Памятка "морфологический разбор частей речи". Памятка к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальных классах Служебные части речи

Разборов

Фонетический разбор слова.

1. Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?

2. Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?

3. Согласные звуки: глухие и звонкие, твёрдые и мягкие, парные и непарные. Какими буквами обозначены?

4. Количество звуков и букв в слове?

Пример:

морковь, мор-ковь (2 слога, 2 гл.,4 согл.,)

м [м ] согл., зв., тв., непарн.,

о [ а ] гласн., безударн.

р [ р ]-согл. зв., тв. , непарн.,

к [к ] согл. глух., тв., парн., [ г ]

о [о ]гласн., ударн.

в [ф] согл. глух., мягк., парн., [ ф ]

ь -_______

Морфологический разбор имени существительного .

1. Часть речи.

2. Начальная форма (им. п., ед. ч.).

3. Постоянные признаки:

Собственное или нарицательное;

Одушевлённое или неодушевлённое;

Склонение.

4. Непостоянные признаки:

5. Роль в предложении.

Пример : Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.

Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м. р., 2 скл., им. п., ед. ч., подлежащее.

Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., в. п., ед. ч., доп.

1. Часть речи.

2. Начальная форма (ед. ч., м. р., им. п.).

3. Непостоянные признаки:

Род (только в ед. ч.);

4. Роль в предложении.

Пример: Я вышел из душной комнаты.

(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед. ч., в ед. ч., ж. р., в род. п., опред.

5. Роль в предложении.

Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.

уходим – глаг., неопр. ф., уходить, 2 спр., во мн. ч., в наст. вр., в 1 лице, сказуемое.

1. Часть речи.

2. Начальная форма (им. п.).

5. Род (только в 3 лице ед. ч.).

7. Роль в предложении.

Пример : Пёс бежит за ней, ласкаясь.

(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед. ч., ж. р., тв. п., дополнение.

Порядок разбора слова по составу.

1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.

2. Выдели основу слова.

3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.

4. Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.

5. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.

П р и м е р: з а м о р о з к и.

Разбор предложения

1. Какое предложение по цели высказывания?

2. Какое предложение по интонации?

3. Распространенное оно или нераспространенное?

4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.

5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.

6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.

7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.

8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

П р и м е р: После теплых дождей в лесу пошли грибы. (Повествоват.,невосклиц., распростр.)

Что? Грибы - это подлежащее.

Грибы (что сделали?) пошли . Это сказуемое.

От подлежащего вопрос задать нельзя.

Задаем вопрос от сказуемого.

Пошли (где?) в лесу – это Вт. член.-обстоятельство

Пошли (когда?) после дождей – это Вт .член.- обстоятельство

После дождей (каких?) теплых – это Вт. член. - определение

При подготовке к ЕГЭ или экзамену по русскому языку, школьникам и студентам следует особое внимание уделить тому, как делать слова. По статистике эта задача вызывает наибольшее количество вопросов среди учащихся, ведь удержать большое в голове подчас бывает достаточно сложно. Сохранив себе в закладки эту статью, вы никогда больше не будете переживать из-за того, что не помните, как делать морфологический разбор слова.

Существительное

  • начальная форма (ед. числе и им. падеже);
  • нарицательное либо собственное;
  • одушевленное либо нет;
  • ж./м./ср. род;
  • определяем число;
  • указываем склонение;
  • называем падеж, в котором слово встречается в тексте;
  • каким членом является в предложении.

Прилагательное

  • начальная форма (ед. число, им. падеж);
  • качественное, притяжательное или относительное;
  • полное или краткое (для качеств.);
  • степень сравнения (для качеств);
  • род (для ед. числа);
  • число;
  • падеж;
  • функция в составе предложения.

Числительное

  • начальная форма (для количественного - им. падеж, для порядкового - ед. число, м. род);
  • порядковое или количественное;
  • простое, сложное либо составное;
  • род и число (для порядковых и нескольких количественных);
  • падеж;
  • функция.

Местоимение

  • инфинитив (ед. число, им. падеж, м. род);
  • разряд (личное, притяжательное, возвратное, относительное, отрицательное, вопросительное, указательное, определенное, неопределенное);
  • род (если изменяется);
  • число (если изменяется);
  • падеж;
  • роль в составе предложения.

Наречие

  • разряд (обстоятельственное либо определительное);
  • степень сравнения (если присутствует).

Итак, мы разобрались с тем, как делать если речь идет об основных частях речи. В случае с глаголом и его формами все обстоит немного сложнее.

Глагол

  • инфинитив (начальная форма);
  • невозвратный либо возвратный;
  • непереходный либо переходный;
  • совершенный или несовершенный вид;
  • спряжение;
  • наклонение (изъявит., условн., повелит.);
  • время (для из. наклонения);
  • лицо;
  • род (если есть);
  • далее указываем число;
  • синтаксическая функция.

Итак, вы научились тому, как делать слова, а именно глагола, теперь нужно выучить схемы анализа его форм - причастия и деепричастия.

Причастие

  • Начальная форма (им. падеж, ед. число, м. род);
  • от какого глагола образован;
  • действительное либо страдательное;
  • время;
  • возвратное либо невозвратное (для действ.);
  • непереходное либо переходное (для действ.);
  • кратное либо полное (для страд.);
  • определяем число;
  • пишем падеж;
  • роль слова в предложении.

Деепричастие

  • от какого глагола образуется;
  • совершенный либо несовершенный вид;
  • невозвратное/возвратное;
  • непереходное/переходное;
  • функция, выполняемая словом в предложении.

Служебные части речи

Отдельно, как правило, стоит вопрос о том, как делается морфологический разбор слова для служебной (частица, союз или предлог). На самом деле, здесь все вообще элементарно. Обязательно следует указать:

  • для союза : подчинительный либо сочинительный, разряд, составной либо простой;
  • для предлога : непроизводный либо производный, с каким местоимением или существительным и в каком падеже связан, разряд;
  • для частицы : функции и разряд по значению.

Как видите, ничего сложного в том, чтобы сделать морфологический разбор слова, нет. Успехов в учебе!

Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.

Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.

Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.

Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.

1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО? ” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ .

Н. ф. – … (И. п., ед. ч. )

II. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное,
  • одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. ) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. ),
  • род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса ), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы )),
  • склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. –); разносклоняемое (на –мя, путь);

адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам) ,

Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?

  • в … числе (ед., мн. ), Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем?
  • в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П ). Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?

III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).

2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ? ” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р .)

II. Постоянные признаки:

Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).

Непостоянные признаки:

  • в степени сравнения (для качественных);
  • в полной (какой? ) или краткой (каков? ) форме,
  • в … падеже (для полной формы),
  • в …числе (ед., мн.),
  • в … роде (для единственного числа).

3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.

I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ? ” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА .

Н.Ф. – … (инфинитив: что делать ? что сделать ?)

II. Постоянные признаки:

  • вид (совершенный (что с делать?) или несовершенный (что делать?)),
  • спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
  • возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
  • переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога )/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога ).

Непостоянные признаки:

  • в … наклонении (изъявительное : что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы ? что сделал бы ?),
  • в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
  • в … числе (ед., мн.),
  • в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).

У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО? ” (или “КОТОРЫЙ? ”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ ).

Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).

II. Постоянные признаки:

  • разряд по структуре (простое/сложное/составное),
  • разряд по значению (количественное + подразряд (собственно колич./дробное/собирательное)/ порядковое ),
  • особенности склонения:

1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил .
5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл .
40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы .
тысяча скл., как сущ.1 скл.
миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл .
сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.
сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.

Непостоянные признаки :

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (в ед.ч., если есть).

III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.

5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.

I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).

Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)

II. Постоянные признаки:

  • разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест.-прил., мест. -числ .)
  • разряд по значению с доказательством:
    личное , т.к. указ. на лицо;
    возвратное , т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;
    притяжательное , т.к. указ. на принадлежность;
    вопросительное , т.к. указ. на вопрос;
    относительное , т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного;
    неопределенные , т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во,
    отрицательные , т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;
    определительные , т.к. указ. на обобщенный признак предмета.
  • лицо (для личных).

Непостоянные признаки:

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (если есть).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).

6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.

I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.)и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.

Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?)
    места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?)
    причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное. )

Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.

I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

Остальные пункты, как у наречия , кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.

8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.

Н.ф. – … (И., ед., м.).

II. Постоянные признаки:

  • действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
  • вид (СВ – что с делавший? НСВ – что делавший?).
  • возвратность (возвратное – есть -ся , невозвратное – нет -ся ).
  • время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).

Непостоянные признаки:

  • полная или краткая форма (только для страдательных).
  • падеж (только для причастий в полной форме).
  • число (ед., мн).
  • род (только для прич в ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).

9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Вид (СВ – что с делав?/НСВ – что делая?).
  • Возвратность (возвр. – есть -ся , невозвр. – нет -ся ).

III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).

10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.

I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …

II. Признаки:

  • Простой (из одного слова: из, в ) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).
  • Производный (перешел из другой части речи: вокруг ) / непроизводный (из, к, об …).
  • Неизменяемая часть речи.

11. Морфологический разбор СОЮЗА.

I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.

II. Признаки:

  • Простой (из одного слова: и, а, но… ) / составной (из нескольких слов: потому что… ).
  • Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако… ) + группа по значению (соединительные: и ; противительные: но ; разделительные: или ). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно… ) + группа по значению (изъяснительные : что, временные : когда, условные : если, причинные : потому что, целевые : чтобы, следственные : так что; уступительные : несмотря на то что, хотя; сравнительные : как будто)
  • Неизменяемая часть речи.

12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.

I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно:вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно:наклонения, степени сравнения).

II. Признаки:

  • Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы… /смысловые: неужели, вот, именно… ).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.

I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.

II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.

III. Не является членом предложения.

№ 3. Разбор слова как части речи (морфологический)
Имя существительное
Часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или что?
Часть речи.
Морфологические признаки.
Начальная форма (Им. п., ед. ч.)
Постоянные признаки (то, что не изменяется), определяем по нач. форме:
собственное или нарицательное.
Собственные – названия городов, рек, деревень, гор, имена людей, клички животных, названия газет, книг, кафе,…Нарицательные – остальные существительные.
одушевленные или неодушевленные.
Одушевленные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа.
Неодушевленные отвечают на вопрос что?
род.
Существительные бывают трех родов (мужской, женский, средний).
м. р. – (он, мой) – дом, лес.
ж. р. – (она, моя) – весна, Аня.
ср. р. – (оно, мое) – окно, солнце.
склонение.
Существительные бывают трех склонений: 1, 2, 3.
1 скл. – к первому склонению относим существительные м. и ж. рода с окончаниями -а, -я.
Пример: гора, дядя.
2 скл. – ко второму склонению относим существительные м. р. с нулевым окончанием или оканчивающиеся на –й и ср. р. с окончаниями -о, -е.
Пример: гость, поле, чай.
3 скл. – к третьему склонению относим существительные ж. р. с ь знаком на конце.
Пример: дочь, мышь.
Непостоянные признаки (определяем по самому слову, а не по его начальной форме).
число (ед. ч. или мн. ч.)
Единственное число (обозначает один предмет).
Множественное число (обозначает два или больше предметов).
Пример: море – моря
падеж.
Именительный падеж – кто? что?
Родительный падеж – (нет) кого? чего?
Дательный падеж – (дать) кому? чему?
Винительный падеж - (вижу) кого? чего?
Творительный падеж – (доволен) кем? чем?
Предложный падеж – (думаю) о ком? о чем?
Синтаксическая роль.
В предложении бывает:
подлежащим (в Им. п.);
дополнением (в косв. падежах);
обстоятельством (где? куда? как? откуда? когда? и др.);
реже сказуемым (Дети – цветы жизни. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья).Имена существительные могут обозначать:
конкретный предмет (окно, дверь, яблоко);
живые существа (человек, птица, зверь);
явления природы (снег, дождь. ветер, слякоть);
события (война, революция);
явления жизни (утренник, праздник);
процесс, действия (стрельба, рост);
абстрактные понятия (состояние человека, чувства, например, доброта, дружба).


Приложенные файлы