«Сложность дирижерской профессии обусловливается полифункциональностью роли дирижера, который является мыслителем, создающим интерпретацию сочинения, “инженером”, планирующим конкретное звуковое воплощение этой интерпретации, своеобразным “диспетчером”, точно распределяющим время и качество звучания, “контролером” качественной стороны исполнения. Дирижер выступает как “мастер”, который в необходимых случаях “подправляет” детали. Дирижер совмещает в себе функции актера и режиссера, задумывая и ставя “музыкальный спектакль” и одновременно играя в нем главную роль», – отмечает К. А. Ольхов. Дирижер еще и воспитатель, сплачивающий исполнителей в единый коллектив и помогающий каждому развить необходимые качества. Он и педагог, обучающий мастерству. Список этих «внутридирижерских профессий» можно было бы продолжить, но уже из перечисленного следует, что дирижирование требует особой одаренности. В дирижере сочетается искусный и деятельный организатор, вокальный и музыкальный педагог, воспитатель-хормейстер и, что особенно важно, артист-исполнитель.
Каждый музыкант, решивший овладеть искусством дирижирования, должен отчетливо представлять себе всю сложность и ответственность избираемой им профессии. Поэтому необходимо уже в самом начале длинного и трудного пути приобретения дирижерского мастерства разъяснить учащемуся особенности, составляющие специфику этой профессии.
Первая особенность заключается в том, что в процессе исполнения дирижер не имеет непосредственного контакта со звучащим инструментом и сам непосредственно не участвует в процессе звукоизвлечения. Он получает лишь зрительный контакт с исполнителями и может донести творческие намерения до слушателей путем воздействия на исполнительский коллектив при помощи мимики и условных движений рук.
Вторая важнейшая особенность дирижерской профессии состоит в своеобразии творческой, художественной ответственности дирижера. В отличие от исполнителя-солиста дирижер ответственен перед слушателями не только за себя, но и за тот коллектив, которым он руководит. Кроме этого дирижер ответственен еще и перед самим коллективом: он должен указать каждому участнику, как нужно исполнять произведение, чтобы общее звучание с наибольшей полнотой раскрывало творческие намерения композитора.
К третьей особенности следует отнести то обстоятельство, что весьма важный начальный период работы над произведением дирижер проводит вообще вне контакта со своим «инструментом». Положение дирижера, приступающего к изучению нового для него нотного текста, можно сравнить в этом смысле с положением режиссера – постановщика нового спектакля, изучающего текст пьесы, но еще не имеющего ни сцены, ни актеров.
Как режиссер, так и дирижер в предрепетиционный период ведут творческую работу над новым произведением, мысленно слушая музыку развертывающегося во времени действия, стремясь возможно более полно охватить содержание, ярко и точно воссоздать в воображении художественные образы. Такая работа над текстом произведения, быть может, и не дает еще полного и завершенного представления о реальном звучании, но представление о темповых, ритмических, динамических, мелодических, гармонических элементах сочинения дирижер получит, а при достаточном опыте и творческой фантазии он сможет прийти и к созданию более или менее совершенного музыкального образа. Благодаря этому дирижер еще задолго до встречи с коллективом исполнителей может составить план действий, план репетиций.
Четвертой специфической особенностью дирижерского исполнительства является также кажущаяся легкость. Во время концертного исполнения даже наиболее сложных и трудных музыкальных произведений часто создается впечатление крайней простоты и доступности дирижерского искусства для каждого, желающего дирижировать. Однако это не так: успех исполнительской, воспитательно-педагогической и организационной деятельности дирижера обусловлен не только специфическим дарованием, специальной подготовкой и творческим энтузиазмом, но и всей предшествующей музыкальной деятельностью, общей культурой, высоким интеллектуальным развитием, разносторонней одаренностью и исключительной эрудированностью, в том числе и в вопросах искусства.
Дирижер поставлен в особые условия. Его «инструментом» выступает целый коллектив исполнителей, и основная ответственность за полноценное воссоздание музыкального произведения ложится на него одного. Дирижер решает задачи, встающие перед любым исполнителем, плюс еще одну – специфическую: управление коллективным исполнением. Учитывая, что он сам непосредственно не участвует в процессе звукоизвлечения, необходимо, прежде всего, стремиться к тому, чтобы воспитать постоянное, повышенное внимание к качеству звука. Дирижер должен следить за тем, чтобы все способы звукоизвлечения, приемы звукообразования обеспечивали наилучший художественный результат, всегда заботиться о качестве, тембре звука, его эмоциональном воздействии. Звук должен быть музыкальным, красивым, удовлетворяющим эстетические требования, а не просто звуком определенной высоты и длительности. Принципиальная особенность дирижирования заключается в том, что это внутренняя, созидательная, исполнительская деятельность. Дирижер воздействует на звук, производимый певцами, бесконтактно, прежде всего своей волей, психологическим влиянием. В самом схематичном виде процесс трансформации музыкальных образов в жестовые пластические с последующим воздействием на исполнителей включает следующие этапы: музыкальные представления; двигательные ощущения; выразительные жесты; сознание исполнителей; процесс воплощения.
Подход к дирижерскому исполнительству как к процессу практической реализации творческих представлений, цель которого – сделать внутренний мир дирижера не только «видимым», но и «слышимым», является по сути единым для всех уровней педагогики.
Способностей, необходимых каждому профессиональному музыканту, для дирижирования недостаточно. Из специфических дирижерских данных следует отметить в первую очередь наличие сильной воли, активное «дирижерское» мышление, высокое владение концентрированным и дифференцированным слуховым вниманием, быстроту реакции и ярко выраженную коммуникабельность – способность понимать и быть понятым.
Дирижирование – многофункциональная деятельность, представляющая целый комплекс, который составляют: интерпретационная (аналитическая); исполнительская (эвристическая); управляющая (реализующая); репетиционная (педагогическая) и организующая (планирующая) деятельность.
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- Литература - профильный предмет, по выбору вуза
- История - по выбору вуза
- Творческий экзамен - по выбору вуза
Дирижирование представляет собой, пожалуй, одну из наиболее сложных отраслей музыкальной деятельности. Именно на дирижера ложится вся ответственность за выступление музыкального коллектива. В задачи будущих специалистов входит детальное изучение музыкальных произведений, особенностей исполнительской манеры каждого из членов коллектива, подбор репертуара, распределение партий с учётом возможностей подчиненных, индивидуальная интерпретация музыкального произведения таким образом, чтобы придать ему экспрессивность, выразительность и необычность звучания.
Дирижер - эксклюзивная, штучная профессия, научиться которой без наличия таланта практически нельзя. Дирижером нужно родиться, а стремление к профессионализму приходится годами.
Условия поступления
Для выявления у абитуриента способностей к реализации этой творческой, эксклюзивной деятельности вузы предлагают сдать следующие дисциплины в качестве вступительных испытаний:
- русский язык;
- литература (профильный);
- история;
- творческий экзамен, в качестве которого может выступать экзамен по теории музыки, гармонии, фортепиано, сольфеджио, исполнение программы (дирижирование симфоническими, хоровыми произведениями, сольное исполнение одного из голосов партитуры хора) и т. д.
Будущая профессия
Главные задачи дирижера - увлечение музыкантов за собой и организация слаженной работы оркестра.
От мастерства дирижера зависит качество звучания оркестра и хора. Именно взмах дирижерской палочки превращает отдельных музыкантов в единый организм, звучание которого стимулирует реакцию у слушателей. Профессионализм дирижера во многом зависит от музыкального слуха, памяти, чувства ритма, терпения, целеустремленности, сильной воли, развитого воображения, педагогических способностей и ряда иных уникальных личностных качеств. Музыканты чувствуют малейшие нюансы настроения дирижера, от его руководства зависит то, что услышит аудитория. Он может создать шедевр из любого музыкального произведения, а может уничтожить любой шедевр безграмотным руководством. Профессия безумно интересная, увлекательная, но и чрезвычайно сложная, требующая полной отдачи сил.
Куда поступать
Дирижер является соавтором композитора и создателем музыкальной репрезентации произведения. Как уже отмечалось, без врожденного таланта стать дирижером практически невозможно. Развитием творческих способностей талантливых студентов сегодня занимаются следующие ведущие вузы РФ:
- Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке;
- Российская академия музыки имени Гнесиных;
- Государственная классическая академия имени Маймонида;
- Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н. А. Римского-Корсакова;
- Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.
Сроки обучения
Срок обучения на очной форме составляет 4 года.
Изучаемые дисциплины
Дирижер - своего рода медиум, отвечающий за качество музыки перед композитором музыкального произведения и аудиторией. Смысл дирижерской интерпретации заключается в умении глубоко прочесть, понять, постигнуть внутреннее содержание музыкального произведения, а затем передать его до современного слушателя. Принимая во внимание разницу исторических эпох, смену мировоззренческих парадигм, появление инновационных средств оформления музыкального звучания, задача воплощения в музыкальных образах замыслов автора, жившего, возможно, не одно столетие назад, требует от дирижера синтеза теоретических знаний, практических навыков, уникальных личностных качеств и таланта. Формирование теоретического багажа знаний осуществляется при изучении следующих специальных дисциплин курса:
- дирижирование,
- гармония,
- история отечественной музыки,
- история зарубежной музыки,
- музыка второй половины xx и начала xxi веков,
- музыкальная форма,
- сольфеджио,
- полифония,
- фортепиано,
- музыкальная педагогика и психология.
Приобретаемые навыки
Для создания нового звучания музыкального произведения, не искажающего сути внутреннего содержания, заложенного композитором, дирижеру необходимо, прежде всего, «слышать» автора. В остальном - организация работы оркестра зависит от индивидуального стиля виртуоза.
Слаженного гармоничного звучания коллектива добиваются и дирижеры-диктаторы, и лояльные, и в меру требовательные дирижеры. Профессиональное дирижерское руководство позволит за кратчайшие сроки даже наиболее посредственному оркестру «зазвучать» на весь мир, добиться признания - именно от дирижера зависит качество звучания, состав оркестра и его организация. Актуальность и многочисленность задач, которые стоят перед будущим выпускником, требуют:
- Дирижировать учебными, любительскими, профессиональными оркестрами и хорами.
- Руководить творческими коллективами.
- Проводить репетиции с солистами и творческими коллективами.
- Создавать аранжировку музыкальных произведений различных стилей, жанров, исторических эпох.
- Создавать фонограммы для ансамблей и отдельных солистов.
- Выступать в качестве сольного артиста либо артиста хора и оркестра.
- Осуществлять педагогическую деятельность в отношении специальных дисциплин музыкального цикла.
Перспективы трудоустройства по профессии
Профессию дирижера достаточно сложно назвать востребованной. Как уже отмечалось, это весьма эксклюзивная, штучная профессия, что сказывается и на оплате труда. Начинающий специалист может рассчитывать на заработную плату от 200 у. е. в случае трудоустройства по данному профилю. При наличии таланта и постоянном совершенствовании уровня профессионализма дирижер может рассчитывать на оплату до 2 000 у. е. Именитые дирижеры, гастролирующие в составе известных оркестров, получают большие гонорары.
Окончание обучения по данному профилю позволяет бакалавру, помимо реализации дирижерской деятельности, занимать должности:
В зависимости от выбранной сферы деятельности заработная плата может колебаться от 4 000 руб. (аранжировщики детских театров) до 60 000 руб. и выше (руководители коллективов).
Перспективы профессионального совершенствования выпускников
Уже отмечалось, что даже глубоких теоретических знаний и доведенных до автоматизма практических навыков для признания недостаточно. Помимо таланта, будущему виртуозу необходимо постоянно продолжать профессиональное совершенствование, целям чего служит продолжение обучения в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Кроме углубленного изучения теоретических основ профессии, дальнейшего формирования, развития практических навыков и творческих способностей, магистратура даст возможность принимать участие в музыкальных конкурсах, фестивалях, общаться с выдающимися культурными деятелями нашей страны, что представляется чрезвычайно важным.
Диплом магистра позволит осуществлять профессиональную деятельность за пределами нашей страны, не проходя процедуры переаттестации . Поскольку отечественная музыкальная традиция является одной из наиболее сильных и перспективных в мире, талантливые дирижеры востребованы во многих мировых странах, где уровень заработной платы достигает 20 000 долл. в месяц.
Как стать дирижёром своей судьбы? Прекрасный вопрос для тех, кто решил шагнуть навстречу к себе! Но прежде немного теории, а именно речь пойдёт о «Поле деятельности». Поле деятельности – это информационно-энергетическая структура, вплетённая в единый «натюрморт» мироздания, с помощью гун))). Через поле деятельности наше высшее Я, наше необусловленное сознание, словно щупальцами взаимодействует с пространством и временем, которые необходимы ему, точно так же как школьнику школа или как спортсмену спортзал.
Разглядывая себя в зеркале и ощупывая руками, мы считаем, что мы это мы, вот мы указательным пальцем своей руки ткнули себя в щёку или в закрытый глаз и тут же ощущаем результат этого действия своим сознанием. На самом же деле сознание находится в другой мерности, а то, что мы видим перед зеркалом – это всего лишь био-робот, который состоит из грубой и тонкой оболочки. Причём каждая оболочка имеет свои специфические рефлексы, которые требуют их удовлетворения. Рефлексы настолько сильны, что даже могут подчинить себе сознание, что и происходит)))).
Куда пойдёт и что случится с био-роботом, в свою очередь зависит от поля деятельности. Поле деятельности управляется нашими желаниями и кармой или говоря другими словами судьбой. Благодаря полю деятельностью в нашу жизнь приходят события с математической точностью. Да, те или иные события приходят в нашу жизнь неслучайно, как бы это странно не звучало, но наши события в будущем зависят, от наших мыслей, эмоций и поступков в настоящем и прошлом.
А теперь самое интересное! ПРОСЬБА ВКЛЮЧИТЬ ВООБРАЖЕНИЕ! Представьте себе, что вы скрипичный КЛЮЧ, от Вас в разные стороны исходят струны к разным музыкальным ИНСТРУМЕНТАМ. Музыкальные инструменты – это менеджеры Вашей судьбы, их имена Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Раху и Кету. В зависимости от места в Вашей натальной карте и натяжения струны данные музыкальные инструменты звучат по-разному. Каждый музыкальный инструмент отвечает за определённую область Вашей жизни, например Луна за эмоции и ментальный ум, Венера за красоту и любовь и так далее. В зависимости от натяжения струны зависит, в каких Вы отношениях с этим музыкальным инструментом в благости, страсти или невежестве. Каждая наша мысль, каждая наша эмоция или поступок равнозначно тому, что мы дёргаем за струну определённого натяжения, определённого инструмента. Таким образом, у нас получается определённый звук.
Развиваем мысль далее. Т.е. наше поле деятельности, по сути, является неким аккордом или мелодией. А теперь дорогие друзья вспомните мультфильм «Заколдованный мальчик» про Нильса и гуся Мартина. Тот момент, когда Мартин плывёт по воде, Нильс стоит на старой Акке и играет на волшебной дудочке, а крысы зомбированный мелодией идут за ними. Так и в нашей жизни, в зависимости от того как звучит наше поле деятельности, такие зомбированные события нашей жизни преследуют нас бросаются на нас и рвут нас. Стоит изменить мелодию, настроить струны по-другому и уже другие зомбированные мелодии начинают нас преследовать. Соответственно чем сильнее натянуты струны, т.е. чем больше в нашей жизни энергии благости, тем благоприятней события или же они проходят для нас с меньшими эмоциональными ресурсами.
Некоторые мастера, натягивают струны до такой степени, что струны рвутся, а мастера становятся трансцендентными)))
Думаю, данная статья приблизила Вас к пониманию как стать дирижёром своей судьбы.
Эти и другие вопросы мы будем разбирать на курсах практической психологии "Восток - Запад" в Санкт –Петербурге. Старт 10 и 11 ноября этого года. Предварительные заявки отправляйте в сообщениях на странице Д-Ома.
Дирижер – представитель одной из сложнейших музыкальных профессий. Слаженность выступления всего коллектива зависит от его знаний, опыта и способности руководить работой каждого хориста или музыканта. Именно он распределяет партии в выбранном произведении с учетом возможностей участников коллектива. Профессиональный дирижер способен придать произведению необычное звучание и особую выразительность.
Корни происхождения данной профессии уходят во времена Древнего Египта. Слово «дирижер» во многих языках обозначает «кондуктор», в переводе с французского — «руководить, управлять».
Барельефы многих зданий древности украшены изображениями, где дирижер — это человек с жезлом в руках, руководящий группой музыкантов. Одним из первых «задавателей ритма» Древней Греции был Ферекид из Патр. Исторические источники указывают, что он руководил коллективом из восьмисот музыкантов еще в 709 г. до н.э.
Что делает дирижер и зачем он нужен
Если проводить аналогию, то руководитель музыкального коллектива – это как тренер для спортивной команды. Основная цель его работы – прекрасный результат всей группы. Оркестр или ансамбль может обойтись без дирижера, но все же предпочитает выступать под его руководством.
Функции работников данной профессии менялись на протяжении тысячи лет, но по-прежнему остаются важным фактором слаженной работы сотни инструментов. Для того чтобы стать настоящим профессионалом, необходимо пройти специальную подготовку и обладать специфическими чертами характера. Работа дирижера заключается не только в руководстве коллективом во время выступления, но и в постановке всего спектакля, распределения ролей, выбора исполнителей, составления плана репетиций и графика выступлений.
Во время выступления с помощью определенных жестов дирижер управляет музыкантами и целостным звучанием произведения.
Для этого ему необходимы следующие знания и навыки:
- музыкальный слух и чувство ритма;
- интуиция и врожденная музыкальность;
- совершенное знание нотной грамоты;
- отличная память;
- гибкие, подвижные пальцы рук и хорошая координация;
- академические музыкальные знания;
- знание истории и технические характеристики инструментов;
- наличие лидерских качеств;
- организаторские способности;
- наличие собственного стиля управления.
Освоить профессию можно в консерваториях, институтах культуры и колледжах искусств. Трудоустроиться достаточно сложно, так как данную профессию трудно назвать востребованной на современном рынке труда. Карьерная лестница дирижера формируется из разрядов: стать профессионалом 13-го разряда сможет талантливый дирижер с не менее 10 летним опытом работы по профилю.
Одно дело - слушать музыку, совсем другое - управлять ею. Такая вот работа у дирижёра. Feelmore продолжает рассказывать о необычных для Челябинска профессиях. Сегодня на вопросы о себе и своем деле ответил Алексей Просеков, руководитель хора Primavera.
- Стать дирижёром мечтали с детства?
Честно, в детстве я даже музыкантом не хотел быть. Так получилось, что в школе меня отдали в танцевальный класс, а потом я плавно перешел на хоровое пение. Думаю, где-то с третьего класса началась моя музыкальная деятельность. А именно в профессии дирижера я где-то лет 7−8, когда после музыкальной школы пришел в хор ЮУрГУ. Тогда им руководила Наталия Лопухова, замечательный человек и профессиональный дирижер. Потом на третьем курсе я перешел в хор Оперного театра. Спустя месяц - в школу Большого Архиерейский хора, где регентом была Екатерина Коробейникова. Эта женщина дала мне много знаний в профессиональном плане, за что я очень благодарен. Вот так проходило мое вхождение в дирижерскую профессию. Сейчас же я сменил Наталию Мстиславовну Лопухову на посту руководителя хора ЮУрГУ.
- Вы упомянули про музыкальную школу, а где получали специальное образование?
Три года я проучился в музыкальном училище, у меня есть среднее профессиональное дирижерское образование. Хотя много дирижерских навыков я приобрел еще до поступления в колледж.
- Расскажите о языке, на котором дирижёр общается с музыкантами?
Сложный вопрос. Вообще с музыкантами общаются жестами, но в ходе своей деятельности я все больше убеждаюсь, что язык общения между дирижером и музыкантами - это не столько руки, сколько некая энергия, которую он передает им. Например, американский дирижер Леонард Бернстайн прекрасно дирижировал бровями. А как-то раз один регент Уральской государственной консерватории сказал своему студенту: «Ты чего так машешь руками перед хором? Смотри, я могу обойтись только носом». И знаете, хор начал петь лучше. Дирижерский жест имеет большое значение, но важно знать, что ты хочешь донести музыкантам, важно найти взаимопонимание. Ведь настроение задает дирижер.
- Какими качествами должен обладать дирижер и всякий ли может попасть в профессию?
Недавно я присутствовал на экзамене дирижеров-хоровиков . Его принимал профессор Уральской консерватории Владимир Борисович Завадский. После экзамена он сказал: «Существуют три кита, на которых базируется дирижерская профессия. Первый - слух, второй - руки, третий - музыкальность». Потом он поправился: «Но существует еще один кит, и он самый главный - это здоровье». Пожалуй, я с этим соглашусь. Дирижер должен быть музыкальным, художественно одаренным, должен понимать музыку и то, что хочет передать публике. Конечно, не обойтись и без волевых качеств, ведь профессия связана с людьми.
Чтобы стать дирижером, нужно долго учиться. Сначала музыкальная школа, потом четыре года в музыкальном училище, дальше пять лет в вузе. И в итоге получается около девятнадцати лет! А кто-то еще и в аспирантуру идет.
- А карьерная лестница в этой профессии существует?
Здесь есть некие ступени, которые обозначают признание дирижера обществом и государством. Дирижер может стать заслуженным работником культуры, заслуженным артистом России, потом народным артистом России. Не знаю, насколько это связано с деньгами. Может, за это что-то и полагается. Но по сути, есть много опытных дирижеров, которые реализовались и без званий.
- Возможно ли выступление музыкантов без дирижера?
У эстрадных оркестров возможно. Там важно слушать ударника, он задает ритм. Если же оркестр профессиональный, он может довольно долго играть и без дирижера. Но обычно это делается для украшательства - что-то вроде игры на публику. В хоре же дирижёр нужен: он указывает, когда начать музыкальное произведение и когда его закончить. Как мне говорила моя педагог, «наша роль диспетчерская». Очень трудно ориентироваться, когда музыкантов больше пятидесяти человек и они друг друга не видят, а очень часто и не слышат.
- Бывает ли, что на концертах музыканты сбиваются? И что в таком случае дирижер делает?
Конечно, все бывает. Я помню, как наш хор Primavera, выступая на открытии выставки, чуть ли не провалил произведение. Это была песнь «Богородице Дево, радуйся» Рахманинова. Условно, в средней части произведения солируют две партии. Они между собой не притерлись, и слушалось это ужасно. Потом как-то выровнялись, и последняя часть удалась. Еще был случай во время службы в Кафедральном соборе. Пение хора сопровождало церковный обряд, и получилось так, что песнопение закончилось, а обряд - нет. И чтобы совпасть с обрядом, нужно было повторить часть произведения. Одна из партий начала повторять не с того места. Но поскольку хор профессиональный, все постепенно подстроились и допели. В общем-то , важно просто не останавливаться, быть внимательным и уметь подстраиваться.
- Есть ли у вас какие-нибудь приметы перед выступлением?
Пожалуй, нет. Главное - настроиться, потому что от настроения дирижера зависит все. Помню, на госэкзамене по дирижированию я был первым. И я понимал, что задаю настроение, с которым дальше будут работать другие выпускники и хор. И мне это удалось, все прошло успешно. А вот другой пример: в этом году перед «Весной студенческой» мне не удалось настроиться, и как результат - второе и третье место.
- Как вы думаете, почему среди дирижеров практически нет женщин?
На самом деле это ошибочное утверждение. Действительно считается, что дирижер - профессия мужская. Но если взять хотя бы наш город, то руководителями ведущих хоров являются женщины. Правда, все эти женщины обладают мужскими волевыми качествами. Помню, когда я работал в храме, был опрос среди певчих, хотели выяснить, какими качествами должен обладать регент. И один из распространенных ответов - «регент должен быть мужчиной».
- Что является главной наградой для дирижера?
Здесь у каждого свои цели. Например, кто-то хочет стать крутым музыкантом с мировым именем. А кто-то , как Наталия Лопухова, хочет приобщать людей к хорошей музыке, прививать отечественную и зарубежную музыкальную культуру. И эта цель весьма достойная. Для меня же занятия музыкой - возможность переживать настоящие эмоции, которых в современном мире мало. И я хочу, чтобы люди переживали эти эмоции вместе со мной.