Керамические изделия своими руками. Способы изготовления. Керамика своими руками: рекомендации и видео урок

Опытные гончары создают такую красоту за каких-то десять минут, что диву даешься. Но можно ли изготавливать красивую керамику самостоятельно?

Какая нужна глина

Для изготовления керамики понадобится натуральная глина – это основной ингредиент. Глазури, лаки, пигменты и эмали потребуются для покрытия готовой керамики и окраски ее в желаемый цвет.

Натуральная глина бывает:

  • Белой – после обжига изделие приобретает цвет слоновой кости, в исходном состоянии глины имеет сероватый оттенок;
  • Красной – цвет обусловлен оксидом железа. Глина хорошо лепится, с ней удобно и просто работать, после обжига становится красной.
  • Голубая – используется в медицине и косметологии.

Есть также фарфоровая и темно-коричневая глина, но мы остановимся на первых двух видах.

Основные методы изготовления керамики

Есть разные технологии изготовления изделий из глины:


Лепка из глины

Раздел будет интересен для родителей, которые хотят занять детей полезным и развивающим занятием. А лепка глины развивает моторику, воображение, сможет занять самого неусидчивого ребенка.

Для взрослых лепка из глины станет интересным и освежающим хобби.

Полезные советы:

  • Накройте рабочее место полиэтиленовой пленкой.
  • Рядом должна быть емкость с водой, сухое полотенце и мокрая губка.
  • Главное условие успешной работы – пластичная глина. Если вы видите, что на вашем изделии появились трещины, замажьте их жидкой глины. Если глина крошится, промазывайте ее мокрой кисточкой, пока материал не станет пластичным.

Популярностью пользуется полимерная глина – состоит из ПВХ и пластификаторов.

Есть два типа полимерного материала для лепки:
для первого требуется обжиг при температуре 110С;
второй – самозатвердевающий, изделия не нуждаются в термической обработке.

Гончарное дело по всем правилам

Для изготовления керамики круглой формы потребуется гончарный круг. Есть круги с ножным и электрическим управлением. Различная модификация проявляется в размерах планшайбы, скорости вращения, мощности и типа двигателя.

Для работы на гончарном кругу требуются базовые навыки и сноровка. Для начинающих гончаров подойдет лепка и заливка шликерной массы. О чем мы расскажем дальше.

Шликерное литье

Используется глина жидкой консистенции, она заливается в гипсовые формы. На словах все просто, но на практике керамические изделия трескаются, получаются неравномерной толщины. Рассмотрим технологический процесс подробнее на примере заливки простой кружки.

Почему гипсовые формы?

Гипс впитывает влагу, он потянет лишнюю влагу из жидкого раствора из глины. С гипсом удобно работать, можно сделать самодельную форму, придав ей необходимый узор и размеры.

Цельные или разборные формы?

Конфигурация и типа формы не влияет на качество керамики, лишь на простоту и удобство вынимания изделия из формы. Из разборной формы вынуть готовое изделие проще.

Требования к глиняному шликеру:

  • Используется жидкий раствор без примесей, крупных частиц и мусора. Перед приготовлением просейте сухую глину, удалите мусор, прочее.
  • Процедите готовый шликер через старый капроновый чулок.
  • Чем гуще раствор – тем толще получатся стенки кружки.

Заливаем раствор в форму

Внимание! Проблема! Пузырьки воздуха в глиняном растворе влияют на прочность изделия. Наливать шликер нужно по стенке формы, как пиво.

Теперь ждем. Вы будете видеть как по контуру гипсовой формы появляются стенки будущей кружки. Оптимальная толщина стенок – 5-6 мм. Если вы видите, что шликер стало меньше, долейте еще. Когда стенки получились требуемой толщины, нужно слить оставшийся раствор.

Как это сделать правильно?

Аккуратно выливаете остатки шликера из формы. Срезаете ножиком стенки кружки заподлицо с формой. Нельзя просто перевернуть форму и поставить ее вверх дном: на дне образуется капелька. Нужно оставить кружку под углом.

Когда глина схватилась и стала твердой, вынимаете изделие из формы. О том, что кружка готова свидетельствует то, что она стала отслаиваться от гипсовой формы. Если это разборная форма, то снимаете донышко и разделяете части формы.

Методом шлинкерного литья изготавливаются не только кружки, чашки, но и сувениры, подарочная керамика.

В строительных магазинах или по интернету можно купить готовые формы для заливки.

Керамическая посуда

Есть веские причины заняться самостоятельным изготовлением керамической посуды:

  • Уникальность – оригинальную посуду, которая нравилась бы и подходила вам по всем параметрам, можно купить под заказ или сделать самому. Вот только самодельные варианты будут стоять в разы дешевле.
  • Качество и экологичность. Не вся покупная керамика радует качеством и долговечностью: появляются трещины, сколы, а рисунок уже через месяц становится не такой яркий и четкий. Некоторые изготовители используют вредные вещества – свинец и кадмий. Свинцовая глазурь смотрится красиво, но экологически безопасной ее не назовешь.
  • Экономия и даже возможность дополнительного заработка. Красивый сервис стоит денег, вы же сможете сделать его своими руками.

Есть разные технологии, простой способ – лепка тарелки или пиалы жгутами. Как показано на фото ниже, жгутами можно вылепить много интересного.


Главное – глина должна быть пластичной, любые трещины замазываются шликером. Надежно приклеивайте фрагменты будущей тарелки друг к другу.

  • После этого пальцами или стекой убираете лишнее, придаете пиале нужную геометрию.
  • Все щели и неровности замазываются шликером.

Финишное декорирование

Декорирование выполняется в зависимости от вашей фантазии. Узор можно вырезать зубочисткой или иголкой. Можно с помощью подручных средств сделать на еще не схватившейся глине интересный оттиск.

Основные требования к такой лепке

Дно не должно быть слишком толстым, иначе оно треснет при обжиге. Края пиалы не должны быть тонкими: неизбежны сколы и повреждения.
Все трещинки и щели замазываются жидким раствором.

Ювелирная керамика

Слышали ли вы о керамических украшениях? Можно ли их сделать самостоятельно? Ювелирная керамика – материал, состоящих из измельченных и уплотненных частиц неметаллических материалов из неорганической химии.

В печах материал обжигается при температуре 1600 градусов, после чего материал становится прочным, устойчивым к царапинам, механическим повреждениям. Легкий вес и прочность — достоинства ювелирной керамики.

Как бы ни хотелось, изготовить долговечное украшение из керамики по технологии не получится.

Итог
Изготовление керамики своими руками в домашних условиях – посильная задача. Главное – желание и немного терпения.

Как сделать посуду из керамики своими руками смотрите видео урок- курсы по керамике

11194 0

Был в истории нашей страны период, когда сделать какую либо вещь своими руками, заставляла суровая действительность, а именно отсутствие необходимого изделия в торговой сети, и единственной возможностью стать обладателем того или иного предмета, это было изготовить его из чего либо в домашних условиях.


Основным компонентом для керамической плитки является глина

Сейчас же современная промышленность и торговля обеспечивает потребителей любой номенклатурой товара, в том числе и удовлетворяет запросы покупателей на рынке отделочных материалов. Керамическая плитка представлена во всех мыслимых и не мыслимых видах, размерах и расцветках.

Казалось бы что проще: приходи, выбирай, покупай, укладывай, но этот вариант устраивает не всех, в наш стремительный век стандартизации и типовых решений, хочется выделить свою индивидуальность хотя бы в отделке того или иного помещения. И отсюда возникает вопрос, а можно ли сделать керамическую плитку в домашних условиях своими руками, реализуя собственные задумки, оформления внутреннего пространства ванной или кухни. Томить не будем. Отвечаем. Да можно, но при соблюдении некоторых несложных условий, о которых ниже.

Что нужно для организации производства керамики

В первую очередь, необходимо обладать большим желанием, терпением и уверенностью в положительном результате, а также иметь в наличии необходимые материалы, инструменты, приспособления и оборудование. Возможно, не всё у вас получится сразу, но потраченные усилия в конечном итоге дадут возможность гордиться гордится собой, демонстрируя друзьям и знакомым такое, довольно технологичное изделие, как керамическая плитка, выполненная из глины своими руками.

Глиняная керамическая плитка ручной работы

Выбор сырья

Из чего делают любую керамику, наверно знают все, основным компонентом является глина. А вот о том, какие существуют виды глины, их свойства и возможность использования для изготовления керамической плитки своими руками. По составу, свойствам и области применения глины делятся на четыре группы:

  1. Грубокерамические. Содержат большое количество примесей в виде гальки и песка, а также гипсовых и известковых включений. Используется для изготовления кирпича, черепицы, посуды и керамзита.
  2. Огнеупорные и тугоплавкие. Имеют высокое содержание глинозёма, обладают хорошей пластичностью и высокой степенью огнеупорности. Применяются при изготовлении огнеупорного кирпича и различной керамики.
  3. Каолиновые. Малопластичные глины, используются в бумажном и резиновом производстве и как добавка для изготовления фаянсовых изделий.
  4. Монтмориллонитовые. Главной особенностью является их высокая пластичность, применяется как бурильный раствор, в металлургии и пищевой промышленности.

Пластичность это способность глины приобретать любую форму, и сохранять её по мере высыхания.

Также глины делят на «жирные» и «тощие». Первые являются пластичными и изделиям из них можно придать любую форму, но чтобы сделать керамику своими руками в домашних условиях, необходимо провести подготовку глины, для чего исходный материал разбавляется до необходимого состава песком, шамотом или молотой пемзой.


Не следует брать слишком «жирную» глину, лучше среднепластичную

Выбор инструментов и материалов

Решив сделать кафельную, или обычную керамическую плитку своими руками вам понадобится:

  • сырьё: глина, наполнитель для разбавления, в случае если глина жирная, вода;
  • форма для производства будущей плитки;
  • клише для образования оттиска рисунка или барельефа на лицевой стороне изделия;
  • лопатка, совок, мастерок;
  • сетка для армирования изделия.

Этапы изготовления керамики

Технология производства керамической плитки своими руками состоит из следующих этапов:

  • Берётся глина средней пластичности, засыпается в ёмкость и заливается водой. После нескольких дней замачивания, глина перемешивается и разминается. Затем через мелкое сито, материал перетирается в другую ёмкость и после чего масса распределяется на старые газеты или тряпку слоем в 10-15 мм. По достижению глиной нужной густоты, её перемешивают и убирают в полиэтиленовый пакет.
  • Подготовленный таким образом материал укладывается в формы и уплотняется, сделать это нужно так, чтобы уровень формовочной массы совпадал с краями формы, для чего излишки материала срезаются ножом или резаком.

Наиболее качественные формы делают из полиуретана, изделия получаются достаточно ровные с одинаковыми параметрами.


  • Далее технология изготовления керамической плитки своими руками, переходит в этап предварительной просушки. Длится он до приобретения массой более светлого оттенка и зависит этот период от температуры окружающей среды и влажности. В результате получается плитка–сырец. Если что-то у вас пошло не так, то на этой стадии можно ещё исправить ситуацию, для чего испорченный полуфабрикат замачивается водой, и процедуру формовки начинают сначала.
  • Процесс обжига плитки сырца наиболее технологичный этап, ведь полуфабрикат нужно подвергнуть воздействию высокой температуры порядка 1000-1200 градусов, для чего потребуется специальное оборудование. Чтобы сделать керамическую плитку своими руками можно ограничиться температурой и в 850-900 градусов, которая достигается в электрической муфельной печи. Технология производства допускает это, при условии наличия в составе глиняной массы пемзы, которая спекается при указанной температуре. Такой первичный обжиг называется бисквитным за некоторое сходство в полученной мелкопористой структуре заготовки, после выпаривания из неё воды. Керамическая заготовка при этом уже приобрела необходимую твёрдость и прочность. Называется такое изделие терракотой.

Этапы технологии: изготовление сырца, обжиг керамики и нанесение декоративного слоя

  • Если же вы хотите сделать своими руками майолику, то есть обожжённую керамику, с лицевой стороны, покрытой глазурью, а проще говоря, кафельную плитку, то технология производства на этом не заканчивается. Необходимо сделать ещё один обжиг, но уже с глазурью, для чего приготавливается многокомпонентная смесь, основными составляющими которой являются стекло, каолин и триполефосфат в виде порошка. Все компоненты перемешиваются и разводятся водой. Полученная смесь, кистью или методом обливания заготовки, распределяется по изделию, и делают второй обжиг.

Особое внимание нужно уделить контролю за температурой процесса, она не должна выше температуры первичного обжига. В противном случае глазурованная поверхность может быть испорчена или же произойдёт спекание терракотовой заготовки.

Такая технология изготовления кафельной плитки позволяет создавать уникальные композиции на глянцевой поверхности изделия, для чего используют разные составы глазури. В случае, когда выполнение глазури с обжигом вам не подходит по каким либо причинам, то сделать своими руками привлекательную, гладкую и блестящую поверхность, можно обработав заготовку эмалью или лаком.

И так если статья дочитана до конца, и трудности производства из глины керамической плитки своими руками, отражённые в этом пособии, вас не испугали, то честь вам и хвала. Ведь зная из чего и как изготовить столь уникальный отделочный материал, оригинальность и индивидуальность облицовки, а также восторги ваших друзей и знакомых, вам обеспечены.

Вам понадобится

  • - глина;
  • - гончарный круг;
  • - гипсовая форма;
  • - вода;
  • - печь для обжига;
  • - акриловые краски или специальная глазурь.

Инструкция

Найдите подходящую глину. Лучше всего купить ее в магазине, в таком случае вы будете точно уверены в успехе. Однако если такой возможности у вас нет, просто накопайте ее в ближайшем карьере. Помните ее в руках, попробуйте слепить колечко, шарик – если получалось, значит, глина хорошего качества.

Высохшую глину залейте водой, через несколько часов перемешайте до консистенции сметаны. Процедите и оставьте, чтобы она отстоялась. Вода останется на поверхности – слейте ее, а глину замесите, как тесто. В результате должен получится материал, похожий на пластилин, не пристающий к рукам.

Если у вас есть гончарный круг, изготавливайте посуду с его помощью – это самый удобный вариант. Чтобы сделать несколько одинаковых предметов, например чайный , необходимо предварительно изготовить гипсовую форму – в нее вы будете вминать кусок глины, а после подсыхания аккуратно доставать.

Простое изделие, например кружку, попробуйте вылепить . Скатайте плотный, гладкий шар. Вдавите внутрь палец и покрутите заготовку на нем, у вас получится подобие кружки. Далее работайте пальцами – утончайте стенки, поднимайте их выше, пока изделие не примет нужную форму. Обязательно замажьте все трещинки и дырочки. При необходимости смачивайте изделие и руки водой.

Когда посуда будет готова, украсьте ее – нанесите узоры царапинами с помощью вилки, прилепите из глины или ручки. Для того чтобы прилеплять элементы, используйте глину, разведенную водой до состояния клея.

Обжигать глиняную посуду лучше всего в муфельной печи, при температуре не менее 600оС. Если же такой печи у вас нет – используйте обычную деревенскую печь или, в крайнем случае, костер. Аккуратно положите свое произведение в место, где ожидается самая высокая температура и разведите огонь.

Постарайтесь максимально защитить чашку от возможного повреждения дровами или головешками и в то же время расположить ее в поле видимости. Как только она раскалится до ярко-оранжевого цвета – можно прекращать обжиг.

После полного остывания достаньте изделие и проведите испытание, налив в него воды. Если вода все-таки сочится, смажьте чашку жиром и прокоптите ее над пламенем, затем хорошо помойте и протрите ее.

Раскрасьте посуду акриловыми красками или специальной глазурью. Обратите внимание на инструкцию к глазури – некоторые виды требуют дополнительного обжига.

Изразцы как вид украшения, вновь приобретают популярность. Создаются производственные артели и художественные мастерские, специализирующиеся на них. Научиться делать изразцы не сложно, а вот чтобы стать мастером своего дела, нужно постараться.

Инструкция

Изготовьте глиняную модель. Разместите готовую модель в опалубке, залейте ее гипса (10 частей воды и 7 частей гипса). Когда гипс затвердеет, снимите опалубку, просушите форму вместе с моделью. Потом освободите форму от модели, промойте и просушите.

Заполните форму глиной. Из глины вылепите 4 бруска прямоугольной формы с одинаковым сечением. Нанесите насечки на тыльную поверхность изразца, прикрепите бруски, чтобы они образовывали ящичек – румпу.

Просушенный изразец обжигайте в муфельной печи 3-4 часа при 900-950 . Оставьте изразцы медленно остывать в закрытой камере печи после обжига. Если нужно, распишите изразец холодным способом (обычными масляными красками) либо ангобами (глиной, разведенной до консистенции жидкой сметаны).

После этого изразец можно покрыть глазурью. Глазурь наносите на поверхность обливанием или окунанием. Когда керамика высохнет, вновь обожгите ее в печи.

Видео по теме

Источники:

  • изразцы своими руками

Электрическая или газовая плита является обязательным атрибутом кухни. Ее монтаж нужно осуществлять в строгом соответствии с правилами безопасности. Нюансы создания подключения зависят от модели плиты и от особенностей помещения.

Инструкция

Кухня, в которой будет размещена плита, варочная поверхность или духовой шкаф, в обязательном порядке должна быть оборудована системой вентиляции. Современные требования к безопасности и гигиене жилого помещения обязывают устанавливать вытяжку непосредственно над местом размещения плиты. Если вы не можете позволить себе установку вытяжного блока, то в обязательном порядке оборудуйте окно мощным вентилятором.

Если вы встраиваете плиту , то ее материал должен быть с жаропрочностью не менее 100оС, а толщина не менее 25мм. Если с обеих сторон от плиты будут шкафы, то расстояние от стенки до края плиты должно равнять 15 см, не меньше. До стены самой это расстояние равняется 5 см. К сожалению, соблюсти эти правила порой невозможно, особенно на маленьких кухнях и брежневок. Поэтому между плитой и шкафом нужно проложить теплоизоляционный материал.

Электрическую плиту подключайте после проверки заземления. Розетка, в которую втыкается шнур плиты, должна вести напрямую к электрощитку. Никаких удлинителей и переходников использовать нельзя.

Если плита газовая, то подключать ее может и должен только специалист газовой службы. Когда подключение будет завершено, герметичность всех соединений и делает отметку установленного оборудования. Поскольку газ рекомендуется перекрывать после каждого приготовления пищи, кран должен стоять в доступном для взрослых месте, а его ручка должна быть легкоуправляемой. Последний этап установки газовой плиты – это регулировка пламени. Оно должно ровно гореть без желтых проблесков.

Видео по теме

Связанная статья

Современное производство кафеля является довольно сложным технологическим процессом, где на каждом производственном этапе необходимо четко следовать технологии, как делать кафеля для облицовки стен и пола. Чтобы соответствовала стандартам, тщательно соблюдайте полный цикл ее производства, не пропуская ни одного важного момента.

Инструкция

Анализируя технологию, помните, что сейчас наиболее востребована эмалированная кафельная , поэтому производите именно данный вид облицовочного материала. Сначала подготовьте глину в отделении массозаготовки, а чтобы существенно снизить температуру ее плавления, обязательно добавляйте плавни. Во-первых, пропустите полученную смесь через ряд специальных сит, что позволяет отсеять довольно крупные частицы, которые в готовой плитке считаются дефектом. Затем выпаривайте воду из получившейся смеси, чтобы в итоге получился пресс-порошок заданного вами состава.

Во-вторых, технология производства кафеля предусматривает прессование самой плитки, при этом используйте специальный штамп, который позволяет изготавливать равноплотную . Производите плитку идеальных геометрических параметров и следите за ее абсолютно одинаковой усадкой. После того, так плитка спрессована, просушите ее в течение двух часов так, чтобы снизить содержание в изделии влаги до 0,2%. Хорошо сдуйте пыль с высушенного кафеля, затем тщательно смочите плитку водой и покройте ангобом – специальным веществом, при помощи которого достигается сцепление «черепка» плитки и эмалированной глазури.

Дальнейший цикл производства предусматривает качественной нанесение эмали, поэтому наносите на «черепок» кафеля слой за слоем , создающую оригинальный рисунок, а затем закрепите ее . После того как вы нанесли все слои эмали, обработайте изготовленную плитку специальным материалом в целях повышения ее износостойкости, а после декорирования отправляйте в печь для ее последующего обжига. Помните - чтобы кафель не растрескался, первоначальная температура в печи должна быть 60°, и лишь постепенно накаляйте ее до 1250°.

Прогрев кафельную плитку в печи до максимальной температуры, резко остудите производимое изделие, а затем тщательно проверьте качество произведенного кафеля. Так, испытайте получившуюся плитку на прочность, создавая давление в 38 кг/см2, а после этого отправляйте всю кафельную плитку, которая не раскололась от высокого давления, на последующую сортировку. Помните, что современные технологии производства кафеля предусматривают не контроль произведенных изделий методом визуального осмотра, но и тщательный контроль электронным способом.

Видео по теме

Ручная лепка керамики - отличный способ расслабиться, получить хороший энергетический заряд и почувствовать себя создателем эксклюзивных изделий. Они надолго сохранят тепло ваших рук и ваше желание стать мастером гончарного дела. Для этого понадобятся инструменты, выбору которых необходимо уделить должное внимание.

Вам понадобится

  • - глина;
  • - гончарный круг;
  • - стеки;
  • - печь.

Инструкция

Подготовьте удобное рабочее место. Ручная работа с глиной на гончарном круге – вещь достаточно «пыльная» и потребует от вас обязательной и постоянной . Кроме того, чтобы разместить все необходимое, необходимо пространство. Создавать свои первые керамические шедевры, не отвлекаясь, лучше на даче.

Приобретите все необходимое. В настоящее время и начинающие «гончары», и более опытные мастера своего дела могут приобрести разнообразные , и даже печи для обжига готовых форм в специализированных магазинах. Однако печи достаточно дороги и понадобятся вам лишь в том случае, если займет прочное место в вашей жизни. На даче можно приспособить для обжига и дровяную печь, наняв печника или самостоятельно освоив его навыки.

Важное приобретение - . С тех давних пор, когда безызвестный гений его, прошло около 7 тыс. лет. Но некоторые мастера утверждают, что настоящий круг - это ножной круг. Только он позволяет плавно регулировать скорость вращения, что очень важно для всего процесса лепки.

Обратите особое внимание на выбор глины. Пожалуй, для гончаров лучше всего покупать готовую глину в специальных магазинах. Она продается в виде порошка, очищена от примесей и содержит необходимые добавки. Ее нужно лишь правильно приготовить, в соответствии с инструкцией по применению и необходимой консультацией продавца. Перед началом работы с глиной также следует проделать еще одну операцию - «перебить» ее, чтобы удалить пузырьки воздуха и обеспечить однородную консистенцию. В противном случае оставшийся воздух будет мешать во время работы на гончарном круге и может разорвать готовую форму при обжиге.

Приобретите стеки - деревянные или пластиковые инструменты для тщательной обработки деталей. Кроме них вам понадобится проволока для резки глины, срезания готового изделия с и других работ. Вместо проволоки можно воспользоваться самой тонкой гитарной струной, длина которой должна составлять ширину плеч.

Сначала научитесь выполнять самые простые формы на гончарном круге и правильно их сушить, избегая сквозняков и прямого солнечного света. На первых порах изделия можно не обжигать или обратиться в школу детского творчества или в керамическую мастерскую с соответствующим оборудованием.

Обязательно научитесь рассчитывать точное необходимое количество глины, чтобы выполнить изделие определенного размера. Очень часто начинающие гончары используют глины больше, чем требуется, что и является причиной неудач.

Источники:

  • Гончарное искусство

Дизайнеры призывают современников не полагаться на чужой вкус и творить интерьеры самостоятельно: расписывать стены, придумывать мебель. Самые креативные и вовсе предлагают делать все собственными руками, даже керамическую плитку для отделки и декора.

Вам понадобится

  • - глина;
  • - форма или резак;
  • - печь для обжига;
  • - глазурь.

Инструкция

Основа для изготовления плитки – это глина, и состоит она из водорода, кислорода, алюминия и силикона. Если в глину добавить воды, то она поменяет свою структуру, станет более вязкой и гибкой. Важно знать одну особенность глины: только что выкопанная из земли, она непригодна для изготовления плитки.

И в качестве сырья используйте влажную глину, но предварительно она должна отлежаться некоторое время в мешке. После этого можно приступать к формированию изделия. Воспользуйтесь резаком для того, чтобы форма и края изделия были ровными. В ходе этого процесса плитка будет потихоньку подсыхать, а на завершающей стадии формовки и вовсе практически затвердеет. Этот этап работы носит название стадии твердой кожи.

Когда плитка высохнет полностью, ее цвет станет несколько светлее первоначального. Это есть так называемая стадия сырца. На данном этапе ваше изделие уже довольно твердое, но если слегка чем-то ударить, то она легко раскрошится или треснет. Заметьте, что на этой стадии у вас остается шанс изменить свое изделие в том случае, если оно вам не понравится по какой-либо причине. Для этого неудачный образец достаточно поместить в ведро, где еще остались остатки глины, и просто забыть о нем на некоторое время. Позднее этот комок глины можно будет использовать заново.

Вот теперь плитку можно поместить в печь. Согласно общей практике, существует два вида обжига. Первый, так называемый бисквитный, когда температура в печи достигает минимально 850°C, а максимально - 1000°C. Это необходимо для того, чтобы плитка осталась пористой и могла легко адсорбировать глазурь.

Второй этап – это глазурный обжиг. В данном случае температурный режим должен быть ниже, чем это было необходимо на предыдущей стадии, иначе глазурь просто-напросто превратится в стекловидные шарики. Вот собственно и вся технология изготовления керамической плитки в . Сделать это совсем не трудно, а если еще и приложить к этому процессу немного фантазии, то ваша керамическая плитка приобретет статус эксклюзивного изделия.

Обратите внимание

На современных заводах и фабриках плитку получают путем прессования сухой массы и последующего обжига. Соблюсти данную технологию возможно лишь на специальном довольно дорогостоящим оборудовании.

Связанная статья

Источники:

  • изготовление керамической плитки

Изразцовая плитка по форме может быть самой разнообразной. Формы чаще всего бывают прямыми, для ровных поверхностей, угловыми или фасонными, для выступов, карнизов и впадин.

Терминология

Изразцом называют обожженную в печи глиняную плитку, которая чаще всего с лицевой стороны покрыта глазурью. Используются изразцы для покрытия стен и печей.

Состоит классический изразец из пластины, или лицевой стороны, которая покрыта глазурью, и румпы, которая с обратной стороны образует открытую коробку с двумя отверстиями в стенках. Эти отверстия служат для закрепления изразцов друг с другом проволокой, для последующего закладывания проволоки в толщу кладки.

Название это происходит от двух слов - старославянских «Razъ», «rezъ» и «израз», «резать», «вырезать», «разрезать», «проводить черту чем-то острым». В старину такие плитки изготавливали, утрамбовывая глину в специальных деревянных коробах, у которых на днище внутри был рельефный рисунок, похожим образом изготавливались пряники.

Самая древняя из имеющихся форм керамики для облицовки - это покрытые глазурью плитки с креплением наподобие гвоздей, их разноцветные шляпки создают узор на поверхности. Нередко стены облицовывали глазурованными кирпичами не только для красоты, но и для создания дополнительной прочности. Часто терракотовые изразцы использовались в качестве декора для фасадов храмов. Их покрывали побелкой и они были похожи на резной белый камень.

Изготовление изразцов

Изразцы изготавливаются вручную из глины, при помощи деревянных форм. Глина для этого подходит или мергелистая, изготовленные плитки сначала сушат, и только после этого обжигают при температуре до 1150оС. Изразцы имеют довольно высокую стоимость, поэтому нередко их стараются изготавливать самостоятельно.

Кладка кирпича и изразцов должна выполняться одновременно, облицовка уже готовых каминов и стен неудобна, хотя и возможна. Чтобы изразцы держались хорошо, определяют уровень укладки раствора. Поверхность должна быть очищена от прежнего покрытия, использовать для этого можно щетку по металлу.

После этого стамеской или зубилом делается углубление во всех швах на 1 см. Если требуемый слой раствора - 2 см, можно делать кладку и по поверхности, не углубляя швов. А если слой еще больше, следует прикрепить строительную сетку, используя вбитые в швы гвозди. После этого поверхность грунтуется. Изразцы подгоняются по форме, цвету и размеру и с нижнего угла можно начинать укладку. Плитки скрепляются между собой проволокой, концы которой прячутся в швы между кирпичами и закрепляются раствором.

Начнем с того, что изразцы нельзя считать лишь декоративной отделкой. Эти изделия не просто украшают печи или камины. Они создают неповторимый художественный образ. Нарядная облицовка притягивает взгляд. Цветные изразцы можно рассматривать бесконечно, каждое мгновение находя все новые повороты орнаментов и сюжетов.


Изразцовые печи появились в России еще в XVI веке, то есть в допетровские времена. В результате сформировался самобытный стиль, для которого характерна разноцветная роспись, замысловатые сюжеты и сложный растительный орнамент. Надо сказать, что изразцовые печи сооружались в царских резиденциях, боярских теремах, домах богатых горожан. Мастера старались изо всех сил, чтобы угодить влиятельным и капризным заказчикам. Благодаря их усердию было изобретено множество художественных и технических приемов, позволявших создавать подлинные керамические шедевры. Однако все изменилось. когда знать стала копировать западноевропейский уклад. В XIX столетии благородные господа стали отдавать предпочтение голландским изразцовым печам (голландкам) с их монохромным декором.


На сегодняшний день отопление - самый острый вопрос, который предстоит решить будущим владельцам загородных домов. К сожалению, на подключение к газовой магистрали могут рассчитывать немногие (по статистике только около 20% населенных пунктов нашей страны газифицировано). Большинству частных застройщиков приходится ломать голову, чем и как отапливать свой дом. Монтировать полномасштабную систему на базе хранилища сжиженного газа или дизельного топлива, а может, обойтись сооружением традиционной русской печи или высокоэффективного камина. Если предполагается строительство деревянного дома, то имеет смысл выбрать второй вариант. Рубленые стены хорошо переносят быстрый нагрев воздуха (от отрицательных до комнатных температур). Дерево впитывает конденсат, регулируя тем самым влажность в помещении. Словом, стоит только затопить печку, как выстуженный дом заполнится приятным теплом.


В домах постоянного проживания кладочные печи и камины выполняют функцию альтернативных источников тепла. Они обогревают коттедж в прохладные летние вечера и в межсезонье. Морозной зимой затопленная печь заметно разгружает котельный агрегат.


В отличие от жаропрочной керамической плитки, изразцы представляют собой объемные изделия. С обратной стороны они имеют румбу - коробку особой формы с отверстиями, посредством которых, а также с помощью печной проволоки изразцы крепят к кирпичной кладке и соединяют между собой. В результате за декоративной облицовкой образуется воздушная прослойка. Облицовка с двойным дном существенно повышает тепловую инерцию печи, а также способствует более экономичному расходу топлива. Горячий воздух (температура достигает 100 градусов) заполняет воздушные каналы, что обеспечивает равномерное распределение тепла по всему объему отопительного сооружения. При этом поверхность печи не накаляется и не обжигает при случайном прикосновении. Таким образом, изразцы повышают безопасность печного отопителя, что особенно важно семей с детьми и маленькими животными.


Виды отделки . На практике применяют три основных вида отделки кладочных отопителей. В старину крестьяне обмазывали печи глиняно-известковым раствором, а затем белили и раскрашивали на разный манер. В наши дни такой способ используют довольно редко. Печи либо обкладывают декоративным жаропрочным кирпичом, либо облицовывают изразцами. Причем облицовка предпочтительнее по всем статьям. Ведь изразцы не только прекрасно украшают отопительное сооружение, но и существенно повышают его эффективность.


Изразцы изготавливают по авторским рисункам. Учитывая стилистику интерьера и эстетические предпочтения хозяев, художник рисует эскизы будущих изделий. В качестве ориентира обычно выбирают одно из традиционных декоративных направлений (древнерусское, голландское, фламандское). Но бывают и исключения. В росписи могут быть использованы восточные мотивы или живописные композиции в стиле модерн. Для детских комнат часто заказывают облицовку с сюжетами из популярных мультфильмов.


Следующий этап - определение точных размеров и расчет количества изразцов. К этому моменту должен быть разработан проект будущей печи. Надо сказать, что компании, занимающиеся кладкой изразцовых отопителей, располагают обширными каталогами каминов и печей разного типа. Фирменные сборники также содержат многочисленные образцы облицовок.


Сначала по детально прорисованным эскизам скульптор (он же и художник) лепит рельеф лицевой поверхности изделия.3атем формовщик из гипса изготавливает формы для рядовых и фасонных изразцов. Гипсовые слепки заполняют высококачественной, хорошо очищенной шамотной глиной. Далее наступает очередь сушки. Отформованные изразцы выдерживают в сушильной камере при определенном температурно-влажностном режиме в течение двух недель. После этого изразцы отправляют в специальную электрическую печь. Изделия обжигают при температуре около 1000 градусов. При этом нагревание осуществляется постепенно. Слишком быстрое повышение температуры приводит к деформированию и повреждению изразцов.


Мастера-керамисты визуально контролируют изменение цвета глины. Как только материал приобретает определенный оттенок, изделия вынимают из печи. Впрочем, после первого обжига изразцы выглядят не слишком привлекательно. Резчик обрабатывает торцы, «прочерчивает» рельефный рисунок, а заодно и проверяет качество материала после первого обжига (утиля). Подготовленные утильные изразцы покрывают глазурью или специальными декоративными глинами и обжигают вторично (фоновый цвет). Затем наносят тематический рисунок и производят третий, а при необходимости и четвертый обжиг.


На заметку . Изразцовая облицовка способствует продолжительному сроку службы печи. Она компенсирует внутренние напряжения в кладке, возникающие под воздействием больших температурных нагрузок. Изразцы образуют плотную, непроницаемую оболочку, которая защищает кирпич от внешнего увлажнения и других негативных факторов.

КЕРАМИКА

Глина — один из самых распространенных природных материалов, освоенных человеком еще в глубокой древности. Высокая пластичность материала позволяла изготавливать из него множество необходимых в быту предметов — главным образом посуду, украшения и всевозможные культовые фигурки.

Самые ранние изделия были хрупкими, боялись влаги, и в глиняных сосудах можно было хранить лишь сухие продукты. Но, разгребая золу угасшего костра, человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костер, становится твердой как камень. Эти наблюдения, видимо, и навели человека на мысль обжигать для прочности глиняные изделия.
Вещи из обожженной глины принято называть керамикой.

Широкое распространение керамика получила в Египте, Ассирии, Вавилоне и Греции. Многие музеи мира украшают знаменитые греческие вазы-амфоры, расписанные традиционными орнаментами и сценками из древнегреческой мифологии. Высокохудожественной керамикой слави-лась и Древняя Русь. Из мастерских русских керамистов выходили терракотовые и поливные изразцы, посуда, игрушки. Известные, совре-менные керамические промыслы нашей страны — гжельский, скопин-ский, балхарский, оятский и многие другие — продолжают традиции ста-рых мастеров. На международных выставках их изделия неоднократно отмечали медалями и дипломами.

Современное керамическое производство имеет сложное техническое оборудование, применяет более совершенную технологию и новые мате-риалы. Но создавать керамические изделия можно и в школьном кружке, используя вполне доступные ма-териалы и оборудование, приме-няя сравнительно несложную тех-нологию.
Основа любого керамического изделия — глина. По цвету она делится на два основных вида: красножгущуюся, которая после обжига становится красной, и бе-ложгущуюся, которая после обжи-га становится белой. Чтобы определить, с какой глиной вы имеете дело, нужно сделать пробу: обжечь небольшой кусок глины. Даже некоторые черные глины после обжига становятся белыми.


Заготовленную глину промойте и удалите из нее различные примеси. Для этого положите глину в ведро или таз, залейте водой и тщательно размешайте до получения однородной массы. Через несколько часов камни и песок осядут на дно, а всевозможные легкие примеси всплывут. Переложите глину в широкую посуду, дайте подсохнуть, потом тщательно перемните. Готовая для работы глина должна напоминать тесто и легко отставать от руки. Глины, содержащие значительное количество песка, называют тощими. Тощие глины пригодны для изготовления более круп-ных вещей с обобщенными формами. Мелкие изделия с тонкой прора-боткой деталей лепят из жирной глины, не содержащей песка.

Чтобы придать глине некоторые дополнительные качества, в нее вво-дят всевозможные примеси. Керамика станет более легкой и прочной, если в нее ввести немного опилок. Народные мастера Таджикистана вместо опилок добавляют в глину пух камыша-рогоза или тополя. До-бавление в глину окиси железа или шамота значительно ускоряет обжиг. Шамот приготовляют из толченых черепков или красного кирпича. Тол-ченый кирпич просеивают, удаляют керамическую пыль, добиваясь крош-ки, не превышающей размера просяного семени. Шамота в глине должно быть не больше одной пятой части общей массы, иначе качество керамики ухудшится.

Для лепки нужно заготовить специальные скульптурные инструмен-ты — стеки. Стеки вырезают из твердой древесины самшита, груши, яблони, бука или березы. Для влагоустойчивости стеки протирают льня-ным или любым другим растительным маслом. На первый случай лучше всего сделать три стека. Рабочую часть одного из них делают из стальной проволоки, укрепив ее, как показано на рисунке. Этим стеком удобно срезать лишнюю глину.

Но основными инструментами при лепке всегда оставались пальцы. Следы пальцев вносят рукотворность в керамическое изделие, придают особую мягкость формам. Поэтому не увлекайтесь работой стеками и помните, что основное их назначение — проработка мелких деталей и уда-ление лишней глины.
Для начала попробуйте изготовить несложный сосуд. В глубокой древности простейшие сосуды просто выскребали из целого куска глины или же лепили их вручную. В Средней Азии в некоторых селениях до сих пор сохранился ручной способ лепки сосудов. Чтобы изготовить сосуд вручную, вначале вылепите его дно в виде круглой пластины. За-тем раскатайте небольшие куски глины в жгутики одинаковой толщины. Жгутики, начиная со дна, наращивайте виток за витком, делая диаметр каждого витка больше или меньше, в зависимости от требуемой конфи-гурации сосуда. При наращивании жгутиков одновременно затирайте щели между ними и выглаживайте поверхность сосуда.

Для изготовления сосудов более сложной формы применяют гончар-ный круг.
История гончарного ремесла знает два основных типа гончарных кру-гов — ручной и ножной. И тот и другой работают благодаря инерции вращения.

Наиболее древний круг — ручной. Первое упоминание о нем относится к концу четвертого тысячелетия до новой эры. Рабочий диск у него го-раздо массивней, чем у ножного, так как он одновременно служит й маховиком. Гончар левой рукой раскручивал круг, а чтобы поддержи-вать во время работы равномерное вращение, постоянно подкручивал его. Правой рукой мастер формовал сосуд, накладывая спиралью заранее заготов-ленные глиняные жгуты. На таком круге трудно лепить одному сосуды сложной фор-мы, поэтому в древнем Егип-те и Греции при формовке сложных сосудов мастер по-ручал вращать гончарный круг своему подмастерью. Последовательность лепки сосуда из жгутиков.

Ножной гончарный круг появился гораздо позже и быстро вытеснил ручной круг. Теперь у мастера освободились обе руки для формовки сосудов. Повышенная мощность станка позволяет изготовлять крупные и сложные сосуды, к тому же из целого куска глины.
Ножной круг состоит из деревянной станины, вертикальной металли-ческой оси и двух деревянных дисков. В верхней части оси укреплен небольшой диск, на котором мастер формует изделие, а в нижней — маховик в виде большого деревянного круга. Нижним концом ось упи-рается" в упорный подшипник. Гончар вращает маховик правой ногой, периодически подталкивая его, не давая угаснуть равномерному враща-тельному движению.

Теперь многие гончары работают на электрическом гончарном круге. Изготовить такой круг можно своими силами, используя вместо станины старый стол или столярный верстак. Устройство круга показано на рисун-ке. Электродвигатели могут быть самыми различными, но лучше взять двигатель от швейной машины — он снабжен педалью для регулирования скорости вращения. Такие двигатели продаются в магазинах запчастей для швейных машин и стоят вместе с педалью около восьми рублей.
Диаметр рабочего круга — 25—30 см. Круг выточите из бронзы, алю-миния или пластмассы. Можно изготовить круг из многослойной фанеры, доски или древесностружечной плиты, но тогда придется для придания влагоустойчивости пропитать его несколько раз горячей олифой.


1— ручной, 2 — ножной и 3 — электрический гончарные круги.

Соотношение диаметров шкива электромотора и шкива круга рас-считайте так, чтобы круг вращался со скоростью 300—350 оборотов в минуту. Учтите, что вращение должно происходить против часовой стрелки.
Чтобы научиться работать на гончарном круге, нужно запастись тер-пением. Только после хорошей тренировки вы сможете изготовлять про-стейшие сосуды сравнительно небольших размеров.
Перед началом работы на круге приготовьте банку с водой для об-рызгивания глины и смачивания рук. Понадобятся еще губка для удале-ния со дна сосуда лишней воды, кронциркуль и проволока, к концам которой прикреплены деревянные ручки. Все эти приспособления пока-заны на рисунке.

Глину нужно положить на круг строго по центру — гончары называ-ют эту операцию центрированием. Придав куску глины руками форму, близкую шару, несильным, но резким движением бросьте его как можно точнее на середину круга. Кусок глины должен хорошо прилипнуть к кругу. Чтобы облегчить центрирование, можно нанести на круг кон-центрические окружности.
Закрепив глиняную массу, включите мотор и, смочив руки водой, окончательно отцентрируйте глиняный шар, чтобы при вращении круга он казался неподвижным. Затем глину необходимо тщательно промять на вращающемся круге. Для этого ее то вытягивайте в высокий конус, то снова придавайте первоначальную сферическую форму. Эту операцию повторите несколько раз. Из промятой глины удалятся воздушные пу-зырьки, и она станет плотной и однородной.

Промежуточная форма при изготовлении большинства сосудов — ци-линдр, поэтому прежде всего научитесь лепить именно его. В середине глиняной массы плавно нажмите большими пальцами и сделайте цилин-дрическое углубление. Постепенно расширяйте его, доведя диаметр до требуемых размеров. Остальными пальцами формуйте внешнюю стенку цилиндра. Затем вытяните цилиндр. Крупные цилиндры вытягивают двумя руками, из которых одна находится внутри цилиндра, другая на внешней стороне боковой поверхности.

Руки, между которыми должна находиться стенка цилиндра, перемещайте от дна вверх, добиваясь по-лучения тонкой стенки постепенным сближением рук. Руки обращены ладонями к поверхностям цилиндра. Этот прием повторяйте до тех пор, пока не добьетесь нужной высоты цилиндра. Если вы делаете маленький цилиндр, можно работать одной рукой, постепенно сближая большой палец, скользящий по внутренней поверхности, с другими пальцами, скользящими по внешней поверхности. Чтобы руки хорошо скользили и не рвали глину, смачивайте их водой.

Из готового цилиндра формуйте задуманный вами сосуд. Вначале лепите основание. Затем, мягко надавливая пальцами на стенки цилин-дра с внутренней стороны, постепенно расширяйте его. Рука внутри цилиндра и рука на внешней поверхности должны двигаться синхронно. В результате вы получите тулово кувшина. Точно так же, только теперь уже надавливая с внешней стороны, формуйте плечо и шейку. Завершай-те изготовление кувшина лепкой венчика. Воду, скапливающуюся в со-суде, убирайте губкой, которую на проволочном крючке опускайте на дно.

При выполнении нескольких одинаковых сосудов и при копирова-нии пользуйтесь различными шаблонами из дерева или пластмассы.
Готовый сосуд срежьте с остановленного круга проволокой с ручками.
Теперь изделие нужно декорировать. Существует множество способов отделки керамики. Один из древних способов — лощение — очень прост. Поверхность подсохшего изделия натирают любым гладким предметом, уплотняя верхний слой глины до появления блеска. После обжига блеск становится сильнее. Лощеную посуду можно смело использовать в хо-зяйстве, так как она достаточно влагоустойчива.
На Руси лощеную посуду с декоративной целью дополнительно под-вергали чернению.

1 — проволока с ручками, 2 — шаблоны, 3 — губка, 4 — крон-циркуль, 5 — элементы глиняного сосуда.

Для этого в конце обжига в печь бросали какое-нибудь дымящее топливо, например вар. Впитывая дым, сосуды ста-новились черными, сохраняя блеск. Есть еще один способ чернения по-суды. Раскаленную керамику бросают в опилки или в рубленую солому. Остывая, она приобретает черный цвет.

Широко применяют в керамике способ декорирования жидкими гли-нами — ангобами. Если украшаемое изделие изготовлено из красножгу-щейся глины, то ангобы приготавливают из беложгущейся глины. Глину разводят до густоты сметаны и наносят на изделие кистью или резино-вой грушей. Добавляя в глину окислы металлов, можно получить раз-ноцветные ангобы. Сернокислый кобальт дает синий цвет, перекись мар-ганца — коричневый, окись хрома — зеленый, окись никеля — желтый, окись железа — красный, смесь окисей хрома, марганца и кобальта — черный.

Окрашивать керамику можно непосредственно окислами металлов без добавления жидкой глины. Управление в керамике различными от-тенками цвета — сложная задача, и только многочисленными пробами можно ее решить. Сделайте из керамической облицовочной плитки свое-образную палитру. Нанесите на нее мазки разных ангобов, запишите, в каких пропорциях и какие окислы вы добавляли, затем обожгите в печи. Таких плиток можно сделать несколько. Они будут необходимым спра-вочным материалом при подборе нужных цветов.

Яркий декоративный эффект дает техника сграффито. Слегка под-сохшее глиняное изделие полностью или частично покрывают слоем ангоба. После того как ангоб загустеет, но не потеряет пластичности, стеком выскабливают нужный рисунок, обнажая нижний, более темный слой глины.
До сих пор археологи находят в поселениях древнего человека от-дельные черепки и даже целые сосуды, украшенные так называемым текстильорнаментом — отпечатками грубых тканей и сетей.

Штампованный орнамент можно попробовать выполнить с помощью деревянных штампиков, предварительно вырезав на дереве различные элементы узора.
Обжигать глину удобно в муфельной печи, которая продается в учкол-лекторах и есть почти в каждой школе. В печь загружают изделия, предварительно просушенные в течение пяти-шести дней при комнат-ной температуре. В печи под действием высокой температуры глина теряет связанную с ней воду и становится влагоустойчивой и прочной. Обжигают глину примерно около трех часов. Обожженную, но не покры-тую глазурью глину называют терракотой. По окончании обжига печь выключают, и изделия остывают прямо в печи.

Покрытую глазурью керамику называют майоликой. Глазурь, или полива, тонким стекловидным слоем покрывает керамическое изделие, делая краски и ангобы яркими и сочными, полностью предохраняя их от влаги. Известен народный способ приготовления глазури. Разогревают на огне бутылочное стекло и бросают его в холодную воду. Стекло по-крывается мельчайшими трещинами и легко рассыпается. В ступке стекло перетирают в порошок, разводят его водой и добавляют клейстер. Изделия поливают этим составом и дают просохнуть, после чего снова загружают в печь, где выдерживают около трех часов.

В некоторых случаях глазурь на керамических изделиях можно имитировать. Всевозможные украшения, мелкую декоративную скульп-туру и настенные плиты вполне допустимо покрывать вместо трудоем-кой глазури различными лаками. Внешне они почти не отличаются от глазури, но намного упрощают работу, не снижая художественных до-стоинств керамики. Подтверждение тому абашевские игрушки, с большим вкусом расписанные масляной эмалью, знаменитые болгарские черно-лаковые сосуды.