Гуситы. Гуситское революционное движение. Военная тактика гуситов Гуситские войны религиозные или национально освободительные движения

Гуситское революционное движение. Такое название получили события в Чехии, перевернувшие всю страну, в первой трети XIV в. Само название движение получило по имени одного из его вождей - ученого, профессора университета в Праге, магистра Яна Гуса (1371-1415). Он выступал против роскоши и дурных нравов священников, епископов, монахов, против несправедливости. Римский папа увидел в этом отступление от поведения доброго христианина и веры и решил Яна Гуса вызвать на собор. Так в то время назывались специальные съезды ученых, епископов, духовных лиц, тех, кто был в церкви у власти. Они все вместе задавали человеку, заподозренному в неверном понимании католического учения или слишком смело критикующему церковь, вопросы и, как правило, сурово осуждали его, вплоть до сожжения на костре. Собор состоялся в немецком городе Констанце. Гусу обещали безопасность и неприкосновенность. Однако это обещание было нарушено, Ян Гус взят под стражу и 6 июля 1415 г. сожжен на костре как еретик.

Его смерть вызвала волнения в Чехии. Все население Чешского королевства разделилось на два больших лагеря: гуситский, куда входили люди всех сословий, в той или иной степени разделявшие взгляды Гуса, и католический, который объединял всех противников гусизма. Лагерь гуситов не был един. Наиболее зажиточные слои общества, представители чешского дворянства (шляхты), особенно его верхушки (панства), богатые жители городов, хотели отобрать у католической церкви часть богатств и переделить их в свою пользу, отменить особые правила причастия для духовных лиц. Крестьяне, мелкий городской люд не удовлетворились подобной программой. Также выступая за лишение церкви богатств и привилегий, они требовали серьезного переустройства общества, чтобы всем жилось хорошо и по справедливости. Это крыло гуситов получило название таборитов по названию города Табора, который был их центром.

Между гуситами и католиками скоро начались войны, и шли они очень долго, почти 20 лет. Католическая церковь объявила всех гуситов еретиками, и призвала своих сторонников в крестовый поход против них. В отряды крестоносцев вошли чешские паны-католики, феодалы из соседних государств, в первую очередь - Германии и Венгрии. В Чехию было совершено пять крестовых походов, и все пять потерпели полное поражение.

Гуситская тактика. Главным секретом побед гуситов была придуманная ими самими тактика ведения боевых действий. Напомним, что в войско таборитов приходили крестьяне и горожане, не знавшие военного дела. Однако уже в начале 1420-х годов гуситская армия стала одной из самых боеспособных в Европе. Дворяне, вставшие во главе этой армии, понимали, что надо научиться успешно противостоять тяжелой рыцарской кавалерии. Ясно, что в чистом поле пехота, не имеющая хорошей подготовки, не может выдержать ударов рыцарской кавалерии, если каким-то образом не мешать ее действиям. И табориты начали применять боевые возы, т.е. особые повозки с высокими бортами. Перед битвой возы замыкались в кольцо и скреплялись заранее приготовленными цепями. Обращенную к противнику сторону возов усиливали деревянными щитами, а с внутренней стороны на каждый воз вели специальные сходни. К каждому возу приставляли специальную обслуживающую команду.

Если позволяло время, оборона усиливалась земляными укреплениями. Таким образом, среди поля вырастала своеобразная крепость, приспособленная для ведения оборонительного боя. По наступающему противнику открывался огонь из мощных луков и арбалетов. Кроме того, табориты имели на вооружении очень сильную артиллерию и ручное огнестрельное оружие. Находясь под прикрытием возов, они изматывали панов и их отряды, вынужденные безуспешно атаковать укрепление.

В тот момент, когда натиск противника начинал ослабевать, гуситы переходили в атаку. Цепь возов размыкалась, и на изнуренного схваткой врага устремлялись свежие конные отряды, находившиеся в резерве. Удар конницы поддерживался атакой пехоты. Так гуситы одержали много славных побед. В 1420 г. при Судомерже табориты под командованием Яна Жижки из Троцнова нанесли поражение впятеро превосходящим силам католиков. В 1424 г. при Малешове табориты вновь одержали победу над значительно превосходящими силами противника. В кровопролитном сражении при Усти (1426 г.) табориты под командованием Прокопа Великого нанесли сокрушительное поражение крестоносцам. По данным хроники, крестоносцы в этом бою потеряли 10 тысяч человек.

За 10 лет гуситы превратились в опытных, закаленных в многочисленных боях с крестоносцами воинов. Они были хорошо вооружены и дисциплинированны. Моральный и боевой дух таборитов был очень высок. В течение всех лет табориты не знали крупных поражений. Слава их была так велика, что 14 августа 1431 г. при одном лишь известии о приближении гуситского войска армия крестоносцев под Домажлицами обратилась в паническое бегство, даже не вступив в бой.

Гуситское движение объединило в себе крестьян, горожан и панов Чехии. Оно позволило дать отпор немецкому засилью и дало возможность долгое время развиваться независимо от других государств. Как оно началось? На каких условиях было закончено? Что от него получили помещики, а что крестьяне? Об этом можно узнать из статьи.

Обострение социальных противоречий

В середине пятнадцатого века в Чехии произошел политический подъем. Связан он был с экономическими успехами. Чехи славились своими серебряными рудниками, сукноделием, полотняной промышленностью, виноградарством, разведением льна, хмеля и прочих культур. Страна считалась одной из богатейших в Европе.

В пятнадцатом веке в Чехии развилась международная торговля. Товарно-денежное хозяйство захватило даже деревню. Все это привело к разложению устоявшихся феодальных форм хозяйства. В чешском обществе появились социальные противоречия.

Очень тяжелым становилось положение крестьян. Они страдали от крепостничества, ростовщичества, кабальной аренды, обезземеленья. Обострялись противоречия и в городах. Немцы захватили в свои руки ведущие отрасли промышленности, торговлю и самоуправление. Изменить ситуацию должно было гуситское движение.

Обострение в религиозной сфере

Католическая церковь также эксплуатировало и угнетало представителей народных масс. Во время Столетней войны папство увеличило поборы в Германии, Чехии, Венгрии, Польше.

Чешское государства должно было платить церкви всевозможные налоги. Страна наводнилась индульгенциями - документами, которые отпускали грехи своим покупателям.

Причины гуситского движения в Чехии связаны с экономическим, национальным и религиозным угнетением. Крестьяне, горожане, часть рыцарства направили свою злость на феодалов, немцев, католическую церковь.

Выступления Гуса

Национальные и религиозно-реформаторские настроения в чешском обществе выражал Ян Гус. Он был не только священником, но и профессором университета.

Известно, что он был родом из крестьянской семьи, появившись на свет в 1369 году в местечке Гусинец. Мыслитель был воспитанником Пражского университета, в котором позднее стал профессором и ректором.

История гуситского движения связана со взглядами Гуса, которые формировались под влиянием его современника - английского реформатора Викфела. Чешский священник выступал против существования индульгенций, растущей платы за проведение обрядов, наличия у церковников большого количества земель. Ему была чужда распущенность нравов среди представителей высшего католического духовенства.

Гус настаивал на том, чтобы богослужения проводились на чешском языке. По его мнению, церковные земли должны были перейти на государственные нужды. Духовенство не должно было становиться привилегированным сословием, поэтому реформатор выступал за то, чтобы все причащались хлебом и вином.

«Правда победит!»

Касались убеждения Гуса и социальной сферы. Он не призывал к уничтожению феодального уклада, но требовал от панов смягчения порядков. Например, он был против того, что землевладельцы забирают имущество умершего крестьянина.

Проповеди священника были понятны всем простым людям не только потому, что велись на чешском языке. Они состояли из множества примеров из обычной жизни населения. Любимыми словами реформатора были: «Правда победит!».

Сожжение Гуса

Деятельность священника не могла пройти мимо других церковников. Сначала против Гуса стал пражский архиепископ, а следом и папство. Гусу запретили проводить богослужения. Также его лишили возможности преподавать в университете, а в 1412 году ему пришлось покинуть Прагу. Опальный священник отстранился от общественной жизни, поселившись в деревне.

В 1414 году Гус был вызван на Констанцкий собор. Суд обвинял его в ереси. Правитель Сигизмунд наделил реформатора специальной грамотой, которая должна была обеспечить его владельцу неприкосновенность. Гус планировал отстоять перед собором правоту собственного учения.

Когда священник появился в Констанце, его арестовали. Он не смог выступить перед собором. Епископы сразу же приговорили его к сожжению как еретика. Сигизмунд же отказался от предоставления обещанной защиты.

В 1415 году приговор был исполнен. 6 июля на площади Констанца Гуса сожгли на костре. С этого началось массовое гуситское движение в Чехии. Горожане и крестьяне считали сожженного страдальцем и мучеником. Даже моравские паны составили письменный протест из-за казни священника.

Гуситское движение в Праге

По всей Чехии начался массовый отход от католицизма. Создавались так называемые «еретические общины», которые призывали к реализации идей Гуса. Они настаивали на реформировании церкви и общества.

Против гуситского движения в Чехии начались правительственные репрессии. Они привели к восстанию в Праге 1419 года.

Возглавил городские массы священник Ян Желивский. В результате восстания свою власть потерял король Вацлав. Правитель бежал из столицы и через несколько месяцев умер. На престол должен был взойти император Сигизмунд, но все помнили его недостойное поведение в деле с Гусом. Против него выступили все слои населения.

В деревне же начались массовые выступления против церковных и немецких землевладельцев. В истории их называют гуситскими войнами. Они были разнообразными по своим требованиям. Выделяются два наиболее ярких течения.

Чашники

Одними из участников гуситского движения были так называемые чашники. Они включали в себя представителей панства, горожан и крупного рыцарства. Их позиции можно отнести к умеренным, а свое название партия получила от одного из лозунгов - причащение хлебом и вином. В то время католическая церковь делила прихожан на тех, кому во время таинства давали хлеб и вино и тех, кто получал хлеб и воду. Подобное неравенство в храме божием не нравилось большинству людей.

Чашники не стремились уничтожить монархию, они требовали создания в стране собственной церкви. Богослужение в ней должно было вестись на родном языке, а не на латыни. Также они желали провести секуляризацию церковного имущества.

В качестве правителя они выбрали принца Сигизмунда, а позднее богатого пана Юрия. Опасаясь того, что в Праге растет оппозиционное движение, они в 1422 году обманом заманили Яна Желивского, который возглавлял плебеев, в ратушу. Там его арестовали, тут же приговорили к смерти и выполнили свое решение.

Табориты

Более радикально настроена была партия таборитов. В нее входили разорившиеся рыцари, крестьяне, бедные ремесленники. Название пошло от военного лагеря протестующих - Табора. Для них цели гуситского движения сводились к более широким требованиям:

  • причащение хлебом и вином;
  • создание свободных церковных общин;
  • полная свобода проповеди;
  • создание республики, ихними словами «государства без короля»;
  • отмена крепостничества.

Для достижения поставленных целей табориты вынуждены были вступить в открытый конфликт не только с императором Сигизмундом, немецкими феодалами, католической церковью, но и с крупнейшим панством.

Возглавлял таборитов Ян Жижка. Когда в 1424 году его не стало из-за моровой язвы, полномочия принял Прокоп Великий вместе со своим помощником Прокопом Малым.

Крайние табориты

Наиболее радикально настроенными были пикарты, которые были выходцами из таборитов. Они выступали за уничтожение государства, достижения полного равенства. Их учение о боге сводилось к тому, что он живет внутри человека, подобно разуму и совести.

Возглавлял пикартов Мартин Гуска. Жижка не поддерживал подобных идей и в 1421 году расстался с крайними таборитами.

Основные этапы борьбы

В первое время чашники и табориты совместно боролись против немецких феодалов и их императора. Ян Жижка создал постоянное войско, которое состояло из крестьян (пехотинцы) и небольшого числа рыцарей.

Народная армия отличалась высокой дисциплиной, подвижностью, могла быстро создать вокруг себя укрепленный лагерь. Неприятельская конница была не способна атаковать Табор.

Гуситы нанесли немецким рыцарям несколько сокрушительных ударов. Император Сигизмунд вместе с папой предпринял пять крестовых походов против отступников. Все они оказались неудачными. Чешский сейм в 1421 году лишил немецкого правителя чешского престола.

Наиболее успешные победы гуситов:

  • битва у Витковой горы - прошла в 1420 году, крестоносцы были разгромлены войсками Жижки, так появилось памятное место гуситского движения - Жижкова гора;
  • битва под Немецким бродом - произошла в 1422 году, касалась второго крестового похода;
  • битва под горой Малишовом - состоялась в 1424 году, Жижка уже был слеп, но прекрасно справился с последним сражением, гуситы овладели центром немецкой колонизации в стране - горой Кутенберг;
  • битва у горы Усть-Лабы - прошла в 1426 году, войско возглавил Прокоп Великий, гуситы уничтожили около пятнадцати тысяч немецких рыцарей;
  • событие под горой Теховом - произошло в 1427 году, крестоносцы пустились в бегство еще до встречи с гуситами.

Немецкие рыцари боялись даже стука военных телег таборитов. Гуситское войско в 1430 году вторглось в Саксонию. Но папа и Сигизмунд придумали новый план. Они решили совершить пятый крестовый поход. Только теперь он заключался не в лобовой атаке, а в расколе гуситов. Немцы решили договориться с чашниками, которые также не хотели распространения революции.

Чашникам предложили провести частичную секуляризацию церковных земель, произвести религиозно-обрядовые преобразования. Паны и пражские мещане согласились.

Пражские компактаты

Между чашниками и немецким императором с папой в 1433 году было составлено компромиссное решение. Оно получило название Пражские компактаты. По договору чашники прекратили борьбу против немецких феодалов и направили свои силы на подавление таборитов.

В 1434 году состоялся бой под Липанами. Совместные войска чашников и немецких рыцарей разгромили гуситов. Однако табориты сражались еще несколько десятилетий. Их город Табор просуществовал до 1452 года, пока не был взят и разрушен чашниками.

Чехи признали своим королем немецкого Сигизмунда. Однако в 1437 году он умер, а новый малолетний правитель не интересовался делами провинции. Власть была у панов. Около ста лет Чехия было независима от Германии. Изменилось положение в результате Тридцатилетней войны. Но это уже история семнадцатого века.

Каковы же были итоги гуситского движения?

Значение

Гуситы потерпели поражение, однако их движение имело огромное значение в развитии Чехии. В нем переплелось воедино крупнейшее крестьянское движение, национальное выступление против немецкого господства и ранняя церковная реформация.

Значение гуситского движения:

  • был дан отпор засилью немцев в стране;
  • произошел подъем чешской культуры;
  • были созданы всевозможные памфлеты, сатирические произведения, военно-революционные гимны;
  • составлялись исторические хроники;
  • течение под названием «чешские братья» стали заниматься образованием среди народа.

Ян Гус создал чешскую грамматику и орфографию родного языка. Ею и сегодня пользуются в Чехии.

Отрицательно конец гуситского движения сказался на положении крестьян. Чешские паны не только не ликвидировали феодально-крепостническую систему. Наоборот, они провели через сейм законы, которые запрещали крестьянам выходить из поместья без разрешения пана. За неповиновение беглецов ждали самые суровые наказания.

Пострадали от решения панов и горожане. По решению сейма 1497 года высшие государственные должности в стране должны были доставаться только представителям дворянского сословия.

Мы разобрали гуситское движение и его влияние на политическую и религиозную жизнь средневековой Чехии.

Гуситское движение, основные направления, программы.

Восстание 1419 г. в Праге. Образование двух лагерей в гуситском движении 30 июля 1419 г. началось восстание в Праге. Возмущенный народ, руководимый Яном Желивским, выбросил из окна ратуши членов городского магистрата, захватил власть и избрал свое управление. Гуситское движение вступило в период вооруженной борьбы, в ходе которой завершилось размежевание социальных сил внутри гуситов. Большинство примкнувших к движению мелких дворян и бюргеров образовали лагерь так называемых чашников или утраквистов, а городской плебс и крестьянство выделились в революционное крыло, которое по названию своего главного укрепленного центра - горы Табор - получило название таборитов.

Если табориты стремились к коренным социальным преобразованиям на основе свободы и братства , то чашники на первое место выдвигали требования секуляризации церковного имущества и создание «дешевой» церкви . Различие целей делали неизбежным обострение противоречий между ними.

Гуситские войны. В 1420 г. над Чехией нависла внешняя опасность. Папа римский и германский император Сигизмунд Люксембургский, претендовавший на чешскую корону после смерти короля Вацлава IV, объявили крестовый поход против Чехии. Пять крестовых походов - в 1420, 1421, 1426, 1427, 1431 гг. - не имели успеха. Под руководством талантливых полководцев Яна Жижки и Прокопа Великого гуситы отразили вторжения крестоносцев. Несмотря на военные успехи, силы восставшей Чехии ослабевали. Многолетние войны, постоянные вторжения врагов и связанные с этим опустошения подорвали экономику страны. Значительная часть участников стала отходить от гуситского движения. Чашники, добившись уступок в свою пользу у Базельского собора, открыто соединились с силами феодально-католического лагеря и 30 мая 1434 г. в бою под Липанами нанесли сокрушительное поражение войску таборитов.

Битва при Липанах была концом таборитов, несмотря на то, что отдельные таборитские общины продолжали воевать с Сигизмундом. До 1437 г. отряды Яна Рогача продолжали бороться, укрепившись в крепости Сионе. До 1452 г. существовал и сохранял свою самостоятельность Табор, и все же оправиться после поражения у Липан таборитское движение было не в состоянии.

5 июня 1436 г. на городской площаде в Иглаве состоялось торжественное «примирение» между умеренными гуситами и католической церковью. Соглашение с католической церковью было достигнуто на условиях статей Базельских компактатов.

Впервые в истории католическая церковь вынуждена была признать право еретиков исповедывать свою веру. Идеологическая гегемония церкви оказалась нарушенной. 23 августа 1436 г. Сигизмунд Люксембургский занял чешский королевский престол, но в декабре 1437 г. умер.

Историческое значение гуситских войн. Несмотря на поражение, гуситское движение нанесло удар католической церкви: она лишалась былой политической власти, вынуждена была пойти на компромисс с еретиками, согласиться на причащение под обоими видам и богослужение на национальном (чешском) языке. Это ускорило процесс формирования национальных церквей в Европе и дало толчок развитию общеевропейской Рефорормации.

Было секуляризовано церковное имущество, прекратилось взимание десятины; горожане также освободились от церковных поборов, стали самостоятельным сословием и получили представительство в сейме . Восстановить прежнее имущественное положение чешской церкви было уже невозможно. Гуситское движение положило конец засилью в стране немецкого патрициата и духовенства, способствовало расцвету чешского языка.

«Община чешских братьев». После падения Табора крестьяне и плебс основали в 1453 г. Общину чешских братьев, идеологом которой был Петр Хельчицкий - известный чешский мыслитель. Позднее в общину вошли зажиточные горожане, а также представители панского и рыцарского сословий. «Братья» должны были жить по примеру ранних христиан, строго соблюдать правила морали, не занимать никаких высоких должностей, проповедовать непротивление злу насилием. С конца XV в. они сосредоточили свою деятельность на просвещении - основывали школы и типографии. Из среды «чешских братьев» вышли многие знаменитые чешские ученые - Ян Благослав, Я. А. Коменский и др. «Чешские братья» постоянно подвергались преследованиям.

Битва у Липан и Базельские компактаты знаменовали переход к новой фазе гуситской революции, которая стала борьбой за закрепление завоеваний и за их признание феодальной Европой. Недолгое пребывание на троне Сигизмунда, кратковременное правление Альбрехта П (1437-1439), а затем малолетнего Ладислава не способствовали укреплению государственной власти. Власть фактически перешла в руки гетманов, избиравшихся по отдельным краям. За власть в стране боролись две партии: католическая во главе с Ольдржиком из Рожемберка и гуситская во главе с Яном из Рокицан. В 1440 г. высшим гетманом, избранным четырьмя восточными «краями», был избран 24-летний чашник Иржи из Подебрад. В 1448 г. Римская курия отказалась признать Яна из Рокицан архиепископом Чехии. Тогда сосредоточив преданные ему войска в районе Кутной Горы, Иржи из Подебрад неожиданным штурмом взял в сентябре 1448 г. Прагу, назначил в ней новых коншелов из числа чашников и начал беспощадную борьбу с междоусобицами панов, грабежами и беспорядками, мешавшими нормальной экономической и политической жизни страны. Борьба Иржи из Подебрад с паном Олдржиком из Рожемберка продолжалась до 1450 г. Пользуясь поддержкой малой и средней шляхты и горожан, Иржи из Подебрад стал фактическим правителем страны и вскоре чешский сейм присвоил ему звание «земского губернатора». В этом звании он оставался и во время номинального правления несовершеннолетнего Ладислава Погробка (1453-1457) из династии австрийских Габсбургов. Учрежденный в Чехии совет из 12 лиц во главе с земским губернатором по полномочиям приравнивался к королевской власти. В 1457 г. Ладислав Погробок внезапно умер и королем был избран Иржи из Подебрад (1458-1471), который возглавил борьбу за укрепление и централизацию государства.

Историческая обстановка в Чехии конца XIV и XV веков породила одно из величайших событий в средневековой истории чехов - гуситское движение. Главными предпосылками движения стали многочисленные противоречия в обществе, которые наслаивались друг на друга, среди которых, можно выделить и экономические, и социальные, и политические, и, конечно, религиозные. Недовольство различных слоев чешского общества XIV в. внутренним положением в стране совпало по времени с охватившим всю Европу возмущением против католической церкви. Религиозные противоречия, вылившиеся в требование реформы церкви, коренились в противоречиях социальных. Экономическое отставание чешского производства способствовало падению доходов чешских феодалов, которые в свою очередь стремились возместить это путем увеличения барщины, натуральных повинностей. Это в свою очередь усиливало разорение крестьян. Кроме того, экономический застой ударил по среднему городскому населению - ремесленникам и торговцам, - в основном чешскому по происхождению. Патрициат же городской был немецкого происхождения и поддерживался богатой церковью. Среди горожан возникает требование создания «дешевой» церкви.

Nbsp; Идеологом чешского реформационного движения был магистр пражского университета Ян Гус. Он родился в 1371 году в семье бедных крестьян из Южной Чехии. В 1401 г. он был избран деканом одного из факультетов, а в 1409 г. ректором Пражского университета. С университетской кафедры он резко выступал против церковного богатства, за подчинение церкви светской власти, призывал лишить церковь собственности, чтобы содейство-вать ее исправлению. Магистр в 1412 году вынужден был покинуть Прагу и про-должать свою проповедническую деятельность в Южной и За-падной Чехии. Здесь же были написаны им основные труды. С момента отъезда из Праги Гуса реформационное движение вышло за рамки университета и церкви и стало народным. Хотя Гус призывал к повиновению властям, если те не нарушали христианских законов, и обличал лишь чрезмерные злоупотребле-ния феодалов и погрязшей в богатстве и моральных прегрешени-ях церкви, тем не менее, церковь увидела в учении Гуса опаснейшую ересь. В 1414 г. он был вызван на церковный собор в Констанцу. Гус отправился туда, будучи уверенным, что сможет защитить свои взгляды, но высшее духовенство не собиралось дискутировать с ним. Он был обвинен в ереси и 6 июля 1415 г. сожжен на костре.

Казнь Яна Гуса вызвала взрыв негодования в чешских землях. В Праге собрался съезд представителей чешской шляхты, пославших свой протест собору в Констанце. Одновременно он высказался за свободу проповеди и провозгласил высшим авторитетом в церковных вопросах Пражский университет. Та часть низшего духовенства, которая выступила за учение Гуса, стала причащать миряне «под обоими видами», то есть не только хлебом, как требовала церковь, но и вином из чаши, что раньше было привилегией духовенства. Чаша стала символом широкого общественного движения, получившего впоследствии название гуситского. Значительная часть шляхты и бюргерства, университетские магистры также признали чашу, высказались за отчуждение церковных богатств и ослабление влияния церкви на светские дела. Бюргерство стремилось превратить новую церковь в институт защиты своих интересов. И шляхта и бюргерство составляли правое крыло в гуситском движении. Широкие народные массы в своих требованиях шли гораздо дальше, они стремились к равенству. Весной 1419 г. начались массовые походы сторонников учения Гуса, главным образом деревенской и городской бедноты, в горы, где перед ними выступали радикальные проповедники. Радикальная часть гуситов создала на горе Табор в Южной Чехии укрепленный лагерь, ставший центром революционного движения. Таким образом, оформилось два основных направления в гуситском движении, умеренное и радикальное.

Каждое из направлений разработала свою программу, и хотя во многом чашники и табориты сходились во взглядах, тем не менее, в их программных документах имелись существенные различия.

Умеренное крыло гуситского движения - это чашники . Их программа называлась «Четыре пражские статьи ». Сначала она была разработана магистрами пражского университета 3 июля 1420г. и была утверждена на Чаславском сейме 1421г. Чашники, являвшиеся правым крылом в гуситском движении, получили свое название в силу того, что одним из требований их было уравнение мирян и духовенства в обряде причащения, требование причащения мирян не только хлебом, но и вином из чаши (От латинского “calix” происходит также название этого крыла — каликстины. Следует иметь в виду, что чаша была эмблемой всех гуситов — не только бюргерства, но и широких народных масс), в то время как последнее было исключительной привилегией духовенства. Единый обряд причастия “под обоими видами” символизировал собой идею социального равенства и отвечал стремлениям бюргерства уничтожить сословные привилегии католического духовенства, а вместе с тем и лишить церковь ее экономического и политического могущества. Это стремление разделяли также мелкие феодалы — низшая чешская шляхта — и частично представители панов.

Содержание этого документа сводилось к следующему: 1. Свобода проповеди “слова божьего”, то есть свобода религиозной проповеди, направленной против господства католической церкви. 2. Единство религиозного обряда причащения (причащение мирян из чаши). 3. Лишение церкви права владеть имуществом (секуляризация церковной собственности), возвращение ее к евангельской простоте и бедности. 4. Искоренение “смертных грехов” не только среди мирян, но также среди духовенства, суровое наказание за такие грехи, как взимание платы за требы, продажа индульгенций, продажа церковных должностей и т. п.

Так Первая пражская статья подтверждает по сути монополию духовенства на проповеди христианского учения. « Чтобы слово божье в королевстве Богемском проповедовалось священнослужителями господними…». Л.И. Озолин говорит, что гуситы имели в виду только тех священников, ту часть духовенства, которая разделяла их идеи, примкнула к ним. При всей ограниченно-сти требований умеренных гуситов, гуситское духовенство все же занимало прогрессивные позиции по сравнению с католическим духовенством. Оно стояло за национальную цер-ковь. Даже умеренные его представители добивались существенных преобразований в тогдашней церкви, упрощения обрядов и др.

Вторая пражская статья требовала причащения под обоими видами для всех верных христиан, не отягощенных грехом. Из этого, религиозного на первый взгляд, требования вытекает два существенных значения. Умеренные гуситы стремились ликвидировать эту монополию духовенства, тем более что в ранней христианской церкви причащение не было привилегией только духовенства, оно захватило его себе гораздо позже. Кроме того интерес представляет оговорка, что причащение должно совершаться над теми, кто не отягощен смертным грехом. Под теми, кто отягощен смертным грехом подразумевались как светские, так и духовные лица. То есть, гуситы стремились не только быть равными с духовенством в совершении важнейших обрядов, но и подчеркнуть, что священник, пребывающий в грехе, стоит ниже, чем обычный мирянин, не отягощенный грехом. То есть человек, находящийся в грехе, теряет свои права и привилегии, независимо от своего сословия и положения.

Л.И. Озолин указывает на то, что хотя главное содержание третьей из четырех пражских статей выражало требование дешевой церкви, идею секуля-ризации ее богатств, одновременно было высказано пожела-ние отнять у нее светское право, светскую власть в ее владе-ниях. Церковь, как и светские феодалы, самостоятельно рас-поряжалась своей собственностью и у нее в зависимости находилась большая часть крестьянства — держателей цер-ковных земель. Вместе с секуляризацией богатств церкви уме-ренные гуситы были намерены отнять у нее и светские права в отношении крестьянства.

Радикальное крыло гуситского движения представляли табориты . Программа радикальных гуситов, таборитов - «Двенадцать статей », была написана 5 августа 1421 г.

Двенадцать статей, в общем и целом включали в себя пражские статьи, но, табориты понимали их несколько иначе и конечно, свои требования они намного расширили. Итак, ни один грешник не должен был оставаться без наказания, независимо от его сословной принадлежности, не допускалось под страхом установленных наказаний распитие каких бы то ни было напитков в корчмах, табориты запрещали носить и не разрешали другим ношение роскошных одежд, слишком против господа бога драгоценных, как-то: пурпурных, расшитых, тканных серебром или тисненых и вырезных, серебряных поясов, застежек и всяких украшений и драгоценностей, располагающих к гордости, все управление, суд и все распоряжения производились сообразно с божественным правом. Священники, которые должны служить примером, должны соблюдать порядок, установленный богом, и подражали апостолам и пророкам. Все платежи священникам должны были быть обращены на общее благо и чтобы уничтожены были ростовщические сделки на дома, на лавки и на что-либо другое, где бы это ни оказалось, и чтобы упразднены были всякие лихоимные записи и чтобы священники содержались по усердию верующих.

Табориты требовали, чтобы изгнали от себя всех противников истины божьей и беглецов и изгнанников к себе не принимали, потому что как они сами не соблюли верности ни перед собой, ни перед богом, так и им не должно быть оказано доверия ни по какой милости.

Также они требовали, чтобы упразднили и разрушили все еретические монастыри, ненужные церкви и алтари, иконы, сохраненные явно и тайно, драгоценные украшения и золотые и серебряные чаши и все антихристово насаждение, идолопоклонство и симонические заблуждения, не исходящие от господа. Табориты стремились привлечь на свою сторону пражскую об-щину, и это не могло не сказаться на формулировках статей и привело к определенной умеренности.

Уже первая часть « Двенадцати статей» показывает, что их задачей, прежде всего, являлось укрепление союза с пражским населением. Было хорошо известно, что пражские богачи и университетские магистры втайне замышляют измену своим союзникам из народа. Поэтому одним из первых требований таборитов являлось полное соблюдение этих статей обеими сторонами.

Хотя программа чашников не противоречила интересам бедноты, однако была не достаточна для них. В своей программе табориты пошли гораздо дальше чашников в отношении простого народа. Наиболее важной была седьмая статья таборитской программы . Она гласила дословно следующее: «Дабы от-менено было языческое и немецкое право, противореча-щее закону божьему, дабы правили, судили и все делали бы по закону божьему». Под правом языческим и не-мецким, несомненно, подразумевалось городское право и юридические постановления, не основанные на биб-лии, это означало, что табориты требовали полной отмены феодального права и всей городской юрисдикции .

Мацек подчеркивает, что при последовательном исполнении седьмой статьи в Праге должна быть создана община братьев и сестер, руководствующаяся библией. В результате осуществления этой статьи — хотя об этом нигде не говорилось конкретно — в Праге должна была утвердиться жизнь, основанная на общности имущества. Дело было не только в проблемах экономического и имущественно юридического характе-ра. Статья прямо гласит, что место существующего пра-ва должна занять библия, закон божий; управление, су-допроизводство и вообще всякая деятельность должны осуществляться согласно библии.

Учение таборитов носило ярко выраженный хилиастический характер. Хилиазм - учение, унаследованное от средневековых народных ересей, гласит, что наступит второе пришествие Христа, после чего на земле будет установлено тысячелетнее царство счастья и справедливости. Рубцов говорит, что, по мнению таборитов, мир, построенный на эксплуатации, не вечен, когда установится царство счастья и справедливости, «не будет ни королей, ни властителей, ни подданных, прекратятся все налоги и платежи, исчезнет насилие и люди будут жить, как браться и сестры, личной собственности также не будет, и потому уже сейчас всякий, имеющий собственность, впадает в смертный грех».

Таким образом, и чашники, и табориты требовали, чтобы священники вернулись к апостольскому состоянию. Также общим было требование наказания за тяжкие грехи. Мацек указывает, что это требование появилось в программе чашников под влиянием таборитов. Итак, мы видим, что имея много общего, программы двух основных гуситских направлений также имели и существенные различия, которые были следствием разной социальной опоры того или иного движения.

Новая фаза гуситского движения. Усиление чешского королевства во время правления Иржи из Подебрад Битва у Липан и Базельские компактаты знаменовали переход к новой фазе гуситской революции, которая стала борьбой за закрепление завоеваний и за их признание феодальной Европой. Недолгое пребывание на троне Сигизмунда, кратковременное правление Альбрехта П (1437-1439), а затем малолетнего Ладислава не способствовали укреплению государственной власти. Власть фактически перешла в руки гетманов, избиравшихся по отдельным краям. За власть в стране боролись две партии: католическая во главе с Ольдржиком из Рожемберка и гуситская во главе с Яном из Рокицан. В 1440 г. высшим гетманом, избранным четырьмя восточными «краями», был избран 24-летний чашник Иржи из Подебрад. В 1448 г. Римская курия отказалась признать Яна из Рокицан архиепископом Чехии. Тогда сосредоточив преданные ему войска в районе Кутной Горы, Иржи из Подебрад неожиданным штурмом взял в сентябре 1448 г. Прагу, назначил в ней новых коншелов из числа чашников и начал беспощадную борьбу с междоусобицами панов, грабежами и беспорядками, мешавшими нормальной экономической и политической жизни страны. Борьба Иржи из Подебрад с паном Олдржиком из Рожемберка продолжалась до 1450 г. Пользуясь поддержкой малой и средней шляхты и горожан, Иржи из Подебрад стал фактическим правителем страны и вскоре чешский сейм присвоил ему звание «земского губернатора». В этом звании он оставался и во время номинального правления несовершеннолетнего Ладислава Погробка (1453-1457) из династии австрийских Габсбургов. Учрежденный в Чехии совет из 12 лиц во главе с земским губернатором по полномочиям приравнивался к королевской власти. В 1457 г. Ладислав Погробок внезапно умер и королем был избран Иржи из Подебрад (1458-1471), который возглавил борьбу за укрепление и централизацию государства.

Экономическая политика Иржи из Подебрад Опираясь на мелкое и среднее дворянство и верхушку бюргерства, он провел реформы с целью развития городов и торговли. По технике сельскохозяйственного производства Чехия находилась на уровне передовых стран Европы. В сельском хозяйстве углублялась специализация в развитии садоводства, виноградарства, огородничества, что делало эти отрасли производства особенно эффективными. Большие доходы приносило разведение в искусственных прудах рыбы. Чешские феодалы чаще прибегали к найму, чем к барщине, отдавали свои земли в срочную аренду крестьянам. Высокими темпами развивалась промышленность, особенно горное дело и металлургия. Серебряные и медеплавильные промыслы, производство бумаги, стекла, типографское дело делали Чехию одной из самых развитых в хозяйственном отношении областей Центральной Европы.

Внешнеполитическое положение Чехии. В 1462 г. папа потребовал от чехов полного послушания в религиозных вопросах и отменил Базельские компактаты. При этом он заявил, что признает Иржи королем только при условии искоренения сект и учений, несогласных с официальной католической церковью. Чешский король заявил о своей решимости бороться за компактаты. В 1465 г. часть чешских панов при активной помощи папской курии создали Зеленогорский союз католических панов, во главе со Зденеком из Штернберга. Вскоре мятежные паны отказали в послушании Иржи из Подебрад и избрали чешским королем Казимира Ягеллончика с правом передачи престола одному из его сыновей. Борьба Зеленогорской конфедерации и римского папы против Иржи из Подебрад принимала все более острые формы. В 1468 г. чешским магнатам удалось втянуть в борьбу венгерского короля Матьяша Хуньяди (Матвея Корвина), который занял всю Моравию и в 1469 г. в Оломоуце был провозглашен своими сторонниками чешским королем. Вскоре Матвей Корвин занял и Силезию.

Положение было чрезвычайно трудным. Иржи из Подебрад решил направить все усилия для разгрома Матвея и его сторонников. Во имя этого он отказался от прав своих наследников на чешский престол и признал эти права за польской королевской династией. В 1469 г. чешский сейм избрал наследником чешского престола польского королевича Владислава Ягеллона. 22 марта 1471 г. Иржи из Подебрад умер. С приходом к власти Владислава Ягеллона закончился гуситский период чешской истории.