Экология в творчестве советских писателей. Экологическая проблема в литературе. Антон Павлович Чехов "Дядя Ваня"

Бюджетное общеобразовательное учреждение Троснянского района Орловской области «Троснянская средняя общеобразовательная школа»

Реферат
по литературе на тему:
«Проблемы экологии в современной русской литературе»

Выполнил:
выпускник 11 класса
Егоров Дмитрий Юрьевич
Проверил:
учитель русского языка
и литературы
Кисель Т.В.

Тросна 2005

План.
1. Вступление.
2. Проблемы экологии в современной русской литературе.
2.2. Проблемы экологии в романе Ч. Айтматова «Плаха».
2.3. Взаимоотношения человека и природы в повествовании в рассказах В.П. Астафьева «Царь-рыба».
3. Заключение.
4. Список литературы.

1. Вступление
Современный человек, образованный, с высоким уровнем интеллектуального развития, окружённый мощной техникой, способен укротить любую стихию, изменить всё так, как ему требуется, покорить, завладеть, а при необходимости - уничтожить. Но, если вдуматься, что уничтожает человек, что покоряет? Природу, свою мать – прародительницу, давшую ему жизнь. Но люди словно забыли об этом, забыли, что они дети природы, её неотъемлемая часть, что, уничтожая природу, они постепенно приближают свою собственную гибель, свой последний час. Человек не может жить без воздуха, без воды, без пищи, так зачем же лишать себя этого?
Осознав надвигающуюся опасность, многие забили тревогу, и первыми среди них были литераторы, словом своим пытающиеся разбудить, оживить зачерствевшие души людей, предотвратить грозную беду, нависшую над человечеством. В их произведениях звучит: прекратить варварское отношение к природе, которая потом бумерангом отражается на человеке.
Грандиозные замыслы подчинения природы на деле оказываются ненужными, а порой даже вредными, от них страдает природа и её частицы – люди.
В повести «Прощание с Матёрой» Валентин Распутин показал, каким несчастьем для населения деревень и посёлков оказалось строительство ГЭС. Стране нужна энергия, значит, нужно строить ГЭС, а для этого нужно изменять уровень воды в реках, возводить плотины. Мешают небольшие деревеньки с древними старухами и полуразрушенными кладбищами? Затопить! Жителей переселить в посёлки городского типа! И никто, отдавая эти распоряжения, не подумал: а каково старикам покидать родные места, где прошла вся их жизнь, где похоронены их предки. Сколько слёз пролили женщины по своим ветхим избушкам, а одна из старушек, прощаясь с домом, тщательно убирает его, моет, белит, словно обряжает его в дальнюю дорогу. Разве хорошо будет старикам доживать свой век в каменных коробках, где нельзя ни посидеть у самовара, ни посудачить вечерком под шелест деревбев. Больно людям, больно природе. Затопить деревни – значит, уничтожить плодородные земли, леса, зверей и птиц. Природа противится такому варварскому отношению, и старый листвень, могучий богатырь, не поддаётся ни пиле, ни огню. Загубленная природа – тяжкий грех человечества.
Что же будет завтра, что останется нашим детям? У природы требуют всё больше и больше. Вгрызаются в землю, поворачивают реки. В годы застоя был такой лозунг: «Передний край борьбы с природой сегодня БАМ – в атаку, молодёжь!» Какой жуткий призыв. Не менее страшен смысл следующих строк: «И вот реке объявлено: война, война!» С кем воюем? С природой? С самим собою?
Люди ожесточаются. Куда подевались такие качества, как сострадание, любовь к ближнему, жалость? Разве можно назвать сострадательными людей, о которых рассказывает Чингиз Айтматов в романе «Плаха»?
В области не выполнялся план по заготовке мяса, но руководители «с честью» вышли из затруднительного положения: говяжье мясо заменили мясом сайгаков, беззащитных, пугливых обитателей степи. Сцена массового убийства сайгаков потрясает. Люди, озверев от потоков крови, из автоматов расстреливали стада обезумевших животных, раненых и убитых сайгаков забрасывали прямо в кузова машин. У этих «охотников» нет души. Иначе как понять удовлетворение их от вида крови, от груды убитых ими сайгаков? Жестокость людей заставляет волчицу Акбару мстить им. Её детеныши, маленькие, смешные волчата погибают из–за отсутствия человечности: одни гибнут во время расстрела сайгаков, других уносит жадный пастух. Горе матери, потерявшей детей, неизмеримо, даже если мать- зверь. А Акбара мстит людям, похищая ребёнка у человека, который вроде и не виноват в трагедии волчьей семьи. Но кто-то должен расплатиться за погубленных детей Акбары. Природа наказывает человека за его бессмысленную жестокость.
Также и В.П. Астафьев в повествовании в рассказах «Царь-рыба» говорит о необходимости, безотлагательности «возвращения к природе». Связь человека и природы интересует автора в нравственно-философском аспекте. Вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения о биологическом и духовном выживании людей. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.
Хотя все названные произведения указанных авторов многоплановы и многопроблемны, на первый план хотелось бы вывести именно проблемы экологии и рассмотреть данные произведения с этой точки зрения.
Таким образом, цель данной работы можно сформулировать следующим образом: исследовать проблемы экологии в русской литературе XX века на примере повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой», повествования в рассказах В.П. Астафьева «Царь-рыба» и романа Ч.Т. Айтматова «Плаха».
Наиболее приемлемым для достижения поставленной цели является принцип последовательного изложения материала.
А теперь прейдем к нашему исследованию.

Проблемы экологии в современной русской литературе.

2.1. Проблемы экологии в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой».
Попытаемся выяснить природу той трагической ситуации, которую вскрывает Распутин в своей повести. Все мы понимаем - и автор «Прощания с Матёрой», конечно, тоже,- что затопление Матёры вызвано целями, которые, безусловно, направлены на благосостояние не только жителей Матёры, но всего народа; все мы столь же ясно сознаём, что эта «воля» не может, не обязана даже предусмотреть все возможные случаи восприятия её решений каждым из тех людей, кого она так или иначе захватывает в сферу своего воздействия. Но, если исходить из интересов всего государства, даже и в этом случае трудно усмотреть трагедию. А разорение могил, да ещё на глазах детей и внуков умерших? Частный случай? Да, частный, но это «частность» такого рода, в которой и через которую Валентин Распутин видит трагическое и уже далеко не частное.
Кто нам земля: мать родная или мачеха? Земля, взрастившая, вскормившая нас, или же только «территория»? Вспомним, что именно так стоит вопрос в повести Распутина: « Я родился в Матёре. И отец мой родился в Матёре. И дед. Я тутака хозяин», - говорит дед Егор; «Эта земля-то всем принадлежит- кто до нас был и кто после нас придет.... А вы чё с ней сотворили?» - это уже голос тетки Дарьи, а вернее, голос народа-хозяина, радетеля земли. Это голос не «супротив» государственной воли, той, что на его же благо. Он «супротив» «туристического», отчуждённого («Тебе один хрен, где жить – у нас или ишо где») отношения к земле. Для того же Жука озеро не озеро, а «ложе водохранилища», не остров, «а зона затопления», не земля, а «территория» . Оттого-то и люди не люди, а «граждане затопляемые»
Отношение к конкретной земле, к конкретным людям как к чужому качественно выявляет тип отношения к Родине, к Земле в целом.
Сохранность и движение – явления, как мы понимаем, взаимообусловленные. Не случайно идея сохранности – в самых разных, конкретных проявлениях этого понятия в реалиях художественного образа – становится центральной в творчестве многих наших писателей. И в этом есть свой глубокий смысл: нам есть что сохранять, мы осознали необходимость этой идеи. И среди других ценностей мы обязаны сохранить и те духовные и нравственные начала, которые воплощены в таких консервативно-вековых понятиях, как мать, дом, земля. Вот об этом- то и напоминает нам «Прощание с Матёрой». «Своё» нужно беречь, с «чужим» можно обращаться как угодно. Вот в таком уже отношении к «своему» как к «чужому» видит, как мне кажется, Распутин ростки духовной беспутности, которая в иных случаях ведёт и к кощунству. В повести это кощунство над «чужими могилами. Но мы знаем из истории и куда более страшные кощунства. Писатель предупреждает нас, заставляет задуматься, противостоять таким явлениям и проявлениям хотя бы в сознании. А ясное сознание заставит противоборствовать им реально действенно.

2.2 Проблемы экологии в романе Ч. Айтматова «Плаха».
Нам самое время устремиться по страницам одного из самых глубоких и провидческих романов современности – романа, который стал не только художественным явлением, но и страницей нашей истории. Не трудно догадаться, что речь идёт о «Плахе» Чингиза Айтматова. Об этом романе писалось и говорилось уже достаточно много, но он, как всякое истинно художественное произведение, в принципе неисчерпаем, и каждое новое поколение будет находить в нём что-то важное, интересное и полезное для себя. Этот роман несёт в себе тайну бесконечной жизни, и отдельного человека и множества типов человеческих сообществ, и, конечно же, космоса, к которому мы принадлежим не только потому, что сумели вырваться за пределы, но по самому своему происхождению и предназначению. Дела вселенские происходят не только на расстоянии сотен парсеков, а и на нашей грешной земле, и все мы являемся их непременными участниками. «Плаха» - это уже прямой призыв к нам всем вспомнить об этом и никогда не забывать, ибо изоляция от Вселенной ведёт человека к замыканию в собственной скорлупе, к отпадению от мира, от вечно живой жизни. Самый же страшный вид индивидуализма – это индивидуализм коллективный, общественно-обязательный, умерщвляющий душу, а вслед за нею и тело.
Сразу после выхода данной книги в печать, многие предполагали, что самую высокую оценку читателей и критики получит современная линия «Плахи» - экологическая (впрочем, тоже насквозь проникнутая поэтикой мифа: волк традиционная для мифа фигура, в романе рисуется удивительная судьба одной волчьей семьи), если будет «положительно отмечена» острота социальной проблематики (бюрократизм, браконьерство, наркомания), то на долю библейских сцен романа останутся резкие упрёки. Другие же (например, Леонид Вуколов в статье «Плаха или крест. (О романе Чингиза Айтматова)» считают, что главное в романе – библейские мотивы.
Но не нужно забывать, что «Плаха» - книга сложная, отразившая в себе не первые шаги христианства на Земле, а результат развития человечества в течение двух последующих тысяч лет, которые даны были человечеству для свободного выбора между добром и злом, между грехом и душевной чистотой. Здесь уместно вспомнить слово экология и сказать о гибели всего живого вокруг (гибнут звери, лишаются последнего пристанища Тайнышар и Акбара, целинные земли превращаются в пустыню), но не об этом пишет Айтматов: стремительно приближается к гибели тот, кто был призван охранять все эти реки и воды, разрушается душа человеческая, его разум погружается во тьму, и он уже не слышит, не хочет слышать слово истины.
На все поставленные в романе вопросы мы, естественно, ответов не найдём ещё долго, поскольку подлинное произведение искусства – вещь саморазвивающаяся, живущая не только в своих рамках, но и вне их, в постоянном соприкосновении с общей и индивидуальной мыслью, входящая в нашу жизнь не только как объект изучения и наслаждения, но и как субъект мысли, чувства и нравственности.
На свете всегда существовали и вечно пребудут противоречивые начала. Всех нас с детства приучили к мысли о том, что всё в мире движется, что и сама жизнь есть одно из проявлений движения, что человечество с неизбежностью движется к совершенству и один строй сменяется другим ради этого совершенства. Но если мы стоим на диалектических позициях, то обязаны признать и нечто противоположное. Например, что история развивается не прямолинейно, прогресс соседствует с регрессом, кажущиеся неизбежным сегодня может превратиться в свою противоположность завтра. И не потому, сто исполнители плохи, что теория неверна, а потому, что диалектика того требует, потому что нет у человечества возможности предвидеть, а тем более провидеть своё будущее, слагающееся из бесконечного числа вариантов.

2.3 Взаимоотношения человека и природы в повествовании в рассказах В.П. Астафьева «Царь-рыба».
В творчестве В. Астафьева проблема «человек и земля» рассматривается в аспекте взаимоотношений человека и природы. Отношение к природе у писателя – показатель духовности и самый существенный критерий нравственной оценки человека, в зависимости от этого выстраиваются все остальные качества Тема детства, семьи, труда и природы, социальное и природное в человеке, вечные вопросы бытия, людская солидарность, философское восприятие природы и естественное, органичное отношение к ней человека, живущего в единстве с ней и по её законам, - все эти многообразные стороны общей проблемы «человек и природа» намечены уже в первом рассказе, «Бойе». Такое непосредственное, эмоционально-чувственное и эстетическое переживаемое восприятие природы и есть наиболее естественное, органичное, по Астафьеву. Всё происходящее в природе – вечно, разумно, целесообразно, и человеку, живущему в согласии с природными законами, нет нужды в рационалистическом их осознании.
В повести «Царь-рыба» представлены три типа отношения человека к природе: разумно- созидательное – со способностью к одухотворённо-поэтическому её восприятию, бездуховно-рационалистическое и хищнически-потребительское.
Единство человека и природы показано через ассоциации между человеком и природой. Образы персонажей, художественные приёмы (сравнения, метафоры) подчинены основной концепции Астафьева: человека он видит через природу, а природу – через человека. Ребёнок ассоциируется с зелёным листком, который «прикреплялся к древу жизни коротеньким стерженьком», а смерть старого человека вызывает ассоциацию с тем, как «подают в старом бору перестоялые сосны, с тяжёлым хрустом и долгим выходом». Образ матери и ребёнка – это образ древа, питающего свой Росток: «Вздрогнув поначалу, от жадно, по-зверушечьи давнувших дёсен, заранее напрягшись в ожидании боли, мать почувствовала ребристое, горячее нёбо младенца, распускалась всеми ветвями и кореньями своего тела, гнала по ним капли живительного молока, и по раскрытой почке сосца оно переливалось в такой гибкий, живой, родной росточек». О речке Опарихе говорится: «Синенькая жилка, трепещущая на виске земли». Другая, шумная речка тоже сравнивается с человеком: «Бедовый, пьяный, словно новобранец с разорванной на груди рубахой, урча, внаклон катился поток к Нижней Тунгуске, падая в её мягкие материнские объятья». И таких ярких, живых метафор и сравнений очень много в книге. Астафьев напоминает, что человек и природа – единое целое, что мы все – порождение природы, её часть, что волей-неволей человек, как бы цивилизован он ни был, находится под властью законов природы. Поэтому отношение между человеком и природой писатель рассматривает как отношение между матерью и её детьми.
Тема браконьерства, хищнического отношения к природе проходит через всю книгу. В основе браконьерства во всех его многочисленных формах и проявлениях лежит потребительство как психология. Образ жизни, поведение и философия Художественному исследованию духовной сущности браконьерства посвящено насколько рассказов с индивидуализированными образами браконьерства в центре повествования: «У Золотой карги», «Царь-рыба». Понятие браконьерства не означает только потребительское отношение к природе, оно включает в себя также и отношение к человеку. Рассматривая природу и человека в единстве, писатель имеет в виду всякое проявление бездуховности, независимо от того, направлено оно на природу или на человека. Типологически родственные черты браконьеров автор рассматривает в соответствии со своей нравственно-философской концепцией человека: хорошее и плохое в человеке выявляется в его отношении к традиционным ценностям, выработавшимся в народе и отложившимся в народном сознании как основа его мироощущения и как незыблемый закон жизни и поведения.
Ради наживы браконьеры ведут трудную жизнь. «Незавидная, рисковая доля браконьера» - этот мотив последовательно развивается во всех рассказах. По физическому и духовному напряжению браконьерство может сравниться с сапёрской, военной работой, с той лишь разницей, что его цель и результаты позорны
Все браконьеры у В. Астафьева наказаны. «Бесследно никакое злодейство не проходит» - это принципиальная и художественная последовательно реализуемая авторская позиция Мысль о вековом единстве человека с природой, о том, что у них одна судьба и одно будущее, образно воплощена в рассказе «Царь-Рыба». Центральный эпизод этого рассказа – единоборство Утробины с осётром – дан в сказово-эпическом освещении, как борьба человека («царя природы») с самой природой (царь-рыбой)Образ царь-рыбы одновременно воплощает в себе и могущество природы, и беззащитность перед истребляющим её современным человеком. В символической картине единоборства человека с природой, как она изображена у В. Астафьева, ни на чьей стороне не может быть победы, человек и природа «повязаны одним смертным концом»
Мораль этой притчи выражает общую идейно-художественную концепцию произведения: складывающиеся веками гармонические отношения человека с природой как основа духовной и материальной жизни на земле могут быть сохранены и продолжены в настоящем благодаря духовно-историческому опыту предшествовавших поколений.
Многочисленны образы браконьерства, губящих всё живое. Браконьерами Астафьев считает не только тех, кто губит непосредственно природу, как «чушанцы», которые буквально грабят родную реку, безжалостно травят её. Браконьер и «вольный человек» Гога Герцев, который вытаптывает души одиноких женщин, встречающихся на его пути. Браконьеры и те чиновники государственного масштаба, которые так спроектировали и построили на Енисее плотину, что загноили великую сибирскую реку и прилегающие к ней земли.
Пожалуй, изо всех рассматриваемых произведений, именно в «Царь-рыбе» автору в реализации замысла помогает композиция рассказов, построение всего произведения и лирические зарисовки. Вот например, герой второй части, Акимка, духовно сращён с природой («Уха на Боганиде»). Его образ противопоставлен образам антигероев первой части, браконьеров. В умении трудиться коренится способность героя выживать. Он принимает жизнь такой, какая она есть. Не пренебрегая повседневными мелочами, Аким связан духовно с природой, чувство в нём преобладает над разумом: «Аким всё как-то угадывал, чувствовал». Рядом с Акимом появляются и другие люди, которые, как могут, заботятся о родной земле. В рассказе «Уха на Боганиде» рыбацкий посёлок рисуется утопически, как земля обетованная. Между обитателями посёлка существуют добрые отношения, прикрываемые беззлобным юмором. Ритуал с первого бригадного улова «кормить всех ребят без разбору рыбацкой ухой» - «венец всех дневных свершений и забот». За общим артельным столом рядом с чужими отцами сидят чужие дети и дружно едят уху из общего котла. Эта картина – воплощение авторского идеала, единения людей, живущих в ладу с природой и друг с другом.
В рассказе «капля природа поворачивается самой светлой стороной тому, у кого душа распахнута ей навстречу: «На заостренном конце продолговатого ивового листа набухла, созрела продолговатая капля и, тяжёлой силой налитая, замерла, боясь обрушить мир своим падением. И я замер () «Не падай! Не падай!» - заклинал я, просил, молил, кожей и сердцем внимая покою, скрытому в себе и в мире». Эта поэтическая зарисовка – о возможной гармонии в отношениях человека и природы. Повествователь, восхищённый красотой тайги, думает: «Как хорошо, что меня не убили на войне и я дожил до этого утра». Взволнованные переживания автора о хрупкости и трепетности жизни, о судьбах детей переводят сиюминутное, обыденное в масштабы вечности, приобретают обобщающий, философский смысл.
На последних страницах «Царь-рыбы» автор обращается за помощью к вековой мудрости, запечатлённой в Священной книге человечества: «Всему свой час, и время всякому делу под небесами. Время родиться и время умирать () Время войне и миру». Но эти афоризмы не утешают, и кончается «Царь-рыба» трагическим вопросом автора: «Так что же я ищу, отчего я мучаюсь, почему, зачем? – нет ответа».
В этих вопросах – боль за всю землю, боль за человека, так неразумно отдалившего себя от природы. И надежда на восстановление гармонии между матерью природой и её порождением – человеком.

3. Заключение
Следует заметить, что при написании данной работы исследовались только три произведения, ставшие уже хрестоматийными и очень ярко освещающие проблему, заявленную в заглавии. Но эти произведения не единичны. И поэтому в заключение хотелось бы рассказать и о других, в том числе и публицистических, произведениях данной проблематики.
Люди привыкли брать ресурсы у природы, не задумываясь об их количестве и восстановлении. Сибирь, богатейший край страны, что ожидает его в будущем? Публицист Константин Лагунов рассуждает об этом в своей статье «После нас». Основные ресурсы района, газ и нефть, являются главными экспортными продуктами, поставляемыми в разные страны Европы. Для увеличения валютного фонда увеличивают добычу «чёрного золота», и, не переставая, течёт по трубам наше природное богатство. Двадцать пять лет тому назад началось это страшное опустошение зелёных недр. «Повысить добычу нефти!», «Дойти до миллионного рубежа!» И дошли. Не только до миллионного, но и до миллиардного: миллиард кубометров газа стали добывать в сутки. Выкачав нефть и газ в одном месте, уходили на другое, а что оставалось. На месте прозрачных таёжных озёр – мёртвые, зловонные лужи, реки с обжигающе холодной водой были превращены в сточные канавы нефтяных отбросов. Оленьи пастбища Севера оказались изрыты, вспаханы гусеницами тракторов и вездеходов. Гибнет природа, нравственно опускаются и люди, работающие там: пьянство, бескультурье, жажда больших денег – горькая реальность сегодняшнего дня рабочих Севера.
Священное озеро Байкал, гордость страны, уникальное творение природы, тоже загублено руками человека. Андрей Вознесенский в поэме «Ров» восклицает:
И неужели мы будем в истории-
«эти, Байкал загубили которые»?
Необходимо предотвратить гибель Байкала, сохранить его для будущих поколений, чтобы потом не сказали: «Мёртвое море – священный Байкал». Не только море может быть мёртвым, в зоне аварии Чернобыльской АЭС мертва земля, мёртв воздух. Изначальные условия существования всего живого стали губительны. Поражены неизлечимой болезнью растительность, животный мир, в опасности жизнь людей. О страшной катастрофе и её причинах говорит Юрий Щербак в документальной повести «Чернобыль». Техника может обрушить удар на человека, если люди, создавшие её, не имеют нравственного стержня. Нужно думать не только о настоящем, но и о вечном. Как сказал американский профессор Роберт Гейл: «Чернобыль – последнее предупреждение человечеству». Пора опомниться! Но не обязательно заглядывать в разные уголки родной страны. Если приглядеться, то и в своём родном краю можно найти те же бездуховность и равнодушие людей, жестокое отношение к земле, к природе.
Евгений Носов в очерке «Холмы, холмы» передаёт боль, которую он испытал при встрече с жеребёнком, стоявшим около своей мёртвой матери. Маленький и беззащитных, он не отходил от неё, пытался повести за собой. Носов был поражён тем, что никто: ни женщины, ехавшие в машине, ни шофёр, ни жители деревни не забрали жеребёнка. У него не было хозяина. Носов не смог увести жеребёнка, и, возможно, тот так и умрёт около матери от голода и холода Жестокая смерть, жестокие и люди, допускающие её. Носов хочет, чтобы люди очнулись от своего страшного забытья, чтобы взглянули другими глазами на природу, которую они довели до такого состояния. Надо остановить медленный процесс умирания. Самое главное, чтобы люди преодолели равнодушие, чёрствость свою, чтобы никто уже не прошёл мимо нуждающегося в помощи. Только тогда появиться возможность остановить экологическую катастрофу. Жизнь будущих поколений зависит от нас, и если мы не прекратим своего варварского отношения к природе, то, может быть, не погибнув в ядерной войне, мы умрём от природного катарсиса Земли.
И больше, чем сума сойти
Сойти –
Сойти за черту,
Где бездна
ловит
пустоту,
Где шар земной – как не земной,
Не шар – а череп под луной
Летит –
Безбров,
Безнос –
И – ни червя
Такой прогноз –
Прими, как «СОС»,
Как наш набат.

Список литературы.
1. Айтматов Ч.Т. Плаха. – М.: Художественная литература, 1996.
2. Астафьев В.П. Царь-рыба.// Повести. Рассказы. – М.: Дрофа, 2002, стр. 33-462.
3. Вуколов Л.И. Никто не проживет твоей жизни вместо тебя. О повестях Валентина Распутина// Поговорим об истинных ценностях. – М.: Просвещение, 1992.
4. Вуколов Л.И. Плаха или крест. О романе Чингиза Айтматова // Поговорим об истинных ценностях. – М.: Просвещение, 1992.
5. Распутин В.Г. Прощание с Матёрой.// Повести. Рассказы в т-х тт. т. 2. – М.: Дрофа, 2002, стр. 5-185.
6. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь в 2-х частях. – М.: Просвещение, 1998.
7. Энциклопедия литературных героев. Русская литература XX века в 2-х книгах. – М.: Олимп.

РЕЦЕНЗИЯ
на реферат по литературе на тему: «Проблемы экологии в современной русской литературе» выпускника 11 класса Егорова Дмитрия Юрьевича.

Реферат полностью соответствует теме: «Проблемы экологии в современной русской литературе».
В работе выделяются 3 содержательные части: введение, основная часть и заключение, оформленные в едином стиле. Далее материал структурируется по разделам, параграфам и абзацам. К частям текста подобраны удачные заголовки.
Во введении даётся обоснование актуальности темы, автором реферата ставится цель исследования, выделяется круг проблем и обозначаются основные произведения, призванные служить раскрытию темы реферата.
Основная часть состоит из 3 частей (по количеству исследуемых произведений). Для написания работы Дмитрий Юрьевич использовал как библиографический словарь, энциклопедию литературных героев, так и литературоведческие работы.
Выпускник показывает знание текстов исследуемых произведений.
Дмитрий Юрьевич удачно отмечает наличие разных точек зрения на проблему и высказывает свою точку зрения (в частности, при исследовании романа Ч. Т. Айтматова «Плаха»).
Смысловые блоки основной части связаны между собой логически.
Удачным можно считать метод последовательного изложения материала, выбранный выпускником, а не метод параллельного сопоставления, ввиду специфики исследуемых произведений.
Следует также отметить, что выпускник не ограничивается в освещении темы реферата только лишь программными произведениями: в заключении для доказательства своей точки зрении и для подтверждения актуальности выбранной темы он говорит о внепрограммных произведениях, и не только художественных, но и публицистических, демонстрируя тем самым широкий кругозор и умение синтезировать и сопоставлять материал.
Автор реферата удачно вводит в свою работу цитаты, оформляя их согласно пунктуационным нормам русского языка.

Реферат заслуживает оценки «отлично».

Рецензент: учитель русского языка и литературы Кисель Т.В.


Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке, в метро. Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уж тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» - писатели.

Антон Павлович Чехов «Дядя Ваня»

Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

В последнее время приставки «эко-» и «био-» становятся всё более популярными. И это неудивительно - на фоне научно-технического прогресса наша планета подвергается мучительной пытке. Недавно учёные сделали открытие: оказывается, коровы выделяют больше парниковых газов, чем все транспортные средства мира. Недавно учёные сделали поразительное открытие: оказывается, коровы выделяют больше парниковых газов, чем все транспортные средства мира. Выходит, что агрокультура, самая «зелёная» область экономики, вредит экологии больше всего?

Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века оценивает состояние природы: «Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование, это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне… Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего».

Астрову такое состояние кажется предельным, и он никак не предполагает, что пройдет пятьдесят или сто лет и грянет Чернобыльская катастрофа, и реки будут загрязнены промышленным мусором, а в городах почти не останется зелёных «островков»!

Леонид Леонов «Русский лес»

В 1957 году первым лауреатом возрожденной Ленинской премии стал писатель Леонид Леонов, представленный к ней за роман «Русский лес». «Русский лес» - о настоящем и будущем страны, которое воспринимается в тесной связи с сохранностью природных богатств. Главный герой романа - Иван Матвеич Вихров, лесник по профессии и призванию, так говорит о русской природе: «Пожалуй, никакие лесные пожары не нанесли столько ущерба нашим лесам, как этот обольстительный гипноз былой лесистости России. Истинное количество русских лесов всегда измерялось с приблизительной точностью» .

Валентин Распутин «Прощание с Матёрой»

В 1976 году выходит повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Это повесть о жизни и умирании маленькой деревеньки Матёра, что на реке Ангара. На реке строят Братскую ГЭС, и все «ненужные» деревни и острова необходимо затопить. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Валентин Распутин родом из Иркутска, и Ангара для него – родная река, и от этого только громче и решительнее он рассказывает о ней, и о том, как органично всё в природе устроено изначально, и как легко эту гармонию разрушить.

Виктор Астафьев «Царь-рыба»

В том же 1976 году увидела свет книга другого писателя-сибиряка Виктора Астафьева «Царь-рыба». Астафьеву вообще близка тема взаимодействия человека с природой. Он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок.

Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах: «Игнатьич отпустился подбородком от борта лодки, глянул на рыбину, на ее широкий бесчувственный лоб, бронею защищающий хрящевину башки, желтые исиние жилки-былки меж хрящом путаются, и озаренно, в подробностях обрисовалось ему то, от чего он оборонялся всю почти жизнь и о чем вспомнил тут же, как только попался на самолов, но отжимал от себя наваждение, оборонялся нарочитой забывчивостью, однако дальше сопротивляться окончательному приговору не было сил».

Чингиз Айтматов «Плаха»

Год 1987 год. В «Роман-газете» напечатан новый роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта автором была отражены современные отношения природы и человека.

Однажды одна знакомая дама-экстрасенс сказала мне: «Раньше мир был полон магии, но в какой-то момент человечество встало на распутье - мир магии или мир машин. Машины победили. Мне кажется, это неправильный путь и рано или поздно нам придется расплачиваться за этот выбор». Сегодня, вспоминая об этом, я понимаю, что стоит заменить слово «магия» на более понятное мне слово «природа» - и всё сказанное станет святой правдой. Машины победили природу и поглотили нас, своих создателей. Проблема в том, что мы-то живые. Кости и плоть. Чтобы выжить, мы должны быть настроены на ритм Вселенной, а не на выпуски новостей или дорожные пробки.

Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком.Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек.

Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу, потому что она не создана для нас: мы все-лишь ее часть: «А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история».

Сергей Павлович Залыгин «Экологический роман»

В 1993 году Сергей Павлович Залыгин, писатель, редактор журнала «Новый мир» времен перестройки, благодаря усилиям которого стали снова издавать А.И. Солженицына, пишет одно из последних своих произведений, которое называет «Экологический роман». Творчество С.П. Залыгина особенно тем, что в центре у него стоит не человек, его литература не антропоцентрична, она больше – природна.

Главная тема романа – Чернобыльская катастрофа. Чернобыль здесь не только глобальная траге­дия, но и символ вины человека перед природой. Роман Залыгина проникнут сильным скептицизмом по отношению к человеку, к бездумной погоне за фетишами технического прогресса. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя – вот к чему призывает «Экологический роман».

Татьяна Толстая «Кысь»

Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю.

Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.




Описание презентации по отдельным слайдам:

3 слайд

Описание слайда:

Задачи: -воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к рациональной созидательной деятельности в современном мире; -формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям природы; -развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; -освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных литературных сведений и понятий; -совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

6 слайд

7 слайд

Описание слайда:

Мало кто задумывался о том, что природа не терпит насилия над собой, и как бы беспомощно она ни выглядела под натиском ружей и бульдозеров, она непременно отомстит бездумно нарушающему ее законы человеку. Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

8 слайд

Описание слайда:

Родился 15марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. Окончив университет в 1959 году, Распутин стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска С 1966 года Распутин - профессиональный литератор. С 1967года - член Союза писателей СССР. В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири». В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман газета». В 1994 году выступил инициатором создания Всероссийского фестиваля «Дни русской духовности и культуры „Сияние России“» (Иркутск). В 2010 году Союз писателей России выдвигал кандидатуру Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе. Умер 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия (по иркутскому времени было уже 15 марта, поэтому земляки писателя считают, что он скончался в день рождения). Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин 15.03.1937- 14.03.2015гг Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

9 слайд

Описание слайда:

Прощание с Матёрой В повести идет речь о затоплении обжитого острова с деревней Ма­терой перед пуском крупной электростанции на Ангаре. "Говорить сегодня об экологии - это значит говорить не об измене­нии жизни, как прежде, а об ее спасении" - сказал Валентин Распутин еще в 1989 году. В биографии Распутина было много общественных действий, направленных на спасение природы и защита Байкала, и борьба против поворота северных рек, и протест против ликвидации "неперспективных деревень". Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

10 слайд

Описание слайда:

Прощание с Матёрой Последние дни и ночи Матеры - разор кладбища, сжигание опустевших изб - для Дарьи и других старух все равно, что "край света", конец всему. Чувство вины перед разоренными могилами перерастает в горькое недоумение, в мысли о непонятной судьбе, об ее ускользающем смысле, о судьбе. Санитарная очистка кладбища перед затоплением по сути обыденна: так сгребают во дворе мусор, чтобы сжечь. Но чем обыденнее все это, тем страшнее: здоровые мужики в брезентовых спецовках, чужие, как при­шельцы, сваленные как попало кресты, пирамидки с фотографиями, холмики голых могил. Смешалось необходимое и кощунственное. Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

11 слайд

Описание слайда:

Недаром, несмотря на добротную реалистическую канву, "Прощание с Матерой" представляет собой во многом повесть - миф, в основе которого лежит библейское предание о Великом потопе, а погибшая сибирская деревня Матера в мифологическом плане оказывается моделью мира. Прощание с Матёрой Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

12 слайд

Описание слайда:

Чингиз Айтматов родился в селе Шекер, ныне Талаской области Киргизии. Окончив восемь классов, поступил в Джамбулский зоотехникум. В 1948 году поступил в Киргизский сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953 году. В 1952 году начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. В 1956 поступил на высшие литературные курсы в Москве.(окончил в 1958). В июне1957 года была опубликована Повесть «Лицом к лицу» на киргизском языке в журнале «Ала-Тоо». В 1965 году повесть «Первый учитель» была экранизирована Андреем Кочаловским на «Мосфильме»» Повесть «Прощай, Гульсары!» (1968) принесла автору Государственную Премию. В 1977 году была опубликована повесть «Пегий пёс, бегущий краем моря», ставшая одним из любимых его произведений в ГЛР В 1978 году писатель был удостоен звания Героя Социалистического Труда. В 1980 году вышел роман «И дольше века длится день», за которую Айтматов получил вторую Государственную Премию. Последним произведением, опубликованным в СССР, является его роман «Плаха» (1986). С 1990 возглавлял Посольство СССР (с 1992 года - Посольство Российской Федерации) в Великом Герцогстве Люксембург, с 1994 по 2006 - посол Киргизии в странах Бенилюкса - в Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. Скончался 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберга, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе « Ата-Бейит» в пригороде Бишкека. Чинги́з Тореку́лович Айтма́тов 12.12.1928- 10.06.2008гг Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

13 слайд

Описание слайда:

Сложный организм романа несет много мыслей, метафор. Можно услов­но выделить две главные: первая из ниханок несет мысль об исторической и нравственной памяти человека и человечества, вторая - о месте человека, человеческой личности, индивидуальности в обществе, в мире, в природе. В центре повествования - драматическая судьба простого казаха-железнодорожника Едигея Жангельдина, прозванного Буранным.. Буранный полустанок Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

14 слайд

Описание слайда:

Вспомним сюжет легенды. Жуаньжуаны, захватившие Сары-Озеки в прошлые времена, превращали своих пленни­ков в манкуртов надеванием на голову шири - куска сыро­мятной верблюжьей кожи. Высыхая на солнце, верблюжья кожа стискивала голову раба, и человек лишался разума, ста­новился манкуртом. «Манкурт не знал, кто он, откуда родом- племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери - одним словом, манкурт не осознавал себя челове­ческим существом. Лишенный понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и по­тому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помыш­лял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное - восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Ман­курт был единственным в своем роде исключением - ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев». Буранный полустанок Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

15 слайд

Описание слайда:

Одна женщина Найман-Ана решила отыскать сына Жоламана, пропавшего во время сражения с жуаньжуанами. И нашла его - он стал манкуртом, пас хозяйский скот. Она пыталась вернуть ему память, рассказывала, как его зовут, рассказывала о себе и отце, пела колыбельные песни, но жуаньжуаны заметили ее и дали сыну лук и стрелы, чтобы он расправился с матерью. Манкурту же сказали, что эта жен­щина хочет навредить ему, отпарив его голову. И Жоламан убил свою мать выстрелом из лука. Буранный полустанок Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

16 слайд

Описание слайда:

Поразительно мастерство Айтматова как живописца природы и живот­ных. Одухотворенными, реалистично живут в романе не только люди, но и растения и живот­ные, сама степь вокруг Боранлы, умная белая верблюдица Найман-Аны из легенды, безымянный коршун -белохвост и верный Едигею пес Жолбарс, и, конечно, верблюд Каранар, который выписан очень ярко и зримо, он поч­ти очеловечен. Буранный полустанок Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

18 слайд

Описание слайда:

Первый эпизод - это судьба пары волков - Акбары и Ташчайнара. В этой книге с первых строк поражает то, что Айтматов начинает свое повествование с рассказа о волках, а не о людях. Судьбы людей не раз пересекаются с судьбой зверей. Волки были вынуждены покинуть степи после того, как люди устроили там гигантскую бойню - охоту на сайгаков, во время которой погибли их первые волчата. Пара волков ушла ближе к горам, к озеру, но и родившиеся там щенки погибли, когда люди подожгли камыши вокруг озера. Акбара и Ташчайнар перебрались в горы, надеясь, что там они спасутся от людей, но их последних четверых волчат украл из норы в горах человек. А когда волки начали мстить за своих детей, люди убили и их. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

19 слайд

Описание слайда:

Вторая сюжетная линия связана с судьбой Авдия Каллистратова - молодого человека, которого выгнали из духовной семинарии за ересь; после чего он стал корреспондентом газеты. Но Авдий чувствовал, что это не его призвание, и постоянно искал свое предназначение, смысл своего существования. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

20 слайд

Описание слайда:

Авдия, ставшего случайным свидетелем этой бойни и пытавшегося уговорить Кандалова и его приспешников прекратить охоту и покаяться, связали и бросили в кузов машины, а потом распяли на дереве и оставили умирающего молодого человека одного. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

21 слайд

Описание слайда:

В третьей части появляются новые герои, чьи судьбы тесно переплетаются с судьбой Акбары и Ташчайнара. Бедный чабан Базар-бай нашел в горах логово волков и забрал оттуда четверых щенков. Этот его необдуманный поступок стал причиной многих бед в целом совхозе. Волки начали мстить людям: они задрали много овец и даже набрасывались на людей. Но больше всех пострадали Бостон и его жена Гулюшкан: они потеряли самое дорогое, что у них было, - сына Кенджеша. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

22 слайд

Описание слайда:

В ком же тогда больше гуманности, человечности? Дикие животные способны жалеть нас, почему же тогда мы не можем понять и пожалеть их? Им ведь свойственны все те же чувства и переживания, что и людям. Люди сочувствовали Гулюшкан, которая, потеряв сына, выла так же, как Акбара, когда - у нее украли её волчат. Но вой волчицы вместо жалости вызывал в людях только злость. Люди в совхозе не могли простить волков, убивающих скот и нападающих на людей, желая отомстить им за всех своих детенышей. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

23 слайд

Описание слайда:

Для поддержания такого порядка в государстве отдельных людей, пытавшихся бороться за справедливость, отправляли на плаху. Но автор показывает читателям, что государство и общество, которые коверкают жизни и судьбы людей и не обращают внимания на свои внутренние проблемы, из которых наркомания, возможно, не самая серьезная, сами идут к "плахе". «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

24 слайд

Описание слайда:

Уничтожение животных в Моюнкумской саванне с этой точки зрения есть предупреждение: вместе с уничтожением природы происходит и процесс уничтожения природного начала в самом человеке и следующий в очереди – он сам. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

25 слайд

Описание слайда:

Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев 12.12.1928- 29.11.2001гг. Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (ныне – Красноярский край). В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в реке Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка - Екатерина Петровна. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом- интернат Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт Осенью 1945 года В. П. Астафьев демобилизуется из армии н вместе со своей женой -- рядовой Марией Семеновной Корякиной приезжает па ее родину -- город Чусовой на западном Урале. С 1951 но 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты "Чусовской рабочий. В 1959 году его направляют на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького В 1962 году семья переехала в Пермь, а в 1969 году - в Вологду В 1975 году за повести "Перевал", "Последний поклон", "Кража", "Пастух и пастушка" В. П. Астафьеву была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького. В 1978 году за повествование в рассказах "Царь-рыба" В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР. В 1980 году Астафьев переехал жить на родину - в Красноярск В 1989 году В. П. Астафьеву присвоено звание Героя Социалистического Труда. Скончался 29 ноября 2001 года в Красноярске. Похоронен на кладбище, расположенном на автодороге «Енисей» между сёлами Овсянка и Усть-Мана. Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Антон Павлович Чехов «Дядя Ваня»

Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

В последнее время приставки «эко-» и «био-» становятся всё более популярными. И это неудивительно - на фоне научно-технического прогресса наша планета подвергается мучительной пытке. Недавно учёные сделали открытие: оказывается, коровы выделяют больше парниковых газов, чем все транспортные средства мира. Недавно учёные сделали поразительное открытие: оказывается, коровы выделяют больше парниковых газов, чем все транспортные средства мира. Выходит, что агрокультура, самая «зелёная» область экономики, вредит экологии больше всего?
Перманентный рай

Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века оценивает состояние природы: «Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование, это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне… Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего».

Астрову такое состояние кажется предельным, и он никак не предполагает, что пройдет пятьдесят или сто лет и грянет Чернобыльская катастрофа, и реки будут загрязнены промышленным мусором, а в городах почти не останется зелёных «островков»!

Леонид Леонов «Русский лес»

В 1957 году первым лауреатом возрожденной Ленинской премии стал писатель Леонид Леонов, представленный к ней за роман «Русский лес». «Русский лес» - о настоящем и будущем страны, которое воспринимается в тесной связи с сохранностью природных богатств. Главный герой романа - Иван Матвеич Вихров, лесник по профессии и призванию, так говорит о русской природе: «Пожалуй, никакие лесные пожары не нанесли столько ущерба нашим лесам, как этот обольстительный гипноз былой лесистости России. Истинное количество русских лесов всегда измерялось с приблизительной точностью» .

Валентин Распутин «Прощание с Матёрой»

В 1976 году выходит повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Это повесть о жизни и умирании маленькой деревеньки Матёра, что на реке Ангара. На реке строят Братскую ГЭС, и все «ненужные» деревни и острова необходимо затопить. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Валентин Распутин родом из Иркутска, и Ангара для него – родная река, и от этого только громче и решительнее он рассказывает о ней, и о том, как органично всё в природе устроено изначально, и как легко эту гармонию разрушить.

Виктор Астафьев «Царь-рыба»

В том же 1976 году увидела свет книга другого писателя-сибиряка Виктора Астафьева «Царь-рыба». Астафьеву вообще близка тема взаимодействия человека с природой. Он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок.

Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах: «Игнатьич отпустился подбородком от борта лодки, глянул на рыбину, на ее широкий бесчувственный лоб, бронею защищающий хрящевину башки, желтые исиние жилки-былки меж хрящом путаются, и озаренно, в подробностях обрисовалось ему то, от чего он оборонялся всю почти жизнь и о чем вспомнил тут же, как только попался на самолов, но отжимал от себя наваждение, оборонялся нарочитой забывчивостью, однако дальше сопротивляться окончательному приговору не было сил».

Чингиз Айтматов «Плаха»

Год 1987 год. В «Роман-газете» напечатан новый роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта автором была отражены современные отношения природы и человека.

Однажды одна знакомая дама-экстрасенс сказала мне: «Раньше мир был полон магии, но в какой-то момент человечество встало на распутье - мир магии или мир машин. Машины победили. Мне кажется, это неправильный путь и рано или поздно нам придется расплачиваться за этот выбор». Сегодня, вспоминая об этом, я понимаю, что стоит заменить слово «магия» на более понятное мне слово «природа» - и всё сказанное станет святой правдой. Машины победили природу и поглотили нас, своих создателей. Проблема в том, что мы-то живые. Кости и плоть. Чтобы выжить, мы должны быть настроены на ритм Вселенной, а не на выпуски новостей или дорожные пробки.
Технологии и природа

Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком.Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек.

Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу, потому что она не создана для нас: мы все-лишь ее часть: «А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история».

Сергей Павлович Залыгин «Экологический роман»

В 1993 году Сергей Павлович Залыгин, писатель, редактор журнала «Новый мир» времен перестройки, благодаря усилиям которого стали снова издавать А.И. Солженицына, пишет одно из последних своих произведений, которое называет «Экологический роман». Творчество С.П. Залыгина особенно тем, что в центре у него стоит не человек, его литература не антропоцентрична, она больше – природна.

Главная тема романа – Чернобыльская катастрофа. Чернобыль здесь не только глобальная траге­дия, но и символ вины человека перед природой. Роман Залыгина проникнут сильным скептицизмом по отношению к человеку, к бездумной погоне за фетишами технического прогресса. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя – вот к чему призывает «Экологический роман».

Татьяна Толстая «Кысь»

Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю.

Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Ни один русский писатель не мыслит себя вне связи с природой, без наблюдения над её изменяющимся ликом, над тем, как она преображается – а иногда и уродуется – человеком.

Ю.Нагибин

Да, над этими строками следует призадуматься. Власть над природой дана человеку не для того, чтобы постепенно умерщвлять ее, а для того, чтобы внести разум и целесообразность в мироустройство. Проблема взаимоотношений человека и природы – самая важная в нашей современности. За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете. Но кто же сказал первым, кто обратился к этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уж тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» – писатели. В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение кприроде. Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят доктора Астрова.

В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо». Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века оценивает состояние природы:

К.Г. Паустовский рассказывает о сокровенной прелести природы людям, еще не понявшим, что «родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа». Сейчас, когда проблема охраны природы находится в центре внимания всего человечества, мысли и образы Паустовского имеют особую ценность и значимость. Нельзя не отметить и произведение Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», в котором каждая страница, каждая строка проникнута великой любовью к родной природе. Главный герой Егор Полушкин - лесник, нашел свое призвание, именно став стражем природы. Любовь к своему делу помогает Полушкину раскрыться, проявить инициативу, показать свою индивидуальность. Егор до последнего вздоха защищает природу в неравном бою с браконьерами.
Незадолго до своей гибели Полушкин говорит замечательные слова: «Природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает домолетно. И никакой человек не царь ей, природе-то...». И.А.Бунин в рассказе «Эпитафия» с горечью пишет об опустевшей деревне. Перестала жить лежащая вокруг степь, замерла вся природа. В его рассказе «Новая дорога» столкнулись две силы: природа и грохочущий по рельсам поезд. Природа отступает перед изобретением человечества: «Иди, иди, мы расступаемся перед тобою», - говорят веч ные деревья. – «Но неужели ты сн ова только и сделаешь, что к нищ ете людей прибавишь нищету природы?». Тревожные мысли о том, к чему может привести завоевание природы, мучают Бунина, и произносит он их от имени природы.

М.М.Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам. Не зря Михаила Пришвина называют «певцом природы». Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. Еще в первом произведении «В краю непуганых птиц» Пришвин тревожится отношением человека к лесам «...Только и слышишь слово «лес», но с прилагательным: пиленый, строевой, жаровой, дровяной …». Роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта автором отражены современные отношения природы и человека. Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком. Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек. Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу: «А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история».

Астафьеву вообще близка тема взаимодействия человека с природой. Он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок. Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах: Взаимоотношения человека с природой передано в поэме Н.А.Некрасова «Саша». Героиня, чьим именем названа поэма, плакала, когда вырубали лес. Была нарушена вся сложная жизнь леса: звери, птицы, насекомые - все лишились своего жилища. "Печальные картины", нарисованные поэтом, не могут оставить читателя безучастным.

... Из перерубленной старой березы

Градом лилися прощальные слезы.

И пропадали одна за другой

Данью последней на почве родной.

Когда же вырубка завершилась:

Трупы деревьев недвижно лежали;

Сучья ломались, скрипели, трещали,

Жалобно листья шумели кругом...

Не было пощады и лесной фауне:

Звонко кукушка вдали куковала,

Да, как безумная, галка кричала,

Шумно летая над лесом... но ей

Не отыскать неразумных детей!

С дерева комом галчата упали,

Желтые рты широко разевали,

Прыгая, злились. Наскучил их крик -

И придавил их ногою мужик.

Это далеко не все произведения русских писателей, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. Они, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее. Ведь каждая встреча с природой – это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу – значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

Земля страдает, земля вздыхает
И стон последний к нам обращает:
«Забудьте, люди, свои раздоры,
Скорей спасайте поля и горы…»

Бывает зима и сурова,
глядишь: вымерзают сады.
Как вьюга порой бестолково
судеб заметает следы.
Но в нашем бушующем веке
страшнее иная беда:
всё чаще в самом человеке
крещенские, брат, холода.

Владимир Жилкин