Кудеяр — разбойник или народный герой. Клады кудеяра Легенды и предания атаман кудеяр краткое


Вот уже без малого пять столетий в селах, разбросанных по берегам Дона и Воронежа, рассказывают о легендарном разбойнике Кудеяре и его несметных кладах, зарытых в землю или укрытых в пещерах. О нем слагают легенды, о нем поют песни:

Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр-атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан.

Впрочем, что за человек был знаменитый атаман, народ запомнил нетвердо. В одних преданиях он предстает разбойником; в других - опальным боярином, скрывавшимся от гнева грозного царя; в третьих - самозванцем, выдававшим себя за царского родственника, или даже братом Ивана Грозного.

По документам XVI века известен дворянин Кудеяр Прокофьевич Тишенков - изменник, который в 1571 году помог крымскому хану Девлет-Гирею скрытно обойти русские заставы у Оки и сжечь Москву. О нем писал в 1574 году приближенный царя Василий Грязной из крымского плена, что были разогнаны все изменники и только «одна собака осталась - Кудеяр». Возможно, его-то разбойничьи подвиги и легли в основу многочисленных легенд о Кудеяре.

Что с ним потом стало, сказать трудно. Один записанный этнографами рассказ утверждает, что поймать Кудеяра власти так и не смогли: «Где-где Кудеяр не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску — везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки полушубок и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони; правый глаз заснул — левый сторожит, а там — левый спит, правый сторожит; а как завидит сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок лодкой с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку — поминай как звали... Так и издох своей смертью — никак изловить его не могли, как там ни старались».

Предания, г ипотезы, и факты

Тюркское имя Кудеяр образовано от персидского Худояр - «возлюбленный Богом». У Карамзина упоминается крымский мурза Кудояр, который в 1509 году грубо обошелся с русским послом Морозовым, назвав его «холопом». С тем же именем известны послы крымский и астраханский. В XVI веке имя Кудеяр было уже обычным и на Руси, его носили такие известные исторические личности как князь Мещерский и посол Мудюринов. «Кудеяр» встречалось как имя собственное в Воронежской, Тамбовской, Саратовской, Харьковской, Курской, Орловской, Тульской, Калужской губерниях. От него пошла фамилия Кудеяров.

По преданиям, записанным в Саратовской и Воронежской губерниях, Кудеяр был баскаком — ханским сборщиком податей, человеком огромного роста. Разграбив подмосковные селения, он с большим богатством возвращался в Орду, но по дороге решил скрыть от хана взятую дань и поселился в Воронежских землях, где стал промышлять разбоем. Здесь он женился на русской девушке — редкой красавице, которую увез силой.

По легенде, записанной в селе Лох в 1919 году, Кудеяр был царского роду и приходился младшим братом Ивану Грозному. Царь якобы слышал от кого-то, что родной брат, когда вырастет, лишит его престола, поэтому и решил убить ребёнка. Но его слуги Сим и Иван ослушались царского приказания и вместе с царевичем бежали к турецкому султану. Здесь брат Ивана Грозного был назван Кудеяром и принял ислам.
По другой версии Кудеяр является сыном Соломонии, первой жены Василия III, отца Грозного. Её силой заточили в монастырь под именем Софьи, для того чтобы Василий III смог жениться на Елене Глинской. Соломония родила Кудеяра в монастыре, его вывезли в Керженские леса и тайно воспитывали в лесных скитах.

Согласно еще одной распространенной легенде, Кудеяр — сын Жигмонта Ботория, рожденный еще до того, как его дядя, Стефан Баторий стал польским королем. Поссорившись с отцом, Жигмонт бежал к казакам на Днепр. Затем он перешел на службу к Ивану Грозному под именем князя Габора-Георгия Сигизмундовича. Он был опричником, но после царской опалы бежал и разбойничал, имея лагерь у села Божедаровка, современный Щорск.

В Рязанской и некоторых местностях Воронежской губернии рассказывали, что Кудеяр — опальный опричник, который отбивал скот у местных жителей, грабил и убивал московских купцов. В Севском уезде Орловской губернии Кудеяра вообще считали не человеком, а нечистым духом-«кладовиком», который стережет заговоренные клады.

С именем Кудеяра связано название множества мелких географических пунктов. Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. На укромное место, под названием Кудеяров Лог, указывали в Задонском уезде. В Липецкой области, на Дону, напротив села Долгого, возвышается гора, именуемая Черным Яром, или Городком. На ней лежит очень большой камень синеватого цвета. По преданию, здесь находилась Кудеярова крепость.
В Брянских лесах называли места, где скрыты клады, закопанные Кудеяром. Говорили, что над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю в 12 часов слышен жалобный плач ребенка.

В числе соратников Кудеяра называют разбойницу Анну и Болдыря. Рассказывают, что Кудеяр вместе с ними укрывался в донских лесах, грабя караваны купцов, шедших вниз по Дону. Донские казаки ополчились против Кудеяра. Сначала они разгромили ставки Болдыря и Анны, затем добрались до пристанища Кудеяра. Его крепость нельзя было взять ни приступом, ни осадой. Тогда казаки обложили ее хворостом и подожгли со всех сторон. Кудеяр зарыл все свои сокровища в землю, поставил над ними свою любимую лошадь, обратив ее в камень, чтобы она не сгорела, а сам бежал в лес. Но казаки погнались за ним, взяли в плен, сковали и бросили с Черного Яра в Дон.

В поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» включен рассказ Ионушки «О двух великих грешниках», где говорится о том, что в пожилом возрасте Кудеяр подался в монахи с целью искупить свои грехи. Ему было велено перепилить ножичком дуб, и тогда они будут отпущены. Он потратил на это многие годы. Но как-то польский шляхтич стал перед ним хвастаться, как убивает и мучает своих холопов. Старик не выдержал и всадил нож в сердце пана — и в этот момент дуб рухнул сам собой.
На стихи Некрасова написана песня «12 разбойников», входившая, в частности, в репертуар Шаляпина.

Но кто же таков на самом деле Кудеяр? Миф? Реальная личность?

В первую очередь имя это напоминает о персонаже некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Помните: «Было 12 разбойников, Был атаман Кудеяр. Много разбойники пролили Крови честных христиан…»? Символ вольницы и молодецкой удали — Кудеяр, судя по фольклорным источникам, промышлял по всему югу России. Право считать его «своим» героем оспаривают Саратовская, Ростовская, Липецкая, Белгородская и даже Тамбовская области.
Пикчер картины «Кудеяр» современного художника Александра Ножкина взят с благодарностью с ресурса «nasledie.gelos.ru» галереи "ГЕЛОС-НАСЛЕДИЕ"

Версия 1. Просто бандит

Скрываясь в чаще леса, Кудеяр и его «бандформирование» выслеживали лакомую добычу (в фильме — обоз, который должен был доставить казакам царское жалованье) и совершали на нее нападение. Смутное время определенно способствовало таким «подвигам». Однако, как известно, смута чаще всего начинается с головы, еще точнее — с главы государства. Отсюда вытекает …

Версия 2. «Коррумпированный чиновник»

А почему бы и нет? Согласно этой версии, сам царь взял да и пригласил Кудеяра к себе на службу. В обязанности атаману вменялось собирать дань с сопредельных с ханством земель. Однако не угодил Кудеяр своему хозяину: взял да и присвоил себе часть собранных богатств. За такую службу царь приказал своим людям найти и казнить вора. Ну а сундуки с украденными сокровищами, как известно, обнаружить так и не удалось.

Версия 3. «Наш Робин Гуд»

Самая приятная версия: «А Кудеяр-то был борец за правду!» Действительно, отбирал у богатеев нажитое чужим трудом да и раздавал крестьянам. Наш человек!

Версия 4. Брат Ивана Грозного

Оказывается, легендарный атаман был не просто благородным разбойником, но и тайным государевым родственником, учинившим бунт против самого Ивана Грозного. Ну, то, что ничем хорошим закончиться это не могло, ясно без слов. Что оставалось делать Кудеяру? Правильно — в леса, в глушь… Ну, а чтобы как-то поквитаться со сводным братцем, приходилось убивать царевых людей и грабить обозы по большим дорогам. Эта версия нам понравилась более всего.
... Седой старец Кудеяр должен искупить свои грехи, спилив ножом (тем самым, которым убивал и резал) необхватный вековой дуб. Год за годом точит о ствол дерева свой окровавленный клинок Кудеяр, пока ему на помощь не приходит случай. За то, что он заступился за простолюдина, Господь посылает ему прощение.
Многие забыли о своих предках. Наступил переломный момент напомнить об этом, о традициях нашего народа. Слово «язычник» придумали христиане, на корню уничтожив Старых Богов. Велеса (Локи), Макошь, Перуна, Даждьбога и Сварога…Молодёжь даже не знает этих Забытых Имён, хотя многие Старые Боги перешли и в христианство. До сих пор народ наш празднует Масленицу, Ивана Купалу. Кто что знает об этих обрядах и единении славянских, тюркских народов?

В словаре М.Фасмера Кудеяр - имя разбойника - атамана, приписываемое татарскому сборщику налогов и встречаемое в песнях и легендах. Оно имеет тюркское происхождение и образовано из персидского "худи" - "бог" и "яр" - "друг", "возлюбленный". Имя Кудеяр в 16 веке было обычным на Руси, и его носили в то время такие известные исторические личности как князь Мещерский и посол Мудюринов. С Кудеяром Ивановичем Мещерским и его потомками, владевшими землями в Орловской губернии исследователи связывали распространенные здесь названия.

В справочнике древнерусских имен, прозвищ и фамилий северо-восточной Руси есть еще несколько лиц с именем Кудеяр. При этом один из них, Кудеяр Тищенков фигурирует как изменник, передавшийся Крымскому хану. Может быть, о нем писал в 1574 году царю Василий Грязной из Крымского плена, что были разогнанны все изменники и только "одна собака осталась - Кудеяр".

У Леопольдова в "Историческом очерке Саратовского края" (1848 г.) есть указание, что это татарин необыкновенного роста и силы зверовидной наружности, а жена его русская красавица.

В работе "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" (ред. Семенов, 1901) Кудеяр называется легендарным героем, выразителем русского удальства, русской силы, пролагавшей пути русскому человеку к "вольным степям", к шири и простору отнятых у татарщины земель. По народным рассказам, "лицом он был пригож", "телом статен", "ум имел обширный", "силу богатырскую", "народу честно жаловал", "во пиру был ласков, во хмелю весел", "к красным девицам ластился, молодцом проходу не давал". На основании народных легенд Костомаров написал свой известный роман. И вот ещё книги о Кудеяре:

Жили двенадцать разбойников...

Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр-атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных крестьян.
Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу,
Вождь Кудеяр из-под Киева
Выкрал девицу-красу.
Днём он с любовницей тешился,
Ночью набеги творил,
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.
Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить,
Сам Кудеяр в монастырь ушёл
Богу и людям служить.
Господу Богу помолимся,
Будем ему мы служить,
За Кудеяра-разбойника
Господа Бога молить.

Люб, ох и люб русской душе, да и не только русской, образ благородного или раскаявшегося разбойника.
Возможно, что именно по просьбе Федора Ивановича Шаляпина - первого известного исполнителя песни - неведомые композитор и поэт-песенник обработали исходный народный материал для сценического исполнения.

ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ? (народное питерское предание):

…и бросили славного атамана Кудеяра в тюремный замок Кресты, чтобы ждал он там царевой расправы и иных следственных действий. А в тех Крестах комендант-воевода, корыстная душа, только и думает, как бы на спрятанные кудеяровы сокровища лапу свою загребущую наложить.

Пока там царев суд да государево дело, принялся пытать атамана

Отвечай, - орет - вражий сын, где награбленное схоронил?!!!

А ху-ху не хо-хо? - только и сказал Кудеяр и скованными руками показал.

Освирепел воевода, выхватил саблю и одним махом снес атаману буйну голову.

И вдруг слышит, как у ворот Крестов царские бирючи кричат:

Велено злодея Кудеяра-атамана пред светлые Его Величества очи представить!!!

Испугался комендант-воевода, а уж ни исправить ничего нельзя, ни даже закопать или спрятать. Только и успел, что схватить за русы кудри атаманову голову, да и забросить за тюремные стены в ближайший бурьян.

А гонец уже на пороге:

Ну, где у тебя государев арестант особо важный??

Дык...- замялся воевода, - как вам сказать, ….

Замяться замялся, а соврать цареву посланнику не посмел:

Грудь - в Крестах, а голова - в кустах.

Трудно поверить, что один человек мог «населить собой» огромные пространства степи. Давно уже высказывается мнение, что под именем Кудеяра могло скрываться несколько разных людей — как под именами царевича Дмитрия или Петра III.

Как бы то ни было, но главные сокровища Кудеяра - «12 бочек золота» - до сих пор не еще обнаружены.

Много интересных легенд сохранилось о прошлом нашего края. И самые распространенные связаны с разбойником Кудеяром. Его имя сохранилось в географических названиях лесов, городищ, болот, гор, и все они так или иначе связаны с преданиями о несметных сокровищах.

Это увлекло много лет назад группу кружковцев Льговского Дома пионеров на поиски якобы существовавшей Кудеяровой пещеры в районе села Погореловка. И вот, полтора десятка школьников, среди которых были Николай Каплин, Геннадий Гончаров, Борис Руденко, Мария Гусенкова, Олег Сергеев и другие, а также автор этих строк стали собирать материалы и готовиться к походу.




(Фото С.Лагутича).

Прежде всего, несколько человек съездили в Погореловку поговорить со старожилами. И нам улыбнулась удача в лице Никанора Дмитриевича Симонова. Он рассказал, что раньше все вокруг было покрыто лесом. В нем жила шайка разбойников под предводительством Кудеяра. Было несколько пещер в лесу и на горе. Тогда Погореловка была небольшой деревушкой. В ней было лишь несколько дворов Симоновых и Маленкиных. Напротив горы находится село. Когда-то оно называлось Тютчево, затем Тютчево-Быки, а еще позднее просто Быки. Вдоль Сейма тянется на четыре километра Чернецкая гора, она в свою очередь делится на Лысую, Кудеярову и Чубатую.

Сам Никанор Дмитриевич со своим другом Иваном Князевым в детстве не один раз пробовали пробраться в пещеру. Вход был засыпан, они расширяли звериные норы и через них попадали внутрь. По его словам, они проходили метров 20-30 и упирались в дубовую дверь. Пробовали ее выбить, но тогда начинал осыпаться потолок и они стремглав убегали наверх. Взрослые от их рассказов только отмахивались. Потом, будучи уже взрослым, Н. Д. Симонов рассказал об этом уполномоченному НКВД, но тот под угрозой ареста запретил самостоятельно что-либо предпринимать. Больше Симонов не слышал, чтобы в округе находились какие-то ценные вещи или кто-то еще пробовал пробраться в пещеру.

Разговор происходил поздней осенью, и мы договорились, что весной он покажет место, где попадал в пещеру. Но в марте Никанор Дмитриевич умер, а больше конкретно никто ничего не знал. Хотя местные жители утверждали, что еще в начале 20-х годов вход знали Могилев Моисей Степанович, Князев Иван Яковлевич, Князев Петр Иванович.

Однако у местных жителей удалось записать интересную легенду. Она связана с путешествием на юг страны Екатерины Второй. По этой версии Кудеяр был помещичий сын, его история напоминает рассказанную А.С. Пушкиным о Дубровском. Эта шайка орудовала в наших местах, настоящее имя главаря не сохранилось, а только взятое прозвище - Кудеяр. Лагерь их был в пещере на высоком берегу Сейма напротив села Быки. Кортеж Екатерины Второй остановился на ночлег недалеко от этих мест и ночью подвергся нападению разбойников. Конечно, охрана была хорошая, быстро отбила нападение, но Кудеяру удалось угнать золотую карету с царскими драгоценностями. Спасаясь от погони, эти сокровища спрятали в пещере, а вход засыпали. Через несколько дней все они были окружены и убиты.

Конечно, это всего лишь легенда, в истории никаких ее подтверждений не сохранилось. Да и дорога, по которой ехала императрица, пролегала в стороне от Погореловки. Но легенды не требуют подтверждений.

Наш поход все-таки состоялся. Шли пешком, по жаре и все несли на себе. Гора представляла собой крутой заросший склон с белыми промоинами от ручьев. Все нам казалось гораздо больше, чем ожидалось: и гора, и деревья, и… тишина вокруг. Неподалеку бил ключ с чистейшей родниковой водой. Несколько дней мы исследовали гору. Она действительно была изрыта большими норами, но залезать в них так никто и не решился. Пробовали их раскапывать, но также ничего не нашли. Правда, на самой вершине была обнаружена яма глубиной метра три, на ее стенах сохранились следы копоти. Возникла мысль, что это дымоход из пещеры, но раскапывать его без специальных приспособлений было бесполезно.

На том этот поход и закончился, оставив память о прекрасных детских приключениях.

Так кто же этот Кудеяр? Известный курский историк Ю. Липкинг считал, что недаром все эти названия так или иначе связаны с древними селищами или городищами. Та же гора близ Погореловки представляет собой укрепленное городище с оборонительными валами и рвами. По Ю. Липкингу, можно предположить, что 2 500 лет назад в этих местах жили племена со своим особым языком, обычаями и богами. Занимались охотой и скотоводством. Они не были славянами. В древних письменных источниках их упоминали как «чудь» (чудной, непохожий). Постепенно это название было заменено на «кудь», которым стали называть древние неславянские поселения. Отсюда пошло и название многочисленных шаек разбойников, состоявших из беглых крестьян, кудеярских, так как обитали они, как правило, на местах древних стоянок.

Однако существуют и другие версии историков, связывающие Кудеяра с конкретным историческим лицом. Одна из них принадлежит А. Д. Варганову, бывшему директору Суздальского исторического музея. Он был назначен директором музея, расположившегося в известном Суздальском монастыре, когда там еще жили монашки. Сам монастырь основан женой Василия - Третьего Соломонией Сабуровой. Много лет прожил Василий с Соломонией, но детей у них не было. Отсутствие наследника непременно должно было повлечь смуту по смерти царя. Василий решил насильно пострич Соломонию в монахини и сослать в Суздаль, а самому жениться на молодой красавице Елене Глинской. Что и было осуществлено в 1526 году. И вот, когда уже родился наследник, будущий царь Иван Грозный, Василий узнает, что у Соломонии в монастыре тоже родился сын. А это опять вело к смуте. Царь посылает в монастырь доверенных людей с приказом мальчика убить. Посланники выяснили, что ребенок уже год как умер, это подтвердили все монашки и показали место захоронения. На этом все и успокоилось.

В монастыре Варганов разыскал документы, подтверждающие, что мальчик остался жив. Монашки показали Варганову и могилу. Была создана комиссия, проводившая вскрытие. И как же все были поражены, когда в деревянной колоде обнаружили истлевшую куклу в одеждах мальчика. Все это было отправлено в Москву реставратору Исторического музея Е. Видоновой. Часть одежды потом вернулась в Суздаль.

Так что же, легенда подтверждалась? Дальнейшие исследования Варганова установили, что Сабурова прожила в монастыре еще лет двадцать. А мальчик был отправлен подальше от царского глаза на юг России. Там он попал в плен к туркам, где и получил свое имя Кудеяр, что в переводе с персидского означает – «помошник бога». Бежал он от турок и попал к татарам. В 1571 году принял участие в походе Девлат - Гирея на Москву. Но, увидев опустошения, принесенные татарами на Русь, сам поднял против них мятеж, чем ускорил разгром. Пытался встретиться с братом - Иваном Грозным, но так где-то и погиб, сохранившись только в памяти народной.

Об этой версии упоминает известный писатель В. Солоухин в книге «Владимирские проселки». А крупный историк Костомаров еще до революции написал повесть «Кудеяр».

Я читал интересную книгу «Родные гнезда», выпущенную в 1962 году в Сан-Франциско эмигрантом первой волны, курянином Анатолием Марковым, где он сообщает, что в его роду был Кильдеяр Иванович, сын боярина Марка Толмача. Вот он, сбежав от преследований Ивана Грозного, и стал знаменитым разбойником Кудеяром, промышлявшим до самой смерти ненавистного царя. Затем, по семейному преданию, он постригся в монахи и закончил жизнь в возрасте 80 лет под именем Питирима в Соловецком монастыре.

Так вот, Марков пишет, что в семейном архиве хранился полуистлевший очень древний пергамент, написанный по преданию рукой Кудеяра, где сообщались приметы места зарытой бочки с драгоценностями « в пятидесяти шагах от дуба» в урочище на реке Реуте. Но примета эта настолько примитивная, что никто место и не разыскивал.

Определенно можно сказать только о том, что большинство разбойников прошлых времен, промышлявших в наших местах, получало прозвище Кудеяр. И можно предполагать, что имя это нарицательное: разбойник – значит, Кудеяр.

Продолжение...
СОДЕРЖАНИЕ

По всей Волге знают люди имя Кудеяра. По одним сказаниям это был разбойник, грабивший население, по другим опальный барин, скрывавшийся от гнева царя Грозного, по третьим — Кудеяр был братом Ивана Грозного.
Собрал Кудеяр молодцов и с ними грабил купцов и бояр. Скопили они казну богатую: много золота, бочки серебра и камней самоцветов. Часть богатства он раздавал бедным, другую складывал в пещеру. Жил Кудеяр в своей горе, внутри которой были богато убранные помещения и хранились сокровища, добытые при набегах. Перед горою текла быстрая и светлая речка Соколка, кругом же поднимались горы, покрытые, как и Кудеярова, — густым старым лесом, тянувшимся далеко на север и на юг. Рядом с Кудеяровой поднимается Караульная гора — высокий конус, поросший в то время соснами.
Становище Кудеяровых войск было окопано рвом и валом. На Караульной горе Кудеяр ставил своих часовых. В конце дола Соколки, в нынешнем урочище «Пушки» были кузницы Кудеяра, где изготовлялись оружие и ружья. Когда Кудеяр уходил в набег со своим войском, то запирал свое подземелье огромными замками, с поросенка величиной, вход же заваливал так, что никто не мог отыскать его.

Свои сокровища Кудеяр хранил в кладовых внутри горы за железными дверями. Внутрь горы вел узкий, извилистый и невысокий подземный ход от середины довольно крутой стороны горы, тянувшийся внутрь саженей на 100. Чтобы в горе воздух был легкий, и чтобы в ней можно было разводить огонь, пробили сверху горы трубу, саженей в 30 длины, которую обложили камнем.
У него был товарищ Сим или Симон; однажды они поспорили о силе и ловкости своих коней, порешили для опыта перескочить с Меркуловой горы на Кудеярову через Майров дол, где течет Соколка. Кудеяр на своем коне перескочил, но Сим оборвался и упал в долище. В том месте, где он провалился под землю с конем, ударил родник, носящий до сих пор его имя.

Ни с того, ни с сего захворала жена Кудеяра, любимая Настя, и в одночасье померла. Похоронили ее в дубовом гробу, нарядили в парчу и бархат с жемчугами и самоцветами, зарыв с ней вместе в могилу все уборы и драгоценности, принадлежавшие покойнице, и насыпали над нею курган.

Похоронил Кудеяр сразу и друга верного и жену любимую, постыл ему белый свет. Вспомнил Кудеяр, что он христианин и дал обет — грехи тяжкие замаливать. Всех молодцов своих отпустил и остался один. Завалил все ходы в свое подземное жилье и один под горою стал жить, свои и людские грехи перед господом замаливать.

Cчитается, что Кудеяр жив до сих пор и сторожит свои сокровища в Кудеяровой горе в землянке. Днем эта землянка невидима, ночью же влетает туда огромная птица и долбит голову Кудеяра до мозга, улетая к рассвету. Он обречен уже века два сторожить свои сокровища в горе и несет кару божью за разбой. В землянке лежит краюха хлеба, которая никогда не убывает.

По другим сведениям, на все свои клады Кудеяр положил зарок на 200 лет. Срок этот уже прошел. Рыть должны рабочие в нечетном числе. Золотой ключ от железных дверей лежит в Симовом роднике, и достать его может лишь тот, кто вычерпает этот родник или почерпнет воды из Ужиного озера. Где оно, Ужиное озеро, никто не знает.

Легендарный Кудеяр

Рассказы о разбойнике Кудеяре были широко распространены в легендах во всех южных и центральных губерниях России - от Смоленской до Саратовской. Годы его жизни, как говорят - очень древние, предположительно до Смутного времени. Сколотил ватагу, с которой грабил богатые обозы. С его именем связано название множества мелких географических пунктов на Руси (Кудеярова крепость, гора, лес, село Кудеяровка).

Жили двенадцать разбойников, Жил Кудеяр - атаман. Много разбойники пролили Крови честных христиан .

Легенды Тульского края гласят, что он из этих мест, бывшего Белевского уезда.

Согласно распространенной легенде, Кудеяр - сын Василия III и его жены Соломонии Сабуровой , рожденный уже после того, как она была сослана в монастырь за неплодие (см.). Таким образом, он оказывается старшим братом Ивана Грозного и его настоящее имя - князь Георгий Васильевич .

Волжский пейзаж

Очень часто встречаются рассказы о многочисленных кладах, спрятанных разбойником, которые активно разыскивались в XIX в. по подложным письмам и описям. Таких Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много этих мест находилось в пределах Воронежской губернии.

В числе соратников Кудеяра называют разбойницу Анну, Болдыря и проклятую им дочь Любашу (ее призрак показывался неподалеку от Оптиной пустыни).

Могилу его помещают недалеко от Тулы за Косой горой или в одном из курганов Саратовской губернии (по поволжским легендам).

Идентификация Кудеяра

  • Одна из версий гласит, что им мог быть Кудеяр Тишенков (XVI в.) - сын боярский, родом из г. Белева . Современник Ивана Грозного , предатель. В мае г. показал ордам крымского хана Девлета I Гирея пути подхода к Москве. Отступая вместе с крымскими татарами , покинул пределы московского государства и остался в Крыму. Затем упоминается в письмах пленного Василия Грязного из Крыма к царю. Через некоторое время Тишенков обращается к Ивану IV с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Москву. Разрешение было дано. Дальше следы исторического Кудеяра Тишенкова теряются. Никаких свидетельств, что разбойник Кудеяр, живший примерно в ту же эпоху и, как рассказывают, также родом из Белева, и Тишенков - один и тот же человек, нет. О том, что Кудеяр принадлежал к их семейству, рассказывали также в курском роду Марковых.
  • Так как область распространения легенд очень широка, исследователи предлагают версию, согласно которой имя Кудеяра могло стать нарицательным, и им пользовалось несколько атаманов.
  • Упоминают также, что слово «кудеяр» могло быть названием тюркской должности сборщика податей.
  • «Кудеяр» встречалось как имя собственное в Воронежской, Тамбовской, Саратовской, Харьковской, Курской, Орловской, Тульской, Калужской губерниях. Отсюда пошла фамилия Кудеяров .
  • Происхождение названия знаменитых Петушков связывают с тем фактом, что разбойники Кудеяра, грабя богатые обозы, предупреждали о своем появлении петушиным криком.

Образ в искусстве

В русском искусстве XIX в.

  • роман Н. Костомарова «Кудеяр» - исторический роман, полный авантюр и реконструкций. В частности, оттуда идет следующий рассказ, о том, что во время одного из татарских набегов сына Соломонии Сабуровой захватили в плен. Елена Глинская отказалась его выкупать, чтобы спровоцировать татар на убийство - еще один наследник был не нужен. Но татары Юрия (Георгия) не убили, а дали ему другое имя - Кудеяр. Он вырос, собрал отряд и решил мстить брату.
  • рассказ Ионушки «О двух великих грешниках» в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо »: рассказывает о том, что в пожилом возрасте Кудеяр подался в монахи с целью искупить свои грехи. Ему было сказано перепилить ножичком дуб, и тогда они будут отпущены. Он тратил на это годы и годы. Но как-то польский шляхтич стал перед ним хвастаться, как убивает и мучает своих холопов. Старик не выдержал и всадил нож в сердце пана - и в этот момент дуб рухнул сам собой.
  • на стихи Некрасова написана песня «12 разбойников», входившая, в частности, в репертуар Шаляпина .
  • сказание А. Навроцкого «Последняя любовь Кудеяра»
  • Сравнение дядьки Груни с разбойником Кудеяром в рассказе А. И. Куприна «Груня»
  • В. Бахревский. «Клад атамана». Историческая повесть о Кудеяре.
  • Ю. Александров. «Кудеяров стан».
  • Б. Ширяев . «Кудеяров дуб».

В современной массовой культуре

  • «Кудеяр» - цикл романов Марии Семёновой , в котором это прозвище носит главный герой, современный полковник.
  • Кудеяр Кудеярыч - персонаж повести «Он» Татьяны Толстой («Кысь»)
  • Разбойник Кудеяр упоминается в качестве сравнения в романах Акунина из цикла «Пелагея».
  • Кличка одного из персонажей в романе А. Бушкова «Непристойный танец».