, оставить меня одного).

Составная превосходная степень образуется двумя путями.

1. К наречию прибавляются слова наиболее, наименее, например: красиво - наиболее красиво, наименее красиво.

2. К сравнительной степени наречия прибавляется слово всего, если идёт сравнение с неживыми предметами и явлениями, и слово всех, если идёт сравнение с живыми предметами или явлениями или если один из предметов сравнивается со всеми предметами данного класса.

Эта лампочка светит ярче всего (вообще всего, что светит).

Эта лампочка светит ярче всех (всех остальных лампочек).

Он смеялся веселее всех (вообще всех, кто смеётся).

Простая сравнительная и составная превосходная степень наречий, прилагательных и слов категории состояния звучат и пишутся одинаково: тише, красивее; тише всего, красивее всего. Отличать их друг от друга cледует по вопросу и по роли в предложении.

Как различать простую сравнительную степень и составную превосходную степень наречий, прилагательных и слов категории состояния

Прилагательное

В предложении чаще употребляется в роли сказуемого, реже - в функции несогласованного определения и тогда относится к существительному.

Музыка становилась (какова?) тише (сказуемое).

Мы пришлём вам микрофоны (какие?) потише (определение).

Эта девушка (какова?) красивее всех в институте (сказуемое).

В предложении относится к глаголу и употребляется в роли обстоятельства образа действия.

Он говорил (как?) тише, чем всегда (обстоятельство).

Он рисует (как?) красивее всех в школе (обстоятельство).

Является сказуемым в безличном предложении, обозначая состояние человека или окружающей среды.

В этой куртке тебе будет (каково?) ещё жарче (сказуемое).

В это время года (каково?) грязнее всего на улице (сказуемое).