Отделка квартир с лепкой и сусальным золотом. Позолота лепнины. Золочение твореным золотом

Современный интерьер невозможно представить без дизайна лепнины. Декор лепнины достаточно разнообразен. Существует несколько способов декорирования лепнины. Наиболее простым и распространенным методом является окрашивание, которое может выполняться по традиционной либо современной технологии. В первом случае подразумевается тонировка лепнины в цветовой гамме, соответствующей отделке интерьера. Благодаря современным технологиям применяются усовершенствованные методы покраски. Кроме того в декорировании лепнины применимы следующие методы:

Обработка патиной или воском – материалами, сохраняющими вид натурального гипса, но изменяющими его фактуру. Благодаря такой обработке гипс получает дополнительную защиту от старения и механических повреждений; способы декорирования лепнины при помощи загустителей краски и красителей губкой или тканью. При этом можно создавать всевозможные фактуры, такие как гранит, искусственный мрамор и прочие фактуры.

Декорирование лепнины – имитация гранитной поверхности: имитацию гранитной поверхности достигают использованием, так называемых мозаичных красок. В их состав входят пузырьки разноцветных вкраплений, которые, лопаясь при нанесении на покрытие, создают эффект многоцветности. При работе с такими красками используют специальный пистолет-распылитель.

Декорирование лепнины – эффект старины: при окрашивании полиуретановой или гипсовой лепнины также можно достичь эффекта старины. Для этого применяются краски, основанные на извести. Это позволит добиться появлению на лепнине различных потертостей, переходов цвета и наплывов. Краски такого типа необходимо наносить кистью с длинным ворсом круговыми движениями. Эффект потертости, как правило, появляется в тех местах, где сильнее был произведен нажим на кисть. При обработке рельефных поверхностей, скапливаясь в более глубоких участках, после высыхания краска выглядит темнее, чем на выпуклых. Чтобы несколько усилить потертость выпуклые места можно немного протереть ветошью или губкой, для снятия верхнего слоя краски. После высыхания краски поверхность вскрывают воском.

Декорирование лепнины – золочение: наиболее востребованным и эффектным методом декорирования лепнины является ее золочение. Этот процесс достаточно кропотлив, а потому его лучше разделить на несколько этапов. Вначале необходимо тщательно подготовить поверхность: отшлифовать, выровнять, замазать все существующие трещины. Затем на лепнину наносят специальную клеевую смесь, после чего поверхность грунтуется. По мере высыхания поверхности, ее покрывают позолотной пастой, смешанной с клеем. И только после этого производят золочение тончайшими листами золота. Как правило, используется сусальное золото либо его имитация. При золочении таких элементов декора, как колонны или пилястры, предварительно необходимо нанести на поверхность слой декоративной штукатурки для придания изделию дополнительной прочности и долговечности.

Лепнина из гипса уже в исходном виде представляет собой изысканный и презентабельный вариант декоративного оформления внутреннего пространства помещения. Сами по себе лепные декоративные изделия дизайнеры интерьера относят к ярким акцентам, создающим атмосферу и гармонично вписывающимся в различные стилистические концепции. Однако современная сфера декора предлагает огромный выбор техник дополнительного художественного оформления гипсовой лепки. Кроме того, декорирование гипсовых лепных элементов легко позволяет стилизовать помещение под исторические архитектурные объекты: замки, дворцы, усадьбы и т.д.

Непосредственно процесс декорирования гипсовой лепнины представляет собой изменение ее цветовой гаммы и стилистической нагрузки посредством различных техник (золочение, состаривание, тонировка и т.д.). для декорирования гипсовых лепных элементов используется огромный спектр покрытия: тонеры, лаки, краски, воски, фольга, сусальное золото и т.д. Процесс декорирования лепнины требует от дизайнера не только высоких профессиональных навыков, но гармонического эстетического вкуса для достижения потрясающего результата. Перед нанесением декоративного покрытия лепнину необходимо предварительно подготовить. Ранее не украшенный лепной декор необходимо прогрунтовать специальным материалом (например, олифа в сочетании с грунтовым купоросом), а после полного высыхания можно приступать к отделке. Если лепной декор реставрируют, необходимо очисть его от остатков, предыдущего покрытия, пыли и грязи и только потом приступать к грунтовке.

Специалисты студии лепного декора Гессо Стар предлагают полный комплекс услуг по производству гипсовой лепнины с последующим декорированием изделий, по индивидуальному заказу клиента. В этом разделе мы расскажем о различных техниках декорирования лепнины из гипса, которые применяются в компании Гессо Стар, и их особенностях.

Техники декорирования лепнины

Наибольшей востребованностью в современной сфере художественного оформления пользуются следующие техники декорирования лепнины из гипса:

  • Патинирование или придание искусственного эффекта старины — осуществляется при помощи специальных декоративных пленок – патин. Патина представляет собой оксидный налет, который формируется на лепном декоре в естественной среде. Патина придает декоративным элементам из гипса некоторую потертость и шероховатость, а также меняет фактуру изделия. При этом эффект шероховатости и потертости достигается путем надавливания на кисть с различной силой при нанесении декоративной смеси. Сила эффекта патирования также будет зависеть от формы лепного изделия. После высыхания декоративной пленки, поверхность лепных элементов покрывается воском. Особенно элегантно и уместно техника патинирования смотрится в помещениях, интерьер которых выдержан в стиле аристократизма и классики.
  • Золочение — предполагает придание золотых оттенков лепному декору. Для выполнения данной техники может использоваться несколько декоративных материалов: сусальное золото, золотая фольга, поталь и краски на основе акрила. Декорирование сусальным золотом наиболее дорогостоящий и статусный вариант отделки гипсовой лепнины, поскольку сусаль – это листы настоящего золота. Использование сусального золота в оформлении интерьера придает помещению нотки изыска, шика, благородности. При этом данный вариант отличается достаточно высокой стоимостью подобной декоративной техники. Бюджетным вариантом декорирования лепнины, который также как и при использовании сусального золота создаст потрясающее впечатление, является поталь. Данный материал представляет собой металлическую имитацию сусального золота. При этом цветовая гамма включает золотой, серебряный и медный оттенки. Декорирование при помощи потали требует дополнительного финишного покрытия в виде лака (поскольку металл окисляется в естественной среде). Технология золочения при помощи золотой фольги предполагает предварительное нанесение маслянистого лака на выступающую фактуру лепного декора. На последней стадии высыхания лака к нему лепятся кусочки золотой фольги. После фиксации фольги на лепном элементе с нее снимается защитная пленка. Использование акриловых красок наиболее дешевый вариант техники золочения. В этом случае практически не требуются профессиональные навыки, а декоративный материал стоит сравнительно недорого. Позолоченные элементы лепного декора станут изюминкой и классического, и современного стилей интерьеров. При этом золочению могут подвергаться любые элементы лепного декора.
  • Текстурирование. Формирование определенной текстуры, например мрамирование, придание древесной или каменной фактуры. Техника мрамирования предполагает нанесение на гипсовую лепнину характерных для мрамора разноцветных разводов. Материалом для декорирования в данном случае могут быть акриловые, масляные и другие виды лакокрасочных покрытий. Эффектные лепные элементы с мраморной текстурой гармонично смотрятся в просторных и светлых помещениях. Техники придания лепному декору фактуры дерева, камня или металла выполняются путем нанесения специальной смеси. В зависимости от требуемой фактуры декоративная смесь в различных пропорциях может включать парафиновые и масляные краски, олифу, скипидар, морилку, воск и др. Как правило, техника придания заданной текстуры применяется для гармонизации общего интерьера или акцентирования внимания на отдельных его элементах.
  • Роспись гипсовой лепнины – безграничное поле для деятельности художников. При помощи различных видов лакокрасочных материалов на лепнине из гипса вырисовываются пейзажи, картины известных художников, портреты, замысловатые узоры, геометрические фигуры, ассиметричные элементы и многое другое. Художественная роспись лепного декора, несомненно, станет гордостью владельца помещения и объектом восторженных взглядов его гостей. При этом технология нанесения рисунка предполагает использование акриловых красок, которые придают лепным изделиям влагоустойчивости и термостабильности, повышая также их механическую прочность. Роспись может производиться, как до начала монтажа, так и уже по готовой декоративной композиции.
  • Тонирование . Изменение ведущего тона декоративной лепки в определенный оттенок, как правило, применяется для гармонизации лепных элементов с общим дизайном в помещении. Для выполнения этой техники используются специальные тонеры, которые перекрываются финишным покрытием на основе воска. В результате финишный оттенок приобретает устойчивость к механическим и влажностным нагрузкам.
  • Покраска лепнины из гипса может быть однотонной и многотонной – здесь все зависит от стиля интерьера и предпочтений владельца. Для придания определенного цвета гипсовым лепным элементам используются акриловые, масляные, парафиновые краски, тонеры и воски. Технология нанесения относительно проста и требует лишь аккуратности.

Декорирование лепнины из гипса не только придаст новые краски интерьеру, но и внесет нотки оригинальности, изысканности и новизны, а игра света в помещении обеспечит причудливые переливы и загадочные цветовые орнаменты на стенах и потолке. При этом очень важно заранее продумать общую концепцию интерьера, визуализируя сочетание декорированной лепнины с другими стилизованными элементами. На этом этапе желательно проконсультироваться со специалистами в области дизайна интерьера и по возможности создать мультимедийную модель-проект.

Компания Гессо Стар предлагает услуги по декорированию гипсовой лепнины при помощи различных техник. Дизайнеры и художники студии лепного декора Гессо Стар имеют многолетний опыт работы в сфере декорирования гипсовых лепных элементов, что подтверждает портфолио выполненных работ и положительные отзывы клиентов. Наши специалисты используют в работе исключительно качественные и безопасные для здоровья материалы и инструменты. Качественно и ответственно выполненные декоративные работы специалистами компании Гессо Стар гарантируют клиенту потрясающий результат вне зависимости от выбранной техники декора.

Позолота лепнины может быть выполнена двумя основными способами:

  1. Использование листов потали. Более дешевый вариант, который для рядового обывателя ничем не отличается от применения сусального золота. Сравнительно низкая цена таких услуг обуславливается более доступной ценой материалов. Преимущество этой технологии заключается в вариативности возможных цветовых решений — поталь бывает не только золотого оттенка, но и серебряного или коричнево-красного. Поэтому использование этого способа предоставляет большую свободу нашим дизайнерам, которые умело скроют все имеющиеся недостатки комнаты и подчеркнут ее достоинства на высоком художественном уровне.
  2. Применение настоящего золота. В таком случае стоимость работ значительно возрастает из-за использования листов сусального золота. Технологически процедура нанесения такой позолоты практически не отличается от аналогичной операции с поталью: подготовка лепнины к покрытию золотом, нанесение клея, установка и подгонка золотого листа, нанесение защитного лака. В результате формируется действительно золотая поверхность, а не ее имитация, но определенно утверждать об этом может только специалист. Поэтому применение этого способа будет оправданным для тех заказчиков, которые стремятся к подлинному внешнему виду каждого элемента декора и не согласны на компромисс в этом отношении.

Золочение, патинирование и художественная роспись лепнины

Золочение является одним из выразительных элементов интерьера, оно применяется для украшения лепнины, потолков, мебели, используется в декорировании настенных панно, в декоративной росписи стен. В сочетании с патинированием золочение придаёт обыкновенному гипсу благородной вид бронзы, мрамора, а состаренное золото - создаёт иллюзию утонченной старины и роскоши.

Золочение может быть нанесено абсолютно на любую поверхность. Как правило, золочение широко используется в создании классического интерьера, а интерьер в стиле «барокко» буквальной переполнен вычурными золотыми деталями: это золочение карнизов - сплошная и выборная бликовка, тонировка и золочение капителей колонн, тонировка и золочение лепных розеток для люстр, золочение молдингов. Золочение придает всему гармоничную законченность и классический стиль. Применять его начали еще в Древнем Египте, покрывая золотой фольгой верх колонн, элементы декора, часть рисунка росписи, барельефы. Подобный способ имитации золота применялся и на Руси начиная с 10 века. Золочение являлось неотъемлемой частью иконописи. Настенная роспись в храмах сочеталась с золочением, также применялось золочение и роспись мебели, и золочение и роспись лепнины в домах аристократии.

Для золочения использовалось сусальное золото — это тончайшие листы золота, которые обычно используются в декоративных целях. Первое упоминание о сусальном золоте относится к периоду правления Южной и Северной династий Китая. История производства золотых листов в районе Лон Тан, Нанкин, насчитывает около 1700 лет.

Современное сусальное золото хранят в книжечках, между листами которых уложены 60 листочков золота различных размеров (72x120 мм, 91.5х91.5 мм, 8х8 см и др. размеры). Толщина золотых листов варьируется от 0.13 до 0.67 микрона. Вес книжки (лигатурный вес), в зависимости от толщины листов, также колеблется от 1.25 до 6 г. Книжки весом более 2.5 г применяются для отделки только внешних (наружных) поверхностей, более тонкие листы применяют для золочения изделий и внутреннего декора.

Поскольку в прошлом золотые или позолоченные изделия имели немногие из-за их высокой стоимости, производители нашли сусальному золоту более дешевые заменители. Теперь, наряду с настоящим сусальным золотом, используют и его имитаторы - потали. Поталь — это имитация сусального золота, которая практически ничем не отличается от сусального золота, разве что использовать ее можно только в помещении. Поталь — это очень тонкие листы сплава меди и цинка, меди и алюминия с небольшим добавлением золота.

Нужно учитывать, что если сусальное золото применяют как для наружной, так и для внутренней отделки деревянных и металлических поверхностей, то поталь используют только для внутренней отделки с обязательным нанесением защитного слоя, предохраняющего ее от потемнения. Позолота поталью обладает многими преимуществами: она не дорога в сравнении с сусальным золотом, дает натуральный блеск без полирования поверхности и имеет широкий спектр оттенков.

Позолота, в зависимости от поверхности, на которую она наносится, выполняется по различным технологиям. При этом золочение наносится практически на любую поверхность, предварительно отшлифованную, выровненную, без трещин, аккуратно покрашенную акриловой краской.

Помимо сусального золота и потали на рынке современных декоративных материалов существуют несколько видов так называемого «жидкого золота», которое наносится на рельефную поверхность лепнины кистью. В силу технологических особенностей такой вид золочения производится быстрее, поэтому и стоимость работ ниже.

Декорирование можно производить в зависимости от задачи и под бронзу, медь, серебро. Имитация золота тоже бывает нескольких оттенков.

В декорировании лепнины используется помимо золочения ещё и патинирование, тонировка и роспись.

Патинирование - это искусственное состаривание предметов и материалов для придания им изысканной декоративности, антикварности и повышения защитных свойств.

Роспись лепнины чаще всего производится в пастельных тонах, гармонично сочетающихся друг с другом и с общим колоритом помещения. Чтобы добиться появления на лепнине потертостей, перехода цвета, наплывов, используется кисть с длинным ворсом, и краска, лучше с известковой составляющей, наносится круговыми движениями, стираясь в тех местах, где был более сильный нажим. После обработки лепнины краска скапливается в углублениях, усиливая цвет и подчеркивая рисунок. Выпуклые места можно немного протереть губкой или ветошью для снятия верхнего слоя, пока краска окончательно не высохла. В росписи лепнины используются акриловые краски, иногда - краски с эффектом перламутра. При работе в помещениях с повышенной влажностью, лепнину после завершения росписи покрывают воском.

Наилучшего эффекта в декорировании лепнины можно достичь, если использовать роспись, патинирование и золочение лепнины вместе.

Особо следует отметить применение в русской иконописи золота. На Руси оно стало использоваться во второй половине XVI века, вначале как краска для выполнения пробелов, а впоследствии и при золочении фонов и отдельных элементов композиций, например, нимбов.

Чтобы выполнить пробела на одеждах золотом, его необходимо предварительно «встворить». Творение золота весьма сложная процедура, которую подробно описать в небольшой статье не представляется возможным, поэтому ограничимся весьма коротким описанием, дающим читателю общие понятия об этом процессе.

Твореное золото получают из 10 листков сусального золота размером 70 х 120 мм. Для этого в чистое блюдце насыпают 2 г порошка гуммиарабика (смола одного из пород южного дерева), вливают несколько капель воды и указательным пальцем правой руки размешивают до состояния клейкой массы. Затем этим же пальцем переносят на блюдце лист золота и движением сверху вниз разбивают его. После разбития первого листка на блюдце таким же образом переносят и второй листок. Так разбивают все десять листков. Теперь наступает вторая стадия – растирание. Это делают указательным пальцем правой руки. Круговыми движениями то в правую, то в левую сторону. Растирание проводят с большим нажимом в течение полутора часов. При подсыхании массы в нее добавляют несколько капель воды. Когда невооруженным глазом становится видно, что золото растерто очень мелко, в полученную массу насыпают еще 2 г гуммиарабика и хорошо перемешивают его со всей массой. Затем в блюдце вливают треть чайного стакана воды и также всю массу размешивают. Блюдце ставят на отстой на 20 минут. После чего воду сливают, а золото подсушивают над стеклом керосиновой лампы. Это позволяет быстро, пока не наберется пыль, удалить воду и высушить золото. Таким образом золото становится пригодным к дальнейшей работе.

В окончательном виде золото представляет собой матовый серовато-желтоватого оттенка порошок, сцементированный в единое целое. Чтобы твореное золото после росписи блестело, его полируют волчьим или коровьим зубом. Для этого же применяют агатовый камень, который также называют зубом.

В XVII веке роспись одежд твореным золотом почти полностью заменила высветления краской. Одежда теплых тонов стала расписываться желтым оттенком золота, а одежды холодных тонов – зеленым.

Для росписи золотом бралась самая тонкая, как правило, колонковая кисть.

Писали твореным золотом, размывая его кистью, предварительно окунув в чистую воду. После работы с золотом кисть мыть не рекомендуется, а хранить ее надо в висячем положении. При вторичном использовании осторожно, чтобы не сломать кончик, ее размачивают водой. Золото на краску не ложится, поэтому красочный слой предварительно изолировали, покрывая его копаловым лаком. (В настоящее время для этих целей применяют масляный лак ПФ 283.) Копаловым лаком икона покрывалась дважды. После каждого покрытия она тщательно просушивалась. Перед нанесением золота отлакированная, глянцевая поверхность иконы матировалась с помощью порошка пемзы. Излишки пемзы смахивали гусиным пером.

Существовали три вида пробелов золотом: «в щетинку», «в перо» и «инокопыо» (рис. 20 – 22).

При выполнении пробелов в щетинку сначала наносились так называемые «силки», то есть расширенная часть пробелов, которые как бы показывают самые выпуклые места фигуры. Затем от силок приводились штрихи, внешне сходные со щетиной. Они плавно переходили в изогнутые линии, тем самым подчеркивая объем тела. Интересным являлся прием нанесения пробелов инокопью. Он выполнялся следующим образом. После красочного слоя и пропитки олифой икону оставляли на две-три недели для просушки и затем приступали к нанесению «асиста», то есть клеящего вещества. На жаргонном языке современных иконописцев, да и в специальной литературе асистом часто называют прием декорирования, хотя асист, как мы видим, всего лишь связующее вещество. Места, где должен быть нанесен асист, запудривали тонко измельченным мелом (зубным порошком). Затем с кальки очень легко и тонко переводили рисунок пробелов. На меловой поверхности рисунок отпечатывался очень четко. Затем сохраняемые в баночке сусло или чесночный сок растворяли пальцем или кистью. Раствор в небольшом количестве переносили на блюдце. Тонкой кистью, смоченной водой, бралось небольшое количество вещества, разведенного до нужной консистенции, и этим составом наносились линии складок, лучи пробелов. Затем, после высыхания асиста, начинался процесс нанесения золота.

Мякишем хлеба брали золотой листочек, асист размягчали дыханием и, пока он сохранял отлипь, к нему прикладывали это золото. Оно оставалось на иконе лишь там, где был нанесен асистный след. Излишки золота оставались на хлебе. Для закрепления золото покрывалось тонким слоем спиртового шеллачного лака или политуры. (Без покрытия лаком при нанесении олифы золото непременно сойдет.)

Инокопью расписывали одежду Христа, когда он изображался во славе. Например, при изображении Воскресения, Вознесения, Преображения, на иконах Успения Пресвятой Богородицы, где он изображался во славе. Инокопью расписывались одежды младенца Христа, что указывало на его божественное происхождение. Ею украшались крылья ангелов, престолы, седалища, царские одежды.

Третьим видом пробелов являются так называемые пробела «в перо».

Этот прием пришел в иконопись в конце XVII и начале XVIII веков. Но наиболее полное развитие он получил в конце XIX века. Церковный интерьер стал к этому времени украшаться барочными иконостасами с большим количеством золота. Естественно, чтобы иконы удерживались в таком богатом интерьере, необходимо было обильно насытить их золотом.

Пробела в перо выполнялись следующим образом. В начале мастер на самых выпуклых местах густым твореным золотом наносил основные удары – «силки». Затем тонкой кистью мелкими штрихами он стушевывал переход от силков к фону, потом уже жидким золотом, тонкими линиями сводил пробел на нет. При этом очень тщательно следил за сохранением расстояний между штрихами и между отдельными «перьями» пробелов. Мастера также внимательно следили за интенсивностью окраски отдельных частей пробелов, за местами пересечений и за тем, как они входят друг в друга, создавая тем самым условный объем формы тела и складок.

Золочение фонов и выполнение нимбов на левкасно-меловом грунте производили на полимент. Полимент – это краска, которая составлялась из сиены жженой, охры и мумии. Краски разводились водой, перетирались на каменной плите курантом, а затем высушивались. Вот эта засушенная смесь и называлась полиментом.

Перед употреблением он разводился на томленом яичном белке, который готовился следующим образом. Вначале белок отделялся от желтка и выливался в бутылочку. Ее ставили в теплое темное место. Томление производили до тех пор, пока белок не становился очень жидким. При этом прекращалась его тягучесть, а клейкость сохранялась.

Золото, нанесенное на левкасно-меловой грунт с помощью полимента, хорошо закреплялось и поддавалось полированию.

Старые мастера-позолотчики имели для этих целей специальную шкатулку, в которой хранили золото. На верхней крышке набивалась из замши небольшая подушечка. Именно на эту подушечку выкладывалось золото перед его перенесением на полимент.

Для золочения больших площадей, например фонов, использовались целые листы. Мели же требовалось вызолотить небольшой участок композиции, то от золотого листочка отрезали требуемый размер специальным ножом. Для удобства работы лезвие ножа на конце имело закругление, заточенное с двух сторон. Кроме разрезания, нож предназначался для перекладывания золота.

С подушечки золото на поверхность иконы переносилось с помощью так называемого «лампемзеля» или «лапки», которая изготовлялась из кончика хвоста белки. При изготовлении лапки волосы раздвигались веерообразно и вклеивались между двумя небольшими картонками. В результате получался небольшой веерочек с картонной державкой. Иногда для удобства при работе лампемзель одевался на черенок. В этом случае старые мастера на другой конец черенка одевали кисточку, которой смачивали полимент водкой перед перенесением на него золота (рис. 23).

Мастера имели среди всевозможных приспособлений и так называемую «масленку», то есть кожаную пластинку размером 20 х 12 см, пропитанную коровьим маслом. Перед тем как взять золото на лапку ею несколько раз проводили по поверхности масленки. При этом на кончиках волосков появлялся небольшой жирный налет, который способствовал прилипанию золота.

Пересененное на загрунтованную поверхность иконы золото хорошо приставало к поверхности полимента, смоченного водкой.

Второй способ золочения производился на «гульфабру», которая составлялась из лака мордана с примесью небольшого количества оранжевого крона, растертого на льняном масле.

В более поздние времена листовое золото стали употреблять в качестве украшения так называемой «цирыо» или «цировкой» (от немецкого слова zieren – украшать).

В этом случае перед нанесением красочного слоя или вся доска, или те элементы композиции, на которых должен быть выполнен золотой узор, покрывались листками золота. После просушки золото покрывалось слоем лака. В свою очередь, для того, чтобы краска не «побегала», глянцевая поверхность лака протиралась срезанной долькой чеснока или лука. На подготовленную таким образом золотую поверхность плавью наносился тонкий слой красок, и в местах, где должен быть изображен узор, краска процарапывалась до золота проскребкой (палочка из твердой породы дерева, остро заточенной с одной стороны). Старые иконописцы называли этот прием «письмо в проскребку».