Дэвид Герберт Лоуренс. Биография. Дудова Л.В., Михальская Н., Трыков В.П.: Модернизм в зарубежной литературе. Дэвид Герберт Лоуренс: радуга чувств и правда повседневности Общее направление его идейно-творческих поисков

Дэвид Герберт Лоуренс (David Herbert Lawrence, 11 сентября 1885, Иствуд, графство Ноттингемпшир — 2 марта 1930, Ванс) — один из ключевых английских писателей начала XX века.

Дэвид Герберт Лоуренс был четвёртым ребёнком в семье малограмотного шахтёра и бывшей школьной учительницы. Натянутые отношения между родителями легли в основу многих его ранних работ.

В 1898 году Лоуренс получил стипендию в Ноттингемскую высшую школу, а в 1906 году завершил свое образование на педагогическом факультете Ноттингемского университета. Преподавал в начальной школе Кройдона, где и начал писать стихи и рассказы. В 1907 году он выиграл конкурс рассказов газеты Nottingham Guardian.

В январе 1912 года Лоуренс встретил Фриду фон Рихтхофен (Frieda von Richthofen) — жену своего бывшего преподавателя и мать троих детей. Они сразу же полюбили друг друга и в мае вместе уехали в Германию. После двухлетнего путешествия по Германии и Италии они вернулись в Англию и поженились в июле 1914 года. С самого начала это был бурный брак, и он вдохновил Лоуренса на написание сборника стихов «Смотри! Мы справились!» (Look! We Have Come Through, 1917).

Слабое здоровье Лоуренса резко пошатнулось в 1930 году. В последние месяцы своей жизни он много писал стихи, статьи и эссе. После лечения в санатории, в мае 1930 года он умер от туберкулёза в городе Вансе во Франции. После его смерти Фрида вышла замуж за Анжело Равальи. После того, как они перебрались на ранчо в Таос, новый муж Фриды перевёз прах Лоуренса для захоронения в небольшой часовне в горах Нью-Мексико.

В психологических романах «Сыновья и любовники» (1913), «Радуга» (1915), «Влюблённые женщины» (1920) призывал современников открыть себя «тёмным богам» инстинктивного восприятия природы, эмоциональности и сексуальности. Зрелость и мудрость, по Лоуренсу, означают отказ от столь характерного для XIX века рационализма. Помимо романов, Лоуренс также писал эссе, стихи, пьесы, записки о своих путешествиях и рассказы. Некоторые книги Лоуренса, включая роман «Любовник леди Чаттерлей», были долгое время запрещены к публикации по причине непристойности. Главный мотив поэтического творчества Лоуренса — отказ от дегуманизирующего влияния индустриального общества и возвращение к естественности и спонтанности жизни.

Книги (2)

Любовник леди Чаттерли

Дэвид Герберт Лоуренс остается одним из самых любимых и читаемых авторов у себя на родине, в Англии, да, пожалуй, и во всей Европе.

Важнейшую часть его обширного наследия составляют романы. Лучшие из них — «Сыновья и любовники», «Радуга», «Влюбленные женщины», «Любовник леди Чаттерли» — стали классикой англоязычной литературы XX века.

«Любовник леди Чаттерли» сразу же после выхода в свет в 1928 году был запрещен к дальнейшему изданию, а готовый тираж был изъят и уничтожен. Запрет действовал более 30 лет, и лишь в 1960 году после громкого судебного процесса, всколыхнувшего всю Англию, роман был реабилитирован и полностью восстановлен в правах. Лоуренс создал три версии своего романа. Последняя из них была признана окончательной самим автором.

Дэвид Герберт Лоуренс был четвертым ребенком в семье шахтёра и бывшей школьной учительницы. Его бурные взаимоотношения со склонным к насилию отцом и страстная привязанность к утончённой, социально амбициозной матери во много повлияли на его последующую работу.

Творчество

Его первый роман, «Белый павлин» (The White Peacock ), был опубликован в году, несколько недель спустя смерти его матери, после которой он серьёзно заболел. Лоуренс оставил преподавание и написал «Нарушитель границ» (The Trespasser , ). За ним последовал роман «Сыновья и любовники» (Sons and Lovers , ) - его первая серьёзная работа, являвшаяся полуавтобиографическим отчётом о юности и двусмысленных отношениях с родителями.

Лоуренс пробовал свои силы как поэт с самой юности. Начинал он с вполне традиционных «георгианских » стихов, но его творческий поиск привел к тому, что он разработал собственную, неповторимую поэтику, близкую к той, что использовали поэты из группы имажистов. Лоуренс печатался в антологиях имажизма . Яркая, чувственная поэзия Лоуренса далеко не сразу завоевала признание читателей и критиков. При его жизни его поэзию ценили лишь специалисты. Однако ныне Лоуренс считается одним из ведущих мастеров стиха двадцатого века.

Ещё за границей Лоуренс начал работать над объёмным проектом «Сёстры». Со временем этот проект включил в себя два его самых знаменитых романа: «Радуга» (The Rainbow , опубликован в сентябре года, но запрещён в ноябре) и «Влюбленные женщины» (Women in Love , завершён в 1917 году, но издан частным образом только в году в Нью-Йорке).

Разочарованный в Англии и нежелании принять его творчество, Лоуренс в году вместе с Фридой навсегда покинул родину. «Пропавшая девушка» (The Lost Girl , ) принесла ему награду памяти Дж. Т. Блэка; за ней последовал «Посох Аарона» (Aaron’s Rod , ). После длительных путешествий Лоуренс опубликовал четыре описания своих странствий, «Кенгуру» (Kangaroo , ), роман, написанный в Австралии (место действия - там же), и литературно-критический труд «Классическая американская литература» (Studies in Classic American Literature ). Во время своего пребывания на Вилле Миренда во Флоренции он написал свой последний роман «Любовник леди Чаттерлей» (Lady Chatterley’s Lover ), который был опубликован в частном издательстве в году. Этот роман, однако, полностью был опубликован в Англии и США лишь через тридцать лет после позорной попытки запретить его на основании непристойности.

Слабое здоровье Лоуренса резко пошатнулось в 1930 году, и в мае того же года он умер от туберкулёза в городе Венс во Франции .

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лоуренс Д. Г." в других словарях:

    Лоуренс, Лоренс (англ. Lawrence, Laurens) популярное имя, а также фамилия. Родственные имена: Лаврентий, Лоренцо, Лоран. Имя Лоуренс Уотт Эванс (англ. Lawrence Watt Evans, 1954) американский писатель фантаст. Фамилия… … Википедия

    Лоуренс в 21 год Дэвид Герберт Лоуренс (англ. David Herbert Lawrence; 11 сентября 1885, Иствуд, графство Ноттингемпшир 2 марта 1930, Ванс) английский писатель. Один из самых известных писателей начала двадцатого столетия. Знаменитый благодаря… … Википедия

    - (Lawrence) Эрнест Орландо (1901 58), американский физик. В 1930 г. стал профессором Калифорнийского университета в Беркли, где построил первый ЦИКЛОТРОН (УСКОРИТЕЛЬ частиц). Затем Лоуренс приступил к разработке более мощных и крупных циклотронов … Научно-технический энциклопедический словарь

    Автопортрет. 1787 Томас Лоуренс (англ. Thomas Lawrence; 13 апреля 1769, Бристоль 7 января 1830, Лондон) английский художник, преимущественно портретист. Отец Лоуренса содержал небольшую гостиницу, но в конце концов разорился и оказалось, что… … Википедия

    Эрнест Лоуренс Эрнест Орландо Лоуренс (Ernest Orlando Lawrence) (8 августа 1901, Кэнтон, Южная Дакота, США 27 августа 1958) американский физик, создатель первого циклотрона (1931), за что он был удостоен Нобелевской премии (1939). Исследования по … Википедия

    I Лоуренс Лоренс (Lawrence) Томас Эдуард (15.8.1888, Тремадок, Карнарвоншир, 19.5.1935, близ Клаудс Хилл, Дорсетшир), английский разведчик. По образованию археолог. В 1914 19 и 1922 35 на службе в британской армии. В 1916 19 сотрудник… … Большая советская энциклопедия

    1 . (Lawrence), Джон Лейрд Мейр (4.III.1811 27.VI.1879) вице король Индии (1864 69). С 1858 гл. комиссар Компании в Пенджабе, активный участник подавления инд. нац. восстания 1857 59. Будучи вице королем, сосредоточил внимание на стабилизации… … Советская историческая энциклопедия

    лоуренсій - я, ч. Lr. Штучний радіоактивний хімічний елемент … Український тлумачний словник

    Лоуренс - прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються … Орфографічний словник української мови

Книги

  • Д. Г. Лоуренс. Избранные произведения в 5 томах (комплект из 5 книг) , Д. Г. Лоуренс , Произведения выдающегося английского писателя Дэвида Герберта Лоуренса - романы, повести, путевые очерки и эссе - составляют неотъемлемую часть литературы XX века. В настоящее собрание… Категория: Классическая и современная проза Серия: Дэвид Лоуренс. Избранные произведения в 5 томах Издатель: Кондус ,
  • Дэвид Герберт Лоуренс. Собрание сочинений в 7 томах. Том 5. Влюбленные женщины , Дэвид Герберт Лоуренс , Произведения выдающегося английского писателя Д. Г. Лоуренса - романы, повести, путевые очерки и эссе - составляют неотъемлемую часть литературы XX века. В настоящее собрание сочинений… Категория:

ЛОУРЕНС ДЭВИД ГЕРБЕРТ - один из ключевых английских писателей начала XX века. В психологических романах «Сыновья и любовники» (1913), «Радуга» (1915), «Влюблённые женщины» (1920) призывал современников открыть себя «тёмным богам» инстинктивного восприятия природы, эмоциональности и сексуальности. Зрелость и мудрость, по Лоренсу, означают отказ от столь характерного для XIX века рационализма. Помимо романов, Лоренс также писал эссе, стихи, пьесы, записки о своих путешествиях и рассказы. Некоторые книги Лоренса, включая роман «Любовник леди Чаттерлей», были долгое время запрещены к публикации по причине непристойности. Главный мотив поэтического творчества Лоренса - отказ от дегуманизирующего влияния индустриального общества и возвращение к естественности и спонтанности жизни.
Лоуренс Дэвид Герберт родился 11 сентября 1885 в посёлке Иствуд (графство Ноттингемпшир). Дэвид Герберт Лоуренс был четвертым ребенком в семье шахтёра и бывшей школьной учительницы. Его бурные взаимоотношения со склонным к насилию отцом и страстная привязанность к утончённой, социально амбициозной матери во много повлияли на его последующую работу.
В

1898 году Дэвид Герберт Лоуренс получил стипендию в Ноттингемскую Высшую Школу, а в 1906 году - педагогическое образование в Ноттингемском университете. Преподавал в начальной школе Кройдона и начал писать стихи и рассказы.
Тогда же начал работать над романом, а в 1909 послал несколько стихотворений в журнал «Инглиш ривью» («English Review»), редактируемый Ф.М.Фордом. Форд опубликовал стихи и несколько рассказов Лоуренса, помог напечатать роман Белый павлин (The White Peacock, 1911) и ввел Лоуренса в столичные литературные круги. В это время Лоуренс уже работал над вторым романом, Нарушитель (The Trespasser, 1912), и первым вариантом Сыновей и любовников. Смерть матери от рака в декабре 1910 глубоко потрясла писателя. Собственное скверное здоровье вынудило его оставить преподавание и целиком сосредоточиться на литературной работе.
Весной 1912 Лоуренс бежал в Европу с Фридой Уикли (урожденной фон Рихтхофен), женой ноттингемского профессора Э.Уикли. В 1913 вышел в свет первый сборник его стихотворений и роман Сыновья и любовники (Sons and Lovers). Тогда же он начал работать над романом под условным названием Сестры (The Sisters) – впоследствии тот распался на Радугу (The Rainbow, 1915) и Влюбленных женщин (Women in Love, 1920). В 1914 был опубликован первый сборник рассказов Лоуренса Прусский офицер (The Prussian Officer). После вступления Англии в войну Лоуренсам закрыли выезд из страны. Радугу запретили сразу же после опубликования в 1915, а для Влюбленных женщин Лоуренс вообще не смог найти издателя (за счет автора роман был напечатан в Нью-Йорке в 1920).
В 1919 Лоуренс покинул Англию и с тех пор лишь изредка наведывался на родину. Он путешествует по Италии, Сицилии, Цейлону, Австралии, приезжает в США (где живет на ранчо близ Таоса, шт. Нью-Мексико), посещает Мексику. Он исступленно работает в труднейших условиях, превозмогая недуг; из-под его пера выходят романы Погибшая девушка (The Lost Girl, 1920), Флейта Аарона (Aaron"s Rod, 1922), Кенгуру (Kangaroo, 1923) и Пернатый змей (The Plumed Serpent, 1926), несколько сборников эссе, множество рассказов и стихотворений. Опубликованные Лоуренсом книги Психоанализ и подсознательное (Psychoanalysis and Unconscious, 1921) и Фантазии подсознательного (Fantasia of Unconscious, 1922) открывали доступ к его мировоззрению. В 1926 он закончил первый из трех вариантов Любовника леди Чаттерли (Lady Chatterley"s Lover) и в 1928 издал по частной подписке окончательный текст романа. В 1929 по обвинению в непристойности полицейские власти закрыли выставку живописных работ Лоуренса в Лондоне. Умер Лоуренс на юге Франции, в Вансе, 2 марта 1930.

Книга, которую в свое время посчитали порнографической. Книга, которая на протяжении многих лет была под запретом. Книга, которая (на мой взгляд) подарила литературе самый отвратительный женский персонаж. Книга, которая написана, собственно, обо всем и ни о чем - автор, похоже, по сусекам скреб. Начинается как любовный роман, потом семейная драма, потом эротика, потом чуть ли не производственный роман, затем - философо-социологическое размышление и в конце нравственное эссе под соусом "крик души". Чего хотел создатель этим сказать - главная интрига при чтении.

Некая юная Конни, одна из двух дочерей знаменитого художника, в 17 лет очень-очень близко познакомилась с немецким студентом из Оксфорда, после чего решила, что "все мужики козлы" и "замуж я не пойду". Но через пяток лет папик настаивает и Конни выходит за аристократа Чаттерли. Это интеллектуал и творческая личность, которой не повезло со временем - грянула война, лорд едет туда в привычном виде, а возвращается в непривычном. Выше пояса он ого-го какой высокоразвитый хомосапиенс, а ниже - манекен, увы.

Далее - стандарт. Вышла не по любви, не стерпелось не слюбилось, а мимо еще и всякие талантливые драматурги и секси-егеря ходят. И начинается - "я не такая, но в принципе, если у вас сейчас свободное время, то..."
Большинство сексуальных сцен превратились в откровенную эротику, причем я бы назвал ее красивой. И именно описание подобных сцен - единственное что может оправдать сохранение данного произведения в различных списках книг для обязательного прочтения. Потому что секс здесь подан как эротика, а вот все остальное - персонажи, диалоги, внутренняя идея - как порнография. Уже в переносном смысле.

Мне, например, не понятно, что двигало автором изначально? Если главное - показать интимную жизнь, то он, безусловно, справился. Однако в процентном соотношении их получается мало.
Если же этот роман социальный, то это провал. Потому что Конни - не Гаврош на баррикадах, и морально ее поддержать - даже не представляю как такое может прийти кому-то в голову.
И я говорю не об ее изменах. А о ее вате в пустой фарфоровой голове Мальвины. И сплошных претензиях. Муж - инвалид, понятно, не сахар. Но ты бы хоть попыталась найти общий интерес, точки соприкосновения. Хотя о чем я? У нее изначально почти все разговоры только на одну тему, на которую дама потом будет меньше говорить, больше делать.
И самое отвратительное (для меня), что девушку преподносят как положительную и несчастную.

У Лоуренса вообще с этим проблемы. Расписывает, что Конни - чудесная и прекрасная, а поступками демонстрирует ее отвратительность. Пишет про родовое гнездо Чаттерли "Рагби" как об угрюмом и ужасном месте, а потом описывает чуть ли не идеальное представление о доме - уединение от соседей, рядом леса и фермы, сложный по архитектуре и дизайну дом.
Говорит про рассказы мужа Конни "хоть и умны, но в них ничего нет" и вводит ступор (если они умные, то ХОТЬ ЧТО-ТО в них должно быть! Иначе они не умные).

Еще минус - внешность главной героини. Не буду божиться, я мог пропустить, но не помню, чтобы писатель познакомил нас с обликом Конни в деталях. Исключение - ее попа, с этим предметом организма будем знакомы в подробностях. Об остальном я понял только по цитате "Она сама не догадывалась о своей красоте". Очень информативно, да. И если для книг "вообще" этого было бы достаточно, то для романа с упором на скандальные эротические сцены - явно нет.

Можно разобрать и других персонажей. Лорда Чаттерли с его инвалидностью, эгоизмом и непониманием жизни. Егеря Меллерса с его отчужденностью и нежеланием видеть что-то с отличного от своего угла зрения. Драматурга Микаэлиса с его самовлюбленностью и нездоровым честолюбием. Сиделку миссис Болтон с ее болтливостью и стремлением завалить чрезмерным вниманием. И так далее.
Но у остальных героев неприглядные стороны имеют объяснение в формате "почему": у лорда - из-за страха и желания быть хоть как-то востребованным; у егеря - из-за гиперразвитого достоинства; у драматурга - из-за спортивного азарта и желания постоянно что-то доказывать себе и всем; у сиделки - из-за врожденной заботливости и потери мужа. И только у леди Чаттерли весь ее бред объясняется тем, что она внутри - пустышка с примитивно настроенными мозгами.

(социологический ф-т)

ЛОУРЕНС, ДЭВИД ГЕРБЕРТ (Lawrence, David Herbert) (1885–1930), английский романист, поэт, эссеист. Родился 11 сентября 1885 в горняцком поселке Иствуд (графство Ноттингемшир), четвертый ребенок в семье шахтера. После окончания Ноттингемской мужской школы Лоуренс несколько месяцев работал на фабрике медицинской техники. Четыре года работал учителем, не имея соответствующего диплома, затем закончил двухгодичные учительские курсы при Ноттингемском университете и стал преподавать в школе на окраине Лондона. Тогда же начал работать над романом, а в 1909 послал несколько стихотворений в журнал «Инглиш ривью» («English Review»), редактируемый Ф.М.Фордом . Форд опубликовал стихи и несколько рассказов Лоуренса, помог напечатать роман Белый павлин (The White Peacock , 1911) и ввел Лоуренса в столичные литературные круги. В это время Лоуренс уже работал над вторым романом, Нарушитель (The Trespasser , 1912), и первым вариантом Сыновей и любовников . Смерть матери от рака в декабре 1910 глубоко потрясла писателя. Собственное скверное здоровье вынудило его оставить преподавание и целиком сосредоточиться на литературной работе.

Весной 1912 Лоуренс бежал в Европу с Фридой Уикли (урожденной фон Рихтхофен), женой ноттингемского профессора Э.Уикли. В 1913 вышел в свет первый сборник его стихотворений и роман Сыновья и любовники (Sons and Lovers ). Тогда же он начал работать над романом под условным названием Сестры (The Sisters ) – впоследствии тот распался на Радугу (The Rainbow , 1915) и Влюбленных женщин (Women in Love , 1920). В 1914 был опубликован первый сборник рассказов Лоуренса Прусский офицер (The Prussian Officer ). После вступления Англии в войну Лоуренсам закрыли выезд из страны. Радугу запретили сразу же после опубликования в 1915, а для Влюбленных женщин Лоуренс вообще не смог найти издателя (за счет автора роман был напечатан в Нью-Йорке в 1920).

В 1916 увидела свет первая книга путевых заметок писателя Сумерки в Италии (Twilight in Italy ). Спустя два года Лоуренс начинает печатать в журнале свой труд Этюды о классической американской литературе (Studies in Classic American Literature ), ставший первым серьезным исследованием творчества таких крупных американских писателей, как Г.Мелвилл и Н.Готорн .

В 1919 Лоуренс покинул Англию и с тех пор лишь изредка наведывался на родину. Он путешествует по Италии, Сицилии, Цейлону, Австралии, приезжает в США (где живет на ранчо близ Таоса, шт. Нью-Мексико), посещает Мексику. Он исступленно работает в труднейших условиях, превозмогая недуг; из-под его пера выходят романы Погибшая девушка (The Lost Girl , 1920), Флейта Аарона (Aaron"s Rod , 1922), Кенгуру (Kangaroo , 1923) и Пернатый змей (The Plumed Serpent , 1926), несколько сборников эссе , множество рассказов и стихотворений. Опубликованные Лоуренсом книги Психоанализ и подсознательное (Psychoanalysis and Unconscious , 1921) и Фантазии подсознательного (Fantasia of Unconscious , 1922) открывали доступ к его мировоззрению. В 1926 он закончил первый из трех вариантов Любовника леди Чаттерли (Lady Chatterley"s Lover ) и в 1928 издал по частной подписке окончательный текст романа. В 1929 по обвинению в непристойности полицейские власти закрыли выставку живописных работ Лоуренса в Лондоне. Умер Лоуренс на юге Франции, в Вансе, 2 марта 1930.

Хотя многие считают лучшей частью наследия писателя его рассказы, все же именно романы – Сыновья и любовники , Радуга , Влюбленные женщины и Любовник леди Чаттерли – позволяют назвать Лоуренса выдающимся писателем 20 в. Сыновья и любовники – художественное исследование губительных сил, воздействовавших на сознание, волю и дух. Помимо присущих писателю мощи письма, умения тонко передать «чувство места», поражает его способность точно воссоздать социальную, психологическую и историческую обстановку Англии времен промышленной революции. В Сыновьях и любовниках Лоуренс не просто описывает свои личные трудности: он вводит их в круг более значимых социальных и исторических тем. Та же тенденция в Радуге , где Лоуренс показывает, как современное самосознание постепенно вызревает в семье Брэнгуэнов, фермеров из центральной Англии; тесные кровные узы, связывавшие семейство в годы, предшествовавшие промышленной революции, ослабевают; писатель изображает любовные отношения трех поколений Брэнгуэнов, последняя представительница которых, Урсула, – современная (и одинокая) женщина, яркая и сильная личность. Хотя во Влюбленных женщинах Урсула находит себе пару, в новом романе отсутствует социальный оптимизм Радуги . Тень Первой мировой войны легла на книгу, и хотя Лоуренс нигде прямо не говорит о войне, она постоянно напоминает о себе горечью тона и предчувствием неизбежного культурного оскудения Европы.

В послевоенный период Лоуренс приходит к выводу, что мало пытаться спасти новое общественное самосознание – нужно менять само общественное устройство. Все граждане должны подчиниться воле одного человека – личности, подобной карлейлевским «героям», живому воплощению божественного начала, платоновскому королю-философу. Эта мысль высказывалась писателем в так называемых романах о «вождях» – Флейте Аарона , Кенгуру и Пернатом змее .

В своем последнем романе, Любовник леди Чаттерли , Лоуренс выражает слабую надежду на то, что лишь немногие осчастливленные «близостью» мужчины и женщины могут укрыться от давления обстоятельств.