Брехт жизнь галилея анализ. Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО. «Жизнь Галилея» символические образы

Действующие лица
Галилео Галилей.
Андреа Сарти.
Госпожа Сарти - экономка Галилея, мать Андреа.
Людовико Марсили - богатый молодой человек.
Приули - куратор университета в Падуе.
Сагредо - друг Галилея.
Вирджиния - дочь Галилея.
Козимо Медичи - великий герцог Флоренции.
Патер Кристофер Клавиус - астроном.
Теолог, Философ, Математик и др.

Галилей демонстрирует мальчику Андреа Сарти, будущему ученику, на простых примерах коперниканскую модель солнечной системы. Галилей говорит о том, что наступает время нового знания, время пересмотра всех прежних истин и рождения новых.

Птолемеевская система рассматривала землю неподвижной, надежной опорой. Сейчас всё не так, оказывается, что нет никаких опор - всё подвижно.

Мальчик не сразу верит Галилею, поскольку придерживается наивной картины мира (ведь земля-то плоская, а не круглая). Тем не менее, Андреа ради шутки повторяет «ересь» в школе. Этим недовольна его мать, экономка Галилея - госпожа Сарти. Она удивилась, когда узнала, что Галилей действительно разделяет эти идеи (она считала это выдумками сына). Но её больше интересует то, что Галилей не платит молочнику, что у них долги.

Галилей доказывает Андреа, что его взгляд наивен. Земля может быть подвижна, и мы можем при этом оставаться на ногах (втыкает в яблоко щепку, крутит его и говорит, что верх щепки всегда выше её низа, как ни поворачивай яблоко). Галилей рассуждает о новом в науке. Он сравнивает исследователей с мореплавателями: раньше они ходили только вдоль побережий, теперь направляют корабли в открытое море.

NB. Образ кораблей, уходящих в открытое море, как символ познания, - сквозной, будет встречаться и дальше.

Андреа говорит, что к Галилею хочет прийти учиться молодой богатый Людовико Марсили. Галилей видит, что для Людовико наука - лишь модное увлечение. Людовико говорит, что наука предлагает много диковинок. Он видел в Голландии некое устройство, в котором 2 линзы: двояковогнутая и двояковыпуклая. К удивлению Людовико, это устройство увеличивает предметы. Галилей отсылает Людовико, а сам о чём-то задумывается.

Приходит Куратор Приули из университета. Галилео хочет надбавки в жаловании. Но Куратор говорит, что математика, которую преподаёт Галилео, - это лишь забава для тех, кто её финансирует. Надо радовать тому, что есть. Куратор и Галилей спорят: Куратор говорит о том, что в Венеции науку не преследует инквизиция (Джордано Бруно выдали как не венецианца), есть возможность свободно творить, а во Флоренции и вообще по всей Европе платят больше, но преследуют.

Галилео говорит, что без денег наука тоже не может развиваться, и что мало хорошего в такой свободе. Куратор говорит, что если бы Галилей изобрел что-нибудь, то наверняка получил бы надбавку. Он вспоминает разные полезные вещи, которые Галилей придумывал.

Галилей работает над подзорной трубой. Он говорит с Андреа. Тот уже в восторге от открытия Галилея, но ученый предостерегает мальчика: это лишь гипотеза, проверить никто пока не может. Галилей показывает трубу мальчику, и говорит: «Это принесет нам пятьсот скуди».

Проходит презентация подзорной трубы. Все в восторге. Галилей получает прибавку в жаловании. Но он погружен в свои мысли.

Любое научное открытие имеет «двойной» смысл. Для непосвященных это лишь подзорная труба, практическая польза. Людовико уже начал понимать, что Галилей просто надул всех: такие трубы уже продаются по всей Европе. Но только сам Галилей осознал, что он придумал совершенно новое применение этой трубе. А на своей афере просто заработал денег на исследование. Действительно, практическая польза - но не та, которой радуются правители города и военные.

10 января 1610 года Галилей и Сагредо наблюдают Луну. Они видят рельеф, видят, что Луна не излучает свет. Галилей говорит, что Луна для Земли - то же, что Земля для Луны. Это противоречит стройной иерархичной системе небесных сфер Аристотеля. «Сегодня человечество заносит в летописи: небо отменено». Сагредо страшно: Джордано Бруно сожгли за это.

Приходит Куратор, ругается, что Галилей опозорил его в истории с трубой. Галилей говорит, что выиграл время и деньги на новые исследования. Цель оправдывает средства - главный девиз Галилея. Его открытие новой небесной механики поможет составить навигационные карты звездного неба для моряков, а это очень поможет Венеции. Куратор не хочет больше ничего слушать.

Галилео и Сагредо наблюдают спутники Юпитера. Они убеждаются, что вокруг Юпитера движутся 4 спутника и делают вывод, что кристаллической сферы, к которой прикреплен Юпитер, не существует. Всё это подтверждает гипотезу Коперника. Галилей в восторге. Он хочет рассказать о новой истине людям. Сагредо предостерегает его: люди не поймут. Но Галилей считает, что свойство истины - простота и понятность.

Утром приходит Вирджиния. Галилей уже составил письмо герцогу Флоренции - Козимо Медичи. Он называет спутники Юпитера именами Медичи.

Галилей и Андреа Сарти переезжают в Флоренцию и поселяются во дворце Медичи. Герцог Козимо такого же возраста, как и Андреа. Андреа показывает Козимо коперниканскую модель солнечной системы, Козимо предпочитает птолемеевскую. Они дерутся, птолемеевская модель ломается. В этот момент входят Галилей, Математик, Философ и свита Козимо. Математик и Философ не хотят вести наблюдения, прежде чем не обсудят, возможны ли в принципе те явления, о которых говорит Галилей. Они противоречат Аристотелю.

Брехт иронично показывает шаблонность схоластического мышления профессоров через их речь. Математик и Философ остаются на своём. Галилей не достиг своей цели. Его наблюдения отправляют на проверку самому главному астроному Ватикана - Кристоферу Клавиусу.

Во Флоренции чума, но Галилей продолжает свои исследования. Галилей не хочет покидать свои записи и книги, он остаётся. С ним остаётся госпожа Сарти.

Кварталы оцепляют. Еду и воду подают Галилею на шестах. Госпожа Сарти заболевает, её забирают. Позже она умрет. Возвращается Андреа - он спрыгнул с кареты, чтобы остаться с Галилеем. Галилей сочувствует мальчику, его даже мучает совесть (если бы он уехал, то и мать Андреа осталась бы в живых). Галилей продолжает работать.

1616 год. «Коллегиум Романум» - исследовательский институт Ватикана - подтверждает открытие Галилея.

Пока ждут решения Клавиуса, монахи обсуждают ужасные последствия, в случае если коперниканская система окажется доказанной. Один их них говорит: «А теперь, по-ихнему, и Земля - это звезда. Нет ничего, кроме звезд! Мы еще доживем до того, что они скажут: нет различия между человеком и животным, человек тоже только животное; нет ничего, кроме животных!»

Кардинал говорит, что человек - венец творения, центр вселенной, и поэтому Земля - тоже центр. Клавиус тем временем подтверждает правоту Галилея. Об этом шепотом сообщает один из монахов.

Кардиналы Барберини и Беллармин пытаются убедить Галилея отказаться от своей теории. Они намекают на социальное значение его открытий. Церковь, Писание - всё это вносит смысл в жизни людей, особенно простонародья, а Галилей подвергает сомнению прочную картину мира. Кардиналы предлагают Галилею оставаться в рамках математики и использовать свои наблюдения лишь для вычислений, лишь как математическую гипотезу, модель. Никто не запрещает вести исследовать, но познать до конца - нельзя. Галилея это не устраивает.

Кардинал-инквизитор говорит с Вирджинией, намекая ей на двусмысленность положения отца.

Дворец флорентийского посла в Риме. Галилей беседует с маленьким монахом, тем самым, который после заседания «Коллегиума» шепотом сообщил ему мнение папского астронома.

Маленький монах говорит о своих родителях в Кампаньи. Они трудятся из последних сил, страдают в нищете. И что будет с такими людьми, когда выяснится, что тот смысл, который они видели в своих страданиях, - всего лишь игра богословов, а не истина? Маленький монах предостерегает Галилея. Но Галилей не хочет соглашаться с этим: наука откроет глаза всем людям. Прикладные изобретения, которые улучшат жизнь, упростят труд - бессмысленны, когда простой человек невежествен.

Галилей всё более наполняет свою риторику социальным смыслом: освобождение от рабства, угнетателей. Маленький монах явно симпатизирует Галилею, ведущему почти революционную проповедь, и в конце концов отвлекается на его книги, просит пояснить что-то. Галилей иронично восклицает: «Яблоко с древа познания! Он уже вгрызается в него». Монах становится учеником.

Галилей 8 лет не мог вести исследования в любимой сфере. Он и все его ученики заняты механикой. Но вот он узнаёт, что учёный-кардинал Барберини стал папой Урбаном VIII. Галилей снова возвращается к астрономии. Ему пишут со всей Европы, спрашивая о солнечных пятнах. Он не мог заниматься ими, поскольку это была очередная «запретная тема».

Именно в этот момент появляется Людовико. Он так и не женился на Вирджинии из-за неблагонадежности будущего тестя. Он льстит Галилею, говорит о том, что Галилей наконец-то вернулся в лоно благоразумных исследований. Он-то и сообщает о новом Папе. Как раз в этот момент Галилей заявляет, что возвращается к своим исследованиям. Причем будет вести их на родном языке, а не на латыни, чтобы их поняли все. Галилей не может понять, как связана наука с его дочерью, но Людовико аристократ и не может жениться на дочери еретика. Галилею всё равно.

В течение последующего десятилетия учение Галилея широко распространяется в народе. Памфлетисты и уличные певцы подхватывают новые идеи. В карнавальную ночь 1632 года во многих городах в оформлении карнавальных шествий многих гильдий используются астрономические темы.

Люди поют частушки, в которых осмеивают церковь, старые порядки, в том числе и социальные. Галилей провозглашается разрушителем католицизма, героем. Нарастает напряженность.

1633 год. Галилей и его дочь ожидают приема у великого герцога. Из-за напряжённой работы Галилей теряет зрение. Вирджиния предостерегает отца от происков инквизиции. Приходит Ванни - крупный делец. Он говорит о том, что в Европе уже давно другие порядки, что всё купечество на стороне Галилея и против церкви. Он предостерегает Галилея: герцог не друг ему. Ванни предлагает Галилею скрыться. Но Галилей против: он слишком любит комфорт.

Козимо действительно не помогает Галилею. Галилей говорит дочери, что уже подготовил побег. Но как раз в этот момент их приглашают в карету и увозят в Рим.

Папа и кардинал-инквизитор обсуждают участь Галилея. Кардинал требует самых жестких мер. Он говорит о социальной напряженности. Папа категорически против, он защищает Галилея. Тем не менее, Папа не понимает, как можно пользоваться навигационными картами Галилея, если они составлены на основе ереси. Но кардинал сообщает, что всё больше моряков требуют звёздные карты Галилея. Папа наконец соглашается с кардиналом, но приказывает только припугнуть Галилея.

Процесс против Галилея окончен. Он почти до неузнаваемости изменился за время процесса. Ученики отступают от него. Галилей болен, он совсем плохо видит.

22 июня 1633 года Галилео Галилей отрекается от своего учения о вращении Земли по требованию инквизиции. Андреа возмущён отступничеством своего учителя.

За сценой читают фрагмент из книги Галилея «Dicorsi». В аллегорической форме говорится о том, что велика цена за великие открытия: «Разве не ясно, что лошадь, упав с высоты в три или четыре локтя, может сломать себе ноги, тогда как для собаки это совершенно безвредно, а кошка без всякого ущерба падает с высоты в восемь или десять локтей, стрекоза - с верхушки башни, а муравей мог бы даже с Луны».

С 1633 по1642 год Галилео Галилей живет в загородном доме вблизи Флоренции, вплоть до своей смерти оставаясь пленником инквизиции.

Вирджиния, убежденная кардиналами, считает участь Галилея счастливой. Она ухаживает за отцом, который почти ослеп. Галилей разбирает какие-то цитаты из священного писания, которые присылают ему из Церкви. Вирджния записывает, не замечая иронии в ответах отца. Они под наблюдением.

Приходит Андреа. Он уезжает в Голландию. Он пришел только потому, что другие учёные попросили его узнать, как здоровье Галилея. Но Галилей ненавязчиво открывает Андреа глаза. Галилей спас себя для науки. Всё это время по ночам он писал свои «Discorsi». Андреа кается в своём отношении к учителю. Галилей отдаёт ему свитки и напутствует Андреа, а вместе с ним - всю науку.

Галилей говорит, что он недоволен собой. Он предал науку тем, что отдалил знание от человечества. Наука ради науки - пуста и даже опасна. Цель не оправдывает средства, как он раньше считал. На первом месте - человек, а знания, цивилизация, культура - вторичны.

«Я полагаю, что единственная цель науки - облегчить трудное человеческое существование. И если ученые, запуганные своекорыстными властителями, будут довольствоваться тем, что накопляют знания ради самих знаний, то наука может стать калекой и ваши новые машины принесут только новые тяготы. Со временем вам, вероятно, удастся открыть все, что может быть открыто, но ваше продвижение в науке будет лишь удалением от человечества. И пропасть между вами и человечеством может оказаться настолько огромной, что в один прекрасный день ваш торжествующий клич о новом открытии будет встречен всеобщим воплем ужаса».

В 1537 году Андреа покидает Италию. На границе его досматривают, но невнимательно: пограничникам лень пересматривать все книги. Во время досмотра мальчики, играющие неподалеку, обсуждают какую-то местную ведьму. Они спрашивают у Андреа, можно ли летать по воздуху. Они видят сундучок Андреа, который не заметили пограничники, и сообщают им.

Там ещё книги, но пограничники пропускают его. Уже из-за границы Андреа кричит мальчикам: «На палке нельзя летать по воздуху. Для этого к ней нужно было бы по меньшей мере приделать машину. Но такой машины пока не существует. Может быть, ее никогда и не будет, ведь человек слишком тяжел. Но, разумеется, этого знать нельзя. И мы вообще еще очень мало знаем. У нас все впереди!»

Бертольт Брехт

«Жизнь Галилея»

I

Галилей демонстрирует мальчику Андреа Сарти, сыну своей экономки и будущему ученику, на простых примерах коперниканскую модель солнечной системы. Галилей говорит о том, что наступает время нового знания, время пересмотра всех прежних истин и рождения новых.

Птолемеевская система рассматривала землю неподвижной, надёжной опорой. Сейчас всё не так, оказывается, что нет никаких опор — всё подвижно.

Мальчик не сразу верит Галилею, поскольку придерживается наивной картины мира (ведь земля-то плоская, а не круглая). Тем не менее, Андреа ради шутки повторяет «ересь» в школе. Этим недовольна его мать, экономка Галилея — госпожа Сарти. Она удивляется, когда узнаёт, что Галилей действительно разделяет эти идеи (она считала это выдумками сына). Но её больше интересует то, что Галилей не платит молочнику, что у них долги.

Галилей доказывает Андреа, что его взгляд наивен. Земля может быть подвижна, и мы можем при этом оставаться на ногах. В качестве примера он втыкает в яблоко щепку, крутит его и говорит, что верх щепки всегда выше её низа, как ни поворачивай яблоко. Галилей рассуждает о новом в науке. Он сравнивает исследователей с мореплавателями: раньше они ходили только вдоль побережий, теперь направляют корабли в открытое море.

Андреа говорит, что к Галилею хочет прийти учиться богатый молодой человек Людовико Марсили. Галилей видит, что для Людовико наука — лишь модное увлечение. Людовико говорит, что наука предлагает много диковинок. Он видел в Голландии некое устройство, в котором 2 линзы: двояковогнутая и двояковыпуклая. К удивлению Людовико, это устройство увеличивает предметы. Галилей отсылает Людовико, а сам о чём-то задумывается.

Приходит Приули, куратор университета в Падуе. Галилео хочет надбавки к жалованию. Но куратор говорит, что математика, которую преподаёт Галилео, — это лишь забава для тех, кто её финансирует. Надо радоваться тому, что есть. Приули и Галилей спорят: куратор говорит о том, что в Венеции науку не преследует инквизиция (Джордано Бруно выдали как не венецианца), есть возможность свободно творить, а во Флоренции и вообще по всей Европе платят больше, но преследуют. Галилео говорит, что без денег наука тоже не может развиваться, и что мало хорошего в такой свободе. Приули возражает, что если бы Галилей изобрёл что-нибудь, то наверняка получил бы надбавку. Он вспоминает разные полезные вещи, которые Галилей придумывал.

Галилей работает над подзорной трубой. Он говорит с Андреа. Тот уже в восторге от открытия Галилея, но учёный предостерегает мальчика: это лишь гипотеза, проверить никто пока не может. Галилей показывает трубу мальчику, и говорит: «Это принесёт нам пятьсот скуди».

II

Галилей демонстрирует публике своё новое изобретение — подзорную трубу. Все в восторге. Галилей получает прибавку в жаловании. Но он погружён в свои мысли.

Любое научное открытие имеет «двойной» смысл. Для непосвящённых это лишь подзорная труба, практическая польза. Людовико уже начал понимать, что Галилей просто надул всех: такие трубы уже продаются по всей Европе. Но только сам Галилей осознал, что он придумал совершенно новое применение этой трубе. А на своей афере просто заработал денег на исследование. Действительно, практическая польза — но не та, которой радуются правители города и военные.

III

10 января 1610 года Галилей со своим другом Сагредо наблюдают Луну. Они видят рельеф, видят, что Луна не излучает свет. Галилей говорит, что Луна для Земли — то же, что Земля для Луны. Это противоречит стройной иерархичной системе небесных сфер Аристотеля. «Сегодня человечество заносит в летописи: небо отменено». Сагредо страшно: Джордано Бруно сожгли за это.

Приходит куратор Приули, ругается, что Галилей опозорил его в истории с трубой. Галилей говорит, что выиграл время и деньги на новые исследования. Цель оправдывает средства — главный девиз Галилея. Его открытие новой небесной механики поможет составить навигационные карты звёздного неба для моряков, а это очень поможет Венеции. Куратор не хочет больше ничего слушать.

Галилео и Сагредо наблюдают спутники Юпитера. Они убеждаются, что вокруг Юпитера движутся 4 спутника и делают вывод, что кристаллической сферы, к которой прикреплён Юпитер, не существует. Всё это подтверждает гипотезу Коперника. Галилей в восторге. Он хочет рассказать о новой истине людям. Сагредо предостерегает его: люди не поймут. Но Галилей считает, что свойство истины — простота и понятность.

Утром приходит дочь Галилея Вирджиния. Галилей уже составил письмо великому герцогу Флоренции — Козимо Медичи. Он называет спутники Юпитера именами Медичи.

IV

Галилей и Андреа Сарти переезжают в Флоренцию и поселяются во дворце Медичи. Герцог Козимо такого же возраста, как и Андреа. Андреа показывает Козимо коперниканскую модель солнечной системы, Козимо предпочитает птолемеевскую. Они дерутся, птолемеевская модель ломается. В этот момент входят Галилей, Математик, Философ и свита Козимо. Математик и Философ не хотят вести наблюдения, прежде чем не обсудят, возможны ли в принципе те явления, о которых говорит Галилей. Они противоречат Аристотелю. Математик и Философ остаются при своём мнении. Галилей не достиг своей цели. Его наблюдения отправляют на проверку самому главному астроному Ватикана — патеру Кристоферу Клавиусу.

V

Во Флоренции чума, но Галилей продолжает свои исследования. Галилей не хочет покидать свои записи и книги, он остаётся. С ним остаётся и экономка госпожа Сарти.

Кварталы оцепляют. Еду и воду подают Галилею на шестах. Госпожа Сарти заболевает, её забирают. Вскоре она умирает. Возвращается Андреа — он спрыгнул с кареты, чтобы остаться с Галилеем. Галилей сочувствует мальчику, его даже мучает совесть, ведь если бы он уехал, то и мать Андреа осталась бы в живых. Галилей продолжает работать.

VI

1616 год. «Коллегиум Романум» — исследовательский институт Ватикана — подтверждает открытие Галилея.

Пока ждут решения патера Клавиуса, монахи обсуждают ужасные последствия, в случае если коперниканская система окажется доказанной. Один их них говорит: «А теперь, по-ихнему, и Земля — это звезда. Нет ничего, кроме звёзд! Мы ещё доживём до того, что они скажут: нет различия между человеком и животным, человек тоже только животное; нет ничего, кроме животных!»

Кардинал говорит, что человек — венец творения, центр вселенной, и поэтому Земля — тоже центр. Патер Клавиус тем временем подтверждает правоту Галилея. Об этом шёпотом сообщает один из монахов.

VII

Кардиналы Барберини и Беллармин пытаются убедить Галилея отказаться от своей теории. Они намекают на социальное значение его открытий. Церковь, Писание — всё это вносит смысл в жизни людей, особенно простонародья, а Галилей подвергает сомнению прочную картину мира. Кардиналы предлагают Галилею оставаться в рамках математики и использовать свои наблюдения лишь для вычислений, лишь как математическую гипотезу, модель. Никто не запрещает исследовать, но познать до конца — нельзя. Галилея это не устраивает.

Кардинал-инквизитор говорит с Вирджинией, намекая ей на двусмысленность положения отца.

VIII

Дворец флорентийского посла в Риме. Галилей беседует с маленьким монахом, тем самым, который после заседания «Коллегиума» шёпотом сообщил ему мнение папского астронома.

Маленький монах говорит о своих родителях в Кампаньи. Они трудятся из последних сил, страдают в нищете. И что будет с такими людьми, когда выяснится, что тот смысл, который они видели в своих страданиях, — всего лишь игра богословов, а не истина? Маленький монах предостерегает Галилея. Но Галилей не хочет соглашаться с этим. Он считает, что наука откроет глаза всем людям. Прикладные изобретения, которые улучшат жизнь, упростят труд — бессмысленны, когда простой человек невежествен.

Галилей всё более наполняет свою риторику социальным смыслом: освобождение от рабства, угнетателей. Маленький монах явно симпатизирует Галилею, ведущему почти революционную проповедь, и в конце концов отвлекается на его книги, просит пояснить что-то. Галилей иронично восклицает: «Яблоко с древа познания! Он уже вгрызается в него». Монах становится учеником.

IX

Галилей 8 лет не может вести исследования в любимой области. Он и все его ученики заняты механикой. Но вот он узнаёт, что учёный-кардинал Барберини стал папой Урбаном VIII. Галилей снова возвращается к астрономии. Ему пишут со всей Европы, спрашивая о солнечных пятнах. Он не может заниматься ими, поскольку это очередная «запретная тема».

В этот момент появляется Людовико. Он так и не женился на Вирджинии из-за неблагонадёжности будущего тестя. Он льстит Галилею, говорит о том, что Галилей наконец-то вернулся в лоно благоразумных исследований. Он-то и сообщает о новом Папе. Как раз в этот момент Галилей заявляет, что возвращается к своим исследованиям. Причём будет вести их на родном языке, а не на латыни, чтобы их поняли все. Галилей не может понять, как связана наука с его дочерью, но Людовико аристократ и не может жениться на дочери еретика. Галилею всё равно.

X

В течение последующего десятилетия учение Галилея широко распространяется в народе. Памфлетисты и уличные певцы подхватывают новые идеи. В карнавальную ночь 1632 года во многих городах в оформлении карнавальных шествий многих гильдий используются астрономические темы.

Люди поют частушки, в которых осмеивают церковь, старые порядки, в том числе и социальные. Галилей провозглашается разрушителем католицизма, героем. Нарастает напряженность.

XI

1633 год. Галилей и его дочь ожидают приёма у великого герцога. Из-за напряжённой работы Галилей теряет зрение. Вирджиния предостерегает отца от происков инквизиции. Приходит Ванни — крупный делец. Он говорит о том, что в Европе уже давно другие порядки, что всё купечество на стороне Галилея и против церкви. Он предостерегает Галилея: герцог не друг ему. Ванни предлагает Галилею скрыться. Но Галилей против: он слишком любит комфорт.

Козимо действительно не помогает Галилею. Галилей говорит дочери, что уже подготовил побег. Но как раз в этот момент их приглашают в карету и увозят в Рим.

XII

Папа и кардинал-инквизитор обсуждают участь Галилея. Кардинал требует самых жёстких мер. Он говорит о социальной напряжённости. Папа категорически против, он защищает Галилея. Тем не менее, Папа не понимает, как можно пользоваться навигационными картами Галилея, если они составлены на основе ереси. Но кардинал сообщает, что всё больше моряков требуют звёздные карты Галилея. Папа наконец соглашается с кардиналом, но приказывает припугнуть Галилея.

XIII

Процесс против Галилея окончен. Он почти до неузнаваемости изменился за время процесса. Ученики отступают от него. Галилей болен, он совсем плохо видит.

22 июня 1633 года Галилео Галилей отрекается от своего учения о вращении Земли по требованию инквизиции. Андреа возмущён отступничеством своего учителя.

За сценой читают фрагмент из книги Галилея «Dicorsi». В аллегорической форме говорится о том, что велика цена за великие открытия: «Разве не ясно, что лошадь, упав с высоты в три или четыре локтя, может сломать себе ноги, тогда как для собаки это совершенно безвредно, а кошка без всякого ущерба падает с высоты в восемь или десять локтей, стрекоза — с верхушки башни, а муравей мог бы даже с Луны».

XIV

С 1633 по1642 год Галилео Галилей живёт в загородном доме вблизи Флоренции, вплоть до своей смерти оставаясь пленником инквизиции.

Вирджиния, убеждённая кардиналами, считает участь Галилея счастливой. Она ухаживает за отцом, который почти ослеп. Галилей разбирает какие-то цитаты из священного писания, которые присылают ему из Церкви. Вирджния записывает, не замечая иронии в ответах отца. Они под наблюдением.

Приходит Андреа. Он уезжает в Голландию. Он пришёл только потому, что другие учёные попросили его узнать, как здоровье Галилея. Но Галилей ненавязчиво открывает Андреа глаза. Галилей спас себя для науки. Всё это время по ночам он писал свои «Discorsi». Андреа кается в своём отношении к учителю. Галилей отдаёт ему свитки и напутствует Андреа, а вместе с ним — всю науку.

Галилей говорит, что он недоволен собой. Он предал науку тем, что отдалил знание от человечества. Наука ради науки — пуста и даже опасна. Цель не оправдывает средства, как он раньше считал. На первом месте — человек, а знания, цивилизация, культура — вторичны.

«Я полагаю, что единственная цель науки — облегчить трудное человеческое существование. И если учёные, запуганные своекорыстными властителями, будут довольствоваться тем, что накопляют знания ради самих знаний, то наука может стать калекой и ваши новые машины принесут только новые тяготы. Со временем вам, вероятно, удастся открыть всё, что может быть открыто, но ваше продвижение в науке будет лишь удалением от человечества. И пропасть между вами и человечеством может оказаться настолько огромной, что в один прекрасный день ваш торжествующий клич о новом открытии будет встречен всеобщим воплем ужаса».

XV

В 1637 году Андреа покидает Италию. На границе его досматривают, но невнимательно: пограничникам лень пересматривать все книги. Во время досмотра мальчики, играющие неподалёку, обсуждают какую-то местную ведьму. Они спрашивают у Андреа, можно ли летать по воздуху. Они видят сундучок Андреа, который не заметили пограничники, и сообщают им. Там ещё книги, но пограничники пропускают его. Уже из-за границы Андреа кричит мальчикам: «На палке нельзя летать по воздуху. Для этого к ней нужно было бы по меньшей мере приделать машину. Но такой машины пока не существует. Может быть, её никогда и не будет, ведь человек слишком тяжёл. Но, разумеется, этого знать нельзя. И мы вообще ещё очень мало знаем. У нас всё впереди!» Пересказал Алексей Боровиков

Галилей рассказывает сыну своей экономки, а также своему будущему ученику Андреа Сарти о неправильности прежних взглядов о неподвижности земли. Мальчик не сразу верит Галилею, однако начинает рассказывать об этом в школе. Однажды к учёному приходит учиться богатый парень Людовико Марсили, рассказавший ему про увиденное в Голландии устройство, увеличивающее предметы.

Между тем куратор университета Приули говорит, что Галилей сможет получить надбавку, если придумает какую-либо полезную вещь. Учёный ведёт работу над подзорной трубой. После создания подзорной трубы Галилей получает к жалованию прибавку. Народ в восторге от изобретения, не зная, что учёным преследуется в этом совершенно другая цель.

Рассматривая Луну и Юпитер, Галилей пугает друга Сагредо высказываниями про небесные тела, противоречащими стройной иерархичной системе Аристотеля. На недовольство Приули в отношении истории с подзорной трубой Галилей отвечает, что выиграл деньги и время на новые исследования. Открытие небесной новой механики поможет составить точные навигационные карты по звёздному небу, что очень поможет Венеции. Однако куратор не слушает учёного.

По приезду во Флоренцию наблюдения Галилея отправляются на проверку патеру Кристоферу Клавиусу - главнейшему астроному Ватикана. Несмотря на чуму, учёный продолжает упорно работать. В 1616 году исследовательским институтом Ватикана подтверждается открытие Галилея. После наложения инквизицией запрета на учение Коперника, кардиналы Беллармин и Барберини пытаются убедить Галилея отречься от своей теории. Однако учёный отказывается.

Восемь лет Галилей не может вести в любимой области исследования, так как занят механикой. Когда учёный-кардинал Барберини становится папой Урбаном VIII, учёный опять возвращается к астрономии. Последующее десятилетие учение Галилея распространяется широко в народе. Галилей провозглашается героем, разрушителем католицизма, что приводит к напряжённости.

К 1633 году вследствие напряжённой работы учёный теряет зрение. Дочь Вирджиния предостерегает от происков инквизиции. Галилею советуют скрыться. Однако он против. В итоге их увозят в Рим. Кардинал-инквизитор и Папа ведут процесс по делу Галилея. За время процесса он меняется до неузнаваемости, сильно болеет, практически теряет зрение. Ученики от него отступают. По требованию инквизиции 22 июня 1633 года учёный отрекается от учения, касательно вращения Земли. Андреа возмущён отступничеством учителя.

С этого момента по 1642 год Галилей обитает в загородном доме около Флоренции. До своей смерти он оставался пленником инквизиции. Убеждённая кардиналами Вирджиния считает участь отца счастливой. Она помогает разбирать Галилею цитаты из священных писаний, будучи под наблюдением.

Когда приходит Андреа, Галилей рассказывает ему, что спас себя именно для науки. Он всё это время тайно писал свои «Discorsi». Ученик кается в неправильном отношении к учителю. Галилео Галилей отдаёт научные свитки Андреа, напутствуя его.

Андреа в 1637 году Андреа покидает Италию. Его на границе досматривают, однако невнимательно. Пограничники не отбирают у Андреа научные творения, пропуская его через границу.

Владимир Высоцкий о спектакле «Жизнь Галилея»

…И вдруг я сыграл Галилея. Я думаю, что это получилось не вдруг, а вероятно, режиссер долго присматривался, могу я или нет. Но мне кажется, что есть тому две причины. Для Любимова основным является даже не актерское дарование, хотя и актерское дарование тоже. Но больше всего его интересует человеческая личность.

Значит, мы играем без декораций. Но мы с самого начала спектакля как бы договариемся со зрителями, что вот мы сегодня покажем вам таких-то людей, без грима, немножко намекая на костюмы. И зритель принимает эти правила игры. Через пять минут никого уже не смущает, что, например, Галилея я играю без грима, хотя в начале пьесы ему сорок шесть лет, а в конце семьдесят.

А мне, когда я начал репетировать роль Галилея, было двадцать шесть или двадцать семь лет. Я играл со своим лицом, только в костюме. У меня вроде балахона, вроде плаща такая накидка коричневая, очень тяжелая (как в то время были материалы), очень грубый свитер.

И, несмотря на то, что в конце он дряхлый старик, я очень смелу беру яркую характерность в Галилее и играю старика, человека с потухшим глазом совершенно. Его ничего не интересует, такой немножечко в маразме человек. И он медленно двигает руками. И совершенно не нужно гримироваться в связи с этим. Ну, мне так кажется.

Спектакль этот сделан очень своеобразно. У нас в этом спектакле, например, два финала. Первый финал: вот Галилей, который абсолютно не интересуется тем, что произошло, ему совершенно не важно, как в связи с его отречением упала наука.

А второй финал — это Галилей, который прекрасно понимает, что сделал огромную ошибку: он отрекся от своего учения и это отбросило назад науку. Последний монолог я говорю от имени человека зрелого, но абсолютно здорового, который в полном здравии и рассудке и прекрасно понимает, что он натворил.

Любопытная деталь: Брехт этот второй монолог дописал. Дело в том, что пьеса была написана раньше сорок пятого года, а когда была сброшена бомба на Хиросиму, брехт дописал целую страницу: монолог об ответственности ученого за свою работу, за науку, за то, как будет использовано то или иное изобретение.

После этого звучит музыка Шостаковича. Вбегают дети с глобусами и крутят глобусы перед зрителями, как бы символизируя то, что а все-таки Земля вертится. Фраза, которую приписывает молва Галилею, будто он сказал ее перед смертью.

Вот это моя очень серьезная и любимая роль — Галилей в пьесе Брехта .

Спектакль "Жизнь Галилея" по лучшей пьесе Б.Брехта вышел летом 1966 года. Гигантские ворота, закрывающие и открывающие сцену, остроумно и рельефно декорированы картонными ячейками из-под яиц (художник Э.Стенберг). Над зрителем - звезды Большой Медведицы. Мальчишка в школьной форме стреляет из рогатки, пересчитывая звезды. За ним гонится консерватор-монах. Время старых событий сомкнулось с нашим, "догнало" его. Телескопами служат световые пистолеты на штативах. Они реально излучают "свет новых истин". Когда осатанелый от косности чиновников папской церкви Галилео Галилей будет бешено вращать свой "телескоп" в поисках несуществующей небесной тверди, "небесного отца" и т.п. - свет прибора будет чувствительно резать глаза сидящих в партере, как больно режет открытие Галилея дух и уши консерваторов. В левом портале просунуты в дырки головы черных монахов, в правом - хор детей в белых кружевных воротничках. Дети невинно упрашивают взрослых внять просьбам Галилея. Монахи в черном грубо обрывают детские псалмы - таково двоякое сопровождение фабулы Брехта. Композитор спектакля - Д.Шостакович, а музыку к псалмам-зонгам детей и монахов сочиняли "наши собственные" Борис Хмельницкий и Анатолий Васильев. Перевод пьесы Льва Копелева. Стихотворные вставки придуманы Наумом Коржавиным. Покаяние Галилея застает его в центре сцены: "Я отдал свои знания власть имущим, чтобы те употребили их или злоупотребили ими, и человека, который совершил то, что совершил я, нельзя терпеть в рядах людей Науки" Но театр возвращает яркий праздничный свет. Площадку заполняют дети. Они яростно раскручивают маленькие глобусы. Земля весело вращается.

Постановка Юрий Любимов
художник Энар Стенберг
переводчик Лев Копелев
Стихи в переводе Давид Самойлов
Музыка из произведений Дмитрий Шостакович
Музыка к стихам Борис Хмельницкий ,
Анатолий Васильев
Балетмейстер Ной Авалиани

Галилео Галилей

Владимир Высоцкий,
Александр Калягин
Андреа Сарти (в молодости) Агария Власова
Андреа Сарти
(в молодости)
Людмила Комаровская,
Валерий Погорельцев
Госпожа Сарти
экономка, мать Андреа
Инна Ульянова,
Марина Полицеймако
Людовико Марсили
богатый молодой человек
Дальвин Щербаков
Приули
куратор университета в Падуе
Вениамин Смехов
Сагредо
друг Галилея
Леонид Буслаев
Вирджиния
дочь Галилея
Елена Корнилова,
Людмила Возиян ,
Таисия Додина
Федерцони
шлифовальщик линз, помощник Галилея
Борис Голдаев
Дож Готлиб Ронинсон
Высокая сеньория Александр Сабинин,
Борис Буткеев ,
А. Хлюпин ,
Юрий Смирнов,
Е. Шумский ,
Эдуард Кошман ,
Н. Хощанов
Высокая сеньора Рамзес Джабраилов
Советник Александр Сабинин,
Владимир Климентьев
Козимо Медичи
великий герцог Флоренции
Зинаида Славина
Маршал двора Готлиб Ронинсон
Теолог Рамзес Джабраилов
Философ Всеволод Соболев
Математик Игорь Петров
1-я придворная дама Татьяна Махова
2-я придворная дама Т. Корунова
Филиппо Муциус
ученый
Арнольд Колокольников
Гаффоне
ректор университета в Пизе
Игорь Петров
Очень тощий монах Рамзес Джабраилов
Очень старый кардинал Готлиб Ронинсон
Патер Кристофер Клавиус
астроном
Юрий Медведев
Маленький монах Валерий Золотухин
Кардинал-инквизитор Э. Арутюнян ,
Арнольд Колокольников
Кардинал Барберини Всеволод Соболев
Кардинал Беллармин Вениамин Смехов
1-й монах, писец Рамзес Джабраилов
2-й монах писец Леонид Буслаев
4 дамы Таисия Додина ,
Т. Корунова ,
Татьяна Лукьянова ,
Нина Шацкая
Уличная труппа Валерий Золотухин,
В. Беляков ,
Юрий Медведев ,
Татьяна Лукьянова ,
Виктория Радунская ,
А. Хлюпин
Ванни
владелец литейной
Юрий Смирнов
Некий субьект Н. Хощанов
Монах-тюремщик Юрий Медведев
Монахи Э. Арутюнян ,
Борис Буткеев ,
В. Беляков ,
Леонид Буслаев ,
Борис Голдаев
Высокопоставленный чиновник Юрий Медведев
Монахи Валерий Золотухин,
Владимир Климентьев ,
Эдуард Кошман ,
Арнольд Колокольников ,
Валерий Погорельцев ,
Игорь Петров ,
Всеволод Соболев,
Юрий Смирнов,
Александр Сабинин,
А. Хлюпин ,
Н. Хощанов ,
Юрий Медведев ,
Е. Шумский
Галилей демонстрирует мальчику Андреа Сарти, будущему ученику, на простых примерахкоперниканскую модель солнечной системы. Галилей говорит о том, что наступает время новогознания, время пересмотра всех прежних истин и рождения новых. Птолемеевская система рассматривала землю неподвижной, надежной опорой. Сейчас всё не так, оказывается, что нет никаких опор - всё подвижно.Мальчик не сразу верит Галилею, поскольку придерживается наивной картины мира (ведь земля-топлоская, а не круглая). Тем не менее, Андреа ради шутки повторяет «ересь» в школе.
Этим недовольна его мать, экономка Галилея - госпожа Сарти. Она удивилась, когда узнала, чтоГалилей действительно разделяет эти идеи (она считала это выдумками сына). Но её большеинтересует то, что Галилей не платит молочнику, что у них долги. Галилей доказывает Андреа, что его взгляд наивен. Земля может быть подвижна, и мы можем приэтом оставаться на ногах (втыкает в яблоко щепку, крутит его и говорит, что верх щепкивсегда выше её низа, как ни поворачивай яблоко). Галилей рассуждает о новом в науке.
Он сравнивает исследователей с мореплавателями: раньше они ходили только вдоль побережий, теперь направляют корабли в открытое море. Андреа говорит, что к Галилею хочет прийти учиться молодой богатый Людовико Марсили. Галилейвидит, что для Людовико наука - лишь модное увлечение. Людовико говорит, что наука предлагаетмного диковинок. Он видел в Голландии некое устройство, в котором 2 линзы: двояковогнутая и двояковыпуклая. К удивлению Людовико, это устройство увеличивает предметы.
Галилей отсылает Людовико, а сам о чём-то задумывается.Приходит Куратор Приули из университета. Галилео хочет надбавки в жаловании. Но Кураторговорит, что математика, которую преподаёт Галилео, - это лишь забава для тех, ктоеё финансирует. Надо радовать тому, что есть. Куратор и Галилей спорят: Куратор говорито том, что в Венеции науку не преследует инквизиция (Джордано Бруно выдали какне венецианца), есть возможность свободно творить, а во Флоренции и вообще по всейЕвропе платят больше, но преследуют. Галилео говорит, что без денег наука тоже не можетразвиваться, и что мало хорошего в такой свободе. Куратор говорит, что если бы Галилейизобрел что-нибудь, то наверняка получил бы надбавку. Он вспоминает разные полезные вещи, которые Галилей придумывал. Галилей работает над подзорной трубой. Он говорит с Андреа. Тот уже в восторгеот открытия Галилея, но ученый предостерегает мальчика: это лишь гипотеза, проверить никтопока не может. Галилей показывает трубу мальчику, и говорит: «Это принесет нам пятьсотскуди».Проходит презентация подзорной трубы. Все в восторге. Галилей получает прибавкув жаловании. Но он погружен в свои мысли.Любое научное открытие имеет «двойной» смысл. Для непосвященных это лишь подзорная труба, практическая польза. Людовико уже начал понимать, что Галилей просто надул всех: такие трубы ужепродаются по всей Европе. Но только сам Галилей осознал, что он придумал совершенно новоеприменение этой трубе. А на своей афере просто заработал денег на исследование.
Действительно, практическая польза - но не та, которой радуются правители городаи военные.10 января 1610 года Галилей и Сагредо наблюдают Луну. Они видят рельеф, видят, что Лунане излучает свет. Галилей говорит, что Луна для Земли - то же, что Земля для Луны. Этопротиворечит стройной иерархичной системе небесных сфер Аристотеля. «Сегодня человечествозаносит в летописи: небо отменено». Сагредо страшно: Джордано Бруно сожгли за это.Приходит Куратор, ругается, что Галилей опозорил его в истории с трубой. Галилей говорит, что выиграл время и деньги на новые исследования. Цель оправдывает средства - главныйдевиз Галилея. Его открытие новой небесной механики поможет составить навигационные картызвездного неба для моряков, а это очень поможет Венеции. Куратор не хочет больше ничегослушать.Галилео и Сагредо наблюдают спутники Юпитера. Они убеждаются, что вокруг Юпитера движутся4 спутника и делают вывод, что кристаллической сферы, к которой прикреплен Юпитер, не существует. Всё это подтверждает гипотезу Коперника. Галилей в восторге. Он хочетрассказать о новой истине людям. Сагредо предостерегает его: люди не поймут. Но Галилейсчитает, что свойство истины - простота и понятность. Утром приходит Вирджиния. Галилей уже составил письмо герцогу Флоренции - Козимо Медичи.
Он называет спутники Юпитера именами Медичи. Галилей и Андреа Сарти переезжают в Флоренцию и поселяются во дворце Медичи. ГерцогКозимо такого же возраста, как и Андреа. Андреа показывает Козимо коперниканскую модельсолнечной системы, Козимо предпочитает птолемеевскую. Они дерутся, птолемеевская модельломается. В этот момент входят Галилей, Математик, Философ и свита Козимо. Математики Философ не хотят вести наблюдения, прежде чем не обсудят, возможны ли в принципете явления, о которых говорит Галилей. Они противоречат Аристотелю. Брехт ироничнопоказывает шаблонность схоластического мышления профессоров через их речь. Математики Философ остаются на своём. Галилей не достиг своей цели. Его наблюдения отправляютна проверку самому главному астроному Ватикана - Кристоферу Клавиусу.Во Флоренции чума, но Галилей продолжает свои исследования. Галилей не хочет покидатьсвои записи и книги, он остаётся. С ним остаётся госпожа Сарти.Кварталы оцепляют. Еду и воду подают Галилею на шестах. Госпожа Сарти заболевает, её забирают. Позже она умрет. Возвращается Андреа - он спрыгнул с кареты, чтобыостаться с Галилеем. Галилей сочувствует мальчику, его даже мучает совесть (если быон уехал, то и мать Андреа осталась бы в живых). Галилей продолжает работать.1616 год. «Коллегиум Романум» - исследовательский институт Ватикана -подтверждает открытие Галилея.Пока ждут решения Клавиуса, монахи обсуждают ужасные последствия, в случае есликоперниканская система окажется доказанной. Один их них говорит: «А теперь, по-ихнему, и Земля - это звезда. Нет ничего, кроме звезд! Мы еще доживем до того, что они скажут: нет различия между человеком и животным, человек тоже только животное; нет ничего, кромеживотных!»Кардинал говорит, что человек - венец творения, центр вселенной, и поэтому Земля -тоже центр. Клавиус тем временем подтверждает правоту Галилея. Об этом шепотом сообщает одиниз монахов.5 марта 1616 года инквизиция налагает запрет на учение Коперника.Кардиналы Барберини и Беллармин пытаются убедить Галилея отказаться от своей теории. Онинамекают на социальное значение его открытий. Церковь, Писание - всё это вносит смыслв жизни людей, особенно простонародья, а Галилей подвергает сомнению прочную картину мира.
Кардиналы предлагают Галилею оставаться в рамках математики и использовать свои наблюдениялишь для вычислений, лишь как математическую гипотезу, модель. Никто не запрещает вестиисследовать, но познать до конца - нельзя. Галилея это не устраивает.Кардинал-инквизитор говорит с Вирджинией, намекая ей на двусмысленность положенияотца.Дворец флорентийского посла в Риме. Галилей беседует с маленьким монахом, тем самым, который после заседания «Коллегиума» шепотом сообщил ему мнение папского астронома.Маленький монах говорит о своих родителях в Кампаньи. Они трудятся из последних сил, страдают в нищете. И что будет с такими людьми, когда выяснится, что тот смысл, который онивидели в своих страданиях, - всего лишь игра богословов, а не истина? Маленький монахпредостерегает Галилея. Но Галилей не хочет соглашаться с этим: наука откроет глаза всемлюдям. Прикладные изобретения, которые улучшат жизнь, упростят труд - бессмысленны, когдапростой человек невежествен. Галилей всё более наполняет свою риторику социальным смыслом: освобождение от рабства, угнетателей. Маленький монах явно симпатизирует Галилею, ведущемупочти революционную проповедь, и в конце концов отвлекается на его книги, просит пояснитьчто-то. Галилей иронично восклицает: «Яблоко с древа познания! Он уже вгрызаетсяв него». Монах становится учеником.Галилей 8 лет не мог вести исследования в любимой сфере. Он и все его ученики занятымеханикой. Но вот он узнаёт, что учёный-кардинал Барберини стал папой Урбаном VIII. Галилейснова возвращается к астрономии. Ему пишут со всей Европы, спрашивая о солнечных пятнах.
Он не мог заниматься ими, поскольку это была очередная «запретная тема». Именнов этот момент появляется Людовико. Он так и не женился на Вирджинии из-занеблагонадежности будущего тестя. Он льстит Галилею, говорит о том, что Галилей наконец-товернулся в лоно благоразумных исследований. Он-то и сообщает о новом Папе. Как разв этот момент Галилей заявляет, что возвращается к своим исследованиям. Причем будет вестиих на родном языке, а не на латыни, чтобы их поняли все. Галилей не может понять, как связана наука с его дочерью, но Людовико аристократ и не может жениться на дочериеретика. Галилею всё равно.В течение последующего десятилетия учение Галилея широко распространяется в народе.
Памфлетисты и уличные певцы подхватывают новые идеи. В карнавальную ночь 1632 годаво многих городах в оформлении карнавальных шествий многих гильдий используютсяастрономические темы.Люди поют частушки, в которых осмеивают церковь, старые порядки, в том числеи социальные. Галилей провозглашается разрушителем католицизма, героем. Нарастаетнапряженность. 1633 год. Галилей и его дочь ожидают приема у великого герцога. Из-за напряжённой работыГалилей теряет зрение. Вирджиния предостерегает отца от происков инквизиции. ПриходитВанни - крупный делец. Он говорит о том, что в Европе уже давно другие порядки, что всёкупечество на стороне Галилея и против церкви. Он предостерегает Галилея: герцогне друг ему. Ванни предлагает Галилею скрыться. Но Галилей против: он слишком любиткомфорт.Козимо действительно не помогает Галилею. Галилей говорит дочери, что уже подготовил побег.
Но как раз в этот момент их приглашают в карету и увозят в Рим.Папа и кардинал-инквизитор обсуждают участь Галилея. Кардинал требует самых жестких мер.
Он говорит о социальной напряженности. Папа категорически против, он защищает Галилея.
Тем не менее, Папа не понимает, как можно пользоваться навигационными картами Галилея, еслиони составлены на основе ереси. Но кардинал сообщает, что всё больше моряков требуютзвёздные карты Галилея. Папа наконец соглашается с кардиналом, но приказывает толькоприпугнуть Галилея.Процесс против Галилея окончен. Он почти до неузнаваемости изменился за время процесса.
Ученики отступают от него. Галилей болен, он совсем плохо видит.22 июня 1633 года Галилео Галилей отрекается от своего учения о вращении Землипо требованию инквизиции. Андреа возмущён отступничеством своего учителя.За сценой читают фрагмент из книги Галилея «Dicorsi». В аллегорической формеговорится о том, что велика цена за великие открытия: «Разве не ясно, что лошадь, упавс высоты в три или четыре локтя, может сломать себе ноги, тогда как для собаки это совершеннобезвредно, а кошка без всякого ущерба падает с высоты в восемь или десять локтей, стрекоза - с верхушки башни, а муравей мог бы даже с Луны».С 1633 по1642 год Галилео Галилей живет в загородном доме вблизи Флоренции, вплоть до своейсмерти оставаясь пленником инквизиции.Вирджиния, убежденная кардиналами, считает участь Галилея счастливой. Она ухаживает за отцом, который почти ослеп. Галилей разбирает какие-то цитаты из священного писания, которыеприсылают ему из Церкви. Вирджния записывает, не замечая иронии в ответах отца. Они поднаблюдением.Приходит Андреа. Он уезжает в Голландию. Он пришел только потому, что другие учёныепопросили его узнать, как здоровье Галилея. Но Галилей ненавязчиво открывает Андреа глаза.
Галилей спас себя для науки. Всё это время по ночам он писал свои «Discorsi». Андреа каетсяв своём отношении к учителю. Галилей отдаёт ему свитки и напутствует Андреа, а вместес ним - всю науку. Галилей говорит, что он недоволен собой. Он предал науку тем, что отдалил знаниеот человечества. Наука ради науки - пуста и даже опасна. Цель не оправдываетсредства, как он раньше считал. На первом месте - человек, а знания, цивилизация, культура - вторичны. «Я полагаю, что единственная цель науки - облегчить трудное человеческоесуществование. И если ученые, запуганные своекорыстными властителями, будут довольствоватьсятем, что накопляют знания ради самих знаний, то наука может стать калекой и ваши новые машиныпринесут только новые тяготы. Со временем вам, вероятно, удастся открыть все, что может бытьоткрыто, но ваше продвижение в науке будет лишь удалением от человечества. И пропастьмежду вами и человечеством может оказаться настолько огромной, что в один прекрасный деньваш торжествующий клич о новом открытии будет встречен всеобщим воплем ужаса».В 1537 году Андреа покидает Италию. На границе его досматривают, но невнимательно: пограничникам лень пересматривать все книги. Во время досмотра мальчики, играющие неподалеку, обсуждают какую-то местную ведьму. Они спрашивают у Андреа, можно ли летать по воздуху. Онивидят сундучок Андреа, который не заметили пограничники, и сообщают им. Там ещё книги, но пограничники пропускают его. Уже из-за границы Андреа кричит мальчикам: «На палкенельзя летать по воздуху. Для этого к ней нужно было бы по меньшей мере приделатьмашину. Но такой машины пока не существует. Может быть, ее никогда и не будет, ведьчеловек слишком тяжел. Но, разумеется, этого знать нельзя. И мы вообще еще очень мало знаем.
У нас все впереди!»
  • Галилео Галилей.
  • Андреа Сарти.
  • Госпожа Сарти — экономка Галилея, мать Андреа.
  • Людовико Марсили — богатый молодой человек.
  • Приули — куратор университета в Падуе.
  • Сагредо — друг Галилея.
  • Вирджиния — дочь Галилея.
  • Козимо Медичи — великий герцог Флоренции.
  • Патер Кристофер Клавиус — астроном.
  • Теолог, Философ, Математик и др.

I

Галилей демонстрирует мальчику Андреа Сарти, будущему ученику, на простых примерах коперниканскую модель солнечной системы. Галилей говорит о том, что наступает время нового знания, время пересмотра всех прежних истин и рождения новых.

Птолемеевская система рассматривала землю неподвижной, надежной опорой. Сейчас всё не так, оказывается, что нет никаких опор — всё подвижно.

Мальчик не сразу верит Галилею, поскольку придерживается наивной картины мира (ведь земля-то плоская, а не круглая). Тем не менее, Андреа ради шутки повторяет «ересь» в школе. Этим недовольна его мать, экономка Галилея — госпожа Сарти. Она удивилась, когда узнала, что Галилей действительно разделяет эти идеи (она считала это выдумками сына). Но её больше интересует то, что Галилей не платит молочнику, что у них долги.

Галилей доказывает Андреа, что его взгляд наивен. Земля может быть подвижна, и мы можем при этом оставаться на ногах (втыкает в яблоко щепку, крутит его и говорит, что верх щепки всегда выше её низа, как ни поворачивай яблоко). Галилей рассуждает о новом в науке. Он сравнивает исследователей с мореплавателями: раньше они ходили только вдоль побережий, теперь направляют корабли в открытое море.

NB. Образ кораблей, уходящих в открытое море, как символ познания, — сквозной, будет встречаться и дальше.

Андреа говорит, что к Галилею хочет прийти учиться молодой богатый Людовико Марсили. Галилей видит, что для Людовико наука — лишь модное увлечение. Людовико говорит, что наука предлагает много диковинок. Он видел в Голландии некое устройство, в котором 2 линзы: двояковогнутая и двояковыпуклая. К удивлению Людовико, это устройство увеличивает предметы. Галилей отсылает Людовико, а сам о чём-то задумывается.

Приходит Куратор Приули из университета. Галилео хочет надбавки в жаловании. Но Куратор говорит, что математика, которую преподаёт Галилео, — это лишь забава для тех, кто её финансирует. Надо радовать тому, что есть. Куратор и Галилей спорят: Куратор говорит о том, что в Венеции науку не преследует инквизиция (Джордано Бруно выдали как не венецианца), есть возможность свободно творить, а во Флоренции и вообще по всей Европе платят больше, но преследуют. Галилео говорит, что без денег наука тоже не может развиваться, и что мало хорошего в такой свободе. Куратор говорит, что если бы Галилей изобрел что-нибудь, то наверняка получил бы надбавку. Он вспоминает разные полезные вещи, которые Галилей придумывал.

Галилей работает над подзорной трубой. Он говорит с Андреа. Тот уже в восторге от открытия Галилея, но ученый предостерегает мальчика: это лишь гипотеза, проверить никто пока не может. Галилей показывает трубу мальчику, и говорит: «Это принесет нам пятьсот скуди».

II

Проходит презентация подзорной трубы. Все в восторге. Галилей получает прибавку в жаловании. Но он погружен в свои мысли.

Любое научное открытие имеет «двойной» смысл. Для непосвященных это лишь подзорная труба, практическая польза. Людовико уже начал понимать, что Галилей просто надул всех: такие трубы уже продаются по всей Европе. Но только сам Галилей осознал, что он придумал совершенно новое применение этой трубе. А на своей афере просто заработал денег на исследование. Действительно, практическая польза — но не та, которой радуются правители города и военные.

III

10 января 1610 года Галилей и Сагредо наблюдают Луну. Они видят рельеф, видят, что Луна не излучает свет. Галилей говорит, что Луна для Земли — то же, что Земля для Луны. Это противоречит стройной иерархичной системе небесных сфер Аристотеля. «Сегодня человечество заносит в летописи: небо отменено». Сагредо страшно: Джордано Бруно сожгли за это.

Приходит Куратор, ругается, что Галилей опозорил его в истории с трубой. Галилей говорит, что выиграл время и деньги на новые исследования. Цель оправдывает средства — главный девиз Галилея. Его открытие новой небесной механики поможет составить навигационные карты звездного неба для моряков, а это очень поможет Венеции. Куратор не хочет больше ничего слушать.

Галилео и Сагредо наблюдают спутники Юпитера. Они убеждаются, что вокруг Юпитера движутся 4 спутника и делают вывод, что кристаллической сферы, к которой прикреплен Юпитер, не существует. Всё это подтверждает гипотезу Коперника. Галилей в восторге. Он хочет рассказать о новой истине людям. Сагредо предостерегает его: люди не поймут. Но Галилей считает, что свойство истины — простота и понятность.

Утром приходит Вирджиния. Галилей уже составил письмо герцогу Флоренции — Козимо Медичи. Он называет спутники Юпитера именами Медичи.

IV

Галилей и Андреа Сарти переезжают в Флоренцию и поселяются во дворце Медичи. Герцог Козимо такого же возраста, как и Андреа. Андреа показывает Козимо коперниканскую модель солнечной системы, Козимо предпочитает птолемеевскую. Они дерутся, птолемеевская модель ломается. В этот момент входят Галилей, Математик, Философ и свита Козимо. Математик и Философ не хотят вести наблюдения, прежде чем не обсудят, возможны ли в принципе те явления, о которых говорит Галилей. Они противоречат Аристотелю. Брехт иронично показывает шаблонность схоластического мышления профессоров через их речь. Математик и Философ остаются на своём. Галилей не достиг своей цели. Его наблюдения отправляют на проверку самому главному астроному Ватикана — Кристоферу Клавиусу.

V

Во Флоренции чума, но Галилей продолжает свои исследования. Галилей не хочет покидать свои записи и книги, он остаётся. С ним остаётся госпожа Сарти.

Кварталы оцепляют. Еду и воду подают Галилею на шестах. Госпожа Сарти заболевает, её забирают. Позже она умрет. Возвращается Андреа — он спрыгнул с кареты, чтобы остаться с Галилеем. Галилей сочувствует мальчику, его даже мучает совесть (если бы он уехал, то и мать Андреа осталась бы в живых). Галилей продолжает работать.

VI

1616 год. «Коллегиум Романум» — исследовательский институт Ватикана — подтверждает открытие Галилея.

Пока ждут решения Клавиуса, монахи обсуждают ужасные последствия, в случае если коперниканская система окажется доказанной. Один их них говорит: «А теперь, по-ихнему, и Земля — это звезда. Нет ничего, кроме звезд! Мы еще доживем до того, что они скажут: нет различия между человеком и животным, человек тоже только животное; нет ничего, кроме животных!»

Кардинал говорит, что человек — венец творения, центр вселенной, и поэтому Земля — тоже центр. Клавиус тем временем подтверждает правоту Галилея. Об этом шепотом сообщает один из монахов.

VII

Кардиналы Барберини и Беллармин пытаются убедить Галилея отказаться-

От своей теории. Они намекают на социальное значение его открытий. Церковь, Писание — всё это вносит смысл в жизни людей, особенно простонародья, а Галилей подвергает сомнению прочную картину мира. Кардиналы предлагают Галилею оставаться в рамках математики и использовать свои наблюдения лишь для вычислений, лишь как математическую гипотезу, модель. Никто не запрещает вести исследовать, но познать до конца — нельзя. Галилея это не устраивает.

Кардинал-инквизитор говорит с Вирджинией, намекая ей на двусмысленность положения отца.

VIII

Дворец флорентийского посла в Риме. Галилей беседует с маленьким монахом, тем самым, который после заседания «Коллегиума» шепотом сообщил ему мнение папского астронома.

Маленький монах говорит о своих родителях в Кампаньи. Они трудятся из последних сил, страдают в нищете. И что будет с такими людьми, когда выяснится, что тот смысл, который они видели в своих страданиях, — всего лишь игра богословов, а не истина? Маленький монах предостерегает Галилея. Но Галилей не хочет соглашаться с этим: наука откроет глаза всем людям. Прикладные изобретения, которые улучшат жизнь, упростят труд — бессмысленны, когда простой человек невежествен. Галилей всё более наполняет свою риторику социальным смыслом: освобождение от рабства, угнетателей. Маленький монах явно симпатизирует Галилею, ведущему почти революционную проповедь, и в конце концов отвлекается на его книги, просит пояснить что-то. Галилей иронично восклицает: «Яблоко с древа познания! Он уже вгрызается в него». Монах становится учеником.

IX

Галилей 8 лет не мог вести исследования в любимой сфере. Он и все его ученики заняты механикой. Но вот он узнаёт, что учёный-кардинал Барберини стал папой Урбаном VIII. Галилей снова возвращается к астрономии. Ему пишут со всей Европы, спрашивая о солнечных пятнах. Он не мог заниматься ими, поскольку это была очередная «запретная тема». Именно в этот момент появляется Людовико. Он так и не женился на Вирджинии из-за неблагонадежности будущего тестя. Он льстит Галилею, говорит о том, что Галилей наконец-то вернулся в лоно благоразумных исследований. Он-то и сообщает о новом Папе. Как раз в этот момент Галилей заявляет, что возвращается к своим исследованиям. Причем будет вести их на родном языке, а не на латыни, чтобы их поняли все. Галилей не может понять, как связана наука с его дочерью, но Людовико аристократ и не может жениться на дочери еретика. Галилею всё равно.

X

В течение последующего десятилетия учение Галилея широко распространяется в народе. Памфлетисты и уличные певцы подхватывают новые идеи. В карнавальную ночь 1632 года во многих городах в оформлении карнавальных шествий многих гильдий используются астрономические темы.

Люди поют частушки, в которых осмеивают церковь, старые порядки, в том числе и социальные. Галилей провозглашается разрушителем католицизма, героем. Нарастает напряженность.

XI

1633 год. Галилей и его дочь ожидают приема у великого герцога. Из-за напряжённой работы Галилей теряет зрение. Вирджиния предостерегает отца от происков инквизиции. Приходит Ванни — крупный делец. Он говорит о том, что в Европе уже давно другие порядки, что всё купечество на стороне Галилея и против церкви. Он предостерегает Галилея: герцог не друг ему. Ванни предлагает Галилею скрыться. Но Галилей против: он слишком любит комфорт.

Козимо действительно не помогает Галилею. Галилей говорит дочери, что уже подготовил побег. Но как раз в этот момент их приглашают в карету и увозят в Рим.

XII

Папа и кардинал-инквизитор обсуждают участь Галилея. Кардинал требует самых жестких мер. Он говорит о социальной напряженности. Папа категорически против, он защищает Галилея. Тем не менее, Папа не понимает, как можно пользоваться навигационными картами Галилея, если они составлены на основе ереси. Но кардинал сообщает, что всё больше моряков требуют звёздные карты Галилея. Папа наконец соглашается с кардиналом, но приказывает только припугнуть Галилея.

XIII

Процесс против Галилея окончен. Он почти до неузнаваемости изменился за время процесса. Ученики отступают от него. Галилей болен, он совсем плохо видит.

22 июня 1633 года Галилео Галилей отрекается от своего учения о вращении Земли по требованию инквизиции. Андреа возмущён отступничеством своего учителя.

За сценой читают фрагмент из книги Галилея «Dicorsi». В аллегорической форме говорится о том, что велика цена за великие открытия: «Разве не ясно, что лошадь, упав с высоты в три или четыре локтя, может сломать себе ноги, тогда как для собаки это совершенно безвредно, а кошка без всякого ущерба падает с высоты в восемь или десять локтей, стрекоза — с верхушки башни, а муравей мог бы даже с Луны».

XIV

С 1633 по1642 год Галилео Галилей живет в загородном доме вблизи Флоренции, вплоть до своей смерти оставаясь пленником инквизиции.

Вирджиния, убежденная кардиналами, считает участь Галилея счастливой. Она ухаживает за отцом, который почти ослеп. Галилей разбирает какие-то цитаты из священного писания, которые присылают ему из Церкви. Вирджния записывает, не замечая иронии в ответах отца. Они под наблюдением.

Приходит Андреа. Он уезжает в Голландию. Он пришел только потому, что другие учёные попросили его узнать, как здоровье Галилея. Но Галилей ненавязчиво открывает Андреа глаза. Галилей спас себя для науки. Всё это время по ночам он писал свои «Discorsi». Андреа кается в своём отношении к учителю. Галилей отдаёт ему свитки и напутствует Андреа, а вместе с ним — всю науку.

Галилей говорит, что он недоволен собой. Он предал науку тем, что отдалил знание от человечества. Наука ради науки — пуста и даже опасна. Цель не оправдывает средства, как он раньше считал. На первом месте — человек, а знания, цивилизация, культура — вторичны.

«Я полагаю, что единственная цель науки — облегчить трудное человеческое существование. И если ученые, запуганные своекорыстными властителями, будут довольствоваться тем, что накопляют знания ради самих знаний, то наука может стать калекой и ваши новые машины принесут только новые тяготы. Со временем вам, вероятно, удастся открыть все, что может быть открыто, но ваше продвижение в науке будет лишь удалением от человечества. И пропасть между вами и человечеством может оказаться настолько огромной, что в один прекрасный день ваш торжествующий клич о новом открытии будет встречен всеобщим воплем ужаса».

XV

В 1537 году Андреа покидает Италию. На границе его досматривают, но невнимательно: пограничникам лень пересматривать все книги. Во время досмотра мальчики, играющие неподалеку, обсуждают какую-то местную ведьму. Они спрашивают у Андреа, можно ли летать по воздуху. Они видят сундучок Андреа, который не заметили пограничники, и сообщают им. Там ещё книги, но пограничники пропускают его. Уже из-за границы Андреа кричит мальчикам: «На палке нельзя летать по воздуху. Для этого к ней нужно было бы по меньшей мере приделать машину. Но такой машины пока не существует. Может быть, ее никогда и не будет, ведь человек слишком тяжел. Но, разумеется, этого знать нельзя. И мы вообще еще очень мало знаем. У нас все впереди!»