И настанет время и настало уже когда. Истинные поклонники. Поклонение или поклонник

Эндрю Мюррей

"Наступает время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин.4:23-24).

Эти слова Иисуса, обращенные к самарянской женщине, являются Его первым записанным учением на тему молитвы. Они дают нам первое беглое знакомство с миром молитвы. Отец ищет поклонников. Наше поклонение приятно Его любящему сердцу и радует Его. Бог ищет истинных поклонников , но встречает много тех, кто служат Ему не так, как хотел бы Он. Истинное поклонение — это то, которое совершается в духе и истине . Сын пришел, чтобы открыть путь поклонения в духе и истине, и научить ему нас. Один из первых уроков в нашей школе должен быть посвящен тому, чтобы мы поняли, что такое молиться в духе и истине, и узнали, как мы можем этого достичь.

Наш Господь говорил самарянской женщине о трех видах поклонения. Первое — это невежественное поклонение самарян: "Вы не знаете, чему кланяетесь". Второе — разумное поклонение иудеев, имеющих правильное знание о Боге: "Мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев". Третье — это новое, духовное поклонение, которое пришел ввести Сам Иисус: "Наступает время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине".

Слова "в духе и истине" не означают горячо, от сердца или искренне. У Самарян было Пятикнижие Моисея и некоторое знание о Боге. Несомненно, среди них были многие, кто честно и горячо искали Бога в молитве. Иудеи имели истину, полное откровение Бога, через то слово Бога, которое было дано им. Среди них были благочестивые люди, которые всем сердцем взывали к Богу, но не "в духе и истине" в полном смысле этих слов. Иисус сказал: "Наступает время, и настало уже" . Только в Нем и через Него поклонение Богу будет в духе и истине.

Среди христиан по-прежнему встречаются три типа поклонников. Одни в своем невежестве почти не знают, чего просят. Они горячо молятся, но мало получают. У других есть более правильное знание и они пытаются молиться всем сердцем и всей душой. Они часто молятся предельно искренне, однако они не достигают полного блаженства поклонения в духе и истине. Мы должны просить нашего Господа Иисуса принять нас именно в третью группу поклонников. Он должен научить нас, как поклоняться в духе и истине. Это единственное духовное поклонение; оно делает такими поклонниками, каких ищет Отец. В молитве все будет зависеть от нашего понимания поклонения в духе и истине и осуществления его на практике.

"Бог есть Дух , и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине". Первая мысль, которую внушает здесь Учитель, это то, что должна быть гармония между Богом и Его поклонниками. Это согласуется с принципом, распространенным везде: соответствие между органом и тем, что он принимает. Глаз воспринимает свет, а ухо — звук. Люди, которые истинно хотят поклоняться Богу — находить, знать Его, обладать Им и радовать Его — должны быть в гармонии с Ним и быть способными принять Его. Так как Бог есть Дух , мы должны поклоняться в духе .

Что это значит? Женщина спросила нашего Господа, что является истинным местом поклонения: Самария или Иерусалим. Он ответил, что с этого времени служение больше не должно ограничиваться определенным местом: "Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу". Бог есть Дух, Он не связан пространством и временем. В Cвоем бесконечном совершенстве Он всегда и везде Тот же. Поклонение Ему не должно ограничиваться местом или формой, но оно должно быть духовным, как и Сам Бог.

Этот очень важный урок. Как много христиан страдают оттого, что они ограничены определенным местом и временем! Человек, который стремится серьезно молиться только в церкви и в комнате молитвы, проводит большую часть своего времени в таком духе, который полностью противоречит духу, в котором он молился. Его поклонение было делом определенного времени и часа, а не всего его существа. Бог есть Дух. Каков Он есть, таким Он является всегда и таков Он на самом деле. Наше служение должно быть таким же — оно должно быть духом нашей жизни.

"Бог есть Дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине". Вторая мысль, которая приходит к нам, это то, что это поклонение в духе должно идти от Самого Бога. Так как Бог есть Дух, то Он один может дать Его. Он послал Своего Сына, чтобы приготовить нас для такого духовного поклонения, дав нам Святого Духа. Именно о Своем собственном деле говорит Иисус, когда Он дважды повторяет: "наступает время" и потом добавляет: "и настало уже".

Иисус пришел крестить Святым Духом, Который не мог излиться до тех пор, пока Он не был прославлен (Ин.1:33; 7:37-38; 16:7). Когда Иисус положил конец греху, Он вошел в Святое Святых Своей кровью. Там Иисус принял для нас Святого Духа (Деян. 2:33) и послал Его нам как Духа Отца. Именно когда Христос искупил нас, и мы стали детьми Бога, Отец послал Духа Своего Сына в наши сердца, чтобы мы могли взывать: "Авва, Отче!" Поклонение в Духе — это поклонение Отцу в Духе Христа, в Духе усыновления.

Вот причина, почему Иисус использовал здесь имя Отца. Мы никогда не обнаружим, чтобы ветхозаветные святые лично присваивали себе имя чада Бога или призывали Бога своим Отцом. Поклонение Отцу возможно только для тех, кому дан Дух Сына. Поклонение в духе — возможно только для тех, кому Сын открыл Отца, и кто получил Дух усыновления. Только Христос открывает путь для поклонения в духе и учит ему.

Поклонение в духе и истине . В истине не значит только искренне . Это также не означает только в соответствии с истиной Божьего Слова. Это выражение полно глубокого и Божественного смысла. Иисус — "Единородный от Отца, полный благодати и истины ". "Закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа". Иисус сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь". Ветхий Завет был тенью и обещанием всего. Иисус принес и дает реальность, осуществление тому, чего ожидали. Благословение и сила вечной жизни — это то, чем мы реально обладаем и что испытываем в Нем.

Иисус полон благодати и истины. Святой Дух — это Дух истины, благодаря Которому милость, которая находится в Иисусе, принадлежит нам, реальное средство связи с Божественной жизнью. И поэтому поклонение в духе — это поклонение в истине . Это подлинно живое общение с Богом есть реальное соответствие и гармония между Отцом, Который есть Дух, и чадом, молящимся в духе.

Самарянская женщина не могла сразу понять то, о чем сказал ей Иисус. Чтобы открыть полное значение этого, была необходима Пятидесятница. Мы недостаточно подготовлены, чтобы понять это учение на первом занятии в школе молитвы. Позже мы лучше поймем его. Давайте начнем с того, что примем урок таким, каким Он его дает. Мы плотские и не может принести Богу поклонение, какое Он хочет.

Но Иисус дал нам Духа. Пусть наша позиция в молитве будет такой, какой научили нас слова Христа. Пусть ею будет глубокая исповедь нашей неспособности принести Богу угодное Ему служение, пусть ею будет детская способность учиться, ожидающая, чтобы Он научил нас, и пусть ею будет простая вера, которая отдается дыханию Духа. Прежде всего, давайте крепко держать эту блаженную реальность: секрет молитвы в духе и истине — это знание того, что Бог есть Отец, это открытие в нашем сердце Его бесконечного Отцовства и вера в Его бесконечную любовь к нам, как к Своим детям. Это есть новый живой путь, который Христос открыл для нас. Обладание Христом Сыном и Духом Сына , живущим внутри нас и открывающим Отца, делает нас истинными, духовными поклонниками.

Господь! Научи нас молиться.

Благой Господь! Я преклоняюсь перед любовью, с которой Ты учил женщину, которая отказала Тебе в чаше воды, каким должно быть поклонение Богу. Я радуюсь с уверенностью в том, что Ты с такой же любовью будешь учить каждого ученика, который придет к Тебе с сердцем, которое жаждет молиться в духе и истине. О, мой Святой Наставник! Научи меня этому блаженному секрету!

Научи меня тому, что поклонение в духе и истине приходит не от человека, но только от Одного Тебя. Это не только дело времени и часа, но жизнь, вытекающая из Тебя. Научи меня приближаться к Богу в молитве с отношением, что я невежда и мне нечего предложить Тебе. Но в это же время напомни мне, что моему детскому косноязычию Ты даешь дыхание Духа.

Я благословляю Тебя, потому что в Тебе я Твое чадо и у меня есть свобода обращаться к Тебе, как к Отцу. В Тебе я имею Духа усыновления и поклонение в истине.

Научи меня прежде всего, Блаженный Сын Божий, откровению Отца, которое дает уверенность в молитве. Пусть бесконечное Отцовство Божьего сердца будет моей радостью и укреплением для жизни молитвы и поклонения. Аминь.

Перевод: Сергей Никитин и Елена Пак.

23. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

Однако скоро наступит время, когда и иудейство потеряет свое право считаться единой истинной религией, к которой должны обращаться взоры всего человечества. Это время, можно сказать, уже наступило, по крайней мере, замечается поворот к нему. Христос характеризует эту наступающую эру как время, когда истинные, т.е. вполне достойные этого имени поклонники или почители Бога будут кланяться Отцу (ср. 21 ст.) в духе и истине. Выражение "дух" обозначает здесь противоположность плоти и всему, что имеет плотской, ограничивающий свободу духа, характер. У иудеев и у самарян было представление, что успешность молитвы зависит от внешних условий, главным же образом, от места, где совершается богослужение. Скоро этой связанности человека известным местом уже не будет: люди везде во всех местах земного шара будут приносить поклонение Богу. Но кроме этого, скоро будет иметь место и другая перемена: служение Богу будет совершаться "в истине", т.е. кончится всякая фальшь, какая существовала в иудейском и во всяком другом богослужении, когда и лицемеры участвовали в богослужении и считались за истинных почитателей Бога (Мф. 15:7 и сл). Богослужение будет совершаться только от искреннего сердца, в чистом расположении духа.

Здесь, таким образом, Христос не говорит ни слова против богослужения вообще, не отрицает необходимости для человека, как существа живущего во плоти, известными внешними способами выражать свои чувства перед Богом (ср. Мф. 6:6). Он говорит только против тех узких взглядов на богослужение, какие существовали тогда у всех народов, не исключая и иудеев. Что он признает необходимость внешнего богослужения, это видно не только из Его собственного примера (Он, напр., перед обращением к Отцу "возвел очи Свои на небо" - Ин. 11:41, преклонил колени во время молитвы в Гефсимании - Лк. 22:41), но и из того, что Он, говоря здесь о будущем поклонении Отцу, употребляет такой глагол, который обозначает именно склонение человека на землю, т.е. внешнее выражений молитвенного чувства (προσκυνειν...)

24. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Богу угодны именно те, кто кланяется Ему в духе, кто стоит выше привязанности к одному определенному месту, - угодны потому, что Сам Он есть Дух, Существо, стоящее вне всяких границ времени и потому близкое всякой ищущей Его душе (Деян. 17:24-29).

25. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

Самарянка не осмеливается делать Христу каких-либо возражений по поводу Его учения о преимуществах народа иудейского и о новом поклонении Богу: она видит в Нем пророка. Но в то же время она боится и признать то, что говорит ей неизвестный пророк. Она сама не в состоянии понять этих труднейших вопросов религии, хотя и обращалась ранее за решением одного из них ко Христу. Только Мессия, говорит она, разъяснит нам все (выражение: то есть Христос принадлежит, без сомнения, не самарянке, а евангелисту, который прибавил его для своих читателей греков). Как самаряне тогда представляли себе Мессию - на этот вопрос нельзя сказать что-либо достоверное. Можно, впрочем, с вероятностью предполагать, что самаряне не могли не усвоить себе некоторой части иудейских представлений о Мессии. Они называли Его Тагеб, т.е. восстановитель, и говорили, что он восстановит скинию свидения со всеми ее сосудами и разъяснит сокровенное значение закона Моисеева. Тагеб выступит, однако, не только как учитель, но и как царь, которому подчинится Израиль и все народы земли.

26. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

Так как самарянка, очевидно, принадлежала к людям, ожидавшим всею душою Мессии и Его спасения, то Христос прямо открывает ей, что Он-то и есть ожидаемый ею Мессия. Точно так же открыл Он Себя и ученикам Иоанна при первой же беседе с ними, так как они были подготовлены к вере в Него (Ин. 1:41). Готовность же свою уверовать во Христа как в Мессию самарянка выразила уже тем, что признала Его пророком (ст. 21).

27. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

Разговаривать мужчине, и особенно раввину, с женщиной на дороге считалось у иудеев делом не совсем уместным. Но ученики не осмелились выразить свое недоумение вслух своему Учителю.

28. Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: 29. пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? 30. Они вышли из города и пошли к Нему.

Самарянка, между тем, смущенная, вероятно, прибытием учеников пророка, которые могли спросить у своего Учителя, что это за женщина беседует с Ним, поспешила удалиться и известить поскорее своих сограждан о появлении удивительного пророка, чтобы сограждане ее успели поговорить с Ним до Его ухода в путь. Сама она не смеет прямо заявить в городе, что с нею говорил Мессия: она предоставляет решение вопроса о пророке более, чем она, знающим людям. При этом, однако, она не стесняется и напомнить своим согражданам о своей недобропорядочной жизни и говорит, словом, так убедительно, что за ней идет толпа народа.

(Водонос - сосуд для переноски воды, который могла нести женщина. Прим. ред.)

31. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. 32. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. 33. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? 34. Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

На предложение учеников подкрепиться принесенною ими из города пищей Христос говорит, что у Него есть другая пища и эта пища состоит в том, что Он может творить волю Отца Своего и совершать или точнее - приводить к окончанию дело Отца (τελειοΰν). Христос не хочет сказать этим, что Он не нуждается в обыкновенной пище: Он дает только понять, что, при известных обстоятельствах, совершение божественной воли есть для Него также средство, укрепляющее Его телесные силы и иногда заменяет для Него обыкновенную пищу.

Заметить нужно, что Христос рассматривает здесь Свою миссию как довершение того великого дела (έργον), которое давно уже начал Совершать в человечестве Отец небесный. Это Сам Отец подготовил самарянку и ее соплеменников к вере во Христа, это Он пробудил в душах этих полуязычников стремление узнать истину, и задачей Христа было только развить те зародыши, которые были вложены в сердца людей Богом.

35. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

Христос хочет внушить и ученикам Своим большую скромность в понимании своего назначения. Он и делает это в образной форме. Так как разговор шел о пище и, в частности, о хлебе, который, конечно, принесли с собою из города ученики, то Христос естественно обращается мыслью к полям, на которых вырос хлеб. Колодец, около которого сидел Христос, находился на некоторой возвышенности, откуда были видны поля, принадлежавшие жителям Сихаря. "Вы говорите - так можно передать образное изречение Христа - что до жатвы остается еще целых четыре месяца, и это совершенно правильно. Но есть другая жатва, для нас более важная - это обращение душ, и вот эта жатва здесь, в Самарии, должна начаться сейчас, потому что нивы уже побелели - хлеб духовный уже поспел". От видимого Христос обращает взоры учеников Своих к невидимому. Впрочем, можно предполагать, что уже тогда из города стали направляться к колодцу, руководимые самарянкой, ее сограждане (ср. ст. 30) и на них-то Христос мог показывать ученикам Своим, говоря: "возведите очи ваши".

Спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе

Он не уклоняется от вопроса женщины.
Она бы хотела, чтобы Он рассудил различные подходы к поклонению между двумя народами.
Хорошо, Он скажет Свое решение по этому вопросу.
Он не одобряет преследование самарян иудеями.
Но иудеи ближе к истине в доктринальных аспектах этого спора.
Иудеи согрешили против самарян. Но это никоем образом не повлияло на факт, что поклонение самарян было искажено и не могло быть одобрено.
Спасение от иудеев.
То есть спасение придет в мир от и через иудеев.
Но, слава Богу, спасение придет так, что удивятся и иудеи, и самаряне. Спасение сначала придёт к самарянам, хотя весть о нём придет из Израиля.
Он пошлёт Своих апостолов в Самарию после Иудеи.
И спасение пришло к самарянам до того, как оно пришло ко многим иудеям.
В тот самый момент Спаситель стоял на самарянской земле.

Отец, благодарим Тебя, что Ты послал Своего Единственного Сына в бесперспективные места.
Благодарим, что Он встречался с «неперспективными» кандидатами.
Благодарим, что Он шёл вперёд и достучался.
Во имя Иисуса.
Аминь.

Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, - хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, - то оставил Иудею и пошел опять в Галилею. Надлежало же Ему проходить через Самарию.

Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа.

Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение - от Иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чем говоришь с нею?»

Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему.

Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.

Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнет». Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он - истинно Спаситель мира, Христос.

По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею, ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве. Когда пришел Он в Галилею, то Галилеяне приняли Его, видев всё, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, - ибо и они ходили на праздник.

Итак, Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его прийти и исцелить сына его, который был при смерти. Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.

Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.

Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров.

Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.

Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: «сын твой здоров». И уверовал сам и весь дом его.

Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.

Есть одна очень важная мысль, которая часто звучит в полемике православных с протестантами. «Зачем вы строите такие огромные , тратите столько денег и средств на устройство места поклонения Богу, Который ясно сказал: “Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Ин.4:21, 23–24). Неужели вы думаете, что Богу нужны эти храмы, пышные облачения, дорогие убранства?» - с нескрываемым удовлетворением спрашивают нас. Но именно последняя мысль должна нас ободрить. Значит, люди, которые с нами говорят, не далеки от Православия, значит, мы сможем понять друг друга, потому что на этом и основывается православное отношение к храму: он Богу не нужен!..

Евангелие невозможно понять, если подходить к нему лишь с точки зрения Божественной логики. Христос пришел не для того, чтобы сказать нам, что нужно Богу. Бог - Вседовольный, Он ни в чем не нуждается. Спаситель открыл нам истину о том, что нужно человеку! Это очень важная мысль. Она пронизывает все Евангелие. Иначе невозможно объяснить, почему Всемогущий Бог исцеляет слепого не одним повелением, не словом только, но употребляет для этого столько ненужных веществ и непонятных действий: «Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9:6,7). Непонятно, почему Господь, одним словом Создавший Вселенную, «не может» сразу же исцелить слепого, но несколько раз возлагает на него руки и употребляет другие действия: «взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно» (Мк. 8:23–25). Оказывается, в Евангелии мы видим Бога, Который приходит к нам, слушает нас и понимает наши немощи, Который разговаривает с человеком на понятном для него языке пространства и времени: насыщает хлебом голодных (Мф. 14:17–21), прикасается к глазам слепых (Мф. 20:34), телам прокаженных (Лк. 5:13), одрам мертвых (Лк. 7:14), хотя и все может совершить одним словом, мыслию. И эта евангельская правда о Создателе, это непонятное для нас Его умаление поражают, повергая в недоумение: зачем это все нужно Ему?..

Однако Евангелие открывает нам не только правду о Боге. Спаситель пришел для того, чтобы принести людям и правду о них самих. И правда эта лишена напрасных иллюзий: мы немощны и не можем одной лишь силой воли оторваться от реалий действительности, не можем не принимать во внимание того, что видим вокруг себя: «И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня» (Мф. 14:29–30)…

Конечно же, не нужен Богу, не нужно Ему ни великолепное убранство, ни облачения, ни торжественность Богослужения. Однако это только часть правды. Есть и другая. И она также оправдана в Евангелии, как и первая. Мы – создания пространства и времени, а значит наши сердечные чувства, наше благоговение, благодарность не могут ограничиваться только душевными движениями. Бог вложил в нас удивительную связь телесного и душевного. Поэтому всякое расположение сердца естественно имеет и материальную форму выражения. И это правда Божественная, в которой сокрыта воля Создателя.

А еще первая заповедь Христовой лестницы добродетелей говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). А что такое «нищета духовная»? Это смирение, то есть честность перед собою. И вот эта евангельская честность побуждает нас признаться перед собою в том, что в обыденной жизни мы нечасто вспоминаем о Боге, не можем думать о небесном, когда вокруг безумно суетится мир. Даже уединенно созерцая красоту природы, мы скорее эстетически наслаждаемся, нежели благодарим Создателя. А значит, нам нужно конкретное время, конкретное пространство, «отвоеванное у греха и суеты», которое поможет наконец оторваться от мыслей о земном. Нам нужен образ, который обратит к возвышенному наш взгляд, нужно благоухание, которое отвлечет от мирских привязанностей наше обоняние, необходимо действие, которое оторвет от мыслей о будничных делах и планах наше воображение, нужно пение, которое поможет умиротворить душу от шумов безумного мира… Это и есть то смирение, с которого начинается путь к Богу, . В этом признании нет противоречия Евангелию. Наоборот, только так и можно в нашей жизни оправдать смысл пришествия Спасителя в образе простого палестинского Плотника и распятия безумным бессильным созданием своего Всемогущего Создателя!

Господь принес человечеству правду о наших немощах и болезнях, Он явил нам и правду о Боге, Который разговаривает с человеком на доступном для него языке внешних действий и образов, посредством вещественных предметов. Это и есть Евангельская правда, которую логически понять невозможно, однако нельзя от нее убежать, не отказавшись от связи с Живым Богом. Поэтому не стоит подменять ее удобным самообольщением о том, что Бог у нас в душе, ибо Апостолы говорили о другом, они проповедовали «Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1:23)…

Да, скажем мы твердо, храм Богу не нужен, однако он необходим человеку, которого так любит Создатель! И в этом удивительном противоречии мы ясно видим Христову правду о человеке и его общении с Богом, познаем сокровенный евангельский смысл: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).