Чему учит басня осел и мужик. Мораль басни Осел и ее анализ (Крылов И. А.). Работа над определением

В своей басне «Осел и Мужик» Крылов осмеивает очередной людской порок имя которому глупость. К чему может привести глупость?! Она может нанести непоправимый ущерб как в материальном, так и в моральном смысле. Ущерб в моральном смысле весьма весом, после такого ущерба не каждый сможет подняться с колен и начать все заново. Недаром существует множество народных поговорок и пословиц предостерегающих нас от глупых, необдуманных поступках.
В басни автор рассматривает двух героев это Мужик и Осел. Принято считать, что осел это животное глупое, то есть, беря в персонажи Осла, Крылов как бы заранее дает установку на его глупые действия и поступки. Но в басни автор ставит Мужика и Осла на один уровень.
«Осел был самых честных правил», честь стоит для него на первом месте, и он честно относится к своей службе у Мужика. Осел честно охранял огород Мужика, не взял от туда ни одного листочка, отгонял ворон с таким упорством, что затоптал все посевы Мужика. Осел невольно нанес весомый ущерб Мужику, на фоне которого вся его честность имела грош цену, все его старания никому оказались не нужны. Возникает вопрос, а зачем тогда была нужна эта честность Осла? Этим сюжетом автор показывает нам иронию и горечь одновременно. Зачем придерживаться каких-то правил, когда ты сам не осознаешь их значимость? Глупый и необдуманный поступок Осла перечеркнул все его старания.
Мужик поступил в свою очередь вдвое глупее, чем Осел. Сначала он нанял Осла, а потом выместил на нем свою злобу. А ведь сам Мужик виноват в сложившейся ситуации. Где же он был когда осел топтал огород? Получается, что он нанял в охранники Осла и оставил все на самотек, ни разу не зашел, не проверил как идут дела, действительно ли Осел тот честных правил. Мы видим очередной глупый и необдуманный человеческий поступок.
Но Мужик, как любят это делать все люди, находит себе оправдание. Недаром говорят: «Сила есть- ума не надо». И увидев, что пропали все труды, «Крестьянин на спине ослиной, убыток выместил дубиной».
Так кто же глупее в басни человек или животное?! Чья глупость была сильнее? На мой взгляд, глупее здесь выглядит мужик, он нанимает глупого Осла, не смотрит за его действиями, а потом ещё и вымещает свою злобу на животном. Многие так же поступают в своей жизни. Мы совершаем множество глупых поступков, которые вредят окружающим и нам самим. Можно морально унизить любого человека, но зачем? Нужно с большей осмотрительностью и обдуманностью относиться к своим действиям, обдумывать каждый свои шаг и тогда мы застрахуем свои действия от глупости и необдуманности.

Басня 1830 года «Осел» рассказывает об Осле много интересного. Рассмотрим ее

содержание. У крестьянина был Осел. Он так смирно себя вел, что тот не мог им нахвалиться. То есть здесь наш герой выступает почти в своем животном естестве. Он не знатен, не сановит, его никакая Лиса никуда не продвигает, - он просто Осел в подлинности своей натуры. Натуральный Осел. Даже пока не иносказателен. Но вот мужик, чтобы Осел в лесу пропасть не мог, повесил ему звонок на шею. Тоже пока нет ничего иносказательного. Но с этого-то все и началось. Осел надулся: стал гордиться, важничать:

(Про ордена, конечно, он слыхал),

И думает, теперь большой он барин стал...

С этого все и началось.

И, идя вслед за басенной аллегорией, мы должны сказать, что Осел сам по себе не глуп. Но он глупеет на наших глазах, как только из него делают знатного барина. Не Ослы глупы - знать глупа, - так и рвется с языка великого баснописца. Знатность глупа, спесь глупа, незаслуженная гордость глупа, как и все незаслуженное. Это несоответствие естества и положения в обществе оглупляет человека, заставляет его, по Крылову, «надуваться», будит в нем дремлющие дурные инстинкты - ранее спавшую спесь и чванливость.

Так рождаются Ослы. Они вынашиваются не в утробе матери и не в хлеву появляются на свет божий. Сенаторские кресла - вот колыбель Ослов.

Такова, видимо, логика этого рассказа. Хотя сам Крылов его истолковывает иначе. Присмотримся. В «большом барине» не много было чести. Любил он хаживать в чужие огороды и посевы. Но до получения чина это ему сходило с рук. Теперь же все пошло по-иному:

Куда ни сунется мой знатный господин,

Без умолку звенит на шее новый чин.

И Ослу колом ворочают бока.

Да так сильно, что вельможа зачах до осени. Лишь кости да кожа остались у Осла. Конечно, заманчиво истолковать басню в духе: «вельможу», «знатного господина» бьют дубиной. Но это не получается: перед нами мнимый вельможа. Правда, анализировать басни Крылова врознь нет никакой возможности, ибо они -целое, единое и неделимое. И образ Осла как целое проливает некоторый свет и на басню, что мы сейчас разбираем. Но при всем том эта басня говорит и о чем-то другом. О чем же? Сам поэт так истолковал свой рассказ:

И у людей в чинах

С плутами та ж беда: пока чин мал и беден,

То плут не так еще приметен;

Но важный чин на плуте, как звонок:

Звук от него и громок и далек.

Мораль и отдаленно не реализует басенного рассказа: плут с важным чином уже не плут. Он никогда не будет худ.

Басня «Осел» имела возможность перерасти в нечто значительное. Аллегория работала довольно энергично, ход рассказа был прост и естествен. Но перед «применением» поэт запнулся. Важный чин не стал ни клеймом на плуте, ни громким и далеким звонком: скорее обратное -чин не раззванивает о плуте, а помогает ему хоронить концы. Басни как органического художественного целого не получилось.

Но нам время начать разговор о художественно-артистической деятельности нашего вельможи. Здесь, как и везде, он - вельможа. Место, чин, право на приговор - вот главное в Осле, имевшем, вероятно, какое-нибудь почетное звание.

Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Басни И.А. Крылова». Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы основной общеобразовательной школы.

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни И.А. Крылова»

Цель: сформировать умение анализировать текст басни.

Задачи:

Познакомиться с биографией И. А. Крылова.

Сформировать понятие о жанре басни и ее особенностях.

Произвести анализ басни И.А. Крылова.

Развить внимания к художественному тексту.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, презентация, медиапроектор.

Методические приемы : беседа - диалог, анализ, изучение иллюстраций и беседа по ним, сопоставительный анализ текстов, рефлексия.

Ход урока.

Организационный момент.

Подведение к теме урока.

Ребята, сегодня 23 октября. Октябрь - второй осенний месяц. А кому из вас нравится осень? А чем вам нравится это время года?

А вот, что говорили об осени великие русские поэты.

«Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

с печальным шумом обнажалась.» (А. С. Пушкин).

«Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели». (Н. Некрасов).

«Есть в светлости осенних вечеров

Умильная таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный легкий шелест». (Тютчев Ф. И.).

« Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло». (А.А. Фет).

(На экран проецируются портреты поэтов: А.С. Пушкина, Н. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Скажите, в каком веке жили и творили эти поэты? (В 19)

Мы с вами переходим от изучения фольклора к изучению литературы 19 века.

Произведения, которые на протяжении длительного времени волнуют читателя, вызывают его интерес, заставляют переживать, называются классическими. Литература 19 века называется классической.

Как вы думаете почему? (потому что ее изучают и читают до сих пор) .

Писателей и поэтов, создавших такие шедевры, именуют классиками.

Объявление темы урока.

Одним из писателей - классиков 19 века является Иван Андреевич Крылов Именно с его творчеством мы будем знакомиться сегодня. (На экран проецируется портрет Крылова).

Работа по теме урока.

Сообщение биографических сведений.

И.А. Крылов. Родился в 1769 году в семье военного. Детство мальчика было нелегким.

Воспитывался Крылов дома, был обучен русской грамоте, 4 правилам арифметики и молитвам. Подростком Ваня Крылов начал работать в канцелярии. Он страстно любил читать, но начальник, застав его за книгою, иногда бивал его по голове и плечам и жаловался его отцу, который тоже наказывал Крылова. Продолжая служить, Крылов овладел французским и итальянским языками, а также научился играть на скрипке. Его талант как писателя был замечен.

Ребята, кто знает чем прославился Крылов? (баснями).

Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. За жизнь Крылов выпустил одну за другой 9 книг, в которых было более 200 басен. И. А. Крылов - баснописец. Умер Крылов в 1844. В летнем саду Петербурга стоит памятник Крылову, созданный скульптором Петром Клодтом. Это первый памятник баснописцу в России. Он был создан на народные деньги, собранные по всей Руси.

Ребята, а какие басни Крылова вы знаете?(ответы детей).

Работа над определением.

Давайте запишем, что такое басня.

Басня - небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни.

Почему басня - рассказ? (сообщает о каком - то событии, имеет сюжет).

Почему рассказ стихотворный? (басня чаще всего в стихах)

Аллегория (иносказание) - художественное средство, которое говорит о пороках людей, маскируя их за образами животных.

Сатирическое - высмеивающее пороки.

В басне также присутствуют олицетворение.

Олицетворение - прием, при котором животным приписываются человеческие качества. (учащиеся записывают в тетрадь).

В басни выделяют 2 части: повествование и мораль.

Мораль - нравоучение, выраженное в краткой форме. (учащиеся записывают в тетрадь).

Язык басен очень афористичен.

Афоризм - краткое изречение, выражающее глубокую мысль.

Работа с басней «Свинья под дубом»

Чтение басни одним из учеников.

(На экран проецируется иллюстрация к басне).

Ребята, давайте докажем, что это басня.

В какой форме она написана? (в стихотворной)

Какая она по объему? (небольшая).

Есть ли в ней сюжет? (да).

Выделите 2 части. (Повествование о поступке свиньи и мораль)

А есть ли здесь иносказание? (да, главные герои животные, но под ними подразумеваются люди).

Кто главные герои? Сколько их? (Свинья, ворон, дуб, 3).

Ребята, как называется разговор 2лиц? (диалог).

А у нас в басне мы видим разговор 3 лиц. Это называется полилог.

Давайте запишем: полилог- разговор нескольких лиц.

Давайте обратим внимание на иллюстрацию. Какой эпизод изображен на ней? (разговор свиньи и ворона).

А какой поступок совершила свинья до этого? (она наелась желудей, затем стала подрывать корни дуба).

Что она ответила дубу, когда тот ее приструнил? (что ей нет до дуба никакого дела, главное, чтобы она была сыта).

Какое противоречие можно увидеть в словах свиньи? (она хочет быть сытой, но при этом губит дерево, на котором растут желуди).

Почему она так поступает? (она просто об этом не задумывается, не понимает и не хочет знать.

Какие человеческие качества разоблачает в свинье автор? (ограниченность, равнодушие к миру, невество).

Ребята, в русском языке есть 2 похожих слова - невежа и невежда.

Запишем: Невежа - невоспитанный человек. Невежда - человек, который не хочет учиться. Эта свинья и невежа и невежда одновременно.

Ребята, а знаете ли вы, что жанр басни зародился еще в древней Греции. Первым баснописцем был человек по имени Эзоп. Поэтому, язык басен принято называть Эзоповым языком. Давайте запишем определение.

Эзопов язык - умение баснописцев замаскировать то, что они хотят сказать.

Работа с басней «Волы и Ось»

Чтение басни. (Текст басни проецируется на экран).

В чем особенность басни? (написана не в стихах, одним из действующих лиц является предмет) Ось - деталь телеги, которая скрепляет колеса между собой.

Какая ситуация? (волы тянут телегу, а ось жалуется, что ей тяжело).

Кто в басне высмеивается? (о людях, которые честно выполняют работу и о людях, которые лишь притворяются и, при этом, жалуются на жизнь.).

Какие человеческие качества здесь осуждаются? (лень, нежелание трудиться, постоянное недовольство).

Работа над басней «Осел и мужик».

Чтение басни (читают 2 ученика)

Как осел справлялся со своими обязанностями (очень ответственно, честно, с рвением. Он гонял птиц. сам ничего не украл).

Почему же мужик его наказал? (он истоптал весь огород)

Как вы думаете, осел это сделал нарочно? (нет).

Почему же так получилось? (осел был глуп).

Так кто же больше виноват? Глупый осел или мужик, который взял его на работу? (мужик)

В чем мораль этой басни? (не доверяй ответственную работу, тому кто не может с ней справиться. А уж если доверий, то сам неси ответственность за последствия. Не требуй от других то, на что они не способны.) (записать в тетрадь).

Подведение итогов урока.

К изучению какого раздела литературы мы сегодня приступили? (Литература 19 века).

С каким писателем мы сегодня познакомились? (И. А. Крылов).

Чем он знаменит? (своими баснями).

Что такое басня? (Басня - небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни).

Какие основные особенности басни вы знаете? (олицетворение, аллегория, мораль, афористичность).

Домашнее задание

Выучить наизусть одну из двух басен.

По желанию: сделать иллюстрацию к любой басне Крылова.

Мужик решил нанять Осла стеречь огород от ворон и воробьев. Осел оказался очень честным и старательным, он не съел ни одного хозяйско­го листка и добросовестно отгонял птиц от огоро­да Мужика.

Ни с хищностью, ни с кражей незнаком,

Не поживился он хозяйским ни листком И птицам, грех сказать, чтобы давал потачку…

Несмотря на такую старательную работу Осла, Мужик остался без урожая. Ведь Осел, гоняя птиц, вытоптал все овощи на его огороде, “все примял и притоптал”. Увидев, что натворил Осел, “крестьянин на спине

ослиной \ Убыток выместил дубиной”. При этом Мужик приговаривал:

И ништо! - все кричат, - скотине поделом!

С его ль умом За это дело браться?

А я скажу, не с тем, чтоб за Осла вступаться;

Он, точно, виноват (с ним сделан и расчет),

Но, кажется, не прав и тот,

Кто поручил Ослу стеречь свой огород.

Мораль басни такова: не стоит поручать важ­ное дело глупцу, ведь заранее известно, что он с поручением не справится.

В противном случае винить нужно того, кто доверил дело некомпе­тентному человеку.

Глоссарий:

        • мужик трахает осла
        • мужик трахает ишака
        • анализ басни осел и мужик
        • Анализ сказки осел и мужик
        • история создания басни осел и мужик

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Осел и Соловей Однажды Осел увидел Соловья и сказал, что наслышан о его умении петь. Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень...
  2. Зеркало и Обезьяна Персонажи этой басни - Мартышка и Мед­ведь. Мартышка увидела свое отражение в зер­кале, однако не признала себя в этом отражении. Она решила,...
  3. Свинья под Дубом В этой басне в образе Свиньи автор подверг осмеянию людские пороки - жадность, небла­годарность, грубую силу, которая не прислушивается к голосу разума....
  4. Анализ произведения Это продолжение серии обличительных сказок М. Е. Салты­кова-Щедрина. В повести сатирически высмеиваются не сами ге­нералы, а основы русской жизни. В основе благополучия боль­шой...