Точение ваз. Точение по дереву: виды и способы художественной обработки. Основные приемы работы со станком чтобы передние плоскости кулачков при зажатии упирались в тело цилиндра – условие необходимое для надежной фиксации заготовки, особенно длинной. Для

Народный мастер Михай Апостол единственный в Молдове делает деревянные изделия, используя сегментное точение. Это особая технология, при которой небольшие кусочки разных сортов древесины склеиваются в заданной мастером последовательности, затем обрабатываются, полируются «в зеркало». В итоге многочасового труда получается дивной красоты древесное мозаичное изделие, которое, отвечая высоким требованиям декоративно-прикладного искусства, может служить и ежедневным утилитарным целям, благодаря своей прочности. Увидев однажды деревянные вазы, кувшины, кубки, шкатулки, блюда, выполненные в технике «сегментного точения», забыть их уже нельзя.

Вообще говоря, о понятии «сегментное точение» (или обточка набранной из сегментов заготовки для получения декоративных предметов интерьера или частей мебели), как и о происхождении самой технологии, идут споры. Некоторые считают, что сегментное точение родилось во второй половине XX века, после появления современных клеев, ленточнопильных и ленточно-шлифовальных машин. В то же время в Королевстве Бутан, что расположено между Индией и Китаем, традиция точения по дереву существует с незапамятных времен. Там человека, познавшего секреты и искусство художественной обработки дерева «Shag zo», называют «Shagzopa», или «мастером точения по дереву».

Житель Молдовы Михай Апостол к сегментному точению пришёл всего год назад, благодаря интернету. «Увидел, заинтересовался, захотелось попробовать, сделал. Теперь увлёкся с головой», - говорит он про себя.

По своей основной специальности Михай Апостол IT - программист. Видимо, склонность к точности, решению сложных задач, построению систем, а также внутреннее желание работать с таким «одухотворённым» материалом как дерево, не случайно пересеклись в его жизни. Теперь уже став народным мастером (что вполне заслуженно) Михай Апостол для себя уже не может определить, какая из работ важнее. За год он не только самостоятельно освоил технологию сегментного точения, развил ассортимент изделий, но и, будучи IT -программистом, сделал онлайновый калькулятор для расчёта сегментов, который разместил в интернете для свободного пользования другими увлечёнными мастерами.

В настоящее время на столичных ярмарках он удивляет и восхищает посетителей своей эксклюзивной продукцией, предлагая вазы, кувшины, блюда, шкатулки разного размера и формы. Изделия выполнены из дуба, ореха, амаранта, ясеня, падука, венге. Многие украшены этническими (греческими, индийскими, молдавскими) узорами. Например, для выполнения вазы «Слон» (высота 26 см) Михай использовал 2 811сегментов из ореха, ясеня, падука и венге. Мастер говорит, что не хотел «терять» красоты древесины, для этого старался детали для слонов сделать как можно меньше, чтобы получилась «реальная художественная картина, а не геометрический узор». В общей сложности на вазу ушло 60 часов работы. Но это ещё что! В коллекции Апостола есть настоящий шедевр - высокая ваза с молдавским орнаментом, в которой, только вообразите - 12 тысяч деталей! «Я захотел сделать вазу с народным молдавским узором, таким, что вышивают на национальных блузках. Поставил задачу и за зиму собрал», - сказал он для Mybussiness . md . Что говорить, работа изумительная, а вот как насчет цен и спроса на подобные изделия в М олдове?

«Трудоёмкость сегментного точения высока (надо подобрать детали, точно разрезать их, подогнать соприкасающиеся поверхности) – это раз. Для работ я использую дорогие породы дерева – это два. Ну и временные трудозатраты также большие – при таких условиях готовое изделие по определению не может стоить дёшево. Вазу, в которой 12 тысяч мелких деталей, я продаю в Молдове за 600 евро, в то время как за границей она бы стоила в разы дороже. Но в рамках Молдовы больше я запросить не могу – очень низкая покупательская способность, да и пока нет понимания ценности подобной вещи», - говорит Михай Апостол. По его словам, изделия в технике сегментного точения очень ценят приезжающие сюда иностранцы и весьма удивляются, слыша запрашиваемую сумму за подобные работы. Однако и покупать «по дешёвке» не торопятся, их останавливает то, что придётся доплачивать за перевес багажа – изделия из дерева (особенно вазы) увесисты и объёмны. Если пытаться работать с иностранными покупателями через сайты, то возникает другая проблема - дороговизна почтовой перевозки из Молдовы. Даже если значительно занизить цены по сравнению с аналогичными работами американских мастеров, иностранные покупатели не готовы платить неоправданно большую су мму за пересылку.

Что касается посетителей кишинёвских ярмарок, то, по словам Михая, люди подходят, восхищаются, но некоторые «не понимают «зачем», когда можно купить пластмассовую или керамическую утварь. «Основной покупатель объявился у меня под носом. Всё чаще мне стали заказывать изделия в качестве подарков или для декора дома родные, коллеги по работе, знакомые и знакомые знакомых. Заказывают в основном изделия не дороже 50 евро. Также познакомился с продавцом безделушек на местном «Арбате», там идёт разная мелочь, бытовая утварь, не превышающая по цене 10 евро. Поэтому, к сожалению, приходится «опускать», упрощать уровень работ. При этом столкнулся как мастер с тем, что не успеваю сочетать выполнение сложных и простых изделий.

Пока не получается сделать «сегментарку» в Молдове прибыльным делом. Просить больше за свои изделия никак не могу, остаётся оттачивать и оптимизировать сам процесс. Конечно, никогда и ни при каких обстоятельствах не забываю про качество. Без этого нет никаких шансов на успех», - сказал Михай Апостол.

Материал подготовлен

Комментарии (0 )

Сначала новые

Сначала старые

Сначала лучшие


ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ


Последние комментарии на сайте


⇒ "Известная истина, что медведи не переносят запах алкоголя, звереют от него. Да и трезвым людям не следует руки к дикому зверю просовывать в клетку, мишка косолапый может их и оторвать. Понятное дело, после того, как пьяный решил сразиться с медведем, началось мельтешение и нецензурные слова. Наверное в тот миг вся пьяная компания протрезвела и попыталась спасти смельчака, а мало ему точно не показалось, ведь у медведей длинные когти, как лезвия, и крепкие зубы. Может видео станет назиданием другим любителям алкоголя и противникам животных, не стоит связываться с медведями и прочими крупными зверюшками, когда "пьяная" смелость зашкаливает. "
Добавлено - 30.05.2019
⇒ "Сам уже давным давно не играю в танки, но иногда смотрю видео Джова. Понравилось то, как он брал три отметки на КВ-2 и ТОГе, было интересно. С Т49 тоже получилось прикольно. Думаю, что здесь три отметки ему взять будет крайне проблематично. Все таки, это "не песок", уровни танков выше, да и уровень игры на этот танке у других игроков достаточно высокий. Без помощи взвода будет очень трудно. Ожидаю много "бомбежки" от Константина, гореть у него будет очень часто - это уж точно. Ждем продолжение, будет весело. "
Добавлено - 30.05.2019
⇒ "Тяжело тебе будет в дальнейшем, особенно в семейной жизни, раз ты даже элементарно не знаешь, что снимать. Там сними кошечку, хобби, увлечения. Снимай весь день, а потом сделай нарезку смешных или интересных моментов, положи на это весёлую музыку и вот, новый ролик готов. Можно сделать познавательный канал для детей. Ты будешь читать что-то интересное, а потом рассказывать это зрителям. А ещё лучше показывать наглядно. Т.е проводить эксперименты. Ну, или на крайняя снимай пранки (розыгрыши) над знакомыми. Этот контент всегда востребован. "
Добавлено - 30.05.2019
⇒ "Вот что бывает из-за состояния наших дорог. Какая-то не заделанная вовремя яма привела к такой аварии. Пять машин не просто пострадали, а получили серьезные повреждения. И кто теперь все это будет компенсировать? Можно, конечно, в суд подать на тех, кто должен ремонтировать данный участок дороги. Но так сложно будет найти эту организацию. В такой ситуации каждая организация переводит стрелки на другого. Так что ничего владельцы авто себе не отсудят. Интересно, а страховка как-то сможет помочь в этом случае? "
Добавлено - 30.05.2019
⇒ "Ну ни в какую Петя не хочет уходить:) Ты ему уже на дверь показываешь и культур намекаешь, а ему пофиг. Так он ещё, как назло, какие-то там указы подписывает, генеральские звания раздаёт, судей назначает. Во общем "перед смертью не надышишся" - это не про Петра Алексеевича:) Тяжко будет Зеленскому находить общий язык с нынешними депутатами ВР, если ему не удастся её распустить. Скорее всего, придется сотрудничать с оппозицией и подключать связи Коломойского, иначе нужное количество голосов, для принятий законов не найдётся... "
Добавлено - 30.05.2019

Весь процесс сегментарного точения на токарном станке уже давно известен, тем кто этим интересуется, и отработан. Но тем не менее, мне хочется об этом рассказать.

Насмотревшись на зарубежных сайтах, как тамошние мастера творят всякие токарно-сегиентарные чудеса, решил и я создать нечто подобное.По правде-то сказать, и у нас таких же умельцев хватает, только вот делятся своим умением, к сожалению, не все.То ли время не хватает, то ли желания, то ли желания, а может и стесняются. А я вот(хоть человек по натуре и стеснительный), решил таки показать, как у меня это получалось.
Для изготовления такого типа изделий, да и вообще, для сегментарного точения, нужны контрастные, по цвету породы деревьев.В наших северных краях выбор таких деревьев не богат. Береза, черемуха, осина, ольха, хвойные. Но была у меня сухая сувель березы, а так же одна плашка заморского шоколадного дерева Че, и запасы шпоны разных пород дерева. Ель, сосну и лиственницу из-за крупности слоев и невыразительног цвета я сразу исключил из списка. Ольху, из-за мягкости тоже.Остались черемуха, береза, сувель, шпон и дерево Че.Ну очень твердая и тяжелая древесина у этого Че!.. Но какое красивое!
Прямо шоколадка.
И вот, задумал я сделать из всего этого «богатства» вазу с греческим орнаментом.Нарисовав проект будущей вазочки и с помощью одной замечательной програмки, которую на одном из сайтов, любезно предоставил для свободного пользования один замечательный молдавский мастер Михай Апостол, расчитав размеры сегментов будущей вазы, я приступил к делу.


В начале я выпилил круглое донышко будущей вазочки и приклеил к обрезку кругляша, оставшемуся от прежних токарных работ.Это для того, что бы было за что зажимать в токарный патрон будущее изделие.


Прогнав под размер, по толщине, на рейсмусе материал и выставив нужный угол, при помощи нехитрого приспособления к циркулярке, я напилил сегментов


Получилось их 240 штук!




И началась многочасовая и кропотливая работа по сборке этих «пазлов».


Для орнамента я использовал сувель березы и то самое шоколадное дерево


Потом принялся за сборку сегментов покрупнее. Для этого нужно было каждый сегментик отшлифовать края. От точности углов зависит вид будущего изделия.Кстати и при сборке греческого орнамента, шлифовать приходилось каждую склееную пару.


Потом все кольца склеивались в стянутых хомутами положениях. Хоть «Титебонд» и крепкий клей, но для подстраховки я оставлял сохнуть на сутки.Что б не разлетелись эти кольца во время точения на станке.


Следущий этап-опять шлифовка, но уже плоскостей. Ох, бедные мои пальцы. Досталось им от воздействия наждачки(((


Потом половина будущего «пирога»склеивалась зажатой в струбцине. И опять на сутки.


И в станок, для предварительной обработки снаружи, а главное внутри, потому что потом трудно будет добираться до внутренности. Горлышко-то узкое предпологалось делать у вазочки.





Следущим этапом -приклеивалось кольцо с орнаментом, уже прямо на станке, поджав задней бабкой. И опять расточка внутри, при помощи самодельного люнета. (Для тех кто не знает-Это, такое, металическое большое кольцо, с колесиками от роликов, внутри). Очень нужное приспособление для точени внутренних полостей, предохраняя вращающуюся, в токарном станке, деталь вылетания из патрона, а собственное тело от всяких неприятных и несчастных случаев.


Обточив кольцо с орнаментом, приклеиваем вторую, предварительно склееную из оставшихся колец, часть «пирога» и тоже обтачиваем сначала снаружи, а потом внутри.




Вот с внутренней выборкой самое сильное мучение и начинается. Точишь, ведь, практически вслепую! Часто бывало, что вот эта завершающая работа, по выборке внутренности ваз, губила все дело. Сводя на нет весь труд, материалы и время. Но тут приходит на помощь лазерная указка, выставленная по резцу. На фото видно слева на горлышке красное светящееся пятно. Это как раз от указки.Хотя и это не всегда спасает от неудач. Приспособления мои, все, сплошь самодельные и несовершенные


И вот оно, это долгожданное чудо!





А на днях, эта красота нашла своего хозяина, что не может меня не радовать.
До этого были и другие работы, но не с таким большим колличеством деталей и тоже -нашли своих ценителей.

Сегодня у нас очередная полезная самоделка для дома и дачи из дерева- ваза сегментного точения

Точёная ваза -хлебница с размерами 20 см. х 8см. собрана из нескольких пород дерева: сосна, яблоня и дуб. После сборки-наклейки элементы обточены на и готовое изделие покрыто нетоксичным лаком в три слоя с промежуточной ручной шлифовкой двух первых слоёв. Основание десяти миллиметровая фанера хорошего качества. На фанеру сначала наклеены (используется клей ПВА) квадратики темной и светлой древесины в шахматном порядке. Заготовки нарезаны на с использованием приспособлений для получения точных и одинаковых размеров по толщине и по линейным размерам.

Следующий этап обточка донышка на станке. Перед этой операцией обрезаны стороны квадрата до получения приблизительной окружности. Центр этой окружности для получения симметричного рисунка на донышке сделан до обрезки лишнего,т.е. на заготовке-квадрате. Затем донышко крепилось на план-шайбе саморезами и всё устанавливалось на станок. Обточка проводится как по радиусу так и по поверхности наклеенного узора.

Если Вы делаете несколько ваз сразу, то при снятии детали с план-шайбы надо сделать метку на детали и на план-шайбе для последующей установке на тоже место. После обработки донышка, производится наклейка заготовок для стенок вазы. Как видно из фото форма заготовок нужна в виде трапеции. Для этого на циркулярке нарезаются брусочки темного и светлого дерева, склеиваются попарно и только затем обрезаются по форме трапеции.

Главное при этих работах(заготовке элементов стенок) одинаковые размеры брусков по высоте и по длинам сторон брусков-трапеций. Вообще-то, при наклейке последующих рядов необходимо контролировать расстояние каждого бруска от центра и между собой для получения одинаковых отверстий в стенках вазы.

Клеить при небольшой высоте вазы можно все слои сразу. Клей ПВА сохнет и приобретает прочность не более четырёх часов. Очевидно, что заготовки каждого преследующего ряда будут длиннее, если Вы желаете отверстия сделать одинаковые во всех рядах.Число же брусочков во всех рядах всегда будет одинаково.

При небольшом изменении диаметра можно обойтись увеличенной шириной брусков. При этом будет больше отход в виде стружки. Полностью подготовленная к точению ваза устанавливается по сделанным меткам. Особая тщательность нужна при точении предметов с отверстиями- не усердствовать, снимать помалу стружку и работать только заточенным . Шлифовку делаете не снимая с станка, последовательно несколькими видами шкурки, а последнюю лучше делать стружкой этой же.