Правило третей как основа композиции. Правило третей в фотографии Подчеркивание размера и пространства

Правило третей в фотографии

Уже даже начинающие фотографы слышали о правиле третей. Ещё его называют правилом золотого сечения. Но не все с точностью понимают его суть.

В юности мы не особо заботились о соблюдении всяких правил при фотографировании. При съемке пейзажей мы добивались того, чтобы линия горизонта была почти по самому центру кадра. Человека мы тоже старались разместить по центру. Не верите? Взгляните в свой семейный фотоальбом, вы сразу убедитесь в правоте этого утверждения. Всяческие правила построения композиции появились не очень давно. Они помогают добиться более выразительных кадров. Но далеко не всегда следует использовать все эти правила. Некоторые фотографы специально занимаются экспериментами, в результате которых получаются весьма неплохие кадры, чудовищными их могут назвать только завистливые конкуренты.
Правила золотого сечения и 1/3 в фотографии

Для соблюдения правила 1/3 в фотографии следует использовать сетку 3×3. Её отображение можно включить практически в любой цифровой камере. Данная сетка делит кадр черными или белыми линиями на три равных блока по вертикали и горизонтали. Правило третей в фотографии требует, чтобы главные объекты находились на пересечении линий. Считается, что человеческий глаз в первую очередь смотрит именно в эти точки, поэтому и снимок в данном случае кажется более красивым.


Правило золотого сечения в фотографии применяется повсеместно. Ему необходимо следовать даже при съемке пейзажей. Линию горизонта лучше всего размещать по одной из двух горизонтальных линий. В противном случае кадр будет разделен пополам, а это некрасиво. Любые деления снимка пополам путают зрителя. Он не может определиться, какая же область кадра важнее.


Включение отображения сетки необходимо только в первые месяцы занятия фотографированием. Спустя этот или меньший срок вы научитесь определять точки золотого сечения на глазок.
Простые правила композиции в фотографии

Многие объекты нашего мира по своим формам схожи с геометрическими фигурами. Взгляните на вашу комнату, офис или выгляните на улицу. Вы обнаружите множество квадратов, эллипсов, треугольников и кругов. Каждая такая форма вызывает у зрителя определенные эмоции. Правило геометрической композиции пришло в фотографию из психологии, оно тоже нередко применяется.


Долгий просмотр объекта квадратной или прямоугольной формы вызывает у зрителя чувство стабильности. Треугольные формы помогают зрителю обрести ощущение устойчивости. Но только в том случае, если треугольник установлен на своё основание. В случае с перевернутым треугольником возникают смешанные чувства, появляется ощущение беспокойства.

Противоположные чувства вызывает просмотр круглых объектов. У зрителя в этом случае возникает ощущение полного умиротворения и уюта. Не из-за этого ли стали так популярны фотографии еды, располагающейся в круглых тарелках?
Основные правила хорошей фотографии

В перечень золотых правил фотографии входит и грамотный показ перспективы. Это касается съемки пейзажей при максимальной глубине резкости.


Фотоаппарат отличается от человеческого взора. На мир большинство из нас смотрит двумя глазами, отчего объекты кажутся объемными. Не нужно забывать, что фотоаппарат наделен только одним объективом, поэтому чувство объема нужно вызывать искусственно. Для этого старайтесь снимать в таких местах, где хорошо видны передний, средний и задний планы.
При съемке портрета объемность достигается проще. Фотограф просто как можно шире раскрывает диафрагму, после чего задний фон становится размытым.

Грамотная перспектива передается и при помощи света. Но для этого требуется подходящая погода. Например, средний план на вашей фотографии может выделить утренний туман, тогда как на заднем возвысятся горы или крупные холмы. На переднем плане пусть располагаются кустарники или небольшие деревья. Помочь в этом деле могут и облака, которые скрывают солнечный свет на определенных участках равнинного пространства. Ещё не забывайте помнить о том, что светлые предметы кажутся на фотографии более далекими, а темные - близкими. Темный передний план ещё больше усиливает чувство глубины.
Цветовая композиция

Ещё одно простое правило фотографии, которое открыто психологами. Разные цвета вызывают у зрителя при длительном просмотре определенные ощущения.


Цвета делятся на две группы. Теплыми называют желтые, красные и оранжевые оттенки. При просмотре насыщенных такими цветами фотографий возникают ассоциации с солнцем, летом и теплом. В группу холодных цветов входят розовый, фиолетовый и синий оттенки. У зрителя при их просмотре возникают ассоциации с холодом, водой и зимой.
Ещё на эмоции зрителя влияет насыщенность цвета. Более спокойные чувства вызывает фотография с мягкими тонами. Яркие краски будоражат зрителя, возбуждают его. Именно поэтому в рекламе чаще всего используются снимки именно в ярких цветовых тонах. Рекламодателю необходимо запоминание его бренда.


К подбору цветовой составляющей снимка подходите очень осторожно. Будет очень глупо, если неподалеку от главного объекта съемки обнаружатся яркие цветовые пятна. Они будут только отвлекать зрителя.
Черно-белая фотография

Для более глубокой передачи эмоций многие фотографы используют черно-белую съемку. Правила фотографии гласят, что в таких снимках объем передается гораздо лучше. Но передать ощущение счастья и умиротворения посредством черно-белой фотографии очень сложно.


При создании подобных фотографий помните, что глаз зрителя первым делом будет выхватывать светлые детали. К темным участкам снимка человек переходит в последнюю очередь. Существует даже специальный обман зрения, основанный на данной теории. Сфотографируйте в черно-белом режиме лист бумаги, с нанесенными на него полосками одинаковой толщины. Белые полоски на снимке будут казаться толще черных. Из этого следует вывод, что на черно-белой фотографии главные объекты должны быть светлыми, выделяться на темном фоне. Иначе глаз человека сфокусируется на чём-то другом.
Правило диагоналей

Ещё одно правило композиции в фотографии касается взгляда зрителя. Вы должны заставить его проследовать от менее важного объекта к самому главному. Сделать это порою очень непросто. Сильнее всего в этом плане помогают диагональные линии - дороги, волны на море, линии электропередач и многое другое.


Линии не обязательно должны быть прямыми, важно лишь их направление. Идеальной фотографией будет та, в которой линия направляется из левого нижнего угла кадра в верхний правый. Это позволит и взгляду зрителя вскарабкиваться в эту же сторону. Наличие подобных линий сразу придает снимку динамики. Если же линия является нисходящей, то фотография будет вызывать у зрителя умиротворение и спокойствие.

Заключение
Это были основные правила фотографии. На деле же их гораздо больше. Но держать в голове следует именно их. Не забывайте и экспериментировать, на время отбрасывая правила хорошей фотографии. Особенно сильно это касается съемки мобильными устройствами или необычными объективами.

"Правило третей" является одним из самых важных композиционных приемом в фотографии.
В этой статье мы познакомим вас с применением "правила третей" в разных жанрах фотографии, от ландшафта до портрета.

Конечно, правила никогда не стоит применять вслепую, особенно в искусстве, поэтому к "правилу третей", как и к другим композиционным правилам, следует относиться, как к практической рекомендации, а не догме. В большинстве случаев этот прием позволит получить интересные сбалансированные снимки и послужит отличной отправной точкой при построении композиции.
Что же такое "правило третей"?

Применение "правила третей" предполагает мысленное разделение изображения двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, как на снимке ниже. Затем следует разместить ключевые элементы снимка в точках пересечения этих линий.

Martin Gommel .

Сетка, демонстрирующая "правило третей". Самые важные элементы (сарай и границы между землей и деревьями) расположены вдоль линий и на их пересечении.

Смысл этого правила заключается в том, что такая композиция приятна для глаз и смотрится более естественно, чем снимки, на которых объект расположен прямо по центру. "Правило третей" заставляет нас творчески подходить к использованию "негативного пространства" - пустых участков на снимке, расположенных вокруг объекта.

Как применить "правило третей" на практике?

При компоновке снимка мысленно разделите сцену так, как было описано выше. Решите, какие из элементов фотографии являются самыми важными и постарайтесь расположить их по линиям и на их пересечениях. Это не означает, что они должны точно находиться в этих точках, вполне достаточно, если они будут расположены неподалеку от них.


Линия горизонта и главный объект на этой фотографии находятся по "правилу третей" рядом с точками пересечения линий, что делает снимок более эффектным.

Скорее всего, вам придется поработать ногами, чтобы найти наилучшую композицию. Но это поможет вам и лучше продумать композицию снимка, независимо от того, используете вы правило третей или нет.

В некоторых камерах сетка линий третей видна, когда вы смотрите через видоискатель. Благодаря ей вам не приходится прикидывать на глаз, где же находятся точки пересечения и вы сможете без проблем выбрать правильное расположение объектов.

Примеры применения "правила третей"

"Правило третей" очень универсально и может быть применено в большинстве жанров фотографии. Далее приведены некоторые примеры того, как оно может использоваться при съемке.



Andreas Wonisch
Начинающие фотографы, снимая пейзажи, часто размещают горизонт по центру кадра и создает впечатление разорванности снимка. Горизонт следует располагать вдоль одной из горизонтальных линий в соответствии с "правилом третей".

Постарайтесь дополнить фотографию какими-то интересными объектами, такими, как дерево на снимке выше, и не забывайте размещать их в соответствии с "правилом третей". Тогда на снимке появится "магнит" - точка, к которой будет приковано внимание зрителей.

На снимке выше главный объект находится на пересечении, вдоль одной из вертикальных линий. Веточка примерно совпадает с одной из горизонтальных линий. Пустое пространство в нижнем левом углу дает баланс и сохраняет снимок от перегруженности ненужными деталями.

Вертикальные объекты, такие как маяк на снимке выше, могут разделить (как и линия горизонта, о которой мы уже говорили) фотографию на две части. Для того чтобы предотвратить этот нежелательный эффект, разместите объект не в центра кадра.



muskva

При съемке движущихся объектов старайтесь размещать объект в направлении движения. Как правило, стоит оставлять больше места перед объектом, чем за ним, чтобы показать направление движения.

Использование программ для фотообработки

Вы можете применять на фотографии "правило третей" с помощью кадрирования. Кадрированием вы можете менять расположение значимых объектов снимка, смещая их на более удачные позиции.



Jenn Forman Orth

Такие программы, как Photoshop и Lightroom имеют инструменты кадрирования (crop), которая построены по "правилу третей". Инструмент накладывает сетку с линиями третей, которая помогает вам получить правильную композицию.

Нарушайте правила

Применение "правила третей" и других композиционных правил не обязательно в каждой ситуации. Иногда, нарушая правила, вы сможете получить более интересные и захватывающие снимки. Экспериментируйте и пробуйте по-разному компоновать кадр, даже если это идет в разрез со всеми правилами, которые вы знаете.

Но прежде, чем вы начнете нарушать правила, стоит для начала научиться их применять. Тогда вы будете экспериментировать осмысленно, улучшая композицию, а не просто ради эксперимента.

Автор
Перевод

"Правило третей" является важным приемом в фотографии, который может быть применен в любой сцене для улучшения композиции и баланса изображения.

"Правило третей" - это один из самых полезных композиционных приемов в фотографии. Важно понимать, как применяется "правило третей" в разных направлениях фотографии, чтобы делать более интересные и гармоничные снимки.

Конечно, правила никогда не стоит применять вслепую, особенно в искусстве, поэтому следует относиться к "правилу третей", как к практической рекомендации, а не догме. Однако, в большинстве случаев этот прием позволит получать хорошие фотографии и послужит отличной отправной точкой при построении композиции.

Что такое "правило третей"?

Применение "правила третей" предполагает мысленное разделение изображения двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, как показано ниже. Затем следует поместить ключевые элементы сцены в точках пересечения линий.

Сетка, построенная на основе "правила третей". Важные элементы (сарай и границы между землей и деревьями) расположены вдоль линий и на их пересечении. Автор фотографии Martin Gommel .

Суть правила заключается в том, что подобная композиция приятнее для глаз и выглядит более естественно, чем фотографии, в которых объект расположен прямо по центру. Также "правило третей" вынуждает нас творчески подходить к использованию "негативного пространства" - пустых участков, расположенных вокруг объекта.

Как использовать "правило третей"?

При компоновке фотографии мысленно разделите сцену так, как было описано выше. Подумайте, какие из элементов фотографии являются самыми важными и постарайтесь расположить их по линиям и на их пересечениях. Это не значит, что они должны быть точно вписаны в эти точки, достаточно, если они будут расположены неподалеку.


Линия горизонта и ключевой объект на этой фотографии расположены в соответствии с "правилом третей" вблизи линий для того, чтобы сделать снимок наиболее эффектным. Автор фотографии K Praslowicz.

Скорее всего, вам придется подвигаться, чтобы найти лучшую композицию. Благодаря этому вы лучше будете продумывать снимок и это действительно хорошо, независимо от того, используете вы правило третей или нет.

Для помощи в некоторых камерах нанесена сетка линий третей. Благодаря этому не приходится прикидывать на глаз и можно более точно выбрать правильное расположение объектов.

Примеры

"Правило третей" достаточно универсально и может быть применено в большинстве направлений фотографии. Далее приведены некоторые примеры того, как оно может использоваться в съемке.


Снимая пейзажи, фотографы не редко размещают горизонт по центру кадра, что создает ощущение разорванности снимка. Вместо этого следует располагать горизонт вдоль одной из горизонтальных линий в соответствии с "правилом третей".

Старайтесь дополнять фотографию другими интересными объектами, такими как дерево на снимке, представленном выше, и также размещайте их в соответствии с "правилом третей". Благодаря этому появляется "якорь" - естественная точка, к которой будет приковано внимание зрителей.


Размещение людей ближе к одному из краев снимка дает хороший результат. Благодаря этому появляется свободное пространство, фотография становится более легкой, становится виден окружающий интерьер, и фотография уже не выглядит просто как снимок лица.

Зритель естественным образом обращает внимание на глаза модели на снимке, поэтому стоит размещать их в соответствии с "правилом третей" в точках пересечения линий, чтобы придать фотографии правильную композиционную основу.


На представленном выше снимке главный объект был помещен на пересечении, вдоль одной из вертикальных линий. Веточка примерно совпадает с одной из горизонтальных линий. Пустое пространство в нижнем левом углу обеспечивает баланс и сохраняет снимок от перегруженности.


Вертикальные объекты, такие как этот маяк, могут разделить (по аналогии с линией горизонта) фотографию на две части. Для того чтобы предотвратить появление этого нежелательного эффекта, формируя композицию, поместить объект вне центра кадра.


При съемке движущихся объектов следуйте общим правилам размещения, однако учитывайте направление движения. Общее правило заключается в том, что стоит оставлять больше места перед объектом, чем за ним, чтобы показать направление движения.

Использование программ для фото-обработки

Вы можете с легкостью подгонять фотографии под "правило третей" с помощью выкадровки. Эта функция позволяет вам изменять расположение ключевых объектов снимка, смещая их на более удачные позиции.


Выкадровка под "правило третей" позволит вам улучшить композицию. Автор фотографии Jenn Forman Orth.

Для того чтобы сделать процесс более легким, такие программы, как Photoshop и Lightroom имеют встроенную направляющую схему инструмента выкадровки (crop), которая построена по "правилу третей". Инструмент накладывает сетку с линиями третей, помогая вам получить правильную композицию.

Нарушая правила

Применение "правила третей", также как и любых других (по крайней мере в фотографии), не обязательно в каждой ситуации. Иногда, нарушая его, вы сможете получить гораздо более захватывающие и интересные снимки. Экспериментируйте и пробуйте по-разному компоновать кадр, даже если это идет в разрез со всеми правилами, которые вы выучили до этого.

Тем не менее, следует научиться использовать полезные особенности "правила третей" прежде чем вы попытаетесь нарушить его. Благодаря этому вы всегда будете экспериментировать осмысленно, стараясь улучшить композицию, а не просто ради самого эксперимента.

Как построить композицию без правила третей.

Тэвис Лиф Гловер из Гонолулу, Гавайи, - фотохудожник, автор статей и основатель фотостудии IPOX. Он убежден, что принципы гештальтпсихологии применимы не только к психике, душе, но также к фотографии и искусству в целом. В своей статье о принципах композиции он рассуждает о классическом правиле третей в изображениях и о том, почему от него стоит отказаться.

Всем нам в нашем творческом младенчестве насильно скармливают идею о правиле третей, и даже когда наше понимание композиции становится более зрелым, мы по-прежнему не можем от нее избавиться. Возможно, мы сможем изменить будущее искусства, если вместе откажемся от правила третей и познакомимся с бесценными композиционными приемами, о которых рассказывается в этой статье.

Без композиции искусство процветать не может. Но, используя правило третей для ее создания, вы оказываетесь в тупике посредственности. Звучит жестко - но это так. Я пытаюсь показать, что правило третей - это даже не правило, которое нужно нарушить, это база, на которой вы строите - или не строите - свои произведения. Это ваш выбор.»

Миф № 1 о правиле третей: «Оно делает изображение приятным глазу»

Что значит «делает изображение приятным глазу»? Уверяю вас, это не имеет ничего общего с размещением людей и предметов на пересечении неких линий. Приятна глазу та композиция, которая четко воспринимается зрителем, без отвлекающих элементов, без путаницы и непоследовательности. Как этого добиться?

Во-первых, надо понять, как мозг воспринимает зрительные стимулы. В качестве пояснения воспользуемся понятиями из гештальтпсихологии. Например, на этом фото применяется техника «Взаимодействие фигуры и фона», которая дает возможность четко разделить персонажа фотографии и задний фон.

Подпись к фотографии: Фотография Анри Картье-Брессона, которая демонстрирует великолепное «взаимодействие фигуры и фона»)

Здесь - «Закон продолжения», который позволяет создавать изогнутые арабески с помощью множества предметов.

Здесь - «Наибольшая область контраста», которая помогает направить взгляд зрителя к главному персонажу.


(Подпись на фотографии: «Наибольшая область контраста»)

Миф № 2: «Этим правилом пользуются профессионалы»

Очередной распространенный миф. Возьмем для примера Энни Лейбовиц. Она, безусловно, профессионал и один из самых вдохновляющих фотографов нашего времени. Давайте наложим сетку правила третей на один из ее снимков и посмотрим, использовала она это правило или нет.



Как видим, каминная полка идет ровно вдоль линии. Хм, видимо, Энни действительно использовала правило третей… но погодите, а как она расположила моделей? Как ей удалось создать столь замечательную композицию, если можно пользоваться только вертикальными и горизонтальными направляющими? Некоторые из моделей расположены по сетке, но что дальше? Как разместить их руки, ноги, платья, взгляды? И вот тут на сцену выходит динамическая симметрия.



Энни разместила модели согласно динамической симметрии, или, другими словами, решетчатой системы.



Динамическая симметрия помогает нам организовать композицию, она использует вертикальные, горизонтальные и диагональные линии для создания ритма и единства изображения. Будь то картина, фотография или скульптура, динамическая симметрия работает для всего.

Миф № 3: «Правило третей помогает взгляду двигаться по изображению»

Это заявление очень далеко от истины. Выстраивание объектов в какой-то точке без рассмотрения того, как будет выглядеть изображение в целом, вовсе не способствует созданию движения в композиции.


«Закон продолжения» из гештальтпсихологии дает нам несколько инструментов для создания движения и единства, которые будут перемещать взгляд зрителя по снимку или картине. Самый визуально привлекательный из них - «арабеска».


«Арабеска» - это криволинейный элемент, который вы можете включить в свое изображение; она создаст на нем образ красивого, изящного движения. Многие художники активно пользовались этим инструментом в своих работах.


Еще одна техника для создания движения - это «совпадение». Оно определяет отношения между гранями и объединяет многочисленные элементы на изображении, что помогает создать движение в стороны и вверх-вниз.

«Направляющие линии» вовсе не непрерывные полосы, как можно подумать, судя по названию. Она рваная, невидимая, и фокус в том, что мозг с легкостью воспринимает ее и сам «дорисовывает» недостающие части линии.

На этом фото видно, как Энни Лейбовиц выстраивает грани, используя руки и ноги мужчины и женщины.


То же самое мы видим на картине «Мона Лиза» да Винчи и на сложной композиции «Рождения Венеры» кисти Бугро.


Миф № 4: «Правило третей убирает персонажа из центра»

Во-первых, кто решил, что расположение персонажа по центру - это плохо? Почему нас заставляют в это верить?



В гештальтпсихологии есть техника, называемая «Закон симметрии». В общих словах она означает, что человеческий мозг всегда пытается найти баланс в зрительных стимулах. Поэтому, если мы используем правило третей и смещаем персонажа из центра, нам нужно чем-то его уравновесить. Если этого не сделать, получится плохо сбалансированная композиция.

Существует вертикальный и горизонтальный баланс (я называю их «воздушное пространство» и «направление взгляда»); чтобы получить хорошо сбалансированное изображение, нам нужно научиться управлять ими обоими.


Вертикальный баланс по отношению к горизонтальной центральной линии
Горизонтальный баланс по отношению в вертикальной центральной линии, направление взгляда влево и вправо
Картина Дега, сбалансированная по горизонтали

На этой моей фотографии главные герои находятся в центре, но изображение хорошо уравновешено, потому что здесь есть и вертикальный, и горизонтальный баланс.

Мне потребовалось несколько лет, чтобы избавиться от влияния правила третей на мои композиции. Раньше я всегда располагал персонажей с одной или другой стороны, не задумываясь о снимке в целом.

Миф № 5: «Правило третей - это основа сбалансированного и интересного снимка»

Мы уже поговорили о «Законе симметрии», который обеспечивает правильный баланс изображения. Теперь надо упомянуть о том, что правило третей создает нежелательное негативное пространство.

Если мы просто помещаем персонажа на одно из пересечений сетки, не думая об изображении в целом и не уравновешивая его, на снимке появляется негативное пространство, которое отвлекает взгляд зрителя от главного героя.

Негативное пространство может использоваться намеренно, чтобы создать чувство одиночества, отрезанности от мира. Но если оно появилось на снимке случайно, значит, кадр делал неопытный новичок.

Миф № 6: «Правило третей - отличная точка отправления для начинающих»

Мой собственный опыт подсказывает, что правило третей может только завести в тупик. Сперва я думал о нем как о чем-то революционном, хвастался его использованием перед фотографами-новичками.

Но позже я оказался на «плато», не понимая, как мне дальше выстраивать композицию - и все потому, что следовал правилу третей.


«Плато» перед изучением художественных приемов
Изучение правила третей, «Плато» правила третей, Изучение художественных приемов, Уровень мастера
Подпись на нижнем фото: Сетка динамической симметрии (Ф 1,618)
Подпись к фото: Сетку динамической симметрии использовать так же просто, как сетку правила третей

Если художники и фотографы с самого начала будут применять не правило третей, а динамическую симметрию, они смогут пользоваться не только вертикальными и горизонтальными линиями, но также диагоналями, создавать с их помощью ритм - и не важно, будет это делаться правильной позой моделей или направлением мазков кисти.

Количество доступных диагоналей в прямоугольнике ограничивает число возможных направлений, и это позволяет создавать более сильную композицию, а не хаотичный разброс.


Ограниченное число направлений
Картина Вильяма Бугро демонстрирует, как автор создал ритм, расположив модель по сетке динамической симметрии

Миф № 7: «Правило третей создали художники Ренессанса, а то и вовсе древние греки»

Впервые документальное упоминание о правиле третей находится в книге английского художника и гравера Джона Томаса Смита, датированной 1797 годом. И, судя по его работам, его сложно назвать великим мастером.

Да Винчи использовал правило третей? Да Винчи бы в гробу перевернулся, если бы услышал это. Он столько сил и времени посвятил совершенствованию своих композиций, столько учился, практиковался - для чего? Чтобы кто-то свел все его усилия к простому правилу третей? Ни в коем случае.

Да Винчи, как и другие великие мастера, включая и древнегреческих, применял динамическую симметрию, золотое сечение , другие художественные приемы, такие как арабеска, гамма, совпадения, расходящиеся лучи, взаимодействие фигуры и фона, эллипсы, ограждения и так далее.

Миф № 8: «Взгляд автоматически притягивается к точкам силы»


Если бы все было так просто. Расположите персонажа на пересечении линий, обозначенных правилом третей, и - БАМ! - вы уже контролируете взгляд зрителя. Не тут-то было. Что насчет того факта, что взгляд притягивают области высокой контрастности?

Когда мы делаем персонажа «наибольшей областью контраста», разве мы не будем в первую очередь смотреть именно на него, вне зависимости от его позы и расположения?

Еще одна вещь, которая привлекает взгляд, - «мерцающий край», как я это называю. Имеются в виду высококонтрастные элементы у краев изображения, которые оттягивают на себя внимание.

Если вы создадите последовательность контрастов и уберете с краев все отвлекающие моменты, это поможет контролировать движение глаз ваших зрителей в рамках изображения.


Миф № 9: «Кадрирование изображения под правило третей - отличный способ спасти снимок»

Обрезав фотографию с плохой композицией, плохим освещением, вы не сделаете ее лучше. Обрезать снимок, чтобы его улучшить, - это все равно что работать задом наперед. Компоновать кадр надо до, а не после съемки.


Потраченные впустую пиксели.
Старайтесь не кадрировать изображение, а изначально снимать так, чтобы не нужно было ничего обрезать

Изучайте принципы композиции и гештальтпсихологии, чтобы знать заранее, что вы хотите получить в итоге, и понимать, как правильно этого добиться. Не жертвуйте пиксели правилу третей. Ваше творчество заслуживает большего.

Миф № 10: «Точки силы и золотые точки создают драматизм»

Как мы уже поняли, одно только расположение персонажей по третям не придает изображению драматического напряжения.

Точки силы и «Золотые» точки. Фото Тэвиса Лифа Гловера. Кадрирование по закону третей не создает драматизма

Чтобы получить нужный драматизм, обратимся к «закону близости» из гештальтпсихологии.

Посмотрим на эту фреску с потолка Сикстинской капеллы. Персонажи явно объединены их близостью и сходством. Но, кроме того, драматизм усилен тем фактом, что их руки почти, но еще не совсем соприкоснулись. Это миг перед прикосновением.

Или вот это фото, на котором мужчина почти дотянулся до своей умирающей жены. Драматизм здесь создается тесной близостью.


«Закон близости» позволяет использовать расстояние, негативное пространство для создания напряжения, как, например, на этом фото.


Заключение

Существует множество способов и техник создания композиции, с помощью которых вы можете взаимодействовать со своими зрителями.


Стань мастером!
Забудь правило третей, используй динамическую симметрию!
«Мсье Буало», Тулуз-Лотрек

Забудьте о правиле третей и возьмите на вооружение динамическую симметрию. Ее сеткой пользоваться так же просто, как сеткой правила третей, но первая дает значительно больше вариантов для построения фотографии. Поймите, как создавать сильную композицию, - и вы станете мастером в своем деле».

Правило третей (rule of thirds) – это одно из ключевых правил композиции в фотосъемке. Правило третей позволяет более сильно передать естественное восприятие человеческого глаза на определенных частях изображения.

Что такое правило третей?

Правило третей – это воображаемая доска для игры в крестики-нолики, нарисованная поверх изображения, чтобы разделить его на девять равных квадратов. Четыре точки, в которых пересекаются эти линии, являются фокусными точками.

Как им воспользоваться?

Чтобы использовать правило третей, нужно представлять сетку на всех изображениях при формировании композиции в видоискателе. Если у вас фотоаппарат с автофокусировкой, вы можете использовать точки автофокусировки, которые помогут вам представить сетку. При использовании ЖК дисплея в качестве средства формирования композиции, вы можете сделать сетку из прозрачного материала и наклеить ее поверх дисплея. Другой способ – нарисовать сетку на видоискателе, хотя потом будет трудно ее удалить, поэтому лучше этого не делать. После некоторой практики вы с легкостью будете представлять сетку на изображении. Упрощает весь процесс наличие фотоаппарата со встроенной функцией отображения сетки в видоискателе или на дисплее. Многие современные имеют эту функцию.

Имеет ли значение, какую точку использовать?

Точка, или линия, на которой вы располагаете свой объект, имеет значение. В то время как любые точки/линии придадут вашему объекту выразительности, эффект от некоторых будет сильнее, чем от других.

Когда на снимке присутствует один объект, лучше всего будет расположить его с левой стороны кадра. Исключение составляют культуры, в которых информация читается справа налево, в этих случаях большее впечатление произведет расположенный справа объект.

Когда объект на снимке не одинок, существует иерархия силы воздействия изображения. Объект на переднем плане естественным образом будет иметь большее воздействие, чем объект на заднем плане. Тем не менее, использование правила третей при размещении объектов может усилить, или уменьшить, это воздействие. Правая нижняя точка имеет наибольший эффект воздействия при наличии нескольких объектов, а левая верхняя – наименьший. Эта теория часто используется в фильмах для передачи эмоционального доминирования одного героя над другим. Размещение объекта на заднем плане справа, а объекта на переднем плане слева, собьет с толку глаз и приведет зрителя в замешательство по поводу доминирующего объекта. Эта техника особенно полезна при фотосъемке изображений с эмоциональным подтекстом.

Другое основное правило (хотя оно может не иметь силы в определенных обстоятельствах) заключается в том, что ваш объект должен быть помещен на линии, противоположной направлению взгляда вашего объекта. Например, портрет: если объект смотрит влево, нужно разместить его справа.

Как правило третей применяется в портретах?

Хотя хорошие портреты на самом деле просто кажутся центральным расположением тела, в них используется правило третей. В случае одиночных портретов глаза объекта располагаются вдоль верхней линейки третей линии. В портретах, на которых присутствует несколько объектов, их лица располагаются по линиям третей. Вот почему многорядное расположение обычно срабатывает лучше однорядного.

Алекс Харисов